Сравнение отечественного и импортного автопрома 1960-х: такие разные «шестидесятники»

50765 6 28

60-е годы для отечественного автомобилестроения – это период активной работы по завоеванию иностранных рынков, создания экспортных версий, которые отличались от «внутренних». Так с кем же приходилось конкурировать нашим Волгам и Москвичам, и чем мы били «буржуйских конкурентов»?

 

«Шестидесятники» здесь и там

ЗАЗ-966 – NSU Prinz

Вторая по счету серийная модель Запорожца встала на конвейер в 1966 году, причем шла к нему очень долго. Так, первый опытный образец машины был продемонстрирован на ВДНХ еще в 1961 году, почти сразу со стартом производства «горбатого» ЗАЗика. Изначально «ушастый» разрабатывался под новый силовой агрегат мощностью 40 л.с., но в связи с проблемами у смежников (в основном, Мелитопольского моторного завода), первое время на новую модель устанавливался старый маломощный мотор от ЗАЗ-965. В связи с этим первые «966-е» получили литеру «В» в индексе, которая расшифровывалась как «временный». Уже после запуска более мощного мотора МеМЗ-968 слабенький МеМЗ-966 долгое время выпускался параллельно и устанавливался преимущественно на инвалидные версии Запорожцев вплоть до начала 90-х.

На фото: NSU Prinz и ЗАЗ-966


Многие автолюбители аналогом ЗАЗ-966 и одновременно образцом для копирования считают немецкий NSU Prinz IV. Но «Принц» нельзя назвать донором идей для нашей микролитражки, потому что их опытные прототипы появились почти одновременно, да и конструктивно они мало чем схожи. Образцом для советских и немецких конструкторов стал американский заднемоторный полноразмерный седан Chevrolet Corvair. NSU Prinz оснащался двухцилиндровым мотором воздушного охлаждения, в отличие от Запорожца с его двигателем с четырьмя цилиндрами. Максимальная скорость у ЗАЗа составляла 120 км/ч, а на разгон с места до «сотни» требовалось 32 с. У «немца» эти показатели составляли 113 км/ч и 36 секунд соответственно. Тест-пилоты, опробовавшие машины в период, когда они были новинками, отмечали у обеих высокое качество сборки и простоту конструкции.

Москвич-408 – Simca 1300 Berline

Замену «маленькой Волге», модели 403, начали разрабатывать за 5 лет до начала производства – в 1959 году. Первые ходовые макеты Москвича-408 сооружали на шасси предыдущей модели: детали из стеклопластика «налепляли» прямо на кузов 403-го. В разработке находилось сразу пять типов кузовов: седан (индекс 408), универсал (индекс 426), фургон (индекс 433), купе и кабриолет. Как известно, до серийного производства дошли только первые три варианта. Экспортные модификации почти не отличались конструктивно от внутрисоюзных вариантов, разве что их более тщательно проверяли на сборочном конвейере.


На фото: Москвич-408


Сегодня принято считать, что автомобили этой модели с четырехфарной системой освещения шли исключительно на экспорт, но покупателям за границей предлагались на выбор версии как с двумя, так и с четырьмя фарами (оптика была преимущественно импортного производства, таких фирм как Hella, Bosch и пр.). Кстати, обе системы освещения могли выпускаться как с «американским», так и с «европейским» светораспределением. Интересно, что дилеры в Европе сами предлагали для 408-го дополнительное оборудование, которое включало виниловую крышу, фальшдиски, наружные зеркала заднего вида и так далее.


На фото: Simca 1300 Berline


Одним из главных конкурентов Москвича на европейских рынках была Simca 1300. Машина пошла в производство в 1963 году. Она, как и ее советский аналог, оснащалась 1,3-литровым бензиновым мотором почти равной мощности (53 л.с. у иномарки и 50 сил у МЗМА). Максимальная скорость отличалась и того меньше – всего на 2 км/ч (129 и 131 км/ч, соответственно). Существовал также и универсал на базе Симки, в его багажнике за дополнительную плату устанавливались два дополнительных детских кресла. Советская машина такой опции не имела.

Москвич 408 «Турист» – Ford Cortina

Москвич 408 «Турист» – это концептуальное купе (существовал также вариант в кузове кабриолет со съемной жесткой крышей), которое рассматривалось московскими конструкторами как возможный вариант спортивного автомобиля среднего класса. Эту машину с посадочной формулой 2+2 относили к классу «гран туризмо», и специальным документом планировалось запустить ее в производство в 1965 году. Согласно техническому заданию, у машины должна была быть максимальная скорость на уровне 135 км/ч, при снаряженной массе не более 900 кг ее планировали оснастить форсированным двигателем. Предназначение также не менее интересное – «для экспорта, проката и индивидуального пользования».


На фото: Москвич 408 «Турист» кабриолет


Как вспоминал главный конструктор МЗМА А. Ф. Андронов, планировалось выпускать не более 150 купе в год. Автомобиль конструктивно почти не отличался от серийного седана, разве что рамка лобового стекла была собственной конструкции, да на днище прибавилось усилителей для сохранения жесткости кузова. По неподтвержденной информации, на одном из купе даже испытывали механический впрыск топлива, а боковые панели и задние крылья одного из прототипов выполнялись из алюминия. Виновником того, что такая интересная машина не пошла на конвейер, можно считать советскую плановую экономику. В связи с промедлениями предприятий-смежников серийный выпуск всего семейства наладили позже запланированных сроков, а на купе и вовсе не осталось времени.


На фото: Москвич 408 «Турист»


Седан Москвич-408 отлично продавался в Европе, но в середине 60-х о его двухдверной версии напомнил генеральный директор бельгийской фирмы «Скалдия-Волга» В. Г. Черкасов. Он, понимая востребованость такой модели на рынках капстран, поторапливал инженеров с началом выпуска купе. Советский импортер даже предлагал до запуска в производство двигателя модели 412 временно устанавливать на московскую двухдверку моторы от Ford Cortina. Так сам собой нарисовался главный конкурент «Туристу».


На фото: Ford Cortina


Производство недорого седана Ford Cortina стартовало в 1963 году. «Двухдверка» на его базе оснащалась 1,5-литровым мотором мощностью 79 л.с. и четырехступенчатой «механикой». В списке опций также присутствовал трехступенчатый «автомат». Но никаких вам алюминиевых кузовных панелей, инжекторов и съемных крыш. То есть, если бы наш демократичный «Турист» дошел бы до серийного образца, можно быть уверенным, что годовая планка в 150 экземпляров была бы превышена не на один порядок. Справедливости ради скажем, что на фоне Ford Cortina наш Москвич «Турист» выглядел более стремительным. Зато у Cortina имелась версия от Lotus – с двигателем с двумя распределительными валами мощностью 105 л.с.

ВАЗ-2101 – Fiat 124

ВАЗ-2101 – это «неправильный» клон итальянского Fiat 124. Скажите, как можно скопировать автомобиль и при этом внести в него около 800 изменений? Сразу должны оговориться, что помещаем «копейку» в 60-е годы, потому что она была полностью сконструирована и обкатана именно в этом десятилетии, а 19 апреля 1970 года уже стартовал серийный выпуск седана. История автомобиля началась летом 1966 года, когда было подписано соглашение между советским Внешторгом и компанией Fiat. Как базовую выбрали 124-ю модель. Когда итальянцы в Турине показали нашим свою машину, советской делегации она целиком понравилась. Недовольным оказался лишь один член делегации – А. Ф. Андронов, на то время главный конструктор МЗМА. Он не захотел подписывать соглашение касательно базовой машины.


На фото: ВАЗ-2101


В самолете, по пути из Италии в Москву, его уговаривали и профильный министр, и его заместитель, но опытный инженер стоял на своем: нужно установить на машину верхневальный двигатель, а также заменить задние дисковые тормоза на барабанные. Чиновникам пришлось надавить на итальянцев и внести конструктивные изменения. Таким образом, технический руководитель конкурирующей фирмы (ведь МЗМА и ВАЗ выпускали машины одного класса) помог сделать Жигули лучше.


На фото: Fiat 124


Fiat 124 был запущен в производство в 1966 году и в сравнении с ВАЗом обладал некоторыми устаревшими «фишками» – нижневальным двигателем, реактивной трубой карданного вала, выступающими дверными ручками и другими особенностями. Сотрудничество с СССР позволило итальянцам накопить серьезный опыт по испытанию своих машин и существенно усилить их конструкцию. Несмотря на это, на некоторых зарубежных рынках ВАЗ продавался лучше своего прототипа Фиата из-за модернизированной конструкции и конкурентоспособной цены.

ГАЗ-24 – Ford Falcon

Проектирование новой Волги началось в 1958 году. Автомобиль изначально конструировался под четыре силовых агрегата – модернизированный четырехцилиндровый от ГАЗ-21, 6-цилиндровый новый агрегат, V8 от Чайки и 4-цилиндровый дизель. В целом, внешний облик и конструкция седана сформировалась к 1964 году, но в производство машина поступила только через 3 года. К сожалению, до конвейера и массовой серии дошел только один-единственный четырехцилиндровый бензиновый мотор ЗМЗ-24Д объемом 2,445 л и мощностью 95 л.с. Как ни странно, в Европе прямого аналога «новой» Волге в то время не наблюдалось – крупные седаны Старого Света были или мельче, или слабее.


На фото: ГАЗ-24 «Волга»



А вот американский Ford Falcon – вполне достойный конкурент для ГАЗ-24. Заокеанский автомобиль выпускался с 1960 по 1970 годы. Машины почти идентичны по размеру (колесная база отличалась лишь на 4 см в пользу ГАЗа), схожи они и в техническом плане: спереди пружинная, сзади рессорная подвеска, барабанные тормоза «по кругу». Седан оснащался 2,4-литровым двигателем мощностью 85 л.с., в паре с которым работала трехступенчатая «механика» или двухступенчатый «автомат».


На фото: Ford Falcon



Машина благодаря закругленным формам визуально казалась меньше, чем была на самом деле – «фордовцы» не хотели создавать лишней конкуренции большим моделям марки. Стоит отметить, что усилитель тормозов, который на Волге был уже в базе, на Фальконе поначалу отсутствовал даже в качестве опции. Интересно также, что на шасси Ford Falcon был построен первый Мустанг.

ЗИЛ-114 – Lincoln Continental

ЗИЛ-114 – это лимузин представительского класса, который создавался в КБ ЗИЛа в 60-е годы как замена устаревшему 111-му семейству с различными индексами. Кстати, ЗИЛ-114 – это первый отечественный «членовоз», который не имел прямых импортных аналогов и напрямую не заимствовал черты других машин. Консервативный дизайн стал залогом долгой конвейерной жизни: машина на всем своем производственном веку (с 1967 по 1976 годы) оставалась вполне свежей внешне. Всего за эти годы было выпущено 113 экземпляров.


На фото: ЗИЛ-114



Среди иномарок в конкуренты ЗИЛу больше всех годится, пожалуй, Lincoln Continental четвертой генерации. Стоит сразу оговориться, что хоть «американец» был намного популярнее – с 1961 по 1969 год было продано 300 000 экземпляров, но по техническим характеристикам он примерно ровня «русскому». К тому же, именно на базе Lincoln Continental был создан специальный открытый автомобиль SS-100-X для Кеннеди.


На фото: Lincoln Continental



Советский лимузин оснащался 7-литровым бензиновым мотором мощностью 300 л.с., Lincoln же продавался с 7- и 7,6-литровыми двигателями. Оба автомобиля могли похвастаться трехступенчатыми автоматическими трансмиссиями. Конечно, из-за очень малого тиража советский лимузин обладал некоторыми дорогими опциями уже в «базе», которые в Lincoln присутствовали только за доплату. Это и кондиционер, и электростеклоподъемники, и дисковые вентилируемые тормоза всех колес.

Промежуточное заключение

Советский автопром 60-х – это пик развития отрасли, это передовые модели, признанные миром, это отправка 60% готовой продукции на экспорт… И это касалось не только легковушек. Об автобусах и грузовиках мы расскажем в следующей статье и обещаем – будет не менее интересно.




Читайте также:



Поделиться: 7 17 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Никогда СССР 60% автопрома не экспортировал.

Евгений Гуров

То что сейчас отверточная сборка тормозит наш автопром знают все . Нет никакого своего развития, Вся техническая мысль за бугром. Основная часть денег утекает владельцам брендов и марок, нам "рожки и ножки". Не могу судить плохо или хорошо, по моему не очень хорошо, но видно в правительстве виднее.

Ivan Semenov

Наш автопром - безнадежно отставшее говно и никому он, по большому счету, в России не нужен. Вполне устраивает сборка иностранных автомобилей: рабочие места есть и налоги платятся исправно.

Николай Куц

меня не устраивает! у нас должен быть свой автопром! а по поводу сборки, основные барыши всё равно за бугор уходят.

Николай Куц

для такой огромной страны иметь один завод "своих" легковых автомобилей (ГАЗ и УАЗ не считаю из-за узкой специализации, а Иж своих авто не выпускает) очень мало! да подтягиваемся по качеству, но выбирать не из чего!

Rostislav Kolesov

Сейчас качество понемногу подтягивается.Но опять благодаря исключительно иностранцам.Обидно,что своими силами не получается.Как будто кто-то сглазил.Или обработал мозги,что в себя поверить не можем.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Дауншифтинг-тест: что бы тебе больше подошло, Ока или Таврия?

В прошлый раз мы предложили вам поиграть в своего рода «машину времени», выбирая между аутентичными советскими внедорожниками семидесятых годов – УАЗ-469 или ВАЗ-2121. Сегодня же мы предлагаем вам виртуальный…

2838 2 1
Статьи / Практика
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит

Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых…

9634 0 5
Статьи / Практика
Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины

Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через…

10572 0 11
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

1806 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

2292 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

8065 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47381 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35906 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18192 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30625 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23260 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6012 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59285 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43502 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16022 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74895 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56594 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53215 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?