Железные спасатели: техника блокадного Ленинграда

11746 0 5

27 января 1944 года советские войска полностью сняли блокаду Ленинграда, положив конец 900-дневной борьбе за выживание. Мы рассказываем об автомобилях, которые помогали оборонять и снабжать город, а также прорывать линию фронта.

Вкратце стоит напомнить, что блокада началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска отчаялись взять город на Неве штурмом и было принято решение взять Ленинград в кольцо, а население заморить голодом или уничтожить артиллерийскими снарядами и авиабомбами. «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения», — гласила директива начальника штаба военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга». С севера Ленинград был блокирован финскими частями, и оставался лишь узкий «коридор» с востока, через который можно было вести снабжение, пробираясь к берегу Ладожского озера, а затем — по льду или по воде — на другой берег, занятый советскими частями. Мы расскажем об автомобилях, которые принимали участие в обороне города, в доставке грузов и эвакуации жителей.

«Артерия» боевой техники

Надо отметить, что во время блокады город продолжал не только жить, но и работать на армию. Танки КВ-1 и другую военную технику выпускали на Кировском заводе, который не прекратил свою работу осенью 1941 года. Тогда обеспечить фронт вооружением для трудящихся осажденного города было первостепенной задачей. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, 2 тысячи минометов, а также несколько десятков противотанковых орудий и пулеметов.


К концу 41-го из Ленинграда вывезли 3 миллиона снарядов и мин, более 3 тысяч полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок. Из-за отсутствия электроэнергии некоторые станки приходилось приводить в движение вручную. Трудовой день увеличился, частенько рабочие даже не уходили ночевать домой, чтобы сберечь собственную энергию и успеть сделать срочные фронтовые заказы.

К 1943 году на Кировском заводе освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. Мощность ленинградской промышленности даже в условиях эвакуации предприятий оставалась значительной.

ГАЗ-АА «полуторка»

Одним из символов жизни блокадного Ленинграда стал грузовой автомобиль Нижегородского завода — ГАЗ-АА, известный в народе как «полуторка». Именно на этой машине по замерзшему Ладожскому озеру в город привозили продукты. Этот путь получил название «Дорога Жизни», и «полуторка» была одним из важнейших звеньев в этой спасительной цепочке. Свое прозвище грузовичок получил за максимальную грузоподъемность равную 1,5 т, хотя нередко их загружали и до 3 т.



Самый массовый советский автомобиль середины ХХ века изначально был легальной копией американского грузовика Ford AA 1930 года, однако наши инженеры неоднократно «вмешивались» в конструкцию грузовичка. Кстати, выбор фордовской модели в качестве основы был неслучайным. Тогда, в 1929 году, когда правительственная комиссия выехала на «смотрины» к частным фирмам США, Генри Форд был самой известной фигурой в автомобильном мире. Каждая вторая машина в мире сходила с конвейеров заводов этой американской компании.

Узлы и детали для «полуторок» поступали к нам морским путем через Мурманск. Первая партия из 10 автомобилей была собрана на территории советского государства 1 февраля 1930 года. К концу года завод вышел на мощность 60 автомобилей в сутки.



По-настоящему советским грузовик стал в 1933 году, когда сборка начала осуществляться полностью из наших комплектующих. С 1938 года в движение ГАЗ-АА приводил уже мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с. Ранее же на модель устанавливался 4-цилиндровый двигатель с отдачей 42 л. с. Мощность на ведущую ось поступала через однодисковое фрикционное сцепление и 4-ступенчатую коробку. В 1934 году грузовик получил металлическую кабину с дерматиновой крышей вместо деревянной.

Впрочем, в 1941-м из-за нехватки ресурсов выпустили упрощенную версию «полуторки» — ГАЗ-ММ-В без передних тормозов, с одной фарой, крыльями из тонкого кровельного железа и без дверей, вместо которых были брезентовые «занавески».

В военные годы было важно, что автомобиль мог ездить на низкооктановом топливе за счет низкой степени сжатия — всего 4,25. В «полуторку» заправляли тракторный лигроин и даже светильный керосин. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины, запас хода на одной заправке не превышал 215 км.

Товарищ «Захар Иванович»



Вторым по популярности грузовиком в военные годы был ЗИС-5 грузоподъемностью 3 т. «Трехтонка», «Захар» или «Захар Иванович», как и его младший брат ГАЗ-АА, очень ценился в Красной Армии и также принимал участие в доставке грузов в осажденный Ленинград. Во время войны упрощенная военная модификация ЗИС-5В производилась на заводах ЗИС, УльЗИС и УралЗИС.

Автомобиль был ориентирован на простоту эксплуатации и ремонта, увеличение проходимости и грузоподъемности. Это тот минимальный набор, необходимый в годы войны. Несмотря на паспортную грузоподъемность, «Захар» нагружали подчас до 5 т. Машина выдерживала и даже свободно преодолевала сильное бездорожье. Тяговые возможности ЗиС-5 были впечатляющими: низкооборотистая 5.5-литровая бензиновая рядная «шестерка» выдавала 279 ньютонов на метр при 1 000 оборотов в минуту. Мощность при этом была относительно скромной — 73 л.с., а максимальная скорость — 60 км/ч.

В годы войны выпуск автомобилей постоянно наращивался, поскольку в «трехтонках» сильно нуждалось советское государство. С каждым месяцем с конвейеров предприятий сходило уже на десятки машин больше, чем прежде. В таком авральном режиме сборки конструкцию грузовика пришлось упростить донельзя. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть, опять же, из кровельного железа. Как и на ГАЗ-ММ-В, тормоза на передних колесах, а также правую фару демонтировали. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного (у военной «полуторки» они и вовсе были неоткидными). После войны «Захар» частично обрел свое довоенное оснащение.

Семейство «Студебеккеров»



Знаменитые братья Генри и Клем Студебеккеры в середине 20-х годов прошлого века считались одними из главных фигур автопрома того времени. Их компания входила в первую десятку крупнейших производителей, но в качестве поставщика техники для армии США еще не выступала.

В конце 1941 года компания начала сборку автомобилей US-6 с нижнеклапанным мотором Hercules JXD рабочим объемом 5.24 литра, также с весьма низкой степенью сжатия 6:1, что позволяло «кормить» машину низкооктановым топливом, хотя и более качественным, чем то, что предназначалось для ГАЗов и ЗИСов. По тяговым характеристикам «Студер» превосходил наш ЗИС-5 — 95 л.с. при 2 800 об/мин и 271 Нм при 1150 об/мин. Трансмиссия была с повышающей 5-й передачей, что позволяло разгоняться до 70 км/ч. Модель имела двухступенчатую «раздатку» с понижающим рядом.



Еще одно важное отличие — третья ось и приводные формулы 6х6 и 6х4, что позволяло лучше справляться с бездорожьем. Заявленная грузоподъемность «Студера», который нам поставляли по ленд-лизу, составляла 2,5 т, но мы уже знаем, что нагружали машины сильнее — от 3,5 до 5 т. От постоянных перегрузов часто не выдерживали узлы трансмиссии, хотя в целом автомобиль солдатам полюбился и считался надежным. Кстати, на шасси «Студебеккера», в том числе размещали и системы залпового огня «Катюша».

Бронеавтомобиль БА-20


Фото: depositphotos.com



Бронавтомобиль с передним расположением силовой установки принимал участие в прорыве блокады Ленинграда. Пулеметная башня с вращательным механизмом устанавливалась в кормовой части корпуса над боевым отделением. Обзор на 180 градусов обеспечивали смотровые щели в башне и корпусе, которые закрывались бронированными заслонками изнутри.

Корпус автомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он обеспечивал защиту от обстрелов и имел увеличенный по сравнению с довоенным бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения.

В шаровой опоре башни БА-20 находился пулемет ДТ 7,62 мм. Боекомплект составлял 1 386 патронов. При стрельбе использовался простой механический прицел, а вращение башни обеспечивал спинной упор стрелка, который занимал вращающееся сиденье и одновременно считался командиром бронеавтомобиля.

В движение БА-20 приводил четырехцилиндровый двигатель от «эмки» ГАЗ М1 мощностью 50 сил вместе с трехступенчатой коробкой. Емкость топливных баков составляла 70 литров. На одной заправке запас хода по ровной дороге составлял 350 км.




Захваченные фашистами летом 41-го советские бронеавтомобили БА-20 и БА-20М служили в полицейских частях и войсках СС. Там их прозвали Panzerspaehwagen BA 20 (r) и Panzerspaehwagen BA 202 (r) соответственно. Аналогичные трофеи имеются и у Финляндии, где, кстати, наши бронеавтомобили находились на балансе армии до 1957 года.

Бронеавтомобиль БА-3

Рожденный в 1934 году на Ижорском заводе бронеавтомобиль БА-3 был также незаменим в прорыве блокады. Он представляет собой усовершенствованный БАИ, однако отличается башней с вооружением от танка Т-26, удлиненной на 50 мм «кормой», наличием в моторном отделении окон для выхода воздуха. На задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Толщина брони башни равнялась 9 мм. Боекомплект включал в себя пушку с 60 зарядами и пулемет ДТ с 53 магазинами.




Для увеличения проходимости на задние скаты БА-3 надевались вездеходные гусеницы «Оверолл», каждая из которых весила 71 кг и состояла из 25 звеньев размерами 80 x 35 мм. В длину гусеница достигала 4 500 мм, в ширину — 60 мм, а шаг ее равнялся 180 мм. Надеть главный инструмент борьбы с бездорожьем экипаж мог всего за 15 минут. Правда, судьба БА-3 оборвалась после войны. Все устаревшие бронеавтомобили были утилизированы, но посмотреть на них еще можно в музеях или на парадах.

Трамвай – символ жизни

Говоря о транспорте времен блокады Ленинграда, нельзя не вспомнить трамвай, ведь тогда это был единственный вид городского транспорта. Он курсировал между районами, доставляя людям продовольствие и важные грузы. Это был не просто вагон, а символ жизни города, и ленинградцы относились к трамваю как к своему верному товарищу.



До 1941 году в городе ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов. В Трамвайно-троллейбусном управлении числилось 10 трамвайных парков и один троллейбусный, а также 20 тяговых подстанций. Но война изменила структуру ТТУ. Наряду с пассажирским трамваями появились санитарные, грузовые и эвакуационные. Они возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд МПВО и литейного производства.

К ноябрю 1941 года движение общественного транспорта в городе практически остановилось. Причиной тому стали перебои с электроэнергией и снежные заносы на путях, которые некому было расчищать. В начале декабря трамвайное движение в городе совершенно замерло, а в январе 42-го Ленинград полностью лишился электроэнергии. К весне жители своими силами восстановили 150 километров путей, и 8 марта вновь начали курсировать грузовые трамваи. Весной на улицы города вышли 116 вагонов по 5 маршрутам.


Читайте также:



Поделиться: 0 3 0 2 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
С миру по детальке: тюнинг УАЗ 3962

Никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» образца 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто невозможно, поэтому она не меняется уже 53 года. Они на это обидятся и будут отчасти…

4498 0 6
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

133252 9 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1539 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

343090 19 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3617 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3712 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95305 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

104506 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44786 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65871 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15484 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9644 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

25073 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

44753 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7449 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

133252 9 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

105378 13 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49656 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?