Тест-драйв полноприводного Москвич-410Н: компромисс — не порок

 Удивительно, но в СССР все-таки задумывались над комфортными внедорожниками. И этот уникальный автомобиль стал "младшим братом" полноприводной "Победе" и альтернативой жесткому бескомпромиссному ГАЗ-69. Настоящий эксклюзив — и тогда, и сейчас.
 

Со стороны машина воспринимается этаким едва ли не Big Foot, гибридом утилитарного внедорожника и легковушки. Дорожный просвет (430 мм) и запас места в колесных арках таковы, что компактный кузов седана кажется как будто насаженным на раму от мощного джипа.

Но нет, впечатление обманчиво — просто эта полноприводная машина готовилась для настоящего, "взрослого" бездорожья, а по лужам и легким буеракам (эка невидаль!) в 1950-е в СССР легко шла любая заднеприводная легковушка. Итак, давайте по сути: "Москвич"-410 — это полноприводная версия обычного "Москвича"-402, седан с несущим (хотя и усиленным) кузовом, несокрушимой рессорной подвеской и понижающей передачей в "раздатке".

От редакции:

Когда мы пишем о таких машинах, всегда возникает вопрос, что это кроссовер или внедорожник? Конструкция говорит о первом варианте, все-таки база взята легковая. Но рискнем предположить, как и в статье про первый в мире кроссовер Matra Rancho, что кроссовер это понятие прежде всего маркетинговое, а не технологическое, и смысл его во внедорожном имидже при скромных реальных возможностях. Поэтому, пусть в 50-е годы никто о маркетинговом сегментировании и не думал, логичнее было бы отнести "Москвич"-410 к внедорожникам. Хотя, как всегда, любое неформализованное в законах или стандартах понятие вопрос дискуссионный.


По грязи с уютом

Садиться в эту машину неудобно: дверной проем низкий, пол высокий, взяться не за что, подножки нет, а большая "баранка" занимает половину пространства над сиденьем. Но подтянувшись вверх и поймав сбитую о край крыши кепку, втискиваюсь на неожиданно податливую подушку и … понимаю, что сидеть удобно! Салон сурового внедорожника такой же уютный, как у исходника — "Москвича"-402. Милые небольшие окошки, мягкий диван на всю ширину салона, тиканье часов, янтарная подсветка шкалы приемника и почти ласковое урчание, нет, не котенка у печки, а двигателя где-то из-под ног… Мотор на холостом ходу в самом деле едва слышен. Этот по-старомодному низкооборотный агрегат объемом 1.4 л у "чистого" "четыреста десятого" развивал всего 35 л.с., а на модификации "410Н" мотор стал верхнеклапанным и получил уже 45 "лошадок". Собственно, именно такая версия вездехода 1960 года выпуска и досталась нам на тест-драйв. Что ж, попробуем, как этот недомашний уют перемещается по местности.
IMG_1972.JPG


Совсем не страшно

Примеряясь к педалям, отмечаю, что мне повезло: окажись я поменьше ростом, выжать длинноходное сцепление было бы нелегко. Сюрприз в том, что передний диван взад-вперед двигается только после откручивания двух мощных барашковых гаек, а спинку можно отклонить лишь в горизонтальное положение (возможность ночевки в те годы предусматривалась даже для "Запорожцев"!). Несмотря на небольшие окна, обзорность очень даже неплоха — просчитывать эргономику салона в 1950-е годы уже умели. Прибавьте сюда высокое расположение кузова над дорогой и отминусуйте заднюю полусферу — зеркала все-таки не ахти. Рычаг коробки передач странным образом торчит из боковой поверхности центрального тоннеля, а ведь, помнится, у моноприводных "Москвичей" той поры аккуратная "кочерга" по-американски находилась на руле. Передачи переключаются не "по-москвичевски", а легко и точно — уж не знаю, или реставраторы потрудились на славу, или так и оно и было полстолетия назад… Во всяком случае, у коробки "410-го" была своя, особенная боковая крышка с механизмом кулисы. Машина берет с места без натуги, но прытью не отличается. Рулится, естественно, нерезко, как и тормозит. Изюминка в другом — в неспешном драйве, мягком и уверенном. Собственно, так же ведут себя и моноприводные прототипы — "Москвичи" моделей 402 и 407.


Оффроуд из прошлого

Подвеска у "четыреста десятого" полностью зависимая — два брутальных неразрезных моста подвешены на продольных рессорах. Весь этот арсенал выглядит чересчур внушительно для кузова целиком гражданской легковушки. Это и неудивительно: в свое время агрегаты шасси 4х4 на родину "Москвича" — Московский завод малолитражных автомобилей — были переданы конструкторской группой ГАЗа, которая разрабатывала суровый джип для сельской глубинки. Таким образом, ходовая "Москвича-410" получила изрядный запас прочности и энергоемкости: машина плавно идет по глубоким колеям, пересекает их в любом направлении, и скорость при этом можно особо не сбрасывать. Встретившиеся на пути поваленные деревья также не стали препятствием: капот уходит в небо, плавный толчок, другой, и притом ни стука, ни скрипа. И вот мы снова неспешно катимся. Колея, снег, песок, грязь… Интересный нюанс, который я вычитал в найденном на задней полке салона мануале: в качестве особого достоинства ходовой части рассматривается конструкция ведущих мостов с продольной линией разъема картера. Создатели внедорожника говорят, что такие мосты, врезаясь ребром картера в грязь, не нагребают ее перед собой и не осложняют таким образом преодоление тяжелого бездорожья. То есть конструкторы официально признают, что запаса тяги машине хватит, даже она будет идти в плотной грязи как минимум по ступицы колес!


Но позвольте, о какой тяге идет речь, когда максимальный момент — 86 ньютонов на метр? Обеспечить подобные характеристики "четыреста десятому" помогает трансмиссия. Передаточные отношения в коробке и так увеличены по сравнению с "402-й" моделью, да к тому же есть и дополнительный понижающий ряд в "раздатке", обеспечивающей жесткое подключение переднего моста. Управляется "раздатка" одним-единственным рычагом, но это не главное ее достоинство. Очень полезно, что передний мост можно подключать прямо на ходу, причем без выжима сцепления, едва водитель почувствует угрозу буксования задних колес. С "понижайкой" такой фокус не пройдет — нужно останавливаться. Зато после преодоления трудного участка также сходу можно вернуться на высшую ступень. Однако выходить из "внедорожного" режима трансмиссии на пересеченной местности не хотелось — все таки опасения, что 45-сильному моторчику не хватит "мощи", меня не покидали. А при включенной "понижайке" машина двигалась очень уверенно, не теряя скорости (правда, и без того невысокой) ни при каких обстоятельствах. Рыхлый песчаный грунт не был препятствием даже на крутых подъемах (по паспорту — до 43 градусов), и что интересно, особо "поддавать газу" мотору и не требовалось. Сказывалась конструкторская школа мотористов середины прошлого века, когда диапазон самой эффективной тяги лежал в районе низких и средних оборотов. Трансмиссия, правда, при этом постоянно подвывала — негромко, но старательно.

Штатные сюрпризы

Неожиданно, но к помощи вышеупомянутого руководства по эксплуатации пришлось прибегнуть еще раз, когда потребовалось открыть багажник. Ручка управления замком, к примеру, как у нынешних "корейцев", расположена в салоне, вот только в непривычном месте — в ногах заднего правого пассажира. Сам багажник удивил лишь одним: как в нем, достаточно тесном, удалось поместить столь крупную запаску — естественно, полноразмерное 15-дюймовое колесо с высоким внедорожным профилем?

Что в итоге?

Что же, "Москвич" в какой-то степени предвосхитил эпоху "дружелюбных" внедорожников. Выдающиеся способности в грязи и вполне приемлемый "легковой" комфорт салона с мягкими креслами и низким полом… Но выпущено было таких машин всего немногим более 7 000 экземпляров, включая модели и 410, и 410Н. Почему? Во-первых, потому, что на бездорожье эта компромиссная машина была все-таки ущербной, если сравнивать ее с настоящими вездеходами вроде ГАЗ-69. Во-вторых, потому, что несущий кузов не выдерживал нагрузок, а слишком узкая колея и большая высота сделали машину неустойчивой в поворотах. Возможно, если бы водителей тех лет спрашивали, где им ездить комфортнее, они бы и предпочли "Москвич" "козлику", но о комфорте тогда не думали. Другая страна, другие времена… К компромиссам тогда были не склонны.
Габариты (Д х Ш х В), мм 4055 × 1540 × 1670
Снаряженная масса, кг 1 150
Клиренс, мм 430
Объем багажника, л нет данных
Объем топливного бака, л 35
Двигатель бензиновый карбюраторный 1.3 л, 45 л.с
Коробка передач механическая 4-ступенчатая, понижающий ряд
Привод полный подключаемый
Разгон 0-100 км/ч, с. нет данных
Максимальная скорость, км/ч 90
Средний расход топлива, л/100 км 9,5

IMG_2005.JPG

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
24.04.2015 15:57
Олег Караваев

1.Уважаемый автор! У 410го кузов не 402 усиленный, а свой собственный, за исключением крыши и навесного. В этом легко убедиться, если сравнить лонжероны, брызковики и т.д.

2. Решающую роль в прекращении выпуска 410Н - 411 сыграл выход модели 407 на внешний рынок. Стране была нужна валюта, и наращивание экспорта 407 было достигнуто за счёт сворачивания производства внедорожников.

3. Вопрос о колее, устойчивости - дискутабельный.

С ув.


24.04.2015 15:57
Олег Караваев

1.Уважаемый автор! У 410го кузов не 402 усиленный, а свой собственный, за исключением крыши и навесного. В этом легко убедиться, если сравнить лонжероны, брызковики и т.д.

2. Решающую роль в прекращении выпуска 410Н - 411 сыграл выход модели 407 на внешний рынок. Стране была нужна валюта, и наращивание экспорта 407 было достигнуто за счёт сворачивания производства внедорожников.

3. Вопрос о колее, устойчивости - дискутабельный.

С ув.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings