Железные спасатели: техника блокадного Ленинграда

12682 0 5

27 января 1944 года советские войска полностью сняли блокаду Ленинграда, положив конец 900-дневной борьбе за выживание. Мы рассказываем об автомобилях, которые помогали оборонять и снабжать город, а также прорывать линию фронта.

 

Вкратце стоит напомнить, что блокада началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска отчаялись взять город на Неве штурмом и было принято решение взять Ленинград в кольцо, а население заморить голодом или уничтожить артиллерийскими снарядами и авиабомбами. «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения», — гласила директива начальника штаба военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга». С севера Ленинград был блокирован финскими частями, и оставался лишь узкий «коридор» с востока, через который можно было вести снабжение, пробираясь к берегу Ладожского озера, а затем — по льду или по воде — на другой берег, занятый советскими частями. Мы расскажем об автомобилях, которые принимали участие в обороне города, в доставке грузов и эвакуации жителей.

«Артерия» боевой техники

Надо отметить, что во время блокады город продолжал не только жить, но и работать на армию. Танки КВ-1 и другую военную технику выпускали на Кировском заводе, который не прекратил свою работу осенью 1941 года. Тогда обеспечить фронт вооружением для трудящихся осажденного города было первостепенной задачей. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, 2 тысячи минометов, а также несколько десятков противотанковых орудий и пулеметов.


К концу 41-го из Ленинграда вывезли 3 миллиона снарядов и мин, более 3 тысяч полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок. Из-за отсутствия электроэнергии некоторые станки приходилось приводить в движение вручную. Трудовой день увеличился, частенько рабочие даже не уходили ночевать домой, чтобы сберечь собственную энергию и успеть сделать срочные фронтовые заказы.

К 1943 году на Кировском заводе освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. Мощность ленинградской промышленности даже в условиях эвакуации предприятий оставалась значительной.

ГАЗ-АА «полуторка»

Одним из символов жизни блокадного Ленинграда стал грузовой автомобиль Нижегородского завода — ГАЗ-АА, известный в народе как «полуторка». Именно на этой машине по замерзшему Ладожскому озеру в город привозили продукты. Этот путь получил название «Дорога Жизни», и «полуторка» была одним из важнейших звеньев в этой спасительной цепочке. Свое прозвище грузовичок получил за максимальную грузоподъемность равную 1,5 т, хотя нередко их загружали и до 3 т.



Самый массовый советский автомобиль середины ХХ века изначально был легальной копией американского грузовика Ford AA 1930 года, однако наши инженеры неоднократно «вмешивались» в конструкцию грузовичка. Кстати, выбор фордовской модели в качестве основы был неслучайным. Тогда, в 1929 году, когда правительственная комиссия выехала на «смотрины» к частным фирмам США, Генри Форд был самой известной фигурой в автомобильном мире. Каждая вторая машина в мире сходила с конвейеров заводов этой американской компании.

Узлы и детали для «полуторок» поступали к нам морским путем через Мурманск. Первая партия из 10 автомобилей была собрана на территории советского государства 1 февраля 1930 года. К концу года завод вышел на мощность 60 автомобилей в сутки.



По-настоящему советским грузовик стал в 1933 году, когда сборка начала осуществляться полностью из наших комплектующих. С 1938 года в движение ГАЗ-АА приводил уже мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с. Ранее же на модель устанавливался 4-цилиндровый двигатель с отдачей 42 л. с. Мощность на ведущую ось поступала через однодисковое фрикционное сцепление и 4-ступенчатую коробку. В 1934 году грузовик получил металлическую кабину с дерматиновой крышей вместо деревянной.

Впрочем, в 1941-м из-за нехватки ресурсов выпустили упрощенную версию «полуторки» — ГАЗ-ММ-В без передних тормозов, с одной фарой, крыльями из тонкого кровельного железа и без дверей, вместо которых были брезентовые «занавески».

В военные годы было важно, что автомобиль мог ездить на низкооктановом топливе за счет низкой степени сжатия — всего 4,25. В «полуторку» заправляли тракторный лигроин и даже светильный керосин. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины, запас хода на одной заправке не превышал 215 км.

Товарищ «Захар Иванович»



Вторым по популярности грузовиком в военные годы был ЗИС-5 грузоподъемностью 3 т. «Трехтонка», «Захар» или «Захар Иванович», как и его младший брат ГАЗ-АА, очень ценился в Красной Армии и также принимал участие в доставке грузов в осажденный Ленинград. Во время войны упрощенная военная модификация ЗИС-5В производилась на заводах ЗИС, УльЗИС и УралЗИС.

Автомобиль был ориентирован на простоту эксплуатации и ремонта, увеличение проходимости и грузоподъемности. Это тот минимальный набор, необходимый в годы войны. Несмотря на паспортную грузоподъемность, «Захар» нагружали подчас до 5 т. Машина выдерживала и даже свободно преодолевала сильное бездорожье. Тяговые возможности ЗиС-5 были впечатляющими: низкооборотистая 5.5-литровая бензиновая рядная «шестерка» выдавала 279 ньютонов на метр при 1 000 оборотов в минуту. Мощность при этом была относительно скромной — 73 л.с., а максимальная скорость — 60 км/ч.

В годы войны выпуск автомобилей постоянно наращивался, поскольку в «трехтонках» сильно нуждалось советское государство. С каждым месяцем с конвейеров предприятий сходило уже на десятки машин больше, чем прежде. В таком авральном режиме сборки конструкцию грузовика пришлось упростить донельзя. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть, опять же, из кровельного железа. Как и на ГАЗ-ММ-В, тормоза на передних колесах, а также правую фару демонтировали. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного (у военной «полуторки» они и вовсе были неоткидными). После войны «Захар» частично обрел свое довоенное оснащение.

Семейство «Студебеккеров»



Знаменитые братья Генри и Клем Студебеккеры в середине 20-х годов прошлого века считались одними из главных фигур автопрома того времени. Их компания входила в первую десятку крупнейших производителей, но в качестве поставщика техники для армии США еще не выступала.

В конце 1941 года компания начала сборку автомобилей US-6 с нижнеклапанным мотором Hercules JXD рабочим объемом 5.24 литра, также с весьма низкой степенью сжатия 6:1, что позволяло «кормить» машину низкооктановым топливом, хотя и более качественным, чем то, что предназначалось для ГАЗов и ЗИСов. По тяговым характеристикам «Студер» превосходил наш ЗИС-5 — 95 л.с. при 2 800 об/мин и 271 Нм при 1150 об/мин. Трансмиссия была с повышающей 5-й передачей, что позволяло разгоняться до 70 км/ч. Модель имела двухступенчатую «раздатку» с понижающим рядом.



Еще одно важное отличие — третья ось и приводные формулы 6х6 и 6х4, что позволяло лучше справляться с бездорожьем. Заявленная грузоподъемность «Студера», который нам поставляли по ленд-лизу, составляла 2,5 т, но мы уже знаем, что нагружали машины сильнее — от 3,5 до 5 т. От постоянных перегрузов часто не выдерживали узлы трансмиссии, хотя в целом автомобиль солдатам полюбился и считался надежным. Кстати, на шасси «Студебеккера», в том числе размещали и системы залпового огня «Катюша».

Бронеавтомобиль БА-20


Фото: depositphotos.com



Бронавтомобиль с передним расположением силовой установки принимал участие в прорыве блокады Ленинграда. Пулеметная башня с вращательным механизмом устанавливалась в кормовой части корпуса над боевым отделением. Обзор на 180 градусов обеспечивали смотровые щели в башне и корпусе, которые закрывались бронированными заслонками изнутри.

Корпус автомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он обеспечивал защиту от обстрелов и имел увеличенный по сравнению с довоенным бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения.

В шаровой опоре башни БА-20 находился пулемет ДТ 7,62 мм. Боекомплект составлял 1 386 патронов. При стрельбе использовался простой механический прицел, а вращение башни обеспечивал спинной упор стрелка, который занимал вращающееся сиденье и одновременно считался командиром бронеавтомобиля.

В движение БА-20 приводил четырехцилиндровый двигатель от «эмки» ГАЗ М1 мощностью 50 сил вместе с трехступенчатой коробкой. Емкость топливных баков составляла 70 литров. На одной заправке запас хода по ровной дороге составлял 350 км.




Захваченные фашистами летом 41-го советские бронеавтомобили БА-20 и БА-20М служили в полицейских частях и войсках СС. Там их прозвали Panzerspaehwagen BA 20 (r) и Panzerspaehwagen BA 202 (r) соответственно. Аналогичные трофеи имеются и у Финляндии, где, кстати, наши бронеавтомобили находились на балансе армии до 1957 года.

Бронеавтомобиль БА-3

Рожденный в 1934 году на Ижорском заводе бронеавтомобиль БА-3 был также незаменим в прорыве блокады. Он представляет собой усовершенствованный БАИ, однако отличается башней с вооружением от танка Т-26, удлиненной на 50 мм «кормой», наличием в моторном отделении окон для выхода воздуха. На задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Толщина брони башни равнялась 9 мм. Боекомплект включал в себя пушку с 60 зарядами и пулемет ДТ с 53 магазинами.




Для увеличения проходимости на задние скаты БА-3 надевались вездеходные гусеницы «Оверолл», каждая из которых весила 71 кг и состояла из 25 звеньев размерами 80 x 35 мм. В длину гусеница достигала 4 500 мм, в ширину — 60 мм, а шаг ее равнялся 180 мм. Надеть главный инструмент борьбы с бездорожьем экипаж мог всего за 15 минут. Правда, судьба БА-3 оборвалась после войны. Все устаревшие бронеавтомобили были утилизированы, но посмотреть на них еще можно в музеях или на парадах.

Трамвай – символ жизни

Говоря о транспорте времен блокады Ленинграда, нельзя не вспомнить трамвай, ведь тогда это был единственный вид городского транспорта. Он курсировал между районами, доставляя людям продовольствие и важные грузы. Это был не просто вагон, а символ жизни города, и ленинградцы относились к трамваю как к своему верному товарищу.



До 1941 году в городе ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов. В Трамвайно-троллейбусном управлении числилось 10 трамвайных парков и один троллейбусный, а также 20 тяговых подстанций. Но война изменила структуру ТТУ. Наряду с пассажирским трамваями появились санитарные, грузовые и эвакуационные. Они возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд МПВО и литейного производства.

К ноябрю 1941 года движение общественного транспорта в городе практически остановилось. Причиной тому стали перебои с электроэнергией и снежные заносы на путях, которые некому было расчищать. В начале декабря трамвайное движение в городе совершенно замерло, а в январе 42-го Ленинград полностью лишился электроэнергии. К весне жители своими силами восстановили 150 километров путей, и 8 марта вновь начали курсировать грузовые трамваи. Весной на улицы города вышли 116 вагонов по 5 маршрутам.


Читайте также:



Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Почти сломанные стереотипы: покупаем Chery Tiggo (T11) FL за 400 тысяч

Лично я не отличаюсь особой любовью к продукции из Поднебесной. И в этом отношении не одинок. Устойчивые стереотипы о китайских автомобилях можно найти в публикациях автомобильных изданий, на форумах и в серьезных…

647 1 0
Статьи / Авто Недели
Как Impreza, только больше: стоит ли покупать Subaru Forester II за 500 тысяч рублей

Subaru – это постоянный полный привод, легендарные оппозитные моторы и удовольствие от вождения: таков идеальный образ этих японских машин. Но на практике оказывается, что полный привод не всегда такой уж и постоянный, а…

8628 6 0
Статьи / Популярные вопросы
Как измеряется объем багажника, и почему он может различаться даже у одинаковых машин?

Объем багажника – показатель иногда не столь важный, а иногда решающий. Ну а порой даже для очевидно большого автомобиля производитель не может не похвастать впечатляющей цифрой, несмотря на то, что лишь единичные…

1726 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

3522 5 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3965 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

3157 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

38094 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

30211 16 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

40284 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31700 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18730 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

15181 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42856 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35823 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

30324 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

59478 22 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48571 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

46388 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?