Каким будет российское ОСАГО через 5 лет? Прогноз эксперта

6874 7 12
Поделиться: 0 8 0 3 0 1

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) появилось в России в 2003 году, однако по прошествии более чем 10 лет своего существования отечественная система обязательного автострахования так и не стала передовой. Даже белорусский и казахстанский варианты ОСАГО превосходят российский по соотношению цена/качество, а европейские и американские программы Obligatory Car Insurance на сегодняшний день и вовсе ориентир для систем обязательного автострахования всех государств бывшего СССР.

Лимиты страховых выплат

Объемы ответственности страховщиков ОСАГО в России будут неуклонно расти. В этом нет сомнения ни у кого. Число премиальных и сверхдорогих автомобилей в стране увеличивается, несмотря на рецессию. Любое ДТП с участием такого транспортного средства грозит обернуться существенными убытками для обеих сторон.

Многим до сих пор памятно ДТП «дворника Перепёлкина», произошедшее в Москве в 2011 году. Тогда житель Твери Сергей Перепёлкин стал виновником автоаварии, в которой пострадал автомобиль Maybach. Ущерб превысил 8 миллионов рублей, а максимальная на тот момент страховая выплата по ОСАГО составила лишь 120 тысяч. Непокрытый убыток виновник аварии должен был возместить самостоятельно. Средств от продажи всего имущества тверского дворника не хватало на оплату и четверти расходов по восстановлению повреждённого Майбаха.



В Европе подобная ситуация априори сложиться не может. Лимиты по ОСАГО в ЕС весьма высоки: минимум 1 миллион евро по «железу» (в России — лишь 7 тысяч евро) и чуть более 5 миллионов по ущербу жизни и здоровью потерпевших (в нашей стране — 9 тысяч евро). В Беларуси, к примеру, на каждое повреждённое в ДТП транспортное средство полагается выплата в 10 тысяч евро. При этом цена полиса ОСАГО в Республике Беларусь составляет в среднем 40 евро (в России — более 140).

«Европротокол» без ограничений

28 марта Правительство РФ, обсуждая будущее страхового рынка, решило «дать передышку» сегменту ОСАГО до 2019 года. Однако страховщики и страхователи отдыхать не намерены. Спрос на реформы в области обязательного автострахования есть. Поэтому уже через 5 лет в России, возможно, появится безлимитный «европротокол».

Такая практика распространена в Европе: участники автоаварий обмениваются данными о своих страховщиках, заполняют достаточно простой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии и полюбовно расстаются. При этом сумма причинённого ущерба не имеет значения.

В настоящий момент в России «европротокол» ограничен 50 тысячами рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях максимальная выплата по «европротоколу» составляет 400 тысяч рублей. При этом, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по ОСАГО в стране в I квартале 2015 года составила 42 224 рубля. Однако число аварий, оформленных по упрощенной схеме, не растёт. Автомобилисты не доверяют новшеству и страховщикам.

Представители РСА в марте этого года предложили ввести штрафы за уклонение от упрощённого оформления автоаварии, а также за несвоевременную эвакуацию пострадавших в ДТП транспортных средств с проезжей части. С целью популяризации «европротокола» в настоящий момент РСА реализует проект создания колл-центров, специализирующихся на страховых консультациях. Также рассматривается вопрос о привлечении водителей «Яндекс Такси» в качестве аварийных комиссаров и экспертов по оперативному оформлению «европротоколов». Поможет ли?

Электронная «автогражданка»

Руководители РСА полагают, что уже к концу 2015 года 20% всех договоров ОСАГО в России будут заключены в электронном виде. В 2020 году бумажных полисов «автогражданки» остаться вообще не должно. По мнению Правительства РФ это приведёт к снижению цены договоров обязательного автострахования, так как отпадёт необходимость оплачивать работу страховых агентов. А их услуги оценивались в июле-августе 2014 года в пределах 15-20% от стоимости каждого полиса ОСАГО.

Электронные продажи договоров «автогражданки» должны стартовать в нашей стране уже в июле этого года. В процессе разработки находится единая база данных застрахованных лиц (АИС РСА) и система доступа к ней со стороны страховых компаний и органов ГИБДД. Все полицейские экипажи должны в скором времени получить средства доступа в сеть Интернет для оперативной проверки данных о наличии или отсутствии страховок ОСАГО у участников дорожного движения.

Система e-insurance (электронного страхования) успешно функционирует в Америке и Европе. В ЕС до 60% договоров обязательного автострахования заключается посредством direct insurance (прямого страхования): интернет-порталы, колл-центры, «коробочные» страховые продукты с возможностью удалённой активации. Подобные новшества постепенно проникают и в Россию.

Стоимость полиса

За увеличение лимитов выплат по ОСАГО и размера «европротокола» придётся заплатить. Стоимость «автогражданки» в ближайшие 5 лет значительно возрастёт.

Средняя цена полиса обязательного автострахования в Европе составляет на сегодняшний день 300-500 евро в год. По данным сайта autobild.de, жители Берлина могут приобрести обязательную автостраховку за 700 евро. Европейские цены очень скоро станут для российских автолюбителей реальностью.

Однако и 30 тысяч рублей за полис «автогражданки» для отечественной системы автострахования — не предел. По статистике, убыточность «моторных» видов страхования в России в 2-3 раза выше, чем в США и странах ЕС. Причины сложившейся ситуации просты: низкая культура вождения и плохое качество дорог в РФ. К тому же ментальность россиян приводит к печальным последствиям: отечественные водители стараются «окупить» затраты на автостраховку, совершая опасные маневры, приводящие к авариям.

В Европе качество автодорог повышают, в том числе за счёт строительства платных трасс. К примеру, протяжённость коммерческих автодорог Испании в 70 раз выше, чем в России. При этом территория РФ в 70 раз больше, чем территория Испании.

Высокие штрафы за нарушение ПДД в странах ЕС дисциплинируют водителей, что ведёт к снижению аварийности и повышению культуры вождения. Так, разговор по мобильному за рулём в той же Испании в пересчёте на рубли обойдется в 6 тысяч (в России лишь 500). Превышение скорости во Франции на 50 км/ч обойдётся в 1500 евро. В 2010 году власти Швейцарии оштрафовали состоятельного автолюбителя, превысившего скорость на 180 км/ч, на 1 миллион евро. Всё это позволяет снизить убыточность, а значит, и стоимость европейского ОСАГО.

Казахстан в данном направлении в последние годы следует по пути Европы и Америки. С 2015 года штраф за пересечение стоп-линии в KZ составляет в пересчёте на рубли почти 12 тысяч, за превышение скорости более чем на 40 км/ч – 18 тысяч, за остановку под знаком «Стоянка для инвалидов» – 30 тысяч рублей. Данные меры положительно отражаются на статистике автомобильной аварийности в Республике Казахстан и на стоимости местного полиса ОСАГО, средняя цена которого составляет в пересчёте всего 1130 рублей. При этом лимиты ответственности в Казахстане на 220 тысяч рублей выше, чем в России.


Андрей Чепелев

Выпускающий редактор Kolesa.ru

Рискну предположить, что автор этого текста, присланного на конкурс – работник страховой компании, потому что аргументация до боли напоминает таковую у представителей страховщиков, сидящих где-нибудь на пресс-конференции.

И вот что я имею ответить как автомобилист. Ни через 5, ни через 10 лет в России не будет ОСАГО европейского уровня. Просто потому, что наш уровень жизни – в разы ниже, чем европейский. Экономика неэффективная, производительность труда низкая, коррупция высокая… У нас мало денег, поэтому мы не можем позволить себе полное покрытие рисков. Тем более, что и страховые компании у нас имеют в основе своей бизнес-модели обман клиентов.

Штрафы за уклонение от Европротокола? Неплохо придумано, если учесть, что именно ДТП, оформленные по Европротоколу, имеют наибольший процент отказов по выплате по формальным причинам. Галочку не там поставили, а вот тут прописали неправильно… Идеальные условия для хитрого страховщика.

Повышение тарифов? Уже сейчас автомобильное сообщество отвечает на эту меру отказом от покупки ОСАГО. Зачем покупать полис за 10000 рублей, если штраф – 500 рублей? Чтобы окупить его, надо 20 раз попасться гаишнику – талант нужен! Риск? Ну, это не аргумент. Машина – вообще штука рискованная, каждый день рискуем жизнью, садясь за руль. Поднимете тарифы еще выше под предлогом увеличения лимитов? Тогда, полагаю, доля «отказников» перевалит за 50%. И тут-то, вероятно, придет понимание, что Россия – не Европа.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 8 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Денис Соболев

Аффтар долбоног.

Настасья Докучаева

Настасья Докучаева

Евгений

Абсолютно согласен с Андреем Чепелевым!

Как в советское-то время жили без ОСАГО?Я сам в конце 90-х, когда начинал ездить прекрасно обходился без полиса.

Напомните мне как его у нас вводили? Были демонстрации автовладельцев с требованием его ввести? Митинги? Забастовки? Наш любимый В.В. подписал указ и вуаля - мы стали наслаждаться страховкой как европейцы!

Естественно буду отказываться от полиса, даже если дороже 10000 будет стоить.

Ангелина Рыбакова

Надо штраф в 50 т.руб. обязать платить потерпевшему от страхового произвола.

Гульнара Абдеева

Но эти 50 т. руб штрафа будут опять-таки с нашего кармана!!! Я отсудила 29 тыс руб состраховой за волокиту с выплатой. НО!!! Пришлось выплатить подоходный налог нашему государству - я же разбогателя сказочно на эти деньги...

Ильдар13

Жадные страховщики! всё им мало...

Главная новость
Новости / Авторынок
Названы цены доступного седана Nissan Versa

Американское подразделение Nissan озвучило полный прайс-лист на бюджетный седан Versa 2018-го модельного года.

8907 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе.…

21407 1 0
Статьи / Автотоп
Резво по-американски: самые быстрые автомобили США

Признайтесь честно: читая предыдущий автотоп быстрейших автомобилей российской сборки, вы зевали, а в конце проснулись от удара подбородком об стол. Обещаем, здесь все будет иначе. Мы учли ваши мнения и решили: пусть…

921 1 0
Статьи / Финвопрос
Покупаем дешевле: лучшие скидки и акции на автомобили в августе 2017 года

Июль подарил нам не только очередной прирост продаж на первичном автомобильном рынке, но и кое-что, что может эти продажи стимулировать: новые государственные программы поддержки. В августе реализация этих программ пошла…

1765 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

1507 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

2814 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2654 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34230 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24734 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

15917 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31765 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6653 0 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

4940 9 10
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62330 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21367 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10401 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18195 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21367 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10346 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?