Диалектика буквы S: тест-драйв Suzuki SX4 в снежном апокалипсисе

Ну и как здесь прикажете парковаться? Единственное место – засыпанная снегом дыра длиной метров в пять между двумя превратившимися в сугробы легковушками.  Увы – от проезжей части вожделенный парковочный пятачок отделяет снежный вал, который нагребла коммунальная техника. Но что делать, встать где-то надо. Селектор системы AllGrip – в режим Snow, нажать клавишу блокировки, и назад, помолясь... Ползет, ползет! Теперь полметра вперед... Ай молодец, малыш Suzuki! Право, не ожидал.
 

От мопеда до кроссовера

У марки Suzuki в автомобильном мире всегда было свое, особое место. Компания, начавшая в трудное для Японии послевоенное время производство мопедов и легких мотоциклов, к концу ХХ века твердо занимает 12-е место в мире, производит 1 800 000 автомобилей в год и имеет заводы во многих странах, в том числе в США (там, правда, собирают только мотоциклы), Испании, Венгрии и Индии. Но вот что интересно: все лучшие, наиболее популярные и удачные модели марки соответствуют определению «легкие и компактные».

Как началось все в Suzulight, Alto и Jimny LY, так все и продолжается по сей день. Компания много раз пыталась совершить прорыв в другие секторы, но ни «гигантский Suzuki» XL-7, ни пикап Equator, ни седан бизнес-класса Kizashi даже близко не смогли подобраться к успехам Swift или Vitara. Особенно трудно оказалось подобрать ключи к сердцам и кошелькам российских покупателей.

IMG_0936+++.png

Фото: Александр Будкин


Европейцы десятками тысяч покупают Swift и Splash, а россияне нос воротят, несмотря на вполне положительные отклики в прессе. Слишком скромно? Но и Kizashi им не угодил недостаточно роскошен! Jimny тоже так и не стал массовой моделью слишком специфическую нишу занял это маленький гигант большого оффроуда. За все отдувалась действительно удачная Grand Vitara, но и тут были свои проблемы.

Дело в том, что к началу десятых годов стало отчетливо ясно, что в линейке компании не хватает кроссоверов. Появившаяся в 2006 году модель SX4 все же не дотягивала до гордого звания SUV это был скорее полноприводный хэтчбек с очень жесткой и короткоходовой подвеской, доставшейся ему от построенного на той же платформе Swift. Ну а роль главного представителя марки в быстро растущем сегменте кроссоверов как раз и взяла на себя Grand Vitara, хотя с технической точки зрения эта модель представляла настоящий внедорожник с понижающей передачей в раздаточной коробке.

Вот потому я с таким интересом ходил вокруг стенда Suzuki на Женевском автосалоне 2013 года: ведь там стоял первый настоящий кроссовер фирмы, называвшийся... все тем же индексом SX4.


IMG_0995+++.png


Честно говоря, я так и не понял, чем не угодило маркетологам фирмы название S-Cross, которое носила новинка еще на этапе концепта. Теперь же на российском рынке одновременно оказались два совершенно разных автомобиля с названием SX4, и пришлось городить историю с добавками: старый хэтчбек превратился в SX4 Classic, а новый кроссовер в SX4 New. Еще тогда, в Женеве, мне очень захотелось познакомиться с новым автомобилем поближе. Но так уж получилось, что эта встреча произошла почти через три года. Но ведь лучше поздно, чем никогда?

Немного вкусовщины

Симпатичная машинка, вполне ладная, но очень похожая на других "одноклассников" из Страны восходящего солнца. В некоторых ракурсах от Nissan Qashqai и не отличишь... Но это если смотреть сбоку или сзади. Оформление передней части вполне оригинальное... Впрочем, оригинальное еще не значит удачное. Меня, например, смутила форма капота, с двумя боковыми ребрами, переходящими в сбегающие к облицовке радиатора скулы, и характерным «лобиком» над решеткой.

Внутри

Работая над интерьерами своих автомобилей, дизайнеры Suzuki всегда придерживались принципа минимализма. Все должно быть практично, лаконично, строго, и ничего сверх необходимого. В данном случае они от своего не отступили... Мягкий пластик только на двух деталях передней панели, все остальное софт-лук, правда, очень качественный.


IMG_1157+++.png


Лаконичная комбинация приборов с хорошо читающимися шкалами. Нижние секторы отданы аналоговым указателям температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Между кругляшами тахометра и спидометра экранчик бортового компьютера. Сразу не понравилось то, как организовано управление выводимыми на него показаниями: чтобы сменить на экране запас хода на остатке топлива в баке на, скажем, мгновенный или средний расход, нужно буквально просунуть руку через руль. Делать это на ходу будет крайне неудобно...


IMG_1184+++.png


Рулевое колесо маленькое и вполне ухватистое, без столь нелюбимых мной «эргономических наплывов». Диаметр явно намекает на острую, спортивную настройку управления. Единственное замечание я бы предпочел, чтобы «баранка» была чуть более «пухлой» в сечении, но тут уж на вкус и цвет, как известно...



Все остальное на уровне. Бесключевой доступ, запуск и выключение двигателя кнопкой Start/Stop, электростеклоподъемники, электропривод настроек боковых зеркал, подогрев сидений, двухзонный климат-контроль... Сами зеркала на мой вкус все же маловаты, скорее «легковые», чем «внедорожные». Ну да и ладно вряд ли я ринусь в пучину внедорожных приключений на автомобиле с дорожным просветом в 175 мм.


IMG_1178+++.png


Автомобиль мне достался в топовой комплектации, но все регулировки положения сидений в нем механические. Вполне в духе Suzuki... Но никаких сложностей в настройке я не испытал. У многих современных автомобилей главным элементом интерьера становится экран информационно-развлекательной системы. В Suzuki не стали изобретать велосипед, а просто врезали в центральную консоль стандартный «двухдиновый» медиацентр, он же навигатор, он же hands-free, окружив его матовой алюминиевой окантовкой в виде шестиугольника со скругленными углами. Получилось достаточно стильно и практично. Можно слушать радио, можно записать любимые треки на SD-карточку, а можно подключить свои собственные музыкальные закрома из телефона или плеера, хоть по Bluetooth, хоть через AUX-кабель. Сопряжение телефона с автомобильной электроникой никаких проблем не вызывает.



Сразу понравилось ощущение воздушности и объема в салоне, возникающее несмотря на обилие черного и темно-серого в отделке. А все благодаря огромному панорамному люку, занимающему почти всю площадь крыши. Причем он еще и открывается, да так, что я безо всяких проблем высунулся из него по плечи! И вообще инженеры Suzuki не зря едят свой рис: обычно такого рода люки съедают сантиметров пять высоты потолка, а значит, и внутреннего объема в SX4 ничего подобного не отмечается.


IMG_1189+++.png


Пересаживаюсь на задние сидения. Тут, пожалуй, все не так удобно. Сесть «самому за собой» мне все-таки удалось, несмотря на 182 сантиметра роста, и даже колени в спинку сидения не уперлись (хотя ладонь между коленями и спинкой уже не пролезла). Но вот не зря меня смущала покатая, сбегающая назад линия крыши. Увы при моем росте она уже давит. Не хотел бы я оказаться на заднем диване SX4 тогда, когда машина едет по ухабистой грунтовке. Наверняка набил бы шишек на темечке...


IMG_1202+++.png


Ну и багажник. Не знаю, соответствуют ли истине рекламные утверждения о «самом большом в классе», но багажное отделение у SX4 точно имеет больший объем, чем у Vitara, и вообще выглядит достаточно вместительным. Плюс ко всему в багажнике есть фальшпол, под который можно спрятать массу всяких мелочей, которыми раньше или позже забивается грузовое пространство любого автомобиля. Автохимия, ветошь, домкрат, буксирный трос, знак аварийной остановки, компрессор у меня органайзер со всей этой ерундой занял пол-багажника, а тут все ушло в «подвал» и не мешает перевозке сумок, чемоданов или пакетов из супермаркета.




На асфальте

И все-таки главное в автомобиле это то, как он едет, и тут у конструкторов Suzuki всегда был свой, особый подход. Во-первых, они всегда старались добиться максимальной динамики не за счет мощности двигателя, а по-мотоциклетному, за счет облегчения конструкции.

Во-вторых, всегда придерживались того, что важны не маркетинговые «секунды до сотни», а те ощущения, которые оставляет автомобиль. Соответственно, подвеска у всех Suzuki всегда была достаточно жесткой, но очень энергоемкой, а рулевое очень острым. Еще им очень хотелось угодить бережливым европейцам, считающим каждый литр горючего. И тут на помощь пришла электроника и разработанная в компании система полного привода AllGrip 4WD.

Управляется эта система шайбой, расположенной на трансмиссионном тоннеле. По умолчанию система включает режим Auto. Крутишь шайбу влево включается Snow&Mud, вправо Sport. Слева есть клавиша Lock, а вернуться в режим Auto можно одним нажатием на большую кнопку на самой шайбе.

Автомобиль может оснащаться либо пятиступенчатой «механикой», либо вариатором. Мне досталась версия с бесступенчатой коробкой, и это важное уточнение. В этом случае система AllGrip управляет не только приводом и ESP, но и трансмиссией, а также откликом двигателя на нажатие педали газа. Вообще-то я не очень люблю вариаторы с их стремлением удержать обороты двигателя на одном и том же уровне. Все время кажется, что между тобой и автомобилем вставлена какая-то прокладка из тягучей резиновой субстанции...

И поначалу мне показалось, что в случае SX4 вся моя предубежденность против вариатора оправдалась в полной мере. Дело в том, что в режиме Auto главным приоритетом действительно является экономия горючего. Обороты почти никогда не поднимаются выше отметки в 2 000, и даже после энергичного нажатия на педаль автомобиль разгоняется с откровенной ленцой и далеко не сразу. Добавьте к этому явный диссонанс между действительно очень острым и чувствительным рулем и вялыми реакциями на дросселирование... Зато расход на уровне 6-7 литров на 100 километров.

Все это мне так не понравилось, что сразу захотелось переключиться на ручное управление виртуальными фиксированными передачами. Для этого в SX4 предусмотрены вполне удобные подрулевые лепестки. Правда, само переключение в этот режим, как мне кажется, реализовано не лучшим образом. Дело в том, что режим М это крайняя, самая задняя позиция селектора. То есть ты садшься, выжимаешь тормоз, по привычке дергаешь селектор на себя до упора ведь там на большинстве "автоматов" расположен режим Drive, пока по истошному вою раскрутившегося до 5-6 тысяч двигателя понимаешь, что сделал что-то не то. Какое-то время я так и ездил, переключаясь вручную, пока не оказалось, что это совершенно не обязательно.

Достаточно переключить AllGrip в режим Sport, чтобы все встало на свои места. И кик-даун появился, и 1,6-литровый двигатель мощностью 122 "лошадки" начал раскручиваться до трех трех с половиной тысяч оборотов, и острота руля пришла в баланс с остротой реакций на педаль газа, и автомобиль в целом начал восприниматься как живой и шустрый, то есть такой, каким и должен быть Suzuki. Словом, режим Sport это, с моей точки зрения, нормальный режим, которым и будет пользоваться активный водитель. Увы, за все в нашей жизни нужно платить, и за изменение характера автомобиля придется заплатить ростом расхода до обычных десяти литров на сотню. Но все равно я очень быстро привык, садясь за руль, первым делом крутануть шайбу селектора AllGrip вправо.

В снегу

Но самое интересное началось на следующий день после того, как SX4 попал в мои руки. На Москву обрушился снежный апокалипсис... И вот тут SX4 доказал, что не зря числится в родственниках Jimny и Vitara. Автомобиль радовал меня всю неделю, когда, словами Юнны Мориц, «снега выпадали и денно и нощно, ложились на землю, дома огибая». Затем снегопад прекратился, оставив на дорогах снежную кашу, а во дворах солидные сугробы. Suzuki продолжил радовать. Его было просто отчистить от нападавших с неба подарков (и как тут не вспомнить УАЗ Патриот, до крыши которого я просто не мог дотянуться, даже со своим ростом чуть выше среднего).


IMG_1149+++.png



Система ESP работала четко и ненавязчиво, а режим Snow обеспечил и уверенное, без попыток уйти в занос, ускорение, и четкое следование заданной траектории, и некоторую плавную вальяжность, которая в таких условиях и служит залогом безопасной езды. SX4 уверенно маневрировал на заваленных снегом парковках и занимал место в «парковочных сугробах» для этого достаточно было дополнить режим Snow нажатием на клавишу Lock, перейти в ручной, выбрать первую фиксированную передачу и не усердствовать с газом.


IMG_1153+++.png



Когда мне показалось мало впечатлений, вместе с фотографом мы заехали на кроссовую трассу к знакомым мотогонщикам, чтобы отдать должное славному мотоциклетному прошлому марки, а заодно проверить, как себя поведет автомобиль на зимнем проселке. Оказалось, что SX4, несмотря на скромный дорожный просвет, прет по снежной целине как танк, даже когда глубина снежного покрова доходит до бампера. Прошу понять меня правильно: я не пытаюсь представить SX4 этаким внедорожным "монстром", готовым покорять ямальские зимники или раскисшую лесовозную колею.


IMG_0977+++.png



Более того, через несколько минут упражнений на снежной целине в машине запахло перегретой муфтой. Этот запах недвусмысленно намекал, что самое время прекратить насиловать трансмиссию, иначе очень скоро машина останется без полного привода. Ну не предназначен автомобиль для тяжелого оффроуда... А вот хозяину загородного коттеджа возможностей SX4 вполне хватит для того, чтобы добраться домой даже после серьезного снегопада. Если, конечно, ситуация не дойдет до «застревали в снегу трактора». В общем, внедорожные возможности малыша оказались существенно выше моих ожиданий, а такое случается нечасто.

Что в итоге?

Мне понравился этот автомобиль. Плюсов у него точно больше, чем минусов, и не случайно в ушедшем кризисном году продажи SX4 New лишь немного не дотянули до уровня лидера, Suzuki Grand Vitara. Но вот как будет новичок "локтями" расталкивать конкурентов, расчищая себе место под неласковым рыночным солнцем, жизнь покажет. Но уже ясно, что соперники у него сильные, и борьба будет очень непростой. Одни будут брать ценой, другие более мощными двигателями, третьи большим количеством доступных опций.

Сейчас цены на SX4 New укладываются в диапазон от 955 000 рублей (за переднеприводную версию с "механикой" в базовом оснащении) до 1 195 000 рублей за максимально упакованный полноприводный автомобиль с вариатором, плюс многие дилеры предлагают скидку в 55-60 тысяч рублей. В общем, я уверен в лидеры рынка кроссоверов SX4 все же не выберется, но своего покупателя найдет обязательно.


IMG_1139+++.png


Вам подойдет Suzuki SX4, если:

  • вы любите «быть, а не казаться»;
  • у вас есть повод выезжать на легкий оффроуд;
  • амбиций гонщика у вас никогда не было, но острая рулежка вам по душе.

Вам ни к чему Suzuki SX4, если:

  • для вас нет смысла покупать машину, если на нее не смотрят соседи по пробке;
  • слова «рядная четверка 1,6 литра без наддува» вызывают у вас боль;
  • ваша дача находится под Нарьян-Маром.

IMG_0927+++.png



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
4 комментария
29.01.2016 12:48
Александр Лихочвор

Старый SX4 был более гармоничный по виду. Это не кросовер а минивеноподобный универсал.


29.01.2016 13:05
Андрей Чепелев

На вкус и цвет, сами понимаете, все фломастеры разные :)


29.01.2016 13:39
Сергѣй

Понимаю, что обзор, разумеется, субъективен, но всё же восторженный настрой слишком ясно бросается в глаза. Точнее, в мысли читателя.

Практически во всех иных обзорах SX4, причем с такими выводами, что словосочетание "с треском" не кажется чрезмерным.

Слабые ездовые характеристики, дешевый, унылый и скрипучий пластик в салоне...

В конце концов, всё определяется ценой, а она за - совершенно согласен с предыдущим комментатором - за универсал с увеличенным (ой ли? На парковке как-то пришлось рядом стоять на своей Фабии 2 - оконная линия оказалась на одном уровне, а передний бампер Фабии - и вовсе выше!) клиренсом запредельная.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы