На чем поют солдаты-2

В прошлом выпуске "Колёс" мы начали рассказ об отечественных грузовых автомобилях, предназначенных для использования в суровых армейских условиях. В этом номере мы публикуем продолжение их истории — с начала 60-х годов и до наших дней.

В прошлом выпуске "Колёс" мы начали рассказ об отечественных грузовых автомобилях, предназначенных для использования в суровых армейских условиях. В этом номере мы публикуем продолжение их истории — с начала 60-х годов и до наших дней. Шестидесятые годы были ознаменованы появлением новых многоцелевых автомобилей (то есть попросту грузовиков) для нужд вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик. Надо сказать, что тогдашние конструкторы умудрились воздвигнуть себе памятник, создав транспортные средства, которые благополучно используются и по сей день. И даже более того — отдельные представители разработанных тогда машин до сих пор производятся силами отечественного многотонного автомобилестроения. Не нужно даже никаких иллюстраций: эти образцы военной техники все видели неоднократно. Понятно, что многие совершенно военные средства передвижения по ряду узлов и агрегатов были широко унифицированы с народнохозяйственными образцами.

ОДНАЖДЫ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ


ГАЗ-63

Типичный пример — ГАЗ-66, выпуск которого был начат в 1964 году нашей эры. В военной литературе отмечают, что этот автомобиль повышенной проходимости отличали "более высокая грузоподъемность и вместимость платформы, более высокие тягово-динамические качества и показатели проходимости, плавности хода и устойчивости" — естественно, по сравнению с предшественником "шестьдесят третьим". Это был первый советский автомобиль с кабиной над двигателем. Подобная компоновка позволяла улучшить распределение массы по осям, понизить центр тяжести и так далее.
Соответственно, это была первая машина, на которой следовало ездить боком: рычаг управления коробкой передач находился чуть ли не за спиной водителя, и последнему в момент переключения приходилось изворачиваться хитрым образом, дабы изловчиться и схватить малоудобную железку.



ГАЗ-66

А еще в 1961 году на Уральском автомобильном запустили в серию Урал-375Д. Ранние образцы имели отключаемый передний мост, но затем на заводе решили перейти на постоянный полный привод. Раздаточная коробка включала в себя несимметричный межосевой планетарный принудительно блокируемый дифференциал.



КрАЗ-260 B

Вышеозначенные ГАЗ, ЗИЛ и Урал оснащались V-образными карбюраторными "восьмерками" мощностью 115, 150 и 180 лошадиных сил соответственно. Поскольку на топливе у нас тогда было не принято экономить, то аппетиты у этих выходили за всякие рамки приличия. Интересно, что на Уралы устанавливались двигатели, которые работали на 93-м бензине, пожирая его многими десятками литров на сто километров пробега. Кременчугский автозавод также вел активный образ жизни и к 1967 году поставил на конвейер 7,5-тонный КрАЗ-255Б. На автомобиль устанавливался восьмицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-238, из характерных особенностей КрАЗа стоит назвать пятиступенчатую коробку, у которой были синхронизированы все передачи кроме первой; и двухступенчатый рулевой механизм: винт-гайка и рейка-сектор с гидроусилителем. Существует байка, что, несмотря на усилитель, рулевое у КрАЗов было настолько тяжелое, что щуплые новобранцы, на долю которых выпадала служба в рядах вооруженных сил на этом тренажере, демобилизовывались уверенными в себе, сформировавшимися мужчинами атлетического телосложения в области верхней части туловища.
ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375Д и КрАЗ-255Б по военной классификации (да и по общепринятой тоже) относятся к полноприводным автомобилям высокой проходимости. Они должны передвигаться по бездорожью и преодолевать пороговые неровности, брод, рвы, канавы, заболоченные участки и тому подобное. Поэтому всем им свойственны такие технические решения, как наличие лебедки, централизованная система регулирования давления воздуха в шинах, односкатные колеса со специальным рисунком протектора и, само собой, полный привод, а значит и необходимость в раздаточной коробке с понижающей передачей.



ЗИЛ 131

Автомобили ограниченной проходимости также претерпевали изменения. В 1965 году братская республика Белоруссия (тогда еще) одарила Родину восьмитонником МАЗ-500, который пришел на смену МАЗу-200. В Москве взамен "сто шестьдесят четвертого" ЗИЛа получили ЗИЛ-130. Горьковский автозавод отметил денежную реформу освоением ГАЗ-53, а Кременчугский автомобильный родил КрАЗ-257. Таким образом, к концу шестидесятых годов Россия заполучила, наконец, автомобили, с которыми можно было смело вступать в новый век. Что, в общем-то, и произошло. Дальнейшее развитие армейского грузового автомобильного транспорта заключалось в последующей модернизации ранее созданных моделей. Так, например, посредством установки дизельного двигателя Урал-375Д был видоизменен в Урал-4320, а КрАЗ-255Б мутировал в КрАЗ-260. Единственным значимым событием тех лет стало открытие нового завода в Набережных Челнах, где, начиная с 1976 года, стал серийно выпускаться КамАЗ-5320, ставший для отечественного автопрома источником всевозможных узлов и агрегатов, ныне используемых во многих образцах армейской техники.

ПОСЛЕ СБОРКИ ОБРАБОТАТЬ НАПИЛЬНИКОМ
Начиная с 1981 года на вооружение начали поступать грузовики четвертого поколения, коими стали КамАЗ-4310 и КрАЗ-260, а с 91-го — пятого поколения: ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, Урал-5323 и КамАЗы семейства "Мустанг".

Здесь уместно будет сказать несколько слов о том, какие принципы заложены в основу армейских "автомобилей многоцелевого назначения" (именно так они официально именуются). Военная техника должна быть максимально унифицирована с гражданскими моделями по силовой установке, трансмиссии, ходовой части и т.д., но при этом специфика военного автомобиля накладывает определенный отпечаток на его конструкцию. Показатели удельной мощности армейской техники более высокие, но одновременно с этим грузоподъемность по сравнению с "мирными" грузовиками несколько снижена. Сделано это для того, чтобы создать определенный запас мощности, которая может неожиданно понадобиться при преодолении крутых горок и прочих труднопроходимых участков местности.



УРАЛ 375

Машина, которой уготована роль героического защитника отечества, награждается такими опциями, как специальные места для крепления оружия, приспособления для светомаскировки, платформа кузова с решетчатыми бортами и откидными скамейками; а также экранированное и герметизированное электрооборудование; устройства, облегчающие пуск двигателя в неблагоприятных погодных условиях и средства защиты от оружия массового поражения.



КамАЗ 4350 "мустанг"

В настоящее время основу парка военных грузовиков составляют автомобили, созданные несколько десятилетий назад. Тем не менее в недрах вооруженных сил вынашивают планы о поставке на вооружение новых моделей. Более того, сами производители военной техники на всевозможных автосалонах и выставках без конца демонстрируют все новые и новые образцы автомобилей многоцелевого, общего и прочих назначений, но скудное финансирование не позволяет военным пересесть на достойные транспортные средства. Всем хорошо известно, что отечественное грузовое автомобилестроение находится сейчас не в лучшей форме. Заводы, способные производить сотни тысяч единиц военной техники в год изначально рассчитывались на огромные аппетиты нашей армии, которая всегда выступала в роли основного заказчика. В данный же момент приходится думать скорее о проблемах личного состава, нежели о своевременном обновлении автопарка.Концепция развития военной автомобильной техники предусматривает улучшение качеств этой самой техники по многим параметрам.

Современные грузовики должны обладать большей удельной грузоподъемностью, более высокой максимальной скоростью и средней скоростью движения; они должны быть еще более проходимыми и иметь солидный запас хода по топливу.
Ниже мы позволим себе вкратце изложить основные требования, предъявляемые к армейским автомобилям, в том виде, в котором все это представляет себе ГОСТ В 25759-83 и Министерство обороны. Дабы не перегружать читателя информацией о каждом грузовике в отдельности, попробуем выявить общее и наиболее интересное, что позволило бы в полной мере осознать всю необычность столь специфического продукта, как грузовик. Автомобили многоцелевого назначения должны "летать и ползать" по всем видам дорог и направлений на высоте 4000 метров и ниже, при этом преодолевая подъемы до 30 градусов с максимальной скоростью не менее 80 км/ч при температурах от -45о до +50о по Цельсию, когда относительная влажность составляет 98%, скорость ветра достигает 20 м/с, а интенсивность дождя — 180 мм/ч. Армейские грузовики, гласит ГОСТ, в состоянии преодолевать жидкого вида преграды типа "вода" глубиной 1,5-1,75 метра. К тому же машина должна быть приспособлена к полевому ремонту и к хранению на открытых площадках.

БЫЛИ, ЕЗДЯТ И БУДУТ ЕЗДИТЬ
А теперь стоит рассказать подробнее, с помощью чего будет перевозиться имущество воинских частей в ближайшее время.
Горьковский автозавод, чьи автомобили находятся на низшей ступени класса транспортных средств, для управления которыми необходимо иметь категорию "С", еще в восьмидесятых разработал некий ГАЗ-3301. По крайней мере для одного из авторов данного материала сей представитель семейства автомобилей многоцелевого назначения являет собой некую загадку о четырех колесах, поскольку ГАЗ-3301, судя по всему, в наших краях не шибко популярен, а следовательно, труднодоступен в плане визуального контакта с ним. Более того, этот выходец их Нижнего Новгорода, по всей видимости, довольно скромен, так как не удалось найти даже фотографий или хотя бы рисунков, которые позволили бы получить представление о внешнем виде этого творения нижегородских мастеров. Известно лишь, что этот автомобиль имеет грузоподъемность и массу буксируемого прицепа на полтонны выше, нежели ГАЗ-66. Некоторые детали унифицированы с оными от КамАЗа и ЗИЛа. Автомобиль вначале планировали оснащать двигателем от все того же 66-го, а затем перейти на дизельный "воздушник" ГАЗ-542.10. Дальнейшая судьба сравнительно нового грузовика вырисовывается весьма смутно, хотя бы потому, что несколько лет назад Горьковский автозавод представил очередную замену великолепному 66-му — ГАЗ-33097 с музыкальным именем "Садко". Этот полноприводный грузовик оборудован кабиной от ГАЗ-3307, что подразумевает собой капотную компоновку.



ГАЗ 33097 "Садко"

Дальше — больше. С 1995 года прекратил свое конвейерное существование ЗИЛ-131 и его модификации. На смену ему пришло семейство ЗИЛ-4334, которое включает в себя две базовые машины.А именно: бортовой грузовик ЗИЛ-433420 и многоцелевое шасси ЗИЛ-433422 (смотрите, не перепутайте!). Кузов бортового грузовика можно украсить тентом и поместить внутрь поклажу весом до 3750 кг. Шасси же великолепно подходит для монтажа разнообразных специальных кузовов и снаряжения массой до 4450 кг. Оба автомобиля оборудуются многотопливным V-образным 8-цилиндровым дизелем ЗИЛ-645 мощностью 170 лошадиных сил. Теоретически этот силовой агрегат способен и на большее (185 л.с.), но ЗИЛовская трансмиссия не рассчитана на столь большие нагрузки.



УРАЛ 43206

Известно также, что на протяжении ряда лет на московском заводе имени Лихачева велись опытно-конструкторские работы по созданию нового семейства ЗИЛ-132, но с 1980 года эти работы сменились, уступив место созиданию ЗИЛ-4334.
Уральский автозавод ныне производит базовую модель Урал-4320-31 с колесной формулой 6x6 грузоподъемностью 6 тонн. Несколько меньшей грузоподъемностью обладает Урал-43206 (3,7 т) с колесной формулой 4x4. Существует и трехосный вариант Урала с удлиненной базой и увеличенной до 10 т грузоподъемностью. Основное отличие его от двух вышеозначенных моделей — это умопомрачительный индекс. Полное название машины выглядит следующим образом: Урал-4320-0911-30. Существует и восьмиколесный Урал-5323-20, характерной особенностью которого следует признать КамАЗовскую кабину. Двигатель, кстати сказать, позаимствован оттуда же.



КамАЗ 6350

Сам КамАЗ освоил производство целого семейства "Мустанг", в которое вошли КамАЗ-4350 (4x4), КамАЗ-5350 (6x6) и КамАЗ-6350 (8x8). Грузовики Урал и КамАЗ, выступая в одном классе, можно сказать, дублируют друг друга.

Автомобили Кременчугского автозавода, всегда отличаясь завидной грузоподъемностью, в настоящее время используются, в основном, для буксировки чего-либо очень тяжелого. Исходя из этих целей, разрабатывается перспективное семейство автомобилей с колесными формулами 6x6, 6x4, 8x8, 8x4. В целом же о КрАЗах, выпускаемых на Украине, можно сказать, что это есть самые мощные и тяжелые грузовики, состоящие на вооружении; но из-за огромной полной массы, скорость и проходимость кременчугских машин оставляет желать лучшего.

Анатолий Серегин, преподаватель Военной Академии тыла и транспорта
Павел Кутаренко, журналист

 

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings