Проверяем машину из Америки: как пользоваться "Карфаксом"

Пошлины, а теперь еще и курс доллара… В общем, подержанные авто из США скоро будут возить только миллионеры, причем долларовые. Но на вторичном рынке остаются тысячи машин из-за океана. Мы расскажем, как проверить их историю.

 

Зачем это нужно в России?

Затем, что далеко не все машины, прибывшие из США к нам до 2009 года, успели отправиться на свалку. Вдумайтесь: чаще всего возили двух-трехлетки, поэтому наиболее молодые "американки" эпохи массового ввоза до введения заградительных пошлин — это машины 2005-2006 годов выпуска.

Помимо типично американских моделей вроде Dodge Neon или Chrysler Sebring, в Россию ехали многочисленные японские и корейские автомобили, изначально созданные для американского рынка. Подробно о традициях Большого Перегона нулевых мы писали в отдельной статье. Пока просто примите как факт: по дорогам России ездят десятки тысяч машин, которые начинали свою жизнь в какой-нибудь семье среднего достатка из Вайоминга или Массачусетса. И их имеет смысл проверять при покупке, потому что везли к нам, к сожалению, очень много хлама на колесах. Но где проверять? Расскажем о трех основных сервисах.

Как появился Carfax

США — это, конечно, не "страна эльфов". Там есть и преступные группировки, и мошенники… Но обмануть покупателя при продаже автомобиля очень сложно. Тюремные сроки за скручивание пробега, лишение страховки битых автомобилей — вот инструменты, которыми борются за "чистоту" вторичного рынка. А еще у них есть системы быстрой онлайн-проверки "на вшивость".

ford_mustang_ecoboost_coupe_16.jpeg


Отцов-основателей компании Carfax Эвина Барнетта и Роберта Дэниела Кларка мы бы назвали сейчас успешными стартаперами. Они пошли в Ассоциацию автодилеров штата Миссури и предложили собирать данные о пробеге обслуживаемых автомобилей, чтобы ушлым продавцам не удавалось безнаказанно скручивать одометры. И дилеры согласились. А почему бы и нет? Два года система готовилась к запуску, и в 1986-м Carfax заработал. Название появилось неслучайно — отчеты клиентам отправляли по факсу. Почему по факсу? Да просто Интернетом тогда еще не пользовались! Веб-сайт появился только в 1996-м, а за три года до этого сеть источников информации Carfax разрослась по всем 50 штатам. Информацию в базе данных искали по VIN-номерам (vehicle identification number). Сегодня база включает в себя не только дилерские центры, но также страховые компании, станции техосмотра, полицейские участки, автомобильные аукционы, автосервисы и Управление транспортных средств (регистрацией в США занимается отдельный орган, а не полиция). Кроме того, действие системы распространилось и на Канаду. Один запрос в Carfax стоит $29,99, а комплект из пяти отчетов — $39,99.
Снимок3.JPG

Его конкурент — Autocheck

Когда стартап превратился в весьма выгодный бизнес, начали подтягиваться конкуренты. В начале 2000-х крупная транснациональная компания Experian, которая занимается информационными сервисами, открыла сайт Autocheck. Там предоставляется несколько более подробная информация об автомобиле, чем в Carfax, и есть несколько "фишек". С помощью Autocheck очень удобно выбирать одну машину из доброго десятка. Во-первых, потому, что за $49,99 можно получить безлимитный доступ к базе. Во-вторых, потому, что система автоматически присваивает каждому автомобилю рейтинг на основании данных. Пользователю только остается заплатить $50, вбить на сайт 10-20 VIN-номеров и выбрать ту машину, где рейтинг выше.
Снимок1.JPG

Еще один конкурент — National Motor Vehicle Title Information System

В отличие от двух других, эта система — государственная. Точнее, это некое государственное частное партнерство между Федеральным департаментом правосудия США и корпорацией CARCO. Сама проверка происходит на сайте с говорящим названием CheckThatVIN.com, то есть "Проверь этот VIN". "Фишек" у NMVTIS, опять же, две. Во-первых, цена. Один отчет стоит 3 доллара 50 центов! Почти вдесятеро дешевле, чем у конкурентов. Во-вторых, немаловажный факт, что только Федеральному департаменту все источники ОБЯЗАНЫ сообщать информацию под страхом привлечения к уголовной ответственности. Тому же "Карфаксу" и "Авточеку" данные можно и не предоставлять, если, например, страховая компания или автосервис связаны преступными узами с недобросовестным автовладельцем. Но есть и минус. История сервиса пока достаточно коротка, и информации по старым автомобилям мало, или ее нет вовсе. Главная наша рекомендация: если решите проверять машину из США, то проверяйте ее сразу по трем базам. Почему? Да просто потому, что всегда существует человеческий фактор. В отчете Carfax может не быть чего-то из отчета Autocheck или NMVTIS и наоборот. В любом случае перед проверкой за деньги всегда можно проверить, есть ли какая-то информация по вашей машине в базе или нет. Это занимает несколько секунд и ничего не стоит. В ответ на свой запрос вы видите: "по этой машине у нас есть 6 записей". Это может быть что угодно — от банального свидетельства о продлении регистрации до ДТП со 100%-ным ущербом.
Снимок.JPG


Российские посредники

Для начала ответим на вопрос: зачем же вообще пользоваться услугами посредников, если при минимальном знании английского можно найти все то же самое на оригинальных американских сайтах? Ответ прост: наши посредники покупают доступ к отчетам оптом и перепродают относительно недорого. Например, один запрос в России стоит от $3,5 до $5,75. Сайтов, которые предлагают такие услуги, очень много: mycarfax.ru, vincarfax.ru, vinbase.ru, vinvin.ru… Перед тем как отдавать свои деньги, сравните эти сайты. Где-то можно получить отчеты сразу и по Carfax, и по Autocheck, где-то бесплатно увидеть "превью" с количеством записей об автомобиле… В общем, есть из чего выбрать. Отчетами из NMVTIS, как нетрудно догадаться, в России не торгуют, потому что прибыль сделать не на чем.

Примеры выписок из базы

Итак, в качестве подопытного мы взяли старый Ford Focus 2000 года, который я купил по большой глупости несколько лет назад. Он был безнадежно гнилой, и впоследствии я его продал за 80 000 рублей одному своему приятелю "с руками" и большим количеством свободного времени. Что нам расскажут о нем американские сервисы?

Проверка в Carfax

Carfax первым делом расстроил, что машина была продана с аукциона как утильная, и у нее было два владельца. Оба из штата Вермонт, причем первый владел ею 3 года и 2 месяца, а второй — всего 8 дней. Судя по всему, второй хозяин — это аукционная площадка, с которой мой Focus быстренько купил предприимчивый российский перегонщик, чтобы потом "впарить" ничего не подозревающему покупателю в России. Последний зафиксированный пробег составил 56 188 миль, что весьма неплохо. И все-таки с учетом утильного статуса, по американским меркам Carfax оценил ее на $1 610 меньше средней оценочной стоимости. В общем, в зависимости от штата, ее теоретически можно было бы продать долларов за 300-400. На втором слайде отчета уже немного интересного. Мы лишь поняли еще раз, что проблема выявлена уже у второго собственника, в ДТП автомобиль получил серьезные повреждения и с гарантии производителя снят. Третий слайд добавляет чуть больше деталей. На заводе машину собрали 5 октября 2000 года, продали лишь 20 августа следующего, 2001 года. 10 ноября 2004-го она поступила в битом состоянии на площадку аукциона и уже 18 ноября оттуда увезена. Разумеется, никаких персональных данных владельцев.

Проверка в Autocheck

Как видно из скриншотов, отчет "Авточека" несколько отличается. Он правильно указал страну сборки: не США, а Мексика. Вот только почему-то год производства значится 2001-й, а не 2000-й, как есть на самом деле, а владелец указан единственный. Оценки стоимости не дается, зато есть рейтинг, и он равен 13.


На втором слайде мы снова видим, что машина получила статус утильной и потеряла право оформления страховки. Зато никаких отметок о том, что она была затоплена, брошена, сожжена, продана на "сером" рынке, а пробег ее не скручивался. Дальше еще целый список проблем, которых у моего Focus не было. Никаких таксопарков, использования в полиции и других госструктурах или организациях. И самое интересное — никаких свидетельств о ДТП! Стало даже любопытно, при каких обстоятельствах машина получила статус утильной… На четвертом слайде мы видим, что Autocheck имеет не меньше информации, чем Carfax, просто странно ее интерпретирует. То есть в их базе есть запись о производстве в октябре 2000-го и о сдаче в утиль в ноябре 2004-го. А заодно указаны города — большую часть жизни машина провела в Северном Конкорде, а закончила свою американскую биографию в часе езды к северу, в Эссексе.

Проверка в NMVTIS

Государственный сервис оказался бесполезен. К сожалению, поверхностный бесплатный запрос не дал вообще никаких результатов, видимо, машин 2000 года выпуска в базе относительно нового сервиса просто нет.
Снимок2121.JPG


Сегодня в России

Как мы уже писали ранее, спрос на американские автомобили в России пришелся на середину нулевых. Сейчас поток машин, плывущих к нам из-за океана, практически иссяк. Как это отразилось на популярности систем Carfax и Autocheck у наших соотечественников? Насколько часто к этим базам сейчас обращаются любители заокеанской экзотики? Интересуется ли четвертый российский владелец, какое прошлое было на родине у его пятнадцатилетнего Crysler LHS? С этими вопросами я обратился к сотрудникам российских операторов Carfax и Autocheck. Одни согласились комментировать вопрос открыто, другие попросили не называть настоящих имен и фамилий, и мы пошли им навстречу.
Менеджер клиентского отдела компании VinCarfax
"Спрос действительно упал. Сейчас автомобили редко пригоняют из США, а те, которые купили ранее, уже давно проверили. Изредка еще отчеты запрашиваются, но такого массового спроса, как несколько лет назад, не наблюдается".

Ведущий специалист MyCarFax
"В последние годы незначительный спад наблюдается, но я бы списал это скорее на конкуренцию в отрасли в целом, чем на потерю интереса к отчетам. Часто проверяют не только автомобили, которые в данный момент выставлены на продажу в США, но и те, которые продаются на вторичных рынках стран СНГ".

Как видно, окончательно списывать со счетов Carfax и его конкурентов пока рано. Пускай отчет не будет содержать в себе информации о жизни автомобиля в России, однако избежать покупки откровенно "убитых" экземпляров с помощью этих сервисов можно. И все-таки нужно понимать, что далеко не вся информация попадает в отчеты. Независимые автосервисы редко "сливают" информацию в базу, а ведь именно там многие американцы ремонтируют автомобили после аварий.

Осторожно: мошенники!

Отдельно стоит упомянуть тему интернет-мошенничества с данными от Carfax и Autocheck. Во-первых, следует помнить, что бесплатных полных отчетов не бывает и доверять такой информации уж точно не стоит. Во-вторых, любой нормальный сервис, прежде чем предложить вам произвести оплату, предоставляет краткий отчет по запрашиваемому VIN-номеру. Это служит гарантией того, что вы заказываете отчет именно по интересующему вас авто. Если сайт такого отчета не дает, а настойчиво просит предоставить ваши персональные данные, в том числе номер телефона, то это серьезный повод задуматься. Косвенным подтверждением честности выбранного ресурса может служить широкий выбор способов оплаты. Лучше всего, если есть возможность оплаты картой, а также с помощью интернет-валюты WebMoney или "Яндекс.Деньги". Если предлагается исключительно оплата посредством SMS, отказывайтесь от такой услуги.

Что в итоге?

Если вы покупаете машину с американским прошлым, то не пожалейте нескольких сотен рублей, "пробейте" ее по Carfax и Autocheck, а также попытайте счастья и в NMVTIS. Впрочем, это не освобождает вас от необходимости внимательно проверить авто на профильной СТО, чтобы точно убедиться, что в эксплуатации автомобиль не доставит существенных проблем.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings