Конец прекрасной эпохи: памяти «мистера SAAB» Эрика Карлссона

3402 1 4
Поделиться: 0 2 0 1 0 1

В эти выходные мы хотели продолжить нашу серию публикаций о шведской марке SAAB статьей о легендарной модели 900. Но 27 мая 2015 года на 86 году жизни умер Mr. SAAB – Эрик Карлсcон, и именно ему мы посвятим сегодняшнюю статью. И не забудьте прочитать предыдущие части – о начале производства SAAB 92, а затем – о 96 и 99.

Наши постоянные читатели уже знают, что едва ли не главным персонажем, повлиявшим на становление SAAB, был дизайнер Сикстен Сасон. Но под именем Mr. SAAB, как это ни странно, в историю вошел вовсе не он, а гонщик Эрик Карлсcон. Как сказал о нем когда-то его друг, британский гонщик Стирлинг Мосс, «это лучшее немеханическое, что было сделано в Тролльхеттане» ( «The best non-mechanical thing to come out of Trollhattan»)

Родился Мистер СААБ в пригороде Тролльхеттана 5 марта 1929 года. В 18 лет Карлссон устраивается на работу к Пелле Нистрому, местному дилеру мотоциклов Norton и заядлому раллийному гонщику. Нистром сразу подметил страсть Эрика к технике — Карлссон на своем мотоцикле гонялся и в шоссейных гонках, и в мотокроссе. А на зимнее время компания предоставила ему мотоцикл для ледового трека. Уже в 1952 году состоялся дебют Эрика Карлссона в ралли в экипаже Пелле Нистрома.

Вскоре после этого Эрик покупает свой первый автомобиль. По счастливой случайности, а может и не случайности, им оказался подержанный SAAB 92. На грунтовых дорогах вокруг города не было оживленного движения и ограничения скорости. И именно на этих извилистых дорогах предгорий Эрик на своем первом автомобиле оттачивал мастерство автогонщика.


Довольно быстро он стал постоянным гостем в отделе запчастей на заводе SAAB, а выиграв в 1954 году региональные соревнования, Эрик получил неофициальную поддержку завода. После следующих побед Карлссон уже не покупал запчасти и не ремонтировал машину самостоятельно — все делали механики на заводе. В середине 50-х Эрик стал тест-пилотом SAAB.

При поддержке завода он быстро достиг высоких позиций в рейтинге гонщиков. 1959 год принес ему второе место в чемпионате Европы, а 1960-й ознаменовался первым выступлением на ралли Монте-Карло. Первая победа в турнире пришла к Эрику в 1962 году, а на следующий год он на SAAB 96 подтвердил свое чемпионство.

В 60-х Карлссон был настоящей звездой ралли, как сейчас, например, Петтер Сольберг или Себастьян Лёб. Его имя знали даже люди, не увлекавшиеся автоспортом. Самыми зрелищными оказались выступления Эрика в британском чемпионате – фанаты ралли навсегда запомнили три победы подряд в 1960, 1961, и 1962 годах.

За гоночную карьеру с Карлссоном случались и курьезные случаи. Например, когда у него ломалась машина, он, не скромничая, начинал разбирать найденные неподалеку чужие Саабы. На одном из британских чемпионатов его 96-й отказал, и они с механиком решили снять нужные детали с мирно стоящего неподалеку аналогичного аппарата кого-то из зрителей.




Когда пришел возмущенный владелец, штурману удалось ему разъяснить, что Эрик Карлссон — заводской пилот, и что владелец может не беспокоиться: в ближайшее время ему будет предоставлена новая машина. Как это ни парадоксально, но Эрик и владелец донора запчастей подружились и до последнего времени общались друг с другом.

Второй интересный случай произошел с машиной поддержки. На одном из ралли, чтобы не получить штрафные очки за повреждения кузова, Эрик решил перед финишем поменяться дверью и бампером с машиной поддержки, а чтобы на финише чистая дверь на грязной машине не бросалась в глаза, экипаж решил вымыть машину. За неимением воды в дело пошли излишки бензина. Журналисты и зрители еще долго восхищались тем, что Карлссон нашел перед финишем время намыть свой автомобиль.

После одной из шведских гонок Карлссон получил к своему гордому имени дополнение «который живет на крыше» — эта фраза пошла от всем известной детской повести. После того, как Эрик перевернулся на трассе на крышу, кто-то из команды назвал его так при журналистах. И прозвище накрепко прицепилось к нему.




Аварии и «перевертыши» не проходили бесследно: уже скоро врачи посоветовали гонщику прекратить выступления из-за хронических болей в спине. После завершения гоночной карьеры в 1967 году Эрик, как мировая звезда, получил работу в отделе по связям с общественностью. Под его руководством проходили многие кампании SAAB. Например, заезды SAAB 9000 на кольце Талладега, где три снятые с конвейера турбированные машины на скорости около 200 км/ч 20 дней и ночей непрерывно, с минимальными пит-стопами на дозаправку, смену резины, масла и фильтров накатали 100000 км.

Позднее Эрик провел акцию «Безопасное зимнее вождение с SAAB», в ходе которой американские журналисты катались по зимним шведским дорогам под руководством маэстро.




Кстати, зимнему вождению Эрик Карлссон обучал не только журналистов, и не только в реальной жизни. В романе Джона Гарднера «Ледокол» у Эрика Карлссона обучается вождению не кто иной как Джеймс Бонд.

В жизни разнообразных SAAB-клубов Эрик, конечно же, принимал непосредственное участие – например, был бессменным председателем одного из самых активных фанатских объединений – британского.

Зачастую звездам не везет в личной жизни, но Эрик показал себя хорошим семьянином, женившись 3 марта 1963 года на Пэт Мосс – сестре упомянутого выше Стирлинга Мосса. На долгие годы Эрик и Пэт стали не просто семьей, они стали настоящей командой. После ухода из профессионального спорта они стали отличным экипажем Сааба на любительских и ретро-ралли.




Разумеется, все годы Карлссон ездил исключительно на Саабах. В последние годы жизни его «боевым конем» был SAAB 9-3 Aero SportCombi, а в честь его 80-летия в 2009 году тогда еще «живая» компания SAAB выпустила для швейцарского рынка именную спецверсию 9-3 Erik Carlsson.

Карлссон запомнился нам как настоящий Человек с большой буквы «Ч». Сильный спортсмен, который не «залег на дно» после завершения карьеры. Человек-талисман. С ним действительно, в совершенно прямом смысле этого слова, ушла целая эпоха. 27 мая запомнится фанатам марки официальным заявлением NEVS о том, что бренд SAAB отозван авиационным подразделением у «неблагополучной» компании. Пожалуй, именно здесь можно поставить финальную точку в истории знаменитого шведского производителя.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 2 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Ему в "АвтоРевю" ещё сразу две статьи посвятили в 1996 году. Там Подорожанский принял участие в двух больших СААБовских мероприятиях в Лапландии и на втором заезде по Талладеге на SAAB 900NG. Карлссон ему тогда помог оправиться после аварии в Лапландии и установить рекорд скорости в Талладеге.

Главная новость
Новости / Авторынок
Обновлен рейтинг самых востребованных машин в мире

Текущий год изменил расстановку сил в рейтинге самых популярных машин на планете. Японцы оккупируют ТОП-10, а Volkswagen теряет позиции.

686 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Проверяй, но доверяй: как диагностируют и ремонтируют форсунки дизелей

Когда-то дизельные автомобили покупали люди, которые хотели ездить экономно. Они мирились со специфическим запахом, с посредственной динамикой и характерным тарахтеньем мотора, но сейчас времена изменились. Современный…

1908 0 5
Статьи / Популярные вопросы
Можно ли велосипедистам ездить по дорогам, и за что их могут оштрафовать

Многих автовладельцев раздражают велосипедисты, передвигающиеся по проезжей части. Разрешено ли им выезжать на автодороги вообще, какие правила и запреты на них распространяются, и за что могут оштрафовать велосипедиста?

2342 4 0
Новости / Новостной дайджест
Автоновости: главное за неделю с 15 по 21 мая 2017 года

"Колёса.ру" подготовил подборку самых "вкусных" новостей за прошедшую неделю. Оставайтесь в курсе событий вместе с нами.

1686 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: неудачный полный привод и меганадёжные моторы

Для многих наших граждан Honda CR-V казалась недоступной сказкой, а кому-то она кажется таковой до сих пор. Почему так получилось? Правда ли, что этот японский кроссовер так хорош, как о нём многие думают? И почему он…

2646 3 3
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: электрика без изъяна и двери, которыми нельзя хлопать

Японский автомобиль до сих пор у многих в подсознании намертво связан с вечным двигателем, запчастями за пятак и сервисом раз в пятьдесят тысяч километров за две копейки. А кроссовер ассоциируется со статусом и…

3949 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

8930 0 5
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

21227 9 21
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

18062 3 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

15600 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

63368 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

52655 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

25046 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

55699 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

28860 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

17816 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

102765 3 3
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

25704 4 2
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

18749 5 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?