Конец прекрасной эпохи: памяти «мистера SAAB» Эрика Карлссона

3549 1 4
Поделиться: 0 2 0 1 0 1

В эти выходные мы хотели продолжить нашу серию публикаций о шведской марке SAAB статьей о легендарной модели 900. Но 27 мая 2015 года на 86 году жизни умер Mr. SAAB – Эрик Карлсcон, и именно ему мы посвятим сегодняшнюю статью. И не забудьте прочитать предыдущие части – о начале производства SAAB 92, а затем – о 96 и 99.

Наши постоянные читатели уже знают, что едва ли не главным персонажем, повлиявшим на становление SAAB, был дизайнер Сикстен Сасон. Но под именем Mr. SAAB, как это ни странно, в историю вошел вовсе не он, а гонщик Эрик Карлсcон. Как сказал о нем когда-то его друг, британский гонщик Стирлинг Мосс, «это лучшее немеханическое, что было сделано в Тролльхеттане» ( «The best non-mechanical thing to come out of Trollhattan»)

Родился Мистер СААБ в пригороде Тролльхеттана 5 марта 1929 года. В 18 лет Карлссон устраивается на работу к Пелле Нистрому, местному дилеру мотоциклов Norton и заядлому раллийному гонщику. Нистром сразу подметил страсть Эрика к технике — Карлссон на своем мотоцикле гонялся и в шоссейных гонках, и в мотокроссе. А на зимнее время компания предоставила ему мотоцикл для ледового трека. Уже в 1952 году состоялся дебют Эрика Карлссона в ралли в экипаже Пелле Нистрома.

Вскоре после этого Эрик покупает свой первый автомобиль. По счастливой случайности, а может и не случайности, им оказался подержанный SAAB 92. На грунтовых дорогах вокруг города не было оживленного движения и ограничения скорости. И именно на этих извилистых дорогах предгорий Эрик на своем первом автомобиле оттачивал мастерство автогонщика.


Довольно быстро он стал постоянным гостем в отделе запчастей на заводе SAAB, а выиграв в 1954 году региональные соревнования, Эрик получил неофициальную поддержку завода. После следующих побед Карлссон уже не покупал запчасти и не ремонтировал машину самостоятельно — все делали механики на заводе. В середине 50-х Эрик стал тест-пилотом SAAB.

При поддержке завода он быстро достиг высоких позиций в рейтинге гонщиков. 1959 год принес ему второе место в чемпионате Европы, а 1960-й ознаменовался первым выступлением на ралли Монте-Карло. Первая победа в турнире пришла к Эрику в 1962 году, а на следующий год он на SAAB 96 подтвердил свое чемпионство.

В 60-х Карлссон был настоящей звездой ралли, как сейчас, например, Петтер Сольберг или Себастьян Лёб. Его имя знали даже люди, не увлекавшиеся автоспортом. Самыми зрелищными оказались выступления Эрика в британском чемпионате – фанаты ралли навсегда запомнили три победы подряд в 1960, 1961, и 1962 годах.

За гоночную карьеру с Карлссоном случались и курьезные случаи. Например, когда у него ломалась машина, он, не скромничая, начинал разбирать найденные неподалеку чужие Саабы. На одном из британских чемпионатов его 96-й отказал, и они с механиком решили снять нужные детали с мирно стоящего неподалеку аналогичного аппарата кого-то из зрителей.




Когда пришел возмущенный владелец, штурману удалось ему разъяснить, что Эрик Карлссон — заводской пилот, и что владелец может не беспокоиться: в ближайшее время ему будет предоставлена новая машина. Как это ни парадоксально, но Эрик и владелец донора запчастей подружились и до последнего времени общались друг с другом.

Второй интересный случай произошел с машиной поддержки. На одном из ралли, чтобы не получить штрафные очки за повреждения кузова, Эрик решил перед финишем поменяться дверью и бампером с машиной поддержки, а чтобы на финише чистая дверь на грязной машине не бросалась в глаза, экипаж решил вымыть машину. За неимением воды в дело пошли излишки бензина. Журналисты и зрители еще долго восхищались тем, что Карлссон нашел перед финишем время намыть свой автомобиль.

После одной из шведских гонок Карлссон получил к своему гордому имени дополнение «который живет на крыше» — эта фраза пошла от всем известной детской повести. После того, как Эрик перевернулся на трассе на крышу, кто-то из команды назвал его так при журналистах. И прозвище накрепко прицепилось к нему.




Аварии и «перевертыши» не проходили бесследно: уже скоро врачи посоветовали гонщику прекратить выступления из-за хронических болей в спине. После завершения гоночной карьеры в 1967 году Эрик, как мировая звезда, получил работу в отделе по связям с общественностью. Под его руководством проходили многие кампании SAAB. Например, заезды SAAB 9000 на кольце Талладега, где три снятые с конвейера турбированные машины на скорости около 200 км/ч 20 дней и ночей непрерывно, с минимальными пит-стопами на дозаправку, смену резины, масла и фильтров накатали 100000 км.

Позднее Эрик провел акцию «Безопасное зимнее вождение с SAAB», в ходе которой американские журналисты катались по зимним шведским дорогам под руководством маэстро.




Кстати, зимнему вождению Эрик Карлссон обучал не только журналистов, и не только в реальной жизни. В романе Джона Гарднера «Ледокол» у Эрика Карлссона обучается вождению не кто иной как Джеймс Бонд.

В жизни разнообразных SAAB-клубов Эрик, конечно же, принимал непосредственное участие – например, был бессменным председателем одного из самых активных фанатских объединений – британского.

Зачастую звездам не везет в личной жизни, но Эрик показал себя хорошим семьянином, женившись 3 марта 1963 года на Пэт Мосс – сестре упомянутого выше Стирлинга Мосса. На долгие годы Эрик и Пэт стали не просто семьей, они стали настоящей командой. После ухода из профессионального спорта они стали отличным экипажем Сааба на любительских и ретро-ралли.




Разумеется, все годы Карлссон ездил исключительно на Саабах. В последние годы жизни его «боевым конем» был SAAB 9-3 Aero SportCombi, а в честь его 80-летия в 2009 году тогда еще «живая» компания SAAB выпустила для швейцарского рынка именную спецверсию 9-3 Erik Carlsson.

Карлссон запомнился нам как настоящий Человек с большой буквы «Ч». Сильный спортсмен, который не «залег на дно» после завершения карьеры. Человек-талисман. С ним действительно, в совершенно прямом смысле этого слова, ушла целая эпоха. 27 мая запомнится фанатам марки официальным заявлением NEVS о том, что бренд SAAB отозван авиационным подразделением у «неблагополучной» компании. Пожалуй, именно здесь можно поставить финальную точку в истории знаменитого шведского производителя.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 2 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Ему в "АвтоРевю" ещё сразу две статьи посвятили в 1996 году. Там Подорожанский принял участие в двух больших СААБовских мероприятиях в Лапландии и на втором заезде по Талладеге на SAAB 900NG. Карлссон ему тогда помог оправиться после аварии в Лапландии и установить рекорд скорости в Талладеге.

Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

14647 5 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

2312 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

15270 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

14647 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12036 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4990 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59880 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46669 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25451 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12493 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11817 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8813 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18565 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15917 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15454 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

59237 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43665 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33349 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?