Конец прекрасной эпохи: памяти «мистера SAAB» Эрика Карлссона

3463 1 4
Поделиться: 0 2 0 1 0 1

В эти выходные мы хотели продолжить нашу серию публикаций о шведской марке SAAB статьей о легендарной модели 900. Но 27 мая 2015 года на 86 году жизни умер Mr. SAAB – Эрик Карлсcон, и именно ему мы посвятим сегодняшнюю статью. И не забудьте прочитать предыдущие части – о начале производства SAAB 92, а затем – о 96 и 99.

Наши постоянные читатели уже знают, что едва ли не главным персонажем, повлиявшим на становление SAAB, был дизайнер Сикстен Сасон. Но под именем Mr. SAAB, как это ни странно, в историю вошел вовсе не он, а гонщик Эрик Карлсcон. Как сказал о нем когда-то его друг, британский гонщик Стирлинг Мосс, «это лучшее немеханическое, что было сделано в Тролльхеттане» ( «The best non-mechanical thing to come out of Trollhattan»)

Родился Мистер СААБ в пригороде Тролльхеттана 5 марта 1929 года. В 18 лет Карлссон устраивается на работу к Пелле Нистрому, местному дилеру мотоциклов Norton и заядлому раллийному гонщику. Нистром сразу подметил страсть Эрика к технике — Карлссон на своем мотоцикле гонялся и в шоссейных гонках, и в мотокроссе. А на зимнее время компания предоставила ему мотоцикл для ледового трека. Уже в 1952 году состоялся дебют Эрика Карлссона в ралли в экипаже Пелле Нистрома.

Вскоре после этого Эрик покупает свой первый автомобиль. По счастливой случайности, а может и не случайности, им оказался подержанный SAAB 92. На грунтовых дорогах вокруг города не было оживленного движения и ограничения скорости. И именно на этих извилистых дорогах предгорий Эрик на своем первом автомобиле оттачивал мастерство автогонщика.


Довольно быстро он стал постоянным гостем в отделе запчастей на заводе SAAB, а выиграв в 1954 году региональные соревнования, Эрик получил неофициальную поддержку завода. После следующих побед Карлссон уже не покупал запчасти и не ремонтировал машину самостоятельно — все делали механики на заводе. В середине 50-х Эрик стал тест-пилотом SAAB.

При поддержке завода он быстро достиг высоких позиций в рейтинге гонщиков. 1959 год принес ему второе место в чемпионате Европы, а 1960-й ознаменовался первым выступлением на ралли Монте-Карло. Первая победа в турнире пришла к Эрику в 1962 году, а на следующий год он на SAAB 96 подтвердил свое чемпионство.

В 60-х Карлссон был настоящей звездой ралли, как сейчас, например, Петтер Сольберг или Себастьян Лёб. Его имя знали даже люди, не увлекавшиеся автоспортом. Самыми зрелищными оказались выступления Эрика в британском чемпионате – фанаты ралли навсегда запомнили три победы подряд в 1960, 1961, и 1962 годах.

За гоночную карьеру с Карлссоном случались и курьезные случаи. Например, когда у него ломалась машина, он, не скромничая, начинал разбирать найденные неподалеку чужие Саабы. На одном из британских чемпионатов его 96-й отказал, и они с механиком решили снять нужные детали с мирно стоящего неподалеку аналогичного аппарата кого-то из зрителей.




Когда пришел возмущенный владелец, штурману удалось ему разъяснить, что Эрик Карлссон — заводской пилот, и что владелец может не беспокоиться: в ближайшее время ему будет предоставлена новая машина. Как это ни парадоксально, но Эрик и владелец донора запчастей подружились и до последнего времени общались друг с другом.

Второй интересный случай произошел с машиной поддержки. На одном из ралли, чтобы не получить штрафные очки за повреждения кузова, Эрик решил перед финишем поменяться дверью и бампером с машиной поддержки, а чтобы на финише чистая дверь на грязной машине не бросалась в глаза, экипаж решил вымыть машину. За неимением воды в дело пошли излишки бензина. Журналисты и зрители еще долго восхищались тем, что Карлссон нашел перед финишем время намыть свой автомобиль.

После одной из шведских гонок Карлссон получил к своему гордому имени дополнение «который живет на крыше» — эта фраза пошла от всем известной детской повести. После того, как Эрик перевернулся на трассе на крышу, кто-то из команды назвал его так при журналистах. И прозвище накрепко прицепилось к нему.




Аварии и «перевертыши» не проходили бесследно: уже скоро врачи посоветовали гонщику прекратить выступления из-за хронических болей в спине. После завершения гоночной карьеры в 1967 году Эрик, как мировая звезда, получил работу в отделе по связям с общественностью. Под его руководством проходили многие кампании SAAB. Например, заезды SAAB 9000 на кольце Талладега, где три снятые с конвейера турбированные машины на скорости около 200 км/ч 20 дней и ночей непрерывно, с минимальными пит-стопами на дозаправку, смену резины, масла и фильтров накатали 100000 км.

Позднее Эрик провел акцию «Безопасное зимнее вождение с SAAB», в ходе которой американские журналисты катались по зимним шведским дорогам под руководством маэстро.




Кстати, зимнему вождению Эрик Карлссон обучал не только журналистов, и не только в реальной жизни. В романе Джона Гарднера «Ледокол» у Эрика Карлссона обучается вождению не кто иной как Джеймс Бонд.

В жизни разнообразных SAAB-клубов Эрик, конечно же, принимал непосредственное участие – например, был бессменным председателем одного из самых активных фанатских объединений – британского.

Зачастую звездам не везет в личной жизни, но Эрик показал себя хорошим семьянином, женившись 3 марта 1963 года на Пэт Мосс – сестре упомянутого выше Стирлинга Мосса. На долгие годы Эрик и Пэт стали не просто семьей, они стали настоящей командой. После ухода из профессионального спорта они стали отличным экипажем Сааба на любительских и ретро-ралли.




Разумеется, все годы Карлссон ездил исключительно на Саабах. В последние годы жизни его «боевым конем» был SAAB 9-3 Aero SportCombi, а в честь его 80-летия в 2009 году тогда еще «живая» компания SAAB выпустила для швейцарского рынка именную спецверсию 9-3 Erik Carlsson.

Карлссон запомнился нам как настоящий Человек с большой буквы «Ч». Сильный спортсмен, который не «залег на дно» после завершения карьеры. Человек-талисман. С ним действительно, в совершенно прямом смысле этого слова, ушла целая эпоха. 27 мая запомнится фанатам марки официальным заявлением NEVS о том, что бренд SAAB отозван авиационным подразделением у «неблагополучной» компании. Пожалуй, именно здесь можно поставить финальную точку в истории знаменитого шведского производителя.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 2 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Ему в "АвтоРевю" ещё сразу две статьи посвятили в 1996 году. Там Подорожанский принял участие в двух больших СААБовских мероприятиях в Лапландии и на втором заезде по Талладеге на SAAB 900NG. Карлссон ему тогда помог оправиться после аварии в Лапландии и установить рекорд скорости в Талладеге.

Главная новость
Новости / Авторынок
Названы цены доступного седана Nissan Versa

Американское подразделение Nissan озвучило полный прайс-лист на бюджетный седан Versa 2018-го модельного года.

9387 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе.…

25955 2 0
Статьи / Автотоп
Резво по-американски: самые быстрые автомобили США

Признайтесь честно: читая предыдущий автотоп быстрейших автомобилей российской сборки, вы зевали, а в конце проснулись от удара подбородком об стол. Обещаем, здесь все будет иначе. Мы учли ваши мнения и решили: пусть…

985 1 0
Статьи / Финвопрос
Покупаем дешевле: лучшие скидки и акции на автомобили в августе 2017 года

Июль подарил нам не только очередной прирост продаж на первичном автомобильном рынке, но и кое-что, что может эти продажи стимулировать: новые государственные программы поддержки. В августе реализация этих программ пошла…

1881 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

1564 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

2929 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2682 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34257 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24760 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

15983 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31799 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6673 0 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

4962 9 10
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62371 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21392 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10409 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18231 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21392 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10368 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?