Техника
Первое поколение XC90 построено на платформе P2 собственной разработки Volvo. На ней же основывались S60, V70, S80 и XC70 первых поколений, и ХС90 – самая крупная из всего этого ряда моделей. Из характерных для платформы особенностей нужно отметить использование в качестве базовых моторов рядные пятицилиндровые и наличие рядных шестицилиндровых моторов, что для автомобилей с рядно-линейной поперечной компоновкой двигателя является большой редкостью. Уникальный момент – наличие у XC90 после рестайлинга и у тюнинговых версий других машин на этой платформе поперечно расположенных V8.
Платформа Р2 стала базой для платформы Ford EUCD, которая унаследовала целый ряд конструктивных особенностей в плане компоновки передней части и используемой линейки двигателей. Это неудивительно: для своего времени платформа P2 демонстрировала выдающиеся показатели пассивной безопасности. В частности, ХС90 стал первым кроссовером с пятизвездочным рейтингом Euro NCAP, а примененные здесь решения для защиты от бокового удара, от наезда сзади и защиты пешеходов очень пригодились всем компаниям фордовского пула.
XC90 представлен в пяти- и семиместном исполнении. Пятидверный кузов цельностальной, с высокими характеристиками по части пассивной безопасности. Обратная сторона медали – высокая снаряженная масса машин, которая даже у самых простых версий превышает две тонны.
Компоновка, как мы уже говорили, с рядно-линейным поперечным расположением двигателя, базовый привод – передний. Однако все версии XC90 имеют полный привод, реализованный с помощью электронно-управляемой муфты.
На старте продаж машина была доступна с рядными пятицилиндровыми двигателями в сочетании с механическими коробками передач и 5-ступенчатыми автоматами Aisin, а также – с единственным шестицилиндровым наддувным мотором, который агрегатировался только с 4-ступенчатой АКП производства GM. Другие автоматы попросту не помещались по габаритам и не могли выдержать крутящий момент этого мотора. Забегая вперед, скажу, что четырехступка GM оказалась не лучшим выбором и с моментом справлялась тоже не лучшим образом.
С декабря 2004 года в линейке моторов появился V8 объемом 4,4 литра разработки Yamaha, который ранее засветился на Ford Taurus SHO. В пару ему полагался 6-ступенчатый автомат Aisin. После рестайлинга 2006 года машина получила и атмосферный 3,2-литровый шестицилиндровый мотор в паре с 6-ступенчатой АКП.

Дизельные двигатели были представлены рядными пятицилиндровыми моторами объемом 2,4 литра собственной разработки в двух поколениях (163-200 л.с.). Версии кроссовера с этими двигателями оснащались пяти- и шестиступенчатыми АКП Aisin.
Подвески вполне типовые: спереди – МакФерсон, сзади – многорычажная. Подвески обычные, пружинные, но в задней на дорогих версиях используются амортизаторы с самоподкачкой для поддержания уровня кузова.
Хронология
Январь 2001 года. Концепт Adventure Concept Car, во многом предваряющий будущие решения в дизайне и технологиях ХС90, показан на Детройтском Международном Автосалоне.
Январь 2002 года. Там же представлен серийный Volvo XC90.
Август 2002 года. Начало производства модели. Два варианта исполнения: версия 2.5Т с мотором мощностью 210 л.с. и 2.9т с мотором мощностью 272 л.с. Обе в США представлены исключительно с АКП.
Октябрь 2002 года. Начало продаж машины в США и Европе. Для Европы в паре с мотором 2.5Т доступна 6-ступенчатая МКП. Версия с дизельным двигателем D5 мощностью 163 л.с. доступна с 6-ступенчатой МКП или 5-ступенчатой АКП.
Декабрь 2004 года. Появление нового топового мотора V8 объемом 4,4 литра (315 л.с.). Доступен только в комплекте с 6-ступенчатой АКП нового поколения.
Весна 2005 года. Появление дизельных версий с моторами второго поколения. На выбор два 2,4-литровых мотора мощностью 163 и 185 л.с. Оба – с Common Rail. Старшая версия получила индекс D5, младшая – 2.4D, что внесло некоторую путаницу. Такие машины могли иметь 6-ступенчатую МКП или 6-ступенчатую АКП нового поколения.
Май 2006 года. Представлен рестайлинг модели. Обновлены внешность, оснащение. Линейка моторов претерпела значительные изменения. Моторы 2.9Т из линейки убрали, двигатель 2.5Т обновлен и ограниченно доступен. Базовым двигателем становится новая атмосферная «шестерка» объемом 3,2 литра (238 л.с.), которая работает в паре с 6-ступенчатой АКП.
Декабрь 2010 года. Версия с V8 снимается с производства.
Весна 2012 года. Модель сняли с производства в Швеции.
На 2022 год модель все еще производилась в Китае как XC Classic в версии с мотором 2.5Т и 5-ступенчатой АКП.
Кузов
Внешние панели
Даже на самых старых и дешевых машинах коррозия заметна в основном в местах повреждений кузова и там, где к металлу прилегает резиновый уплотнитель. Например, на нижней передней кромке капота, на передней кромке крыши, иногда – по рамке лобового стекла и у молдингов дверей. Там же стоит проверить кузов на предмет подкраски: машины все еще ценятся, и их владельцы на перекраску проблемных элементов не скупятся.

ЛКП XC90 действительно хорошее. Оно выдерживало и выдерживает удары камней и даже при минимальном уходе до сих пор может блестеть и сохранять приличный внешний вид. Конечно, дешевые машины из категории до 500 тысяч обычно уже обделены обслуживанием и часто имеют кучу возрастных дефектов, но даже у них явная коррозия снаружи заметна редко.
Примечательно, что до 2006 года машины красили чуточку иначе: у них меньше точечных сколов. Но вряд ли это можно считать поводом гоняться именно за дорестайлинговым кроссовером: кузов у таких машин в целом будет менее живым, а проблем по технической части – заметно больше.
Самое неприятное начинается, если открыть двери. Коррозия нижнего шва двери – это проблема, но решаемая. Если снизу она заметна, то внутри ржавчина уже пробила себе путь через несколько слоев герметика. Шов в большинстве случаев сгнивает изнутри, так что самым надежным решением будет замена двери. А вот вздутия или откровенная ржавчина в самом низу проема задней двери у арки – это гораздо более серьезная беда. Цена решения может быть очень разной: если двери в зависимости от состояния обойдутся в 6-80 тысяч рублей за штуку, то переварка порогов может вытянуть все средства и завершиться продажей машины. Все сделать качественно сможет не каждый, а стоимость ремонта в зависимости от тяжести повреждений может доходить тысяч до 250. Причем с полной зачисткой днища для защиты от коррозии затраты на устранение этих проблем получаются сопоставимыми с ценой самых недорогих ХС90.
Впрочем, если машина не из Москвы или Санкт-Петербурга, то есть шансы обойтись минимальными вложениями. Цена неоригинальных ремонтных внешних панелей порогов сейчас невелика, они имеют вполне приличное качество гиба и в среднем полностью повторяют оригинал. Если не затронута передняя часть и усилитель порога остался целым, можно отделаться малой кровью.
Снизу
Оценить состояние порогов, загнав машину на подъемник, сложно: пластиковая накладка успешно защищает металл от осмотра. Но если хорошо присмотреться, ржавчину все же можно заметить. Естественно, много поверхностной ржавчины будет по кромкам элементов днища, особенно в задней части. Достаточно проблемных точек в арках колес, и особенно неприятно видеть состояние стаканов передней подвески изнутри. На примере Volvo S80 видно, к чему это приводит при такой конструкции кузова.

В задних арках коррозии больше, потому что войлочный локер легко набирает влагу. Однако при этом коррозия тяготеет к нижней части и внутренней наружной части арки, не представляя угрозы целостности кузова.
Как я уже говорил, если не снимать пластиковые накладки порогов, кузов кажется живым. А вот если «раздеть» кузов от накладок, то первое благоприятное впечатление может рассыпаться, как карточный домик. Подгнившие пороги – дело обычное, но ржавчина подстерегает и под накладками проемов дверей, и под панелями боковых зеркал, и, конечно, под накладками колесных арок. Скорее всего, в силу неприметности этих проблем, на большей части машин владельцы доведут их до логического завершения – появления массовой наружной коррозии по всем элементам.
Осмотр кузова изнутри обязателен. Под капотом стоит осмотреть внимательно чашки: вспучивания по их наружному краю – откровенно плохой признак. Ниша запаски и швы задней панели кузова тоже находятся в зоне риска.

Неплохо проверить на предмет наличия влаги полы кузова: изнутри они подгнивают, причем при этом повреждается оболочка плюсового провода, который тянется из багажника в моторный отсек и проходит аккурат под водительским сиденьем. Влага способствует деградации изоляции и электрохимической коррозии вокруг провода. Возгорания крайне редки, вспомнить хотя бы одно из-за повреждения в зоне полов не могу, но выглядит это место потенциально опасным.

Источники попадания в салон воды стандартные – забитые сливы люков и воздухозаборник печки. В задней части кузова течи тоже встречаются. Обычно – от антенны или рейлингов, реже – от уплотнений задней двери или гофры ее проводки. Страдает сзади в основном ниша запаски.
Не поленитесь подняться и осмотреть состояние крыши: там могут ржаветь боковые швы и кромка люка.

Оборудование кузова
Старые Volvo внешне напоминают камень: все кажется прочным, монументальным, доведенным до абсолюта. Увы, в жизни это не совсем так, и у ХС90 есть некоторые недостатки и особенности. Например, на машинах до рестайлинга ручки дверей не окрашены, и большая часть владельцев их красит самостоятельно или меняет. А еще эти ручки скрипят, а с заводской окраской со временем облезают. Может сломаться фиксатор крепления, после чего ручку просто отрывают. Ось механической ручки на пятой двери ржавеет, и ручка начинает заедать. Модных кнопок на этой двери на ХС90, кстати, нет. А еще ручки иногда заедают и западают, а ограничители дверей со временем перестают их удерживать. В общем, полный набор.
Фары – тема для отдельного рассказа. Начнем с того, что раньше их просто воровали: снять их не так сложно, а стоили они дорого. Есть претензии и к конструкции: внешний колпак очень рано желтеет и пескоструится. Видимо, не угадали или с аэродинамикой, или с качеством материала. Фары регулярно полируют и часто оклеивают пленкой. Последние несколько лет проблема столь остро не стоит, поскольку стекла стало возможным купить отдельно на известном китайском сайте, а не в сборе с фарой. Кроме того, выгорает линза, а на машинах до рестайлинга часто ломается механизм регулировки. Из-за обмерзания зимой крышки омывателя имеют дурную привычку слетать на скорости.

Фонари в целом не капризные, но их подводит хроническое желание владельцев сделать свою машину чуть лучше. С 2012 года начали ставить фонари с диодной лентой, которую многие захотели установить в фонари своих машин. Итог – куча фонарей, когда-то вскрытых для этого «тюнинга», сейчас текут и отказывают. Впрочем, окисленные дорожки на плате и потеря яркости половины ламп даже у нетронутых фонарей встречаются довольно часто, так что вскрывать их приходится все равно. Правда, по более вескому поводу.

Зеркала часто люфтят, и из-за вибраций и неправильной установки на дизельных машинах нередко отваливается зеркальный элемент.
Большая часть проблем с дворниками вызвана электроникой и поломками в блоке CEM или закисанием трапеции.

Закисают и замки капота вместе с тросом. Без смазки они могут продержаться несколько лет, но потом есть риск просто в очередной раз не открыть капот. Хорошо, что чаще замок не закрывается, предупреждая владельца о приближающихся неприятностях.
Хромовые накладки на кузове облезают – тут ничего необычного. Иногда они отваливаются, но самое неприятное, что иногда начинает ржаветь часть рамки заднего стекла.

Из-за поломки проводки иногда отказывает привод задней двери. Что поделать – возраст ХС90 берет свое.
Салон
Отличный вольвовский салон довести до плачевного состояния не так-то просто, но при желании возможно всё. Какие-то машины щеголяют отличным светлым салоном с деревянными вставками и сиденьями, как с завода, и при пробегах за 300 тысяч километров, а какие-то при таком же пробеге имеют уже и дыры в подушках сидений, и ободранные и поцарапанные рули. Причина в том, что хорошая кожа и очень качественная конструкция сидений и дверных карт позволяют долго сохранять их в живом виде при минимальном уходе. Но уход им все же нужен. Ну и, конечно же, салон иногда перешивают, а иногда и меняют, благо машина весьма популярна как в США, так и в Японии, откуда их массово везут на разборку как к нам на Дальний Восток, так и в Эмираты.
Обратите внимание на «безопасные» кнопки управления стеклоподъемниками: их очень часто расцарапывают ногтями, а надписи на кнопках у джойстика зеркал почти всегда стерты. Фактура многих кнопок панели теряется из-за плохого ухода – засаливается пластик.
Самое неприятное для владельца ХС90 – мертвые дисплеи приборной панели, мертвая плата панели и прочие проблемы электрического характера. Радует, что сейчас умельцы научились ставить на ХС90 приборные панели от S60.

Климатическая система вполне надежная, но проводить калибровку ей требуется довольно часто. Изредка можно столкнуться с отвалившейся тягой. Бывает особенно неприятно, если при нормальной температуре спереди холодом задувает второй ряд: можно, например, застудить детей. Попадание листьев в воздухозаборник – беда стандартная. С ней борются установкой сетки на воздухозаборники. Редкие неисправности ручек блока управления климатом лечатся пропайкой.
Уплотнения кондиционера на Volvo слабоваты: то резьбы вытягиваются, то трубки трескаются. Визиты на заправку кондиционера приходится совершать часто, но если не оставлять систему надолго разгерметизированной, компрессор Valeo с классической муфтой служит долго.
Электрика
При неплохом в целом качестве исполнения электрики на машинах на платформе Р2 встречаются несколько крайне неприятных проблем. Вызваны они сочетанием ряда факторов. В первую очередь многое завязано на блок CEM, и это не просто блок предохранителей салона, а интеллектуальный модуль управления питанием. Расположен он так, чтобы стыковать моторную косу и салонную, в итоге из моторной косы в него приходит влага. А сам блок от протечек никак не защищен. В моторной проводке часть косы проходит по перегородке моторного отсека как раз под дворниками. Идет она в коробе, в котором скапливается грязь, а значит, и проводка там повреждается, и вода держится долго. В итоге вода через не очень удачный сальник проводки попадает именно в блок СЕМ.

Изначально, пока блок прописывать умели только новый и у дилера, это было огромной бедой. Сейчас, когда блоки привязывают и отвязывают десятки мастеров в каждом городе, это уже не слишком дорогая, но неприятная проблема. Сам блок все равно меньше 15 тысяч рублей не стоит, да и за работу придется заплатить не копейки. Иногда неприятность ограничивается чуть залитыми контактами и неработающими реле блока, но в большей части случаев без снятия и работ по его пропайке или замене не обходится. На машинах до 2003 года выпуска блок иной конструкции, редкий и более проблемный, так что «под рест» проводку иногда переделывают. Однако на этой машине такая работа очень трудоемкая.
Встречаются и сгнившие камеры заднего вида, и отказавшие камеры BLIS (системы контроля слепых зон) в зеркалах, и отказы блоков дверей, и хрипящие динамики, и поломки усилителей. Особенно иезуитская проблема связана с дроссельной заслонкой, которая «вешает» моторную CAN-шину на моторах до рестайлинга.

Расстраивает владельцев и множество более мелких неисправностей. В их число входят, например, многочисленные окислы на плате подсветки селектора, на приборной панели и на платах дверей. Часто подводят контактная группа замка зажигания и основной вентилятор радиатора. Моторчик отопителя часто приходится менять из-за подгнивающей проводки ротора.
И в завершение на всех бензиновых моторах понемногу разваливается подкапотная проводка. Не только в злополучном коробе, но и на самом моторе, и в жгутах проводки по его бокам. В общем, электрика – явно не самая удачная часть этой машины. Иногда она способна положить на лопатки даже очень упрямого владельца.
Промежуточный итог
Увы, легенда понемногу уходит: нержавеющий кузов все же имеет свою ахиллесову пяту, и, судя по всему, проблем скоро станет больше из-за вскрытия герметика на внутренних полостях. Электрические проблемы со временем становятся более массовыми из-за старения проводки. Да, сейчас их устраняют быстрее и дешевле, чем раньше, но часто такого рода неприятности могут помешать нормальной эксплуатации автомобиля.

Но все же ХС90 до сих пор выглядит весьма заманчиво: просторный, со все еще актуальным дизайном и неплохой даже по нынешним меркам пассивной безопасностью. Ну а как у него обстоят дела с ходовой частью, моторами и трансмиссией, мы расскажем во второй части обзора этого кроссовера.




Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Раз в 10 лет мы с ребятами~~ ходим в баню~~ пишем про XC90 https://www.kolesa.ru/article/veteran-truda-vybiraem-volvo-xc90-s-probegom-2015-12-23
Спасибо за разбор отличного автомобиля ! Кстати, кроме фар, у них также нередко воруют блок управления полным приводом (DEM).
Бориса мы должны благодарить за обзоры XC90 каждые 10 лет. Предыдущий материал его же авторства 2015 год. И это не считая прочего "5 причин любить XC90...", выбор за миллион, какой взять новый и т.д.
Но сам он ездит на ВАГе)
ну нет денег поменять, дайте вольву, буду ездить на вольве, дайте альфу, буду на альфе ) И немного на ваге )
Так это хороший признак действительно честного и непредвзятого журналиста. 👍😂
ну, я не настаивал, довольно скучное авто, просто так сложилось, что как раз серьезно изменился рынок этих авто и основные факторы тоже немного сместились
да, машина как бы вроде ровная по всем параметрам, ни в чем не провальная, но вот совсем ни в какую сторону, ни про особый комфорт в плане плавности хода, ни рулежки, хотя и не валкая прям, ни супер тормозов ни каких то фишечек интересных поиграться. Как в свое время ее Кларксон рекомендовал "детей в школу развозить" для обеспеченных семей, если минивэн кажется уж слишком не статусным. Смотрел обзор Мельникова на модификацию с V8, вот даже она ничем не яркая, ну кроме может самого факта наличия этого мотора. Ну а при этом, как видим, совсем непростая в бу эксплуатации. ВАГ то тоже не подарок, но там все изучено гораздо лучше вдоль и поперек, а у Вольво нет столько соплатформенных решений, чтобы сильно удешевить ломающиеся элементы. Про кузов вообще печально. Держится то однозначно хорошо, но если уж не уследили, как я понял, лучше в морг.
тюненые чемоданы с 2.5Т гораздо интереснее
если не уследил, то на любой машине это серьезные затраты, просто тут базовая цена входа в геморройную комплектаци. 2.9т+4акп всего 400 тысяч, потому вложения кажутся большими. По факту большая часть машин на рынке это лям с гаком, а то и два. Потому 400 штук на приведение кузова в божеский вид это вменяемо, можно чинить. Или кроить и 100-200 на ремонт без зачисток всего, и ждать дальше, пока догниет
Давно заглядывался на эту модель. Честный джип без переплаты за бренд и понты. Но даже без углубления в техничку всегда было чувство, что это геморная и дорогая в содержании машина, ибо крайне низкая цена на вторичке не просто так.
Все машины этого сегмента будут недешёвыми в содержании.
А дешевле потому, что возраст и нет понтов.
низкая цена только на 2.9, ну и на доресты 2.5, а за 3.2 вообще просят несколько неадекватно
Спасибо, давно ждал этот обзор)
Хороший чемодан, но возраст реально берёт своё. Хотя шансы найти живую ХС90 по-прежнему есть и немалые.
Пожалуйста не пишите такую чушь. Может быть это и имеет место быть, но это какие-то единичные случаи после колхозного ремонта или ДТП. Мне как владельцу обидно такое читать. У меня 2007 или 2008 года выпуска, 10 лет я владелец, ятый или шестой в ПТС, пробег 360 тыс. Кузов не гниёт вообще. Вода в блок CEM не затекает. Кроме сдохшей катушки зажигания, подвывающего подшипника ступицы и треснувшего пыльника на приводном валу мне не о чем рассказать. Это все планово менялось на ТО. Я не знаю откуда вы это все взяли, но оно точно не про XC90. Вы не представляете насколько это беспроблемный автомобиль. Я подкоплю и поменяю на модель 2012-2014 года. Там ещё и салон поприятнее.
снимите пластик порогов и сфотографируйте, потом поговорим
вот вот, люди часто обманываются на это внешнее "благолепие" из за декоративного пластика. А маляры и жестянщики все как один всегда мне говорили, под пластиком гниет незаметно и часто еще быстрее, чем открытое. Недавно снимал пластик с крыльев Антары, снаружи были только небольшие вздутости, которые думал зачистить и подкрасить, там 3-4 см. Вскрыл и...не удивился, минус 10 см металла по окружности под пластиком в районе дренажа. Там, разумеется, земля, листья и прочий навоз, сыро и грязно, благодать для ржавчины. Крылья под замену (ну если не впаривать наивным, верящим в девственность 15 летнего кузова под пластиком).
У вас статистика одного себя, а тут статистика общая.
Вот серьезно про кузов это прям сильно. В Москве из древних автомобилей только Вольво и Мерседесы выживают. Кузова остальных не выдерживают агрессивной среды из-за того чем зимой дороги посыпают. Да и остальное тоже. Вы хоть один Вольво на обочине с поднятым капотом или на эвакуаторе видели? Или ржавый?
Мерседесы? Вы точно в этом уверены? На скажу про Вольво, но на Мерседес 2000-х плюются все жестянщики и маляры, кого я знаю.
Из древних автомобилей в обеих столицах только французы более-менее по кузову выживают, как бы забавно это ни было (если их не бить и не колхозить, конечно). Mercedes - все в труху, Volvo - терпимо, японцы хуже. Volvo на обочине с поднятым капотом ни разу не видел, а вот в сервисах двух- и трёхмесячные висяки по электрике-электронике в 10-15 годах наблюдал в товарных количествах. Правда, автор пишет, что это с тех пор уже научились побеждать.
Видел и с поднятым капотом. и ржавый. Ржавый - непосредственно в малярке, со снятыми пластиковыми накладками и локерами арок.
З.Ы. как выше справедливо заметили, мерседесы вообще ни разу не образец коррозионной стойкости.
Насчет Мерседесов прям поржал. 😂😂😂
w163 (w203 и w210 с ними за компанию) - это прям эталон выживания. Их даже в провинции проблематично найти целые. XC90 не идеальны, но получше. По крайней мере, массовой гнили не замечено. И да, всё верно выше подмечено, коррозия в основном под накладками. Если её видно извне, то это уже абзац.
Хватит хаить Бориса. Обзор идёт общеплановом составе. Как я понял, все описания выше идут с общей статистики отзывов, фактов с автосервисом и автовладельцев. Возможно случаи, у которых данный Вольво живее всех живых. На самом деле, спасибо Борису за рассказ про данный Вольво. Уж точно знаю, что шведы тех годов были лучше подготовлены к нашей зиме,чем немцы(покраска,металл и безопасность). Один фиг, годы берут свое, но этот Вольво,думаю, достоин того, чтобы ухаживать,не дать умереть и видеть на просторах дорог России.Всем добра🙏.
В 2й части обзора интересно будет почитать про V8 от ямахи. Слышал, что этот проблемный мотор. Лучше дизеля с меньшей мощностью
Камрад, по моторам, у XC90 многое пересекается с S80 второго поколения, в том числе и V8 от Yamaha.
Можете глянуть обзор S80:
https://www.kolesa.ru/article/volvo-s80-ii-s-probegom-korobki-s-goryachim-nravom-i-samorazrushayushchiysya-nadduvnyy-ecoboost
Спойлер: мотор 4.4 V8 надёжный, но дорогой в содержании.
А самый лучший выбор - это мотор 3.2 R6. Я с этим выводом согласен, действительно надёжен и сбалансирован по ТТХ. Жаль встречается он довольно редко.
Камрад, по моторам, у XC90 многое пересекается с S80 второго поколения, в том числе и V8 от Yamaha.
Можете глянуть обзор S80:
https://www.kolesa.ru/article/volvo-s80-ii-s-probegom-korobki-s-goryachim-nravom-i-samorazrushayushchiysya-nadduvnyy-ecoboost
Спойлер: мотор 4.4 V8 надёжный, но дорогой в содержании.
А самый лучший выбор - это мотор 3.2 R6. И я с этим выводом согласен, действительно надёжен и сбалансирован по ТТХ. Жаль встречается он довольно редко.