Форды и «Форды»

3192 0 0

В этом году компания Ford Motor празднует столетний юбилей.

 

<<< Начало

Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, и Генри Форд подтвердил всей своей дальнейшей деятельностью эту максиму. Он настолько уверовал в самодостаточность «Лиззи», что любое предложение по ее модернизации воспринимал как выпад против себя лично. В результате во второй половине 20-х автомобиль с его 4-цилиндровым 20- сильным мотором в 3,0 л без топливного насоса, 2-ступенчатой планетарной КПП с педальным переключением и примитвным кузовом исключительно «радикального черного цвета» выглядел, как мамонт, забывший умереть. Его преемница, Model А (прообраз советских ГАЗ-А и «полуторки») с двигателем объемом 3,3 л и мощностью 40 л.с., с 3-ступенчатой КПП, несколькими типами цельнометаллических кузовов и безосколочными стеклами, преимущества которых Форд оценил, попав как-то в аварию, была вполне успешна, но не более того. До 1932 года с конвейера сошло только 5 млн. штук — заметно меньше, чем Chevrolet, предлагавшей в пределах 1000 долларов целую гамму моделей, в том числе и 6-цилиндровых. Слава Богу, Эдселу Форду удалось уговорить отца на разработку 8-цилиндрового мотора, с появлением которого в 1933 году на рынок под лозунгом «Покупайте сегодня автомобиль завтрашнего дня!» был выброшен Ford V8, легший в основу нашей «эмки». С таким силовым агрегатом, имевшим большие резервы для форсировки, и новой модельной политикой, в рамках которой дизайн обновлялся раз в два года, компания могла вернуть себе утраченное лидерство, если бы не ослиное упрямство отца-основателя и удивительного феномена, называемой «визит-эффектом». Эдсел, окрыленный папиной уступчивостью в отношении дизайна, надумал развить успех и на свой страх и риск велел оснастить десяток проходящих ресурсные испытания перспективных «Зефиров» не механическими, а гидравлическими тормозами. Ничего не подозревавший патриарх, любивший прохватить с ветерком на полигоне, от души разогнался на наугад выбранной машине, а когда пришла пора тормозить, тормозить оказалось нечем — именно на его машине лопнула магистраль. Очевидцы рассказывали, что когда натерпевшийся страху «испытатель» узнал причину своего «улета», то разразился  таким замечательным монологом по поводу технического прогресса вообще и гидравлических тормозов в частности, а также об умственных способностях отпрыска и его предков по материнской линии, что огласке из него подлежали только союзы и предлоги. После этого конфуза Эдсел и заикнуться не смел об отказе от архаичных поперечных рессор, агумент в пользу которых у Старого Генри был один: «Почему они должны быть поперечные? Да потому же, почему колеса круглые!» Так зти любезные сердцу Форда конструктивные особенности и остались в неприкосновенности вплоть до его смерти в 1947 году.

Генри Форд II и «вундеркинды»

Смерть патриарха для дела обернулась благом. Сначала из-за его ставшего на старости лет совершенно несносным характера компанию покинуло большинство ведущих специалистов. А когда в 1943 году в возрасте всего 50 лет неожиданно скончался Эдсел Форд, тащивший воз ежедневных забот, над Ford Motor нависла реальная угроза перехода под контроль мафиози, допущенных к кормушке успевшим не только забронзоветь, но превратиться в махрового реакционера Старым Генри. Семейное дело спасли его жена и вдова Эдсела, заставившие промышленника в момент редкого просветления передать власть своему старшему внуку-тезке, срочно демобилизованному с флота. Дела 28-летний Генри Форд II принял в ужосающем состоянии- по большому счету, компания оставалась на плаву по инерции и благодаря огромному военному госзаказу. Первым делом он разогнал пресловутую «внутреннюю полицию», ответственную за большинство творившихся непотребств, после чего фортуна поврнулась к нему лицом, сама решив кадровую проблему. Сразу после войны в Дирборн пришло письмо от группы отставных офицеров планового отдела ВВС, предлагавшего свои услуги в реорганизации производства. Молодой Генри, увидев рекомендацию министра обороны, согласился с их идеями, совершив самый мудрый поступок в своей не очень-то путной жизни. К руководству компанией пришли офицеры-отставники, сплошь выпускники Гарварда, вошедшие в историю американского бизнеса как «команда вундеркиндов», из которой вышли будущий министр обороны в правительстве Кеннеди, президент Всемирного банка и самый ярый антикоммунист после Черчилля Роберт Макнамара и лучший топ-менеджер Америки всех времен Ли Якокка.

Как и весь американский автопром, Ford вернулся к цивильной продукции с выпуска довоенной модели Sportsman, красивой, но безнадежно устаревшей технически. Революция началась в 1948 году, когда появился пикап F-1 грузоподъемностью до 1 т с «легковой» кабиной и V-образной 100-сильной «восьмеркой». Именно с этой машины пошла страсть американцев к пикапам — серия F уже более 30 лет является самым продаваемым автомобилем Америки. Через год дебютировал Custom оборудованный с иголочки новым «понтонным» кузовом без выступающих крыльев и подножек и с 3,9-литровым V8, «автоматом» и, о чудо, впервые в истории компании не с поперечными рессорами, а с передней независимой подвеской и задним неразрезным мостом, подвешенным на продольных рессорах. В певый же год было выпущено свыше 1 млн. седанов и универсалов, а в 54-м Ford Motor вернул себе второе место, уступленное Chrysler Corp. в конце 30- х. Ну а через три года, когда в модельном ряду появился Fairlane с 6- и 8-цилиндровыми моторами в 145 и 205 л.с., Ford сравнялся с Chevrolet, выпустив, без учета пикапов, 1,5 млн. легковых автомобилей. Увы, но дальше на пути развития встал Генри Форд II, в котором здоровые гены родителя постоянно боролись с авторитарной дедовской наследственностью.

Большой босс вбил себе в голову, что производственная программа компании недостаточно витиевата для времени, когда хром на автомобилях измерялся килограммами. Это при том, что помимо роскошных «Линкольнов», основы гаража Белого дома, в нее входил и один из самых экстравагантных в мире автомобилей, 300-сильный спортивный  Thunderbird. Возглавлявший тогда «вундеркиндов» Макнамара как-то прозевал неожиданный порыв шефа, в результате которого сначала появился Ford Fairlane 500 Skyliner с жутко капризной складной жесткой крышей, а потом и Edsel, названый New-York Тimes «самым цельным воплощением стиля детройтское барокко, выдающимся образцом расточительности и глупости». На самом деле, седан был, по крайней мере, не хуже дорогих исполнений Chevrolet или De Soto, но опоздал родиться на пару лет — мода на такие машины стремительно сходила на нет. Компания понесла убытков на 300 млн. полновесных долларов (примерный курс к сегодняшней «зелени»- 1:8) — хорошо, мудрый Макнамара параллельно подготовивил к производству первый компактный (с «Волгу») автомобиль Америки, Falcоn с 2,8-литровой рядной «шестеркой» мощностью 101 л.с. Не совсем еще «отмороженный» Форд не просто признал свой прокол, но назначил Макнамару председателем совета директоров — и тут же ударился в другую глупость.

Окончание >>>

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

867 1 0
Статьи / История
Опасное рулевое, кузов минивэн и чужой дизайн: мифы и факты про Lada Kalina

В своё время Лада Калина стала важным достижением в жизни АвтоВАЗа – ведь именно эта модель в «нулевые» позволила тольяттинскому автогиганту противостоять своим «идеологическим киллерам» в лице Renault Logan, Daewoo…

9912 6 0
Статьи / Практика
Вода, средство для посуды и кое-что ещё: как сделать идеальный летний омыватель

Наконец-то окончательно установились плюсовые температуры, и в бачках стеклоомывателя благополучно подошла к концу вонючая спиртовая жижа, от которой всю зиму слезились глаза и перехватывало дыхание. Что же залить вместо…

72855 6 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

5688 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5241 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

7839 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46656 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35081 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17464 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

29994 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23018 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5818 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59022 4 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43245 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15922 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74442 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56377 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

51850 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?