С оглядкой на Европу: для чего создали первый советский лифтбек Иж-Комби

22803 4 26
В шестидесятые годы в СССР столкнулись с проблемой: платежеспособный спрос на автомобили был, а вот сама автомобильная промышленность необходимыми производственными мощностями не располагала. Скудная линейка доступных автомобилей (только Запорожцы и Москвичи, по сути) привели к приобретению у итальянцев лицензии на производство модернизированного Fiat-124. Тем не менее нашлись и те, кто предложил «продублировать» собственные предприятия, запустив на них ту же модель собственной разработки, которая уже выпускалась в СССР. И поскольку Запорожец был слишком маленьким и непрактичным, а Волга, напротив, чрезмерно «служебной» и дорогой, речь, разумеется, шла о Москвиче.

Благодаря поддержке председателя Высшего совета народного хозяйства СССР Д.Ф. Устинова, летом 1965 года (то есть, еще в дожигулевскую эпоху!) был подписан приказ о создании автомобильного производства на выпускающем продукцию для ВПК «Ижмаше». Причем практически сразу же на заводе заработало и собственное конструкторское бюро, которое тут же занялось разработкой перспективной модели на платформе Москвича, хотя никакого технического задания по такому проекту, разумеется, никто не давал.

Казалось бы, оружие и автомобили относятся к совершенно разным сферам деятельности, но и то, и другое обычно производится одной отраслью — машиностроительной.

Предсерийный прототипы Иж-Комби

Предсерийный прототип Иж-Комби

Западные технологии

Впрочем, для создания автомобильного производства в Удмуртии пришлось потратить огромные средства, ведь на территории площадью 120 га было запущено предприятие с общей площадью цехов свыше 500 000 квадратных метров!

Статьи / История
«Универсальный горячий парень»: как хэтчбек стал одним из самых популярных типов кузова

Примелькавшийся, совершенно будничный для нас хэтч на самом деле оказался эпохальным кузовом. К моменту, когда автомобиль стал достаточно беспроблемным с технической точки зрения и...

13713 2 10

Вдобавок не обошлось без оборудования иностранного производства — в частности, для штамповки кузовных панелей во Франции был приобретен 160-тонный пресс, да и многое другое для сварки, окраски, обработки и сборки кузовов было куплено именно в этой стране по лицензии ряда иностранных компаний, среди которых — и производитель автомобилей Renault. К французскому автопрому в СССР относились положительно — не случайно ведь Renault 16 также рассматривался в качестве возможного варианта для выпуска по лицензии на Волжском автозаводе.

Как бы то ни было, технологически автомобильный завод в Ижевске явно опережал «донора» — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Именно поэтому Ижи первых лет по качеству изготовления и сборки даже превосходили аналогичные Москвичи.

Производство в Удмуртии заработало практически одновременно с Тольяттинским автогигантом — осенью 1970 года, а уже в 1971-м было выпущено около 70 000 автомобилей Иж.

Вскоре после выхода уже упоминавшейся модели Renault 16, получившей в 1966 году титул «Европейский автомобиль года», ижевские конструкторы представили опытный образец своей «пятидверки» — но не привычного универсала, а машины с сильным наклоном заднего стекла и удлинённой относительно седана крышей. Кузов автомобиля по функциональности представлял нечто среднее между «респектабельным» седаном и утилитарным универсалом, ведь проём пятой двери был гораздо больше, чем у обычного Москвича, а внешне машина смотрелась весьма элегантно.

Предсерийные прототипы Иж-Комби имели привычные круглые фары

Автомобиль заметно отличался от «исходного» Москвича и решением передней части с обилием хрома, и характерной формой радиаторной решетки, в углублениях которой были утоплены прямоугольные фары вместо привычных круглых. Да и задняя оптика довольно больших размеров по дизайну и конструкции радикально отличалась от скромных москвичовских «фонариков».

1 / 3
В середине семидесятых на фоне остальных советских автомобилей Иж-2125 выглядел очень необычно и даже авангардно
2 / 3
В середине семидесятых на фоне остальных советских автомобилей Иж-2125 выглядел очень необычно и даже авангардно
3 / 3
В середине семидесятых на фоне остальных советских автомобилей Иж-2125 выглядел очень необычно и даже авангардно
1 / 2
Ранний Иж-2125 легко отличить по дизайну радиаторной решетки и прямоугольным фарам. Обратите внимание на расположение зеркал заднего вида
2 / 2
Ранний Иж-2125 легко отличить по дизайну радиаторной решетки и прямоугольным фарам. Обратите внимание на расположение зеркал заднего вида

Благодаря этим нововведениям машина казалась совершенно новой моделью, не имеющей с Москвичом почти ничего общего.

1 / 5
Модель-копия Иж-2125 производства DeAgostini для журнальной серии "Автолегенды СССР"
2 / 5
Модель-копия Иж-2125 производства DeAgostini для журнальной серии "Автолегенды СССР"
3 / 5
Модель-копия Иж-2125 производства DeAgostini для журнальной серии "Автолегенды СССР"
4 / 5
Модель-копия Иж-2125 производства DeAgostini для журнальной серии "Автолегенды СССР"
5 / 5
Модель-копия Иж-2125 производства DeAgostini для журнальной серии "Автолегенды СССР"

Конечно, было заметно, что дверные проёмы и лобовое стекло остались прежними, однако у автомобиля появился динамичный силуэт, роднивший его с тем самым «первым в мире хэтчбеком» — то есть, моделью Renault 16.

1 / 4
На фото: Renault 16
2 / 4
На фото: Renault 16
3 / 4
На фото: Renault 16
4 / 4
На фото: Renault 16

Впрочем, еще один «француз» — Citroёn GS — по общей концепции экстерьера также перекликался и с «соотечественником», и с нашей машиной.

1 / 6
На фото: Citroёn GS
2 / 6
На фото: Citroёn GS
3 / 6
На фото: Citroёn GS
4 / 6
На фото: Citroёn GS
5 / 6
На фото: Citroёn GS
6 / 6
На фото: Citroёn GS
1 / 2
У французских машин с приводом на передние колеса – очень «плотная» компоновка. К примеру, запасное колесо у них располагалось в моторном отсеке!
2 / 2
У французских машин с приводом на передние колеса – очень «плотная» компоновка. К примеру, запасное колесо у них располагалось в моторном отсеке!

А появившиеся впоследствии Volkswagen Passat B1 и Audi 100 лишь подтверждают правильность направления, выбранного ижевскими конструкторами.

1 / 3
Пятидверный Volkswagen Passat B1 начали выпускать в том же 1973 году, что и Иж-Комби
2 / 3
Пятидверный Volkswagen Passat B1 начали выпускать в том же 1973 году, что и Иж-Комби
3 / 3
Пятидверный Volkswagen Passat B1 начали выпускать в том же 1973 году, что и Иж-Комби
1 / 3
Audi 100 только во втором поколении получил такой тип кузова.
2 / 3
Audi 100 только во втором поколении получил такой тип кузова.
3 / 3
Audi 100 только во втором поколении получил такой тип кузова.

Перевозчик

Несмотря на непривычность внешнего вида, высшее руководство Минавтопрома СССР не «зарубило» проект, как оно делало в следующем десятилетии с экспериментальными Москвичами, Ижами и Волгами. После того как на Ижмаше запустили в серию Москвич-412, на заводе занялись и собственными наработками на базе московского автомобиля. В первую очередь запустили фургон модели 2715, получивший за свою характерную форму кличку «каблук», а затем перешли и к тому самому Комби — автомобилю с двухобъемным пятидверным кузовом типа лифтбэк. Сегодня машина с таким решением задней части выглядит вполне ординарно, но в начале семидесятых на фоне остальных моделей Москвич и даже новейшего ВАЗ-2101 ижевский автомобиль произвел настоящий фурор.

izh_2125

Пожалуй, для консервативного советского покупателя облик Иж-2125 был бы даже слишком авангардным, если бы не одно «но» — практичность. Свежеиспеченные покупатели Ижей быстро поняли, что по уровню практичности такой тип кузова намного превосходит обычный седан, хотя машина не производит при этом впечатление «сарая» благодаря сильному наклону задней двери. Интересно, что она открывалась и удерживалась в таком положении специальными сервомеханизмами телескопической конструкции. Важное отличие от универсалов — наличие специальной полки, отделявшей багажное отделение от салона. Конечно, полной изоляции грузов от пассажиров, как на седанах, здесь не было, но в салоне Иж-Комби было почти так же тихо и комфортно, как в обычном четырехдверном «лимузине».

Пятидверный Иж-Комби пришелся по вкусу многим советским автомобилистам

Пятидверный Иж-Комби пришелся по вкусу многим советским автомобилистам

Рядом с расположенным в самом низу задней части бензобаком находилась ниша для размещения запасного колеса и инструментов, а многие владельцы возили в ней запас эксплуатационных жидкостей и ЗИП — детали, которые могли пригодиться в пути. При сложенном заднем сиденье объем багажника превышал один кубометр — великолепный показатель с учетом габаритов и назначения автомобиля грузоподъемностью всего 200 кг.

Статьи / История
Тридцать шесть лет рестайлингов: чем Москвич держался за конвейер

Было время, когда модели автомобилей в СССР обновлялись как во всем развитом мире – каждые пять-шесть лет. Вот и Москвич-408 никто не думал строить до скончания века (конечно же, имеется в виду век...

34149 6 21

Конечно, длинная крыша и большой проём задней двери ослабляли кузов в сравнении с обычным седаном. Поэтому заднюю часть Иж-2125 укрепили новыми силовыми элементами, образовавшими своеобразную интегрированную раму. А чтобы с нагрузками справилась и подвеска, в неё внедрили дополнительные рессорные листы. Впоследствии за высокие способности по перевозке грузов крепкий и неприхотливый Иж-Комби ценили многие владельцы — особенно те, кто проживал в сельской местности. Мешки с картошкой и прочей сельхозпродукцией, стройматериалы и даже животных — какие только грузы не приходилось возить первому советскому лифтбеку! А ведь отдельные автомобилисты еще и ставили багажник на крышу…

Интересная деталь — у модели существовало два официальных наименования: Иж-2125 и Иж-Комби. Как правило, большинство советских обывателей называло эту машину именно так — Иж-Комби. У столь необычного торгового наименования немецкие корни — так в специальной литературе было принято называть автомобиль с дверью, а не крышкой багажника.

От раннего — к «пазнему»

Новую модель на Ижмаше начали выпускать в 1973 году. При этом технически автомобиль полностью повторял обычный Москвич-412 — точнее, его самую последнюю на тот момент версию с двигателем УЗАМ-412 мощностью 75 л.с. и «облагороженным» накладками интерьером.

По меркам середины семидесятых годов, и внешне, и внутри Иж-Комби выглядел достойно не только на фоне Жигулей, но и в сравнении с иностранными аналогами

1 / 2
Двигатель УЗАМ-412 обеспечивал ижевской машине достаточные динамические качества
2 / 2
Двигатель УЗАМ-412 обеспечивал ижевской машине достаточные динамические качества

Интересно, что выход на рынок новой модели АЗЛК-2140 не прошел даром и для ижевского Комби. Уже в 1975 году опытные образцы «примерили» на себя травмобезопасные дверные ручки, а решетка радиатора получила новый рисунок.

Прототип Иж-21251. Обратите внимание – ручки на дверях расположены так же, как на АЗЛК-2140

Прототип Иж-21251. Обратите внимание – ручки на дверях расположены так же, как на АЗЛК-2140

Однако «фейслифтинг» Иж-Комби несколько затянулся — сначала автомобиль модификации 21251 получил лишь двухконтурную тормозную систему с передними дисковыми тормозами и гидровакуумным усилителем.

В дальнейшем, как и на Москвичах, система охлаждения Иж-Комби для перехода на антифриз стала замкнутой и получила расширительный бачок, а усовершенствование узлов трансмиссии позволило перейти на масло ТАД-17.

На фото: Иж-21251

На фото: Иж-21251

В начале восьмидесятых дошла очередь и до изменений во внешности. С одной стороны, после «рестайлинга» Иж-Комби стал явно современнее, с другой — проиграл в «люксовости» отделки, которая в угоду времени стала более грубой и примитивной. Так, в ходе модернизаций машина избавилась не только от архаичных форточек в передних дверях, но и от прямоугольных фар, а хром на передке заменили черной краской. Из-за такого решения «выражение лица» Иж-21251 стало заметно проще и скучнее.

Если десятилетием ранее Иж-Комби выглядел этаким заграничным денди, то после модернизации версия с добавочной единичкой в индексе напоминала сельского парня, попавшего в город для учебы в ПТУ

Вдобавок лист крыши на 251-м стал немного тоньше, что привело к необходимости ввести конструктивные изменения — пару продольных выштамповок, по которым проще всего отличить «пазний Иж» от раннего Иж-Комби.

Тот самый «пазний Иж» конца восьмидесятых выглядел уже не слишком «загранично»

Тот самый «пазний Иж» конца восьмидесятых выглядел уже не слишком «загранично»

Травмобезопасные дверные ручки на Иж-21251 расположили ниже поясной линии, в то время как на Москвиче-2140 они находились сразу под боковыми стёклами. Именно по расположению этих деталей в восьмидесятые годы можно было безошибочно отличить продукцию Московского и Ижевского автозаводов, ведь упомянутые изменения экстерьера и техники «перекочевали» и на все остальные автомобили модельного ряда Ижмаша.

На фото: Иж-21251

На фото: Иж-21251

Подобно московским коллегам, в Удмуртии тоже хотели выпускать свой «суперлюкс» — модификацию с улучшенными потребительскими свойствами. Опытный образец с обозначением 21251 SL имел иное оформление передка с прямоугольными фарами, оснащался спойлером и щеточными фароочистителями, а также дополнительной хромированной отделкой и другими колпаками. Однако модели так и суждено было остаться в образе «народнохозяйственного» лифтбека для дачи и села.

1 / 5
После рестайлинга: Иж-21251 (на фото – слева) смотрелся куда проще первоначальной модели
2 / 5
После рестайлинга: Иж-21251 (на фото – слева) смотрелся куда проще первоначальной модели
3 / 5
После рестайлинга: Иж-21251 (на фото – слева) смотрелся куда проще первоначальной модели
4 / 5
После рестайлинга: Иж-21251 (на фото – слева) смотрелся куда проще первоначальной модели
5 / 5
После рестайлинга: Иж-21251 (на фото – слева) смотрелся куда проще первоначальной модели

Несмотря на то что с начала выпуска первоначальной модели Иж-2125 прошло полтора десятилетия, даже в конце восьмидесятых Комби пользовался стабильным спросом благодаря удачному набору потребительских качеств — неплохой грузоподъемности, выносливости, неприхотливости, простоте и относительной надежности. «Свой» покупатель этой модели точно знал, для чего ему это было нужно.

Иж-21251 часто встречался в сельской местности

Иж-21251 часто встречался в сельской местности

Правда, к началу девяностых годов качество ощутимо упало, а в первые годы после распада СССР оно стало и вовсе удручающим. Несколько шокирующих примеров: не редкостью были автомобили, окрашенные… без грунтовки, то есть прямо по металлу. Еще вариант — автомобиль, купленный новым без… амортизаторов, причем, судя по нетронутой краске на кузове, «их там и не стояло».

«Портрет покупателя»: примерно так и выглядел типичный владелец Иж-Комби

«Портрет покупателя»: примерно так и выглядел типичный владелец Иж-Комби

К середине девяностых на Ижмаше наконец-то осилили запуск своего «долгостроя» — модели Иж-2126, что и послужило поводом для прекращения производства Иж-21251 в 1997 году после реструктуризации Ижмаша и отделения автозавода в дочернее акционерное предприятие «Ижмаш-Авто». Тем не менее почти четверть века с конвейера в Ижевске сходил один из самых необычных советских автомобилей, в котором сочетались привычная москвичовская начинка и прогрессивный тип кузова.

Отличия Иж-2125 от седана М-412:

  • Тип кузова
  • Усиленная силовая конструкция
  • Повышенная грузоподъемность
  • Складывающееся заднее сиденье
  • Крупные задние фонари
  • Решетка радиатора
  • Вертикальные передние подфарники
  • Прямоугольные передние фары
Поделиться: 0 25 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
flankertactical

Кстати чернение передней панели (радиаторной решетки) стали делать на моделях 2125 (с прямоугольными фарами). Дедовская Комби выпуска 77 или 78 года такая - до сих пор в гараже стоит.
Сильно имхо - черная решетка смотрится сильно лучше хромированной (опять же, говоря про 2125 - вот с круглыми фарами таки да, колхоз)

Предлагаю ижевскому автозаводу подать иск в международный суд на торговую марку Adidas за использование их дизайна Adidas Performance )))

Позвольте спросить: а почему именно "лифтбек"? Какие к этому критерии? VW Passat на платформе B1 был чем? Audi 100 Avant ДО кузова 4A имела очень сильный наклон пятой двери. Вроде универсалы (хэтчбек подразумевает укороченный свес). Почему тогда Audi 100 avant 44/C3 не назвали "лифтбеком"?

>> Audi 100 только во втором поколении получил такой тип кузова
Да, но только Audi 100 относился наверное всё-таки к европейскому сегменту "E" (а Passat к "D"), а не к "C" как Москвич 😉

Кстати исправьте:
>> Как бы то ни было, технологический автомобильный
>> завод в Ижевске явно опережал «донора»
ИМХО правильнее звучит как: "технологическИ автомобильный завод в Ижевске явно опережал «донора»".

Семён Смирнов

А в силу невеликого тиража (~66к за 9 лет) 2125 нынче практически на вес золота...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Знак «Шипы»: еще нужен или уже нет?

Многочисленные и продолжительные дискуссии, которые ведутся об отмене знака «Шипы», введенного весной 2017 года, уже спровоцировали в умах многих автовладельцев путаницу. Из-за того, что о потенциальной отмене…

1986 1 0
Статьи / История
Срыв сроков на год, сырая конструкция и героизм заводчан: как запускали первую «Буханку» УАЗ-450

Казалось бы, неоспоримый факт: 60 лет назад – в январе 1958 года – Ульяновский Государственный автомобильный завод начал выпуск УАЗ-450. Между тем, изучение материалов того времени если и не опровергает эту дату, то по…

2700 0 0
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

21247 0 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: АКП с обратной стороны Земли и цепь от УАЗа

Скажем честно: Actyon New – не самая популярная машина. И причина этого не в корейском происхождении или страшном дизайне, нет. Выглядит кроссовер вполне современно, а у “корейцев” уже давно есть большая армия…

6149 20 0
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: коррозия всего и гирлянда неисправностей на приборке

Дешевый кроссовер с автоматом, который наполовину собран из деталей Мерседеса — это мечта, а не автомобиль. Во всяком случае, так думали те, кто покупал эту машину, оглядываясь на Actyon первого поколения. Но как…

11950 31 2
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra XD с пробегом: под хруст гранат и стук клапанов

Elantra этого поколения получилась на редкость удачной. Настолько, что первая часть обзора, посвящённая кузову, салону, ходовой части и электрике этого автомобиля, даже кажется скучной. Что ж, вся надежда на моторы и…

2312 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

176945 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

69947 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

30906 23 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

26525 5 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

18423 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

14595 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

38602 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

21247 0 4
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

12687 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

401319 6 192
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

81809 1 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

36343 3 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?