Конец прекрасной эпохи: памяти «мистера SAAB» Эрика Карлссона

3506 1 4
Поделиться: 0 2 0 1 0 1

В эти выходные мы хотели продолжить нашу серию публикаций о шведской марке SAAB статьей о легендарной модели 900. Но 27 мая 2015 года на 86 году жизни умер Mr. SAAB – Эрик Карлсcон, и именно ему мы посвятим сегодняшнюю статью. И не забудьте прочитать предыдущие части – о начале производства SAAB 92, а затем – о 96 и 99.

Наши постоянные читатели уже знают, что едва ли не главным персонажем, повлиявшим на становление SAAB, был дизайнер Сикстен Сасон. Но под именем Mr. SAAB, как это ни странно, в историю вошел вовсе не он, а гонщик Эрик Карлсcон. Как сказал о нем когда-то его друг, британский гонщик Стирлинг Мосс, «это лучшее немеханическое, что было сделано в Тролльхеттане» ( «The best non-mechanical thing to come out of Trollhattan»)

Родился Мистер СААБ в пригороде Тролльхеттана 5 марта 1929 года. В 18 лет Карлссон устраивается на работу к Пелле Нистрому, местному дилеру мотоциклов Norton и заядлому раллийному гонщику. Нистром сразу подметил страсть Эрика к технике — Карлссон на своем мотоцикле гонялся и в шоссейных гонках, и в мотокроссе. А на зимнее время компания предоставила ему мотоцикл для ледового трека. Уже в 1952 году состоялся дебют Эрика Карлссона в ралли в экипаже Пелле Нистрома.

Вскоре после этого Эрик покупает свой первый автомобиль. По счастливой случайности, а может и не случайности, им оказался подержанный SAAB 92. На грунтовых дорогах вокруг города не было оживленного движения и ограничения скорости. И именно на этих извилистых дорогах предгорий Эрик на своем первом автомобиле оттачивал мастерство автогонщика.


Довольно быстро он стал постоянным гостем в отделе запчастей на заводе SAAB, а выиграв в 1954 году региональные соревнования, Эрик получил неофициальную поддержку завода. После следующих побед Карлссон уже не покупал запчасти и не ремонтировал машину самостоятельно — все делали механики на заводе. В середине 50-х Эрик стал тест-пилотом SAAB.

При поддержке завода он быстро достиг высоких позиций в рейтинге гонщиков. 1959 год принес ему второе место в чемпионате Европы, а 1960-й ознаменовался первым выступлением на ралли Монте-Карло. Первая победа в турнире пришла к Эрику в 1962 году, а на следующий год он на SAAB 96 подтвердил свое чемпионство.

В 60-х Карлссон был настоящей звездой ралли, как сейчас, например, Петтер Сольберг или Себастьян Лёб. Его имя знали даже люди, не увлекавшиеся автоспортом. Самыми зрелищными оказались выступления Эрика в британском чемпионате – фанаты ралли навсегда запомнили три победы подряд в 1960, 1961, и 1962 годах.

За гоночную карьеру с Карлссоном случались и курьезные случаи. Например, когда у него ломалась машина, он, не скромничая, начинал разбирать найденные неподалеку чужие Саабы. На одном из британских чемпионатов его 96-й отказал, и они с механиком решили снять нужные детали с мирно стоящего неподалеку аналогичного аппарата кого-то из зрителей.




Когда пришел возмущенный владелец, штурману удалось ему разъяснить, что Эрик Карлссон — заводской пилот, и что владелец может не беспокоиться: в ближайшее время ему будет предоставлена новая машина. Как это ни парадоксально, но Эрик и владелец донора запчастей подружились и до последнего времени общались друг с другом.

Второй интересный случай произошел с машиной поддержки. На одном из ралли, чтобы не получить штрафные очки за повреждения кузова, Эрик решил перед финишем поменяться дверью и бампером с машиной поддержки, а чтобы на финише чистая дверь на грязной машине не бросалась в глаза, экипаж решил вымыть машину. За неимением воды в дело пошли излишки бензина. Журналисты и зрители еще долго восхищались тем, что Карлссон нашел перед финишем время намыть свой автомобиль.

После одной из шведских гонок Карлссон получил к своему гордому имени дополнение «который живет на крыше» — эта фраза пошла от всем известной детской повести. После того, как Эрик перевернулся на трассе на крышу, кто-то из команды назвал его так при журналистах. И прозвище накрепко прицепилось к нему.




Аварии и «перевертыши» не проходили бесследно: уже скоро врачи посоветовали гонщику прекратить выступления из-за хронических болей в спине. После завершения гоночной карьеры в 1967 году Эрик, как мировая звезда, получил работу в отделе по связям с общественностью. Под его руководством проходили многие кампании SAAB. Например, заезды SAAB 9000 на кольце Талладега, где три снятые с конвейера турбированные машины на скорости около 200 км/ч 20 дней и ночей непрерывно, с минимальными пит-стопами на дозаправку, смену резины, масла и фильтров накатали 100000 км.

Позднее Эрик провел акцию «Безопасное зимнее вождение с SAAB», в ходе которой американские журналисты катались по зимним шведским дорогам под руководством маэстро.




Кстати, зимнему вождению Эрик Карлссон обучал не только журналистов, и не только в реальной жизни. В романе Джона Гарднера «Ледокол» у Эрика Карлссона обучается вождению не кто иной как Джеймс Бонд.

В жизни разнообразных SAAB-клубов Эрик, конечно же, принимал непосредственное участие – например, был бессменным председателем одного из самых активных фанатских объединений – британского.

Зачастую звездам не везет в личной жизни, но Эрик показал себя хорошим семьянином, женившись 3 марта 1963 года на Пэт Мосс – сестре упомянутого выше Стирлинга Мосса. На долгие годы Эрик и Пэт стали не просто семьей, они стали настоящей командой. После ухода из профессионального спорта они стали отличным экипажем Сааба на любительских и ретро-ралли.




Разумеется, все годы Карлссон ездил исключительно на Саабах. В последние годы жизни его «боевым конем» был SAAB 9-3 Aero SportCombi, а в честь его 80-летия в 2009 году тогда еще «живая» компания SAAB выпустила для швейцарского рынка именную спецверсию 9-3 Erik Carlsson.

Карлссон запомнился нам как настоящий Человек с большой буквы «Ч». Сильный спортсмен, который не «залег на дно» после завершения карьеры. Человек-талисман. С ним действительно, в совершенно прямом смысле этого слова, ушла целая эпоха. 27 мая запомнится фанатам марки официальным заявлением NEVS о том, что бренд SAAB отозван авиационным подразделением у «неблагополучной» компании. Пожалуй, именно здесь можно поставить финальную точку в истории знаменитого шведского производителя.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 2 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Ему в "АвтоРевю" ещё сразу две статьи посвятили в 1996 году. Там Подорожанский принял участие в двух больших СААБовских мероприятиях в Лапландии и на втором заезде по Талладеге на SAAB 900NG. Карлссон ему тогда помог оправиться после аварии в Лапландии и установить рекорд скорости в Талладеге.

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новый Mercedes-Benz GLS: первые изображения

Недавно фотошпионам удалось заснять испытательные образцы флагманского кроссовера штутгартской компании в полностью новом кузове. Мы в редакции «Колёса.ру» представили, каким…

3889 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новый регламент ГИБДД от 20 октября: что поменялось

Несколько дней назад, 20 октября 2017 года, вступил в силу новый административный регламент, определяющий порядок взаимодействия сотрудников ГИБДД и участников дорожного движения. Некоторые внесенные в регламент поправки…

4012 0 0
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

5629 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

8785 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1566 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

2336 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8916 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17248 9 0
Тест-драйвы / Одиночные
Своей колеёй: тест-драйв Lifan MyWay

Решительно невозможно, готовя тест этой машины, не напевать про себя знаменитый шлягер Фрэнка Синатры. И столь же невозможно представить себе импозантного певца, выходящего из-за руля белоснежного китайского кроссовера,…

12967 3 4
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14772 3 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8484 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9360 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3428 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25331 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13489 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20682 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

116213 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32920 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29940 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?