Cверхлегкий: техническая и дизайнерская революция Mercedes-Benz 300SL

Вот-вот начнутся продажи суперкара Mercedes-AMG GT, и модель SLS уйдет на покой. Так закончится эпоха «крыла чайки» — новинка идет с обычными распашными дверями. Вспоминаем, как появилась самый первый «крылатый» Mercedes-Benz 300SL в 1954 году.

«Крыло чайки». Mercedes-Benz 300SL W198

Модель с индексом кузова W198 — первый спортивный автомобиль марки Mercedes-Benz послевоенного периода. 300SL впервые был представлен в 1954 году в Нью-Йорке как уличная версия гоночного автомобиля W194. SL расшифровывается как Sehr Leicht (в переводе с немецкого — «сверхлегкий»). И действительно, 300SL весит всего 1280 кг. Второй вариант расшифровки – Sport Leicht, что должно было намекать на характер автомобиля.

Машина получилась спартанской. Из удобств в автомобиле были установлены часы и пепельница, а за дополнительную плату можно было установить радиоприемник. Багажный отсек занят запасным колесом, поэтому место для вещей есть лишь на заднем диване. Вентиляции в салоне практически не было, так как стёкла 300SL не опускаются — их можно только вытащить. Впрочем, при желании, салон можно было проветрить через маленькие форточки.

Несущим элементом в конструкции 300SL является стальная пространственная рама, на которой закреплены стальные и алюминиевые кузовные детали, двигатель и элементы ходовой части.

Главная особенность кузова – это знаменитые двери в форме крыльев. Меж тем, это не причуда дизайнеров, а вполне себе вынужденная мера. Все объясняется наличием труб в каркасе автомобиля, из-за которых пороги пришлось сделать очень широкими, что не позволило установить обычные двери. Это же обстоятельство стало причиной создания откидной, для облегчения посадки в автомобиль, рулевой колонки.

6.jpg


Помимо экстравагантного внешнего вида 300SL был передовым, если не сказать – революционным, с технической точки зрения. Двигатель и трансмиссия были специально разработаны для этой модели, и цифра в индексе как раз говорит о 3-литровом объеме мотора.

Рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 2996 см³, расположенный под углом в 45 градусов, развивал максимальную мощность 215 л.с., что позволяло разгонять купе до 265 км/ч. Двигатель 300SL оснащался первой в мире системой впрыска топлива, центральным механическим впрыском работы Ганса Шеренберга.

Во времена, когда в двигателях внутреннего сгорания не существовало никакой электроники, немецкие инженеры задумались о создании механизма, который позволил бы избавиться от вечно ломающихся карбюраторов. Самым простым и эффективным решением оказалось система центрального механического впрыска топлива с помощью специального устройства, подобного топливному насосу для дизельных двигателей. Во впускной коллектор поступал бензин, а не его смесь с воздухом, а второй компонент горючей смеси, попадал в цилиндры через клапаны.

Независимая подвеска была редкостью для автомобилей начала 50-х годов, но ради хорошей управляемости и безопасности, конструкторы «Daimler-Benz» использовали это решение для модели 300SL. Особенно удачной оказалась задняя подвеска, выполненная по схеме De Dion и мост с «гуляющими» полуосями.

Кроме положительных оценок специалистов, эти технические решения прославились отличными отзывами гонщиков всего мира. Конструкция тормозных механизмов 300SL, по прошествии некоторого времени, была скопирована многими фирмами, работавшими над спортивными автомобилями — барабаны были сделаны очень широкими и имели поперечные ребра для охлаждения. Правда, в начале 60-х ради лучшей эффективности торможения барабаны уступили места дискам.

Производство 300 SL с индексом кузова W198, было завершено в 1963 году с запуском преемника W113, получившего прозвище «Pagoda». Всего было выпущено 1400 автомобилей 300SL с кузовом купе и 1858 единиц 300SL родстеров.



Открытая версия. Mercedes-Benz 300 SL Roadster (1957 год)

Немалая часть покупателей 300SL жила в теплых странах, поэтому три года спустя после выхода купе появился родстер. «Крыльев чайки» у него не было, но в харизматичности он не проигрывает.

Внешность несколько отличается от исходной модели: в частности у него появились новые блоки фар и приборная панель. В сложенном состоянии мягкая крыша прикрывается металлической панелью. Пользовался такой же популярностью (в том числе и у знаменитостей), как и купе. 80% сбыта приходилось на американский рынок.



Младший брат. Mercedes-Benz 190SL W121 B2 (1955 год)

Многие мечтали о покупке «крылатого» Мерседеса, но немногие могли себе позволить. Поэтому штутгартцы решили выпустить на рынок менее мощный автомобиль, который бы напоминал дизайном 300SL. Перед нами – открытая версия 1962 года выпуска.

Как следует из индекса, под капотом у него располагался 1.9-литровый бензиновый четырехцилиндровый мотор, выдающий смешные по сегодняшним меркам 104 л.с. В качестве базы для этой модели была взята модель W121, которая занимала рыночную нишу нынешнего E-class. Помимо стилистики, от 300SL было взято немало инженерных решений, в том числе и знаменитая независимая подвеска.

Автомобиль определенно удался, и оказался намного более массовым. За восемь лет производства с конвейера сошли более 25 тысяч экземпляров против немногим более 3 тысяч 300SL. Оставаясь менее стремительным, 190-й был столь же эффектным и куда более комфортным и безопасным.

Многие знаменитости, которые купили ранее «Крыло чайки», позже приобрели 190-й в качестве повседневной машины, потому что 300SL все-таки является гоночным автомобилем. Эта классика не устарела с 60-х годов, и до сих пор можно встретить такие машины на улицах европейских городов. Примечательно, что Mercedes-Benz до сих пор обслуживает эту модель и выпускает для нее оригинальные запчасти.



Тем временем, в другом классе… 300S W188 (1951 год)

Уходящий Mercedes SLS AMG с «крылом чайки» и пришедший ему на смену AMG GT считаются топовыми моделями штутгартской марки. 60 лет назад все было несколько иначе. Флагманом считался более комфортный и менее драйверский 300S.

Сегодня бы мы назвали его S-class Coupe, и оказались недалеки от правды. Представленный осенью 1951 года, он технически был идентичен представительскому Mercedes-Benz Type 300 в кузове W186. В отличие от передового SL, он был куда более консервативным – формы кузова выполнены ближе к довоенной стилистике. В нашей фотогалерее – открытый двухместный родстер. Помимо него в гамме кузовов также были купе и кабриолет с «условными» задними сиденьями.

Каждый 300S собирали вручную. Немцы были очень педантичны при изготовлении салона: дерево подбиралось по рисунку, чтобы не было сучков. Американцев удивлял такой подход к работе, на что они говорили, что немцы делаю дерево, которое выглядит, как пластик, а мы делаем пластик, который выглядит, как дерево.



Фото — Артем Попович.
За предоставленные автомобили благодарим музей "Автовилль"

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings