Суперкары в деталях: Caparo – Формула-1 для дорог общего пользования

3898 1 3
Что будет, если бывшие инженеры формульной команды задумаются о постройке болида для дорог общего пользования? Получится английский Caparo!
 

Компания Caparo Industries была основана в Англии в 1968 году Сараджем Полом, почти сразу после переезда его семьи из Индии. Специализацией Caparo стало сталелитейное производство. К 1990-м годам Пол, успешно поставлявший свою продукцию на многочисленные английские заводы, стал мультимиллиардером, владеющим одним из самых крупных на мировом рынке холдингов по производству и обработке металлов.

Он стал пэром Палаты лордов и не раз включался в список 50 самых богатых людей Великобритании. Его младший сын Ангад унаследовал отцовскую компанию в 2004 году и почти сразу задумался о постройке собственного суперкара. Не откладывая дело в долгий ящик, он основывает подразделение Caparo Vehicle Technologies, в которое приглашает бывших формульных инженеров McLaren.

2006 – Caparo T1

Чуть раньше Бен Скотт-Гелдес и Грэм Хэлстэд уволились из известной марки и основали собственную компанию Freestream. По их замыслу новый суперкар должен был стать самым быстрым на гоночном треке. Волею судеб, именно их проект был замечен Ангадом, и фирма Freestream прекратила свое существование во благо чего-то нового.

2008 Caparo T1

Автомобиль, получивший имя Caparo T1, позаимствовал из мира спорта все самые современные достижения науки и техники. Презентовал его, кстати, сам принц Монако, проехавшийся на Т1 на выставке Top Marques 2006 в Монте-Карло и оказавшийся весьма впечатленным динамикой и управляемостью автомобиля. В основе конструкции Т1 лежит алюминиевый кузов-монокок, к которому прикрепили внешние панели из арамидного волокна, а также подрамники независимых подвесок передних и задних колес с выставленными напоказ коваными алюминиевыми поперечными рычагами и толкающими штангами типа “push-rod”. Разумеется, все амортизаторы и пружины регулируются как по жесткости, так и по высоте.

Для того, чтобы забраться в британский суперкар, нужно откинуть мощный фонарь, наподобие тех, что используются в военных истребителях. Изнутри он опирается на мощный трубчатый каркас безопасности, призванный защитить седоков в случае аварии. Разумеется, о комфорте посадки и речи не шло: сиденье для водителя делается по его габаритам из углепластиковой матрицы, пассажир сидит за ним тандемом, а для большего удобства руль сделан легкосъемным. И, конечно, салон машины не имеет ничего лишнего: только руль, педали, электронная панель приборов с жидкокристаллическим монитором и кулиса гоночной коробки передач.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Голый скелет кузова обшит лакированным углепластиком, а в штатное оснащение Caparo входит только светотехника, система пожаротушения, гоночная система безопасности HANS, фиксирующая голову и шею водителя и защищающая их от повреждений, экстренное выключение «массы» да дворники. Здесь нет даже отопителя и усилителя руля, не говоря уже о кондиционере, магнитоле или вспомогательных электронных системах-«ошейниках», а для полной остановки водителю придется полагаться только на свою правую ногу и карбон-керамические вентилируемые тормозные диски по кругу. В результате снаряженная масса болида составила невероятные 500 килограммов!

Под крышкой углепластикового капота разместился атмосферный V-образный восьмицилиндровый двигатель объемом 3,5 литра, снабженный непосредственным впрыском топлива, индивидуальными дроссельными заслонками и системой смазки с «сухим» картером. Он выдает 575 л. с. при фантастических 10 500 об/мин, а крутящий момент в 420 Нм при 9 000 об/мин передается на заднюю ось с помощью гоночной секвентальной шестиступенчатой коробки передач Hewland, которой помогает дифференциал повышенного трения.

caparo_t1_1

Также реализовывать момент помогают гоночные слики Pirelli разной ширины (задние шире передних на 30 мм), которые обуваются на легкосплавные магниевые колесные диски. Шутка ли, на тонну веса Caparo приходится свыше тысячи английских скакунов, и этот показатель у него почти в два раза больше, чем у гиперкара Bugatti Veyron. T1 – единственная в мире машина с официальным допуском на дороги общего пользования, которая позволяет испытать на себе гоночные перегрузки: во время разгона и торможения водитель испытывает ускорение в 3g!

autowp.ru_caparo_t1_13

С нуля до паспортной «сотни» Caparo разгоняется за 2,5 секунды, а спустя еще столько же спидометр зафиксирует отметку в 160 км/ч. Остановка с этой скорости выполняется всего за 5 секунд, а если продолжить давить на газ, то в зависимости от настроек, Т1 разгонится до скорости свыше 320 км/ч. При этом продуманная аэродинамика гарантирует прижимную силу, эквивалентную 875 кг на скорости 240 км/ч, что в теории позволяет машине перемещаться по потолку. Цена на детище формульных инженеров начиналась с отметки в 400 000 фунтов стерлингов.

2007 – Caparo T1 Police

Суперкары на страже полиции все чаще и чаще применяются во многих странах. Для службы на скоростной магистрали М25 в Англии, где, по мнению властей, часто «отрываются» любители быстрой езды, Департамент полиции заказал специальный полицейский автомобиль Caparo T1, получивший индекс RRV (Rapid Response Vehicle). Снабженный мигалками и сиреной «автомобиль быстрого реагирования» успешно несет дежурство на боевом посту, где догоняет любителей погоняться в числе владельцев суперкаров или мотоциклов.

autowp.ru_prochie_caparo_t1_police_2

Кстати, вместо заднего сиденья был установлен холодильник, что позволяет машине, помимо прочего, проводить быструю доставку органов для трансплантации. А наряду на Caparo после задержания преступника приходится вместе с последним дожидаться обычной машины, куда этого преступника можно было бы посадить.

autowp.ru_caparo_t1_police_1

2009 – Caparo T1 Race Extreme

Для клиентов, которым показатели Caparo T1 показались недостаточными, спустя два года на автошоу в Лондоне представили форсированную модификацию, получившую имя собственное Race Extreme. 3,5-литровая полностью алюминиевая «восьмерка» была доработана и получила новую программу управления, вместе с выпускной системой из жаропрочного справа «инконель». Результат – 620 л. с. при 10 500 об/мин вместо 550 «лошадей» «обычного» Caparo T1. Впрочем, если автомобиль будет заправлен метанолом, то частоту вращения коленчатого вала можно поднять и до 12 000 об/мин, при которых максимальная мощность достигнет значения в 700 л. с.

Двигатель Т1 весит всего 116 кг (для сравнения, «восьмерка» от BMW M3 – все 220 кг), а общая масса машины длиной четыре метра не превышает 550 кг! В результате удельной мощности Т1 могут позавидовать и супербайки, и болиды F1. Стоит отметить, что двигатель, к тому же, удовлетворяет всем жестким европейским стандартам по экологии и соответствует нормам Euro 5! А для прохождения сертификации по шуму феерический мотор заткнули глушителем.

2009 Caparo T1

Как и ранее, с двигателем сагрегатирована шестиступенчатая секвентальная коробка передач Hewland, причем переключать передачи водитель может и с помощью подрулевых лепестков. Под стать мотору изменился и кузов машины. Новый алюминиевый монокок стал на 20 процентов жестче, а ряд навесных элементов выполнили уже из армированного углеродными волокнами пластика. Пересмотрели и кинематику рычагов подвески с толкающими штангами, причем для них применили высокопрочную легированную сталь, разработанную для аэрокосмической промышленности. Даже рулевая рейка стала более легкой и выполнена из магниевого сплава, что уж говорить о новых колесных дисках из титана, обутых в слики Pirelli.

Максимальная скорость? Зависит от настроек передаточных чисел трансмиссии и в среднем фиксируется на отметке в 330 км/ч. С нуля до 161 км/ч Race Extreme может разогнаться за 4,5 секунды, а для полной остановки с этой скорости требуется еще 3,5 секунды! Да, и еще: перегрузки в 3,5g в этой машине при ускорении и торможении для неподготовленного человека могут привести к потере сознания. Для быстрого старта конструкторы Caparo применили систему Traction Launch Control, позволяющую регулировать момент на задние колеса и ограничивать пробуксовку для лучшего ускорения.

Как и ранее, Т1 оснащают системой безопасности защиты шеи и головы и системой автоматического пожаротушения, а стоимость машины начиналась с отметки в 500 000 фунтов стерлингов.

2014 – Caparo T1 Evolution

Но на этом история компании не заканчивается. В 2014 году представитель медиа-службы фирмы рассказал голландским СМИ, что в компании разрабатывают Caparo T1 нового поколения под кодовым названием Evolution. Первые тизеры, опубликованные тогда же, подразумевали новый дизайн кузова, а по заявлениям создателей, машина должна была получить углепластиковый монокок и новый двигатель V8 мощностью «свыше 700 л. с.» Также Evolution должны были оснастить системами электронной помощи, например, ABS и ESP, а также системой контроля тяги, ранее примененной на T1 Race Extreme.

В то же время клиенты марки уже тогда могли оформить предзаказ на новую машину, цена которой начиналась с 1,1 миллиона евро. Но на тот момент всем было понятно, что фактически покупателю предлагается «кот в мешке». Работы по машине так и не были закончены, а в октябре 2015 году компания и вовсе начала процедуру банкротства.

CaparoT1-Evolution-outline

2015 – банкротство компании

Корпорация Caparo перешла под внешнее управление, её финансовые показатели на фоне кризиса в сталелитейной промышленности были низкими, а сокращения рабочих начались на всех предприятиях холдинга в Индии, Европе и США. 8 ноября 2015 года Ангад Пол выпал из окна восьмого этажа здания в Лондоне. От полученных многочисленных травм, несовместимых с жизнью, 45-летний миллиардер скончался на месте. В полиции не нашли признаков уголовного преступления в обстоятельствах смерти и пришли к выводу, что владелец холдинга совершил самоубийство.

Производство автомобилей марки

Штаб-квартира компании расположена в городе Бейзингстоук, графство Хэмпшир, Великобритания. На стапелях построенного с нуля крошечного завода квалифицированными рабочими ежегодно собиралось не более 20 Caparo T1. Всего на предприятии работало не более 40 человек. Специалисты Caparo собственноручно создавали построенные по гоночным технологиям двигатели и кузова для своих машин.

Интересные факты

  • Ранее инженеры Caparo принимали участие в создании McLaren F1, одного из самых известных и высокоскоростных суперкаров в мире.
  • Ангад Пол был продюсером Гая Ричи, вместе с которым снял, в частности, известные многим криминальные комедии «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш».
  • Английский автогонщик Джейсон Плато, в октябре 2007 года тестировавший Т1 для программы Fifth Gear, получил серьезные ожоги вследствие возгорания автомобиля. По его словам, на скорости в 250 км/ч автомобиль сначала поехал медленнее, появился дым и почувствовался запах горящего масла, а потом автомобиль превратился в огненный шар. Только инстинкты гонщика позволили Плато быстро остановить автомобиль и не сгореть в нем заживо. После аварии в компании были проведены исследования, в ходе которых выявили, что причиной возгорания стал масляный фильтр. Все выпущенные автомобили немедленно попали под отзывную кампанию.
  • Чуть позднее один из журналистов попал в аварию в Гудвуде из-за заклинивания дроссельной заслонки в открытом положении, а в 10 сезоне известного телешоу Top Gear в 2007 году Caparo T1 был протестирован и Джереми Кларксоном, который отозвался о машине в целом положительно, отмечая динамику и управляемость, но ругая общее качество сборки автомобиля, которое впоследствии сказалось на нем наихудшим образом. Кларксон отметил отвратительную кустарную сборку передней панели, которая, по его словам, просто разваливалась на ходу, а затем у него возникли проблемы в системе впрыска топлива. Тем не менее автомобиль показал наилучшее на тот момент время прохождения круга, но не был допущен в официальную таблицу. По правилам программы, машина должна находиться в свободной продаже, а также быть пригодной для езды по обычным дорогам – в частности, быть способной преодолеть «лежачего полицейского». С последним заданием Caparo так и не справился.

В чем фишка?

  1. Компания-производитель бескомпромиссных высококлассных суперкаров.
  2. Применение в конструкции кузова машины современных технологий, используемых в Формуле-1.
  3. На счету Caparo T1 – множество рекордов трасс мира, при этом автомобиль официально сертифицирован для дорог общего пользования.

Сравнительные характеристики автомобиля и ближайших одноклассников

Марка/Модель 2009 a.d. Tramontana R 2006 Caparo T1 2011 BAC Mono
Двигатель V12 V8 Ряд-4
Наличие турбонаддува +
Рабочий объем, см³ 5 513 3 500 2 300
Максимальная мощность,
л. с. при об/мин
720 при 5 250 575 при 10 500 280 при 7 700
Крутящий момент,
Нм при об/мин
1 100 при 4 000 420 при 9 000 280 при 6 000
Максимальная скорость,
км/ч
325 329 275
Время разгона
0-100, с
3,5 2,5 2,8
Снаряженная масса,
кг
1 268 500 540
Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

"военных истребителях" - "военных" можно смело убрать, они иными не бывают.
Фонарь заднего хода от уазика? 🙂

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

2087 1 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

2073 3 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

8440 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7390 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

6006 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8355 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46960 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35485 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17800 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30239 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23117 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5914 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59128 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43346 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15971 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74653 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56487 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52860 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?