Суперкары в деталях: Bolwell, друзья кенгуру

Автомобильная промышленность Австралии весьма специфична для обывателя из России (мы писали о ней в прошлом году). Пикапы-«юты», длиннющие фуры и суперседаны с гигантскими американскими V8 определили направление развития австралийских автомобилей на долгие годы. Но мало кто знает, что на этом континенте собирали и самые настоящие суперкары…

Немного о создателе

Кэмбэлл Болвэлл родился в Сиднее в семье доктора. В 1957 году, сразу после школы, вместе со своим братом Грэмом и их приятелем Линли Хьюзом они решили открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. Дела шли успешно, и уже в 1960 году друзья намечают расширение производства. Фирма братьев Болвэллов начала первой в Австралии заниматься выклейкой стеклопластика. Вредное для здоровья производство разместили прямо рядом с ангаром ремонтной мастерской, а для рекламы своей новой продукции братья задумали построить собственный автомобиль.

1961 – основание фирмы Bolwell

1Bolwell_car_badge.jpg


1961 Bolwell MkI/MkII/MkIII

Донором для тюнинга стал седан Ford V8 1937 года выпуска, попавший в далекую Австралию после войны. Оставив в качестве основы мощную лонжеронную раму, братья сконструировали полностью новый двухдверный кузов типа купе. Некоторые его элементы были выполнены из стеклопластика.

Базовый двигатель Ford Flathead был доработан. Появились сдвоенные карбюраторы Holley, усиленные шатуны и поршни, новая выхлопная система. В результате всех ухищрений 4-литровый двигатель стал развивать 105 л.с. и 215 Нм крутящего момента. В паре с двигателем работала четырехступенчатая МКПП. По данным самого Кэмбэлла, разгон до сотни занимал около 8 секунд.


2autowp.ru_ford_v8_convertible_by_darrin_1.jpeg


Первая ласточка была продана почти сразу после создания одному из знакомых Болвеллов. После успеха MkI по просьбам друзей братья строят модель, получившую индекс MkII. При постройке этого автомобиля Кэмбэлл использовал концепцию максимально легких и простых спортивных автомобилей Колина Чэпмена, создателя автомобилей Лотус.

На трубчатой стальной раме от MG TF крепились внешние панели из стеклопластика. От стандартного MG автомобилю достались и передняя независимая торсионная и зависимая рессорная задняя подвески с фрикционными амортизаторами, а место под капотом занял скромный двигатель от Ford Anglia объемом 1,2 литра. С двумя карбюраторами и прямоточной системой выпуска он развивал 50 л.с., что позволяло автомобилю весом почти 500 кг разгоняться до 150 км/ч.

Неплохие показатели для самоделки, на которой, по воспоминаниям самого Кэмбелла Болвэлла, детали кузова из хлипкого стеклопластика деформировались под потоком воздуха на большой скорости, а сам двигатель имел свойство травить пассажиров бензиновыми парами. Но все же это был успех, и автомобиль продали еще одному приятелю.

Следующий автомобиль, получивший имя MkIII, ранее представлял собой Austin-Healey 100 с рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 105 л.с. Это был автомобиль одного из младших братьев Болвэллов, Грэма, который захотел, как мы сейчас скажем, индивидуализировать собственный кабриолет.


3NJ1UZRtJY6I.jpg


На стальной раме Остина закрепили стеклопластиковые панели собственного дизайна, а мощность двигателя была увеличена до 135 л.с. благодаря применению новых карбюраторов увеличенного диаметра. Впоследствии автомобиль получил передние и задние лонжероны из алюминия, что позволило несколько уменьшить его вес. На спортивных шинах Dunlop автомобиль проходил дистанцию ¼ мили за 14 секунд, что соответствовало показателям многих спортивных автомобилей тех лет. Позднее автомобиль был продан.

В июне 1962 года Кэмбелл Болвэлл задумался о постройке серийного автомобиля. Для этого был куплен небольшой сарай и три стапеля для сборки автомобилей.

1962 – Bolwell MkIV

Новый автомобиль был опять-таки построен по канонам Лотус: легкий кузов и простая конструкция шасси с центральной стальной секцией-монококом и прикрепленными к нему передним и задним подрамниками. Внешние панели кузова были выполнены из стеклопластика, а важным дизайнерским изыском стали подъемные двери типа «крыло чайки».


4AqHGQanJmUo.jpg


Автомобиль мог продаваться не только в готовом виде, но и как машинокомплект, и был рассчитан на автомобильных энтузиастов, имеющих как минимум базовые навыки механика. Большинство комплектующих было позаимствовано у серийных автомобилей разных марок. Так, передняя независимая подвеска и реечное управление – у кабриолета Triumph Herald, бензобак взяли у Morris Minor, а аккумуляторной батареей поделился Fiat 1100.

Штатным двигателем для Mk4 стал рядный 4-цилиндровый карбюраторный Ford Kent объемом 1,6 литра, размещенный спереди. С двумя карбюраторами он развивал мощность до 70 л.с. В паре с мотором работала 4-ступенчатая МКПП от Ford Cortina. Покупатель мог установить и более мощные двигатели таких производителей, как Renault, Simca или Hillman. Цена новинки составляла 2 500 австралийских долларов, а кар-кит для сборки в домашних условиях стоил на 600 долларов меньше.

Позднее появилась облегченная версия MkIV GT, которая имела передний и задний подрамники из алюминия, стальной монокок с дополнительными раскосами и усилителями, что также позволило увеличить жесткость кузова на кручение. Всего же за годы производства было изготовлено 100 экземпляров MkIV, в том числе 12 автомобилей в версии GT.

1964 – Bolwell MkV

C выпуском Mk4 компания продемонстрировала, что группа энтузиастов, создающих самоделки в гараже, может превратиться в серьезную компанию-специалиста по созданию и производству спортивных автомобилей. И чтобы еще больше укрепить позиции компании на этом рынке, в 1964 году был представлен Bolwell MkV.

Для создания нового автомобиля были применены комплектующие австралийской фирмы Holden, уже тогда бывшей подразделением General Motors. Рядный 6-цилиндровый двигатель от модели FJ объемом 2,2 литра, в стандартном исполнении развивающий 60 л.с., подвергся доработкам и выдавал уже 78 л.с. благодаря установке более производительного двухкамерного карбюратора и прямоточной системы выпуска. От него же позаимствовали и 4-ступенчатую МКПП.



Конструкция стального монокока без изменений была взята у Мк4, но была переработана под установку более тяжелого 6-цилиндрового двигателя. Задний мост с зависимой рессорной подвеской, передняя независимая подвеска на сдвоенных поперечных рычагах, барабанные тормоза спереди и сзади, укороченный карданный вал, редуктор заднего моста, топливный бак, радиатор, электрооборудование, колеса и шины – всё было позаимствовано у моделей из линейки Holden. Единственными компонентами не от Холдена стали педальный узел и рулевой механизм от Morris Minor 1100. В салоне использовались сиденья и руль от Austin-Healey, приборы от Ford Anglia и ручка КПП от Holden FE. Такая вот сборная солянка…

Двигатель автомобиля был максимально сдвинут назад, почти в пределы базы, для того, чтобы добиться грамотного распределения массы автомобиля по осям. Автомобиль весил 600 кг и мог разгоняться до скорости более 200 км/ч. В зависимости от финансов клиент мог привезти свой старый Холден, который становился донором агрегатов (а его остатки, видимо, сдавались на металлолом), или купить машину с комплектующими с завода. Также клиент мог заказать блокировку дифференциала, модифицированные головки блока цилиндров с увеличенными каналами в ней и даже комплект из трех двухкамерных карбюраторов. Цена новинки составила 3 300 австралийских долларов, а всего было продано 75 Mk V.

1968 – Bolwell MkVI

Для рекламы своей продукции Кэмбелл Болвэлл применил старый как мир трюк: стал участвовать в гоночных соревнованиях. Идею подали несколько гонщиков-энтузиастов, участвовавших в чемпионате Австралии на доработанных собственными силами Mk IV. Машинки получились средненькими и проигрывали в скорости и особенно в управляемости многим болидам на стартовой решетке. Именно поэтому гонщики Терри Скалли и Питер Махони обратились за поддержкой непосредственно к Кэмбэллу.


6X_BCRorJ3hY.jpg


Такой автомобиль, получивший имя MkVI (также известен как SR6), появился в 1968 году. Конструкция автомобиля была кардинально пересмотрена. 6-цилиндровый двигатель Holden, ставящийся на Bolwell Mk5, расположили в базе, за спиной у водителя. C помощью трёх карбюраторов Weber 45, кованых поршней и шатунов мощность двигателя удалось повысить до 105 л.с. В системе смазки появился сухой картер для оптимальной подачи масла в виражах. В паре с мотором работала 4-ступенчатая МКПП Hewland FT200.

На трубчатую алюминиевую раму крепились панели из стеклопластика и алюминия, а подвески спереди и сзади сделали независимыми. 13-дюймовые колесные диски для снижения неподрессоренных масс выполнили из магниевых сплавов. На прямиках спайдер удавалось разгонять до скорости более 240 км/ч. Лучшим результатом для прототипа стала победа на гоночной трассе Bathurst в чемпионате 1969 года. Всего было построено три спортпрототипа, которые принимали участие в гонках до 1970 года.

1969 – Bolwell MkVII

На основе уже порядком устаревшей модели Mk V компанией Bolwell был создан доработанный суперкар, который получил индекс Mk7. Новинку построили с применением опыта участия в гоночных сериях. Как и предшественник, автомобиль имел комплектующие от Holden, причем 86-сильный рядный 6-цилиндровый двигатель, 4-ступенчатая МКПП, изготовленная самим Bolwell из шестерней от Triumph, новые передняя и задняя подвески,а также топливный бак и радиатор были позаимствованы у новой модели Torana.


7Bolwell_cars_at_Barwon_Park_Mansion3.jpg


Стальная трубчатая рама была переработана под новый двигатель, при этом внешние панели традиционно для Болвэлл сделали из стеклопластика. Помимо Holden, множество деталей закупалось и у других производителей. Так, передние фары взяли у Morris 850, задние – у Тойота Корона, а вот ручки дверей позаимствовали у Holden FE.

В салоне – приборы и сиденья от Ford Falcon, руль, педали и рычаг ручного тормоза от Ford Cortina, а плафоны освещения салона – от Toyota Corolla. Дисковые тормоза и рулевое управление поставлял Girling, а усилитель тормозов нашли в линейке Lucas. Для улучшения обтекаемости днище автомобиля было прикрыто плоской стеклопластиковой панелью. С нуля до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 8 секунд, при этом максимальная скорость достигала 225 км/ч. Как и ранее, автомобиль можно было купить в качестве машинокомплекта, а всего за 6 лет производства было выпущено 400 автомобилей.

1970 – Bolwell MkVIII Nagari

От своих собратьев новый суперкар марки Bolwell, который был представлен в 1970 году, отличался несколькими революционными изменениями. Впервые автомобиль Bolwell получил в своем названии собственное имя, а не только порядковый номер. Красивое имя Nagari взято из языка австралийских аборигенов и в переводе означает «течет».


8Bolwellnagari.jpg


Машина изначально был задумана не как машинокомплект, а как полноценный комплектный автомобиль, выпускаемый на территории фабрики Bolwell. Для этого даже закупили еще несколько стапелей и расширили территорию и количество персонала.

Также, впервые для Bolwell, место под капотом занял двигатель V8. Причем вместо агрегатов Holden Кэмбэлл умудрился договориться о поставках двигателей Ford Windsor 302 объемом 5 литров. Карбюраторный V8 мощностью 170 л.с. ставили на австралийские Falcon, а в паре с ним работала 4-ступенчатая МКПП Borg Warner. C ними автомобиль массой 650 кг разгонялся до сотни за 5,5 секунд, а максимальная скорость превышала 240 км/ч.

Внешние панели были выполнены из стеклопластика увеличенной толщины, который был способен выдерживать такую скорость и не деформироваться. Трубчатая рама от MkVII была усилена под возросшие нагрузки от двигателя и трасмиссии, а передняя и задняя подвески были позаимствованы у Falcon. Салон, включая руль, панель приборов и сиденья позаимствовали у Lotus Europa. Автомобиль под номером шасси 47 был построен для участия в гоночных сериях. Он получил новые бампера и капот, шасси было усилено дополнительными стальными трубами, появился развитый каркас безопасности. Ковшеобразное водительское сиденье оснастили четырёхточечными ремнями безопасности, добавили комплект спортивных приборов для контроля за давлением и температурой масла и воды.

В связи с изменившимися требованиями по омологации гоночный Nagari так и не поучаствовал в заездах. За четыре года производства автомобиль неоднократно модернизировался. В 1973 году место под капотом занял 5,8-литровый V8 Ford Cleveland мощностью 255 л.с., в паре с которым работала 5-ступенчатая МКПП. Под потяжелевший мотор пришлось переделывать переднюю подвеску и часть рамы, чтобы они смогли справиться с возросшими нагрузками.

Официальных данных о количестве выпущенных автомобилей опубликовано не было, но, по оценкам некоторых экспертов, было выпущено около 140 таких автомобилей, среди которых было и 12 кабриолетов с мягким верхом ценой более 4 500 долларов каждый.

1979 – Bolwell MkIX Ikara

После выпуска Nagari Кэмбэлл задумался о создании принципиально нового спортивного автомобиля. Австралийцы вернулись к истокам: основной концепцией стало создание кит-кара, который можно было собрать собственными силами в гараже. Получивший имя собственное Ikara, суперкар с индексом Mk IX кардинально отличался от своих предков. Стальная трубчатая рама, внешние панели из стеклопластика – вот и всё, что объединяет этот автомобиль с другими Bolwell.


9Bolwell_MkIX_Ikara.jpg


Открытый кузов типа родстер усилили мощной дугой безопасности за сиденьями, а 1,6-литровый двигатель от Volkswagen Golf Mk1 в блоке с механической 5-ступенчатой трансмиссией расположили над задней осью. Передняя подвеска на сдвоенных поперечных рычагах и реечный рулевой механизм позаимствовали у Holden Gemini, при этом задняя многорычажная подвеска взята у донорского Golf.

По спецификации колеса сзади требовались больше чем спереди, а спереди и сзади были установлены дисковые тормоза. Выпускавшаяся как машинокомплект, Ikara прошла все сертификационные испытания и получила допуск на дороги общего пользования. Родстер изначально задумывался как модульное шасси-конструктор, которое можно было продавать по всему миру.


10autowp.ru_holden_tx_gemini_2.jpeg

На фото: Holden Gemini



На выбор предлагались силовые агрегаты и подвески не только от VW Golf и Holden, но и, например, от Renault 5, Honda Civic, Mazda 323 и многих других автомобилей похожих размеров. В руководстве по сборке и эксплуатации автомобиля предлагались несколько вариантов агрегатов и подвесок, которые были испытаны инженерами фирмы, при этом указывалось, что применяя другие узлы, владелец ставит их на свой страх и риск.

Сборочный комплект без силовых агрегатов предлагался за 4 900 австралийских долларов, а вместе с ними ценник подскакивал в два раза, до 9 500. За неимением покупателей проект был свернут в 1980 году, а всего было выпущено 12 автомобилей. В феврале 1985 года лицензия на производство Ikara, а также оснастка и пресс-формы были куплены греческим консорциумом, правда, производство Икары в Греции не было начато из-за проблем с финансированием.

2008 – Bolwell MkX Nagari

После закрытия неудачного проекта Ikara фирма Bolwell почти 30 лет не производила собственные автомобили. В середине 80-х годов в компании появились финансовые трудности, и поэтому на площадях фирмы делалась только заказная продукция из стеклопластика.

Автомобильная программа неожиданно возродилась в 2008 году, когда на автосалоне в Мельбурне представили суперкар, получивший уже известное нам имя Nagari. В основе кузова – углепластиковые монокок и внешние панели кузова, а передний и задний подрамники независимых двухрычажных подвесок сделаны из кованого алюминия.


11autowp.ru_prochie_bolwell_nagari_2 - копия.jpeg



Двигатель с индексом Toyota 2GR-FE, как и 5-ступенчатую МКПП позаимствовали у австралийской Toyota Avalon. Кстати, именно этот мотор используется также в английском суперкаре Lotus Evora. С помощью перепрограммированного блока управления двигателем, новых кованых поршней и шатунов и более свободной выхлопной системы он развивает 295 л.с. Это позволяет легкому, массой всего 925 кг, автомобилю разгоняться с места до 100 км/ч всего за 4,2 секунды, а максимальная скорость достигает 280 км/ч.


12autowp.ru_trd_2gr-fe_supercharged_1.jpeg

На фото: Двигатель Toyota 2GR-FE



В качестве опции доступен механический нагнетатель, с которым мощность двигателя достигает уже 375 л.с. С таким мотором максимальная скорость превышает 300 км/ч, а разгон до сотни не занимает больше 4 секунд. Как и ранее, большинство деталей Bolwell закупает у других производителей. Так, задние фонари позаимствовали у Acura RSX, а ручки дверей – у Toyota Celica. В салоне – кожаные сиденья Recaro и отделка углепластиком, а в базовое оснащение входят регулируемая рулевая колонка, спутниковая навигация Polaris, кондиционер, электростеклоподъемники, камера заднего вида и аудиосистема с DVD/CD-проигрывателем.

Помимо бензиновых двигателей в компании анонсировали и электромотор, но из-за нехватки финансов работы были заморожены. Автомобили с бензиновым двигателем ценой 180 000 австралийских долларов выпускаются мелкими партиями и сейчас.


history-bolwell.png



Производство автомобилей марки Bolwell

Компания по-прежнему базируется в пригороде Мельбурна и занимается, главным образом, производством композитных и металлических изделий. Каждый автомобиль строится вручную по специальному заказу. Время постройки автомобиля занимает около шести месяцев ручного труда. За год компанией строилось около 10 автомобилей. На производстве трудится 15 человек.

Поскольку фирма не занимается производством собственных агрегатов, большое количество узлов и агрегатов закупается у других производителей. Среди поставщиков фирмы Bowler есть Toyota (двигатели и коробки передач), H&R (элементы подвески) и Brembo (тормозные системы).

Интересные факты:

  • Эмблема компании проста и незатейлива: вписанная в овал фамилия владельца.
  • Компания выпустила собственную линейку часов, которые можно купить только вместе с суперкаром Nagari. Часы сделаны на основе механизма Casio, а их корпус и ремешок делают из алюминия или титана.
  • Автомобили Bolwell продавались только в Австралии. На других континентах земного шара официально не было ни одного суперкара марки
  • Большинство автомобилей марки предлагались как машинокомплект с руководством по сборке, при помощи которого любой владелец, имеющий собственный гараж и некоторое количество свободного времени, мог собрать собственный автомобиль.

В чем фишка автомобилей Bolwell?

  1. Первый и пока что единственный суперкар из Австралии
  2. Широкое применение композитных материалов в автомобилях – как стеклопластика, так и «карбона».
  3. Создание модульного шасси, на которое можно ставить различные двигатели, коробки передач, тормоза и детали подвески.

Сколько стоят автомобили марки Bolwell?

Модель Год выпуска Когда продано? Где? Цена, $
Bolwell MkVII 1968 2015 Shannons Melbourne ClassicAuction 34 000
Bolwell MkVIII Nagari 1970 2015 Shannons Melbourne ClassicAuction 55 000
Bolwell MkVIII Nagari 1971 2015 carsales.com.au 59 900
Bolwell Nagari 2014 2015 carsales.com.au 148000

tabl-bolwell.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings