Квадроцикл вместо грузовичка
Смотрели серию про Джеймса Бонда «Золотой глаз», где злобные злодеи гоняли по крышам ни в чем не повинных автомобилей на монструозных шестиколесных квадроциклах? Это американской компании Polaris не давали покоя лавры нашего ЗИЛ-157! Квадрик и так заметно проходимее любого полноприводного автомобиля, а уж шестиколесный и подавно! Вслед за американцами подтянулись и канадцы, выпустив свой «шесть на шесть». Но то западные экземпляры стоимостью, сопоставимой с ценой слегка подержанного Ленд Крузера. А как с шестиколесностью обстоят дела у нас?
К сожалению, в России проблема распространения утилитарной квадротехники с целью прямого, а не развлекательного использования наглухо разбивается об один простой и логичный аргумент: «Скока-скока?! Да за эти деньги можно УАЗ-«буханку» (Ниву/Газель/«четверку») купить!» Парировать такой аргумент зачастую нечем. Но компания «Русская механика» рискнула выпустить на рынок свой вариант шестиколесного квадроцикла для настоящих фермеров.
Начать стоит с того, что даже «головастик» далеко не всегда пролезет туда, куда пройдет квадроцикл. Во-вторых, в России появляется все больше хозяйств (пусть даже не фермерских, а просто домашних), когда полноценный грузовик попросту не нужен, а «кормить» его бензином–налогом–страховкой совершенно невыгодно. Спас бы квадроцикл, но смущают его грузовые возможности: на багажники не навалишь дров, а с прицепом по лесу ездить не всегда удобно. И вот здесь-то и приходят на помощь грузовые квадрики.
Второе главное отличие нашей техники от «ненашенской» – в конструкции ходовой части. У «коллег» из Северной Америки шестиколесники – это полноприводные «звери» с особой конструкцией рамы и весьма мощными моторами: вроде как внедорожный «спецназ» с соответствующей стоимостью. У «Русской механики» же все проще.
Техника – нехитрая хитрость
За основу был взят обычный длиннобазный квадроцикл РМ650-2. Как несложно догадаться, 650 – это отсыл к объему двигателя, а 2 – к пассажировместимости. От базовой модели «двушка» отличается удлиненной на 180 мм базой и пассажирским сиденьем с подножками. Но у нас-то на тесте и вовсе неведомый «крокодил» – у него и колес больше, и вообще он грузовик, заметит пытливый читатель. Да, все верно. Но если быть совсем уж точным технически и откровенным человечески, перед нами как раз тот самый «обычный» квадроцикл с грузовой «приставкой». И вот с этого места поясним поподробнее.
Чтобы сделать грузоподъемный, простой и дешевый квадроцикл, рыбинские инженеры не стали городить «совсем» полный привод для шестиколесника, а «изобрели» пристяжную грузовую платформу на отдельной колесной тележке! Получилось то что нужно: дешево и сердито.
Если заглянуть под откидной самосвальный кузов, то можно обнаружить «корму» обычного квадроцикла, четыре болта, крепящих грузовую платформу к раме, и штекер проводки, идущий к фонарям платформы. То есть, по сути, мы имеем некий жесткий прицеп. Проблему грузоподъемности решили тоже просто: поскольку вся масса кузова и его поклажи приходится на третью «ось» (в кавычках, потому что оси как таковой нет, подвеска всех колес – независимая на А-образных рычагах), подвеску просто снабдили еще одной парой амортизаторов – получилось по два с каждой стороны.
Суммарная грузоподъемность квадроцикла получилась весьма внушительной – до 450 кг! Правда, это с учетом переднего багажника, на который обычно допускается грузить не больше 40 кг. Хотя, конечно, мы понимаем, что на переднем багажнике запросто можно возить двоих взрослых мужиков. А это значит, что назад можно смело накидать по крайней мере раза в полтора больше – хватило бы объема. А это уже серьезно.
Несмотря на то, что грузовая платформа имеет ступеньку, все три борта могут откидываться для удобства погрузки-разгрузки, а сама платформа имеет самосвальный механизм, причем свалить под завязку нагруженный кузов можно буквально одной рукой. Конструкция такова, что усилий это не требует при любом количестве груза.
Чтобы утащить «на хребте» столько поклажи плюс пилота и пассажира, здесь использован одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Ничего сверхъестественного в нем нет – родословную мотор ведет из Китая. Ради экономии на него даже не стали устанавливать впрыск топлива. Система питания – карбюраторная. Отстало? Ну, если возвращаться к «лучше "головастика" купить», то вряд ли получится найти за те же деньги УАЗ с впрысковым мотором.
Движок нефорсированный и выдает скромные 42 л.с. и 54 Нм момента. То что нужно, чтобы таскать тяжести по плохим дорогам. Трансмиссия традиционная для квадроциклов – клиноременный вариатор с пониженным и повышенным диапазонами и реверсом. Невысокая мощность гарантирует, что вариатор не будет рвать ремни, как взбесившийся медведь. Это вам не канадский «литр» мощностью под сотню лошадей, сжигающий ремень в первом же болоте при неаккуратном обращении с газом!
Система привода, как я уже говорил, стандартная для обычного квадроцикла и несколько урезанная по меркам шестиколесников – на четыре колеса, причем с возможностью отключения передка: мы же помним, что у нас обычный квадрик с грузовым «хвостом».
Особенности трехосной езды
На ходу этот длинный и зеленый «крокодил» ведет себя подобающе – длинно и весьма неуклюже. Если при езде на обычных квадриках рекомендуется отключать передний привод там, где этого не требуют дорожные условия, то здесь попытка обойтись только приводом на среднюю ось приводит к печальным последствиям. Малейшая ямка – и квадр вывешивается на передней и задней (неприведенных) осях, беспомощно вращая двумя ведущими средними колесами. А поскольку ямки у нас встречаются даже на асфальте, передвигаться на шестиколеснике в режиме недопривода практически невозможно. Только в режиме 6х4!
Третья ось здорово увеличивает радиус разворота. Места для маневра требуется почти столько же, сколько пресловутому «головастику», хотя, конечно, решает вдвое меньшая ширина – в лесу на квадре, даже на длинном, управляться значительно проще, чем на машине.
А вот электроусилителя нет даже в списке опций. Если по твердому грунту длинная машина едет еще более-менее, то в колеях или жидкой грязи и обычным квадроциклом рулить весьма трудоемко, а уж длинным «крокодилом», да если тот еще груженый – спортзал не нужен! Для качков восьмидесятого уровня можно предложить отдельный режим – с включенной блокировкой переднего межколесного дифференциала. В этом случае свернуть квадроцикл с выбранного им самим направления почти невозможно!
Благодаря сдвоенным амортизаторам третьей оси, подвеска средней оси практически исключается из работы. Можно себе представить, что такое подвеска, рассчитанная на перевозку почти полутонны груза. В порожнем состоянии не то чтобы пробить, даже просто промять ее почти невозможно, а значит, о комфорте говорить приходится только в сослагательном наклонении. Передок еще как-то отрабатывает кочки, а зад, громыхая сочленениями грузовой платформы, едет примерно как кирпич по бревнам. Проходимость квадроцикла с «паразитной» осью, конечно, тоже заметно ниже, чем у короткобазного собрата, однако стоит признать, что и имеющегося запаса хватит для любых бытовых нужд – вряд ли кто полезет в определенно непроходимые места с грузом за спиной. А на всякий пожарный случай, для тех, у кого плохо с глазомером, в базовой комплектации квадр оборудован лебедкой. Так что «похоронить» 6х4 будет сложно.
Словом, это сугубо грузовой аппарат, способный приволочь из леса полкуба дров, вывезти из хлева недельный продукт жизнедеятельности пары-тройки коров и притащить с поля запас еды для них же еще на неделю вперед. Хоть и совершенно без комфорта.
Легким движением гаечного ключа в руке он превращается…
Однако предвижу, что фермер с парой-тройкой коров все же не изменит «головастику». А вот житель деревенского дома, за неделю натаскавший из леса дров на всю зиму вперед, захочет и развеяться. Тут и суббота на носу, и друзья-квадроциклисты «придумали» очередной выезд на шашлыки…
Двадцати минут вполне хватит, чтобы притащить из гаража набор ключей и не спеша, с перекурами и разговорами открутить четыре болта крепления грузовой платформы. И вуаля – наш суровый грузовик превращается в обычный прогулочный квадрик для двоих! Еще несколько минут потратим на установку пассажирской спинки на положенное место (спинка, кстати, входит в комплект) – и можно отправляться в путь, бороздить болота и рубиться в любительских кросс-кантри гонках.
Подведем итоги
Кстати, я давно предлагаю ребятам из «Русской механики» наладить продажу непосредственно грузовых модулей, ведь квадриков «РМ» продала уже изрядно, вдруг кому пригодится? Но компания пока непреклонна. Грузовик можно купить только вместе с квадроциклом. «Нужно дорабатывать раму», – говорят. Сейчас шестиколесник можно купить у дилеров за 442 000 российских рублей (базовый РМ650-2 обойдется в 359 000). С одной стороны, сумма весьма существенная. С другой – импортные «аналоги» обойдутся примерно втрое дороже. Конечно, ржавого «головастика» можно купить даже дешевле указанной суммы, но сколько надо будет ввалить в ремонт, ТО, страховку и прочие обязательные автомобильные траты? Да и, повторюсь, далеко не всем нужен полноценный грузовик для своих домашних или дачных нужд. Опять же, расход топлива у «квадрата» существенно ниже, чем у того же УАЗа. Схожи разве что «чугунность» и кондовость характеров обеих машин. Словом, иногда «дешевле купить УАЗик» – это, во-первых, ни разу не дешевле, а во-вторых, стоит крепко подумать – а нужен ли он вообще? Может, и квадроцикла хватит?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Автор похоже дилетант)) или он не знает -что на Квадрик нужна категория Тракториста и также Страховка.. да и ТО квадрика не из дешёвых а мотор Уаза намного долговечнее Китайского