Большинство российских автовладельцев являются собственниками подержанных машин (71%): отечественных (за последние четыре года доля таких респондентов снизилась с 59% в 2006 году до 47% в текущем году) и реже — иномарок (24%, в 2006 году — 19%). Респонденты в равной степени разделились на владельцев новых отечественных автомобилей и новых иномарок, причем за последние несколько лет и та, и другая группа возросли (с 13% до 16% и с 8 до 16% соответственно).
45% автовладельцев имеют возможность участвовать в программе утилизации старых автомобилей, так как являются собственниками машин, выпущенных более десяти лет назад. В основном это респонденты, имеющие подержанные отечественные авто и иномарки (64 и 51% соответственно), а также малообеспеченные россияне (61% и селяне 53%). Впрочем, у 54% опрошенных автолюбителей таких автомобилей в наличии нет — в основном это владельцы новых иномарок и отечественных автомобилей (90 и 79% соответственно), а также обеспеченные респонденты (71%), москвичи и петербуржцы (67%).
Подавляющему большинству собственников старых автомобилей известно о программе по обмену старых машин на денежные сертификаты: каждый второй (49%) хорошо информирован об этом, 41% — что-то слышал. Лишь 8% впервые услышали об этой мере от интервьюера. Высокую информированность демонстрируют в первую очередь владельцы подержанных иномарок (54%) и обеспеченные респонденты (62%). Что-то слышали об этой программе респонденты с низкой самооценкой материального положения (44%). В то время как большинству селян уже хорошо известно об этой программе (58%), 55% москвичей и петербуржцев впервые узнали о ней в ходе опроса.
Наиболее справедливым условием программы респонденты считают положение о том, что утилизируемый автомобиль должен находиться в собственности владельца не менее года (70%). Большинство опрошенных также соглашаются с тем, что под действие программы попадают лишь автомобили старше десяти лет (66%), что скидка в 50 тыс. рублей распространяется только на машины, произведенные в России (62%), и что один сертификат позволяет приобрести только одну новую машину (61%). В меньшей степени респонденты разделяют правило, согласно которому сертификат является единственной возможной формой получения денег, и потратить его можно только на покупку автомобиля, — 49% считают его справедливым, 41% — напротив. Наибольшее несогласие российских автовладельцев вызвало положение о том, что для участия в программе утилизации необходимо заплатить 3 тыс рублей, — 69% сочли это условие несправедливым.
Всего 41% россиян, попадающих под действие программы утилизации и планирующих покупку нового автомобиля, готовы участвовать в ней, передает ИТАР-ТАСС. В первую очередь это владельцы подержанных автомобилей отечественного производства (52%), уральцы (68%) и жители крупных городов (50%). Нежелание участвовать в программе высказывают 59% опрошенных — как правило, это владельцы подержанных иномарок (85%), обеспеченные россияне (82%), жители Северо-Западного округа (93%) и обеих столиц (80%).
Главная причина, по которой часть владельцев старых автомобилей не желает участвовать в этой программе, — это неподходящие условия (37%) программы и недоверие к правительственным программам вообще (30%). Обе причины чаще называют владельцы подержанных иномарок (45 и 38% соответственно) и малообеспеченные респонденты (50 и 44% соответственно). Несколько меньшее значение для наших сограждан имеют такие причины, как отсутствие информации (14%), недоверие дилерам-участникам программы (13%), на них более склонны указывать владельцы подержанных отечественных автомобилей (24%). В числе наименее важных факторов — отсутствие потребности в финансовой помощи (9%) и непопадание в категории граждан, участвующих в программе (8%), — как правило, на такие причины ссылаются обеспеченные россияне (21%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 30-31 января 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.



Для комментирования вам необходимо авторизоваться