Красивое близко: Бронницкая земля, от Гостомысла до сержанта Кучмы

3685 0 14
Поделиться: 0 13 0 1 0 0

Как часто мы пролетаем по трассе мимо древних селений, которые старше многих современных городов (о молодом Петербурге – что уж говорить!) и история которых заняла бы не один энциклопедический том. Увы, типичная российская проблема нечего там смотреть, разве что прочитать о былой славе в Википедии. Но есть и счастливые исключения (о них мы будем время от времени рассказывать в рубрике "Автотур выходного дня"). Одно из таких исключений – Бронницкая земля, северное Приильменье под Великим Новгородом. Если вы там не были, самое время побывать, тем более что лежит этот край аккурат по радищевскому маршруту по трассе из Петербурга в Москву.

Древний край

Бронница расположена на старом «радищевском» участке трассы, в стороне от новгородской объездной дороги. Впервые упоминается село в летописях под 1268 годом: здесь новгородцы просили Ярослава Ярославича вернуться на свое место служилого князя. Однако место это гораздо более древнее.


Известный российский историк Василий Татищев (1686–1750) считал, что на капище, расположенном на Бронь-горе (то есть там, где сейчас руины церкви екатерининской поры) посадник Гостомысл испрашивал воли богов на призвание Рюрика. А вообще в ходе раскопок у подножия горы археологи находили погребения, датируемые вторым тысячелетием до н.э.

Место тут удобное – всего 25 км от Новгорода, и поэтому в Броннице любили останавливаться разного рода завоеватели. В 1386 году здесь стоял Дмитрий Донской, в 1477 году – Иван III, в 1569 году – Иван IV Грозный (опричники тогда полностью разорили село). В 1614 году под Бронницей снова стояло московское войско – Новгород во время Смуты присягнул шведской короне. Тут же, на реке Мсте, войска воеводы Дмитрия Трубецкого были наголову разбиты шведским корпусом под командованием Якоба Делагарди.



Столь же древнее и соседнее село – Божонка. Датой его основания считается 947 год, когда княгиня Ольга основала здесь погост. Однако впервые оно упомянуто в Переписной книге Деревской пятины за 1495 год. А название, скорее всего, происходит от новгородского боярского рода Божиных. Или, наоборот, фамилия – от названия погоста, кто теперь знает?

К новым временам относится, как нетрудно догадаться, история деревни Новоселицы (хотя на самом деле оно упомянуто впервые в писцовой книге 1583 года). Но в целом эти места неразрывно связаны с восстанием аракчеевских военных поселений 1831 года, о котором Николай I сказал, что оно для престола «страшнее польского бунта». Интересный факт: восставшие не чинили внесудебных расправ над офицерами и чиновниками, но организовали выборный суд, а заодно избрали себе руководство и командиров. Так что по факту здесь уже в XIX веке, правда, на недолгое время, возродилась Новгородская вечевая республика.



Что посмотреть?

Руины каменной Введенской церкви 1769 года видны издалека – с трассы М-10 «Россия». Холм, на котором она выстроена, и есть, по всей видимости, основание древнего капища. Во всяком случае, тут до сих пор остались священные камни, и если трава еще не выросла в рост или местные жители успели ее скосить, найти их труда не составит. К слову, церковь была заброшена еще при царской власти, а не при большевиках. Но если приглядеться к осыпавшимся фрескам, видно, что они были расстреляны, а до 1917 года такое вряд ли могло случиться. С холма открывается захватывающий вид на окрестности.



Историческим является и Бронницкий мост, построенный новгородским инженером польского происхождения Казимиром Рейхелем в ХIХ веке. Ранее тут было однополосное реверсивное движение, регулировавшееся в последние десятилетия ХХ века светофором, но пролет был расширен в ходе относительно недавней реконструкции. Тогда же установлены и памятные доски. Рядом с мостом расположена действующая церковь Спаса Преображения 1888 года постройки.



Есть здесь и краеведческий музей «Земля Бронницкая», представляющий историю и быт этих мест. Только здесь можно увидеть продукцию завода «Возрождение» – знаменитую бронницкую кобальтовую посуду. Сегодня завод не работает, однако кое-что сохранилось в домашних коллекциях новгородцев и петербуржцев. В 1990-е такую посуду продавали прямо на трассе – ею выплачивали заработную плату работникам. Официально музей работает с 10:00 до 17:00 (выходные дни – воскресенье и понедельник). Однако, если вы сюда точно собрались, то лучше предварительно позвонить по тел. +7 (8162) 76-35-48 или +7-951-721-7255.



В соседнем селе Пролетарий, бывшем безымянном рабочем поселке, сохранились корпуса Кузнецовской фабрики, выпускавшей знаменитый фарфор. Такое тут «фарфоровое» место – залегают подходящие для производства глины. Сегодня эта фабрика закрыта, а экспонаты бывшего ведомственного музея выкуплены администрацией Новгородского района. Новый, уже муниципальный, музей планируется открыть в здании местного Дома культуры. Тут есть ресторан «Русь» и закусочная, принадлежащая местной Потребкооперации, но если вы проголодались, мы советуем поесть в придорожных кафе на трассе М-10 – «Бродяга» (возле АЗС «Сургутнефтегаз») и «Паровоз», непонятно как приехавший по автодороге вагон-ресторан.



Раз уж вы тут оказались, имеет смысл доехать до села Холынья, славившегося со времен Новгородской республики особым способом засолки огурцов. Помимо специального рецепта рассола, была хитрость: бочки спускали под лед озера Ильмень, где они хранились всю зиму. По этому рецепту солят огурцы и сейчас, но масштабы уже не те, а до революции 1917 года в сюда ходил пароход «Лев Толстой», закупавший холынские огурцы для петербургских ресторанов.

В деревне сохранилась деревянная пятиглавая Церковь Петра и Павла XIV века – видно, бои во время последней войны не были здесь совсем уж разрушительными. Впрочем, воинское захоронение тут тоже имеется.

Если вы доберетесь до этих мест летом, то искупаться в Мсте можно по дороге, на пляже в деревне Русско.




В Божонке мало что осталось от времен княгини Ольги, хотя есть старые деревянные дома типичной новгородской архитектуры. Но зато здесь находится инженерно-технический памятник, ставший практически природным, – Сиверсов канал. При повороте на Божонку со стороны Бронницы можно увидеть и остатки шлюза (на самом деле это не мост, а бывшая дамба). Канал был предназначен для прохода грузовых судов из Мсты в Волхов, минуя бурное и изобилующее мелями Ильмень-озеро. Строил канал новгородский губернатор граф Яков Сиверс (1731-1808), происходивший из остзейских (прибалтийских) немцев. Но некоторые краеведы считают, что он лишь углубил и расширил старый канал времен республики, оснастив его современными (на тот момент, естественно) гидротехническими сооружениями.




В Новоселицах можно увидеть старые аракчеевские казармы (архитектор Василий Стасов, тот, который построил, в частности, Троицкий собор в Петербурге). Вы сразу узнаете типичную петербургскую «военную» постройку. Сегодня о временах Аракчеева напоминают только название местного магазина «Аракчеевский» да Аракчеевская березовая аллея, высаженная, судя по возрасту деревьев, уже в ХХ веке.




До недавних пор тут располагалась воинская часть, избравшая своим девизом аракчеевское «Без лести предан». Сейчас военный городок частично заброшен, доступ на его территорию свободный. Можно осмотреть здания снаружи, а также плац и даже военный самолет Ил-28. У самой Мсты на территории бывшей части находится благоустроенное военное захоронение. Оно известно тем, что в братской могиле лежит погибший смертью храбрых при боях за Новоселицы старший сержант Данила Кучма, отец экс-президента Украины. Есть в Новоселицах и церковь, правда, уже XXI века постройки, освященная во имя Михаила Архангела.

Как доехать?

Проезд из Петербурга и Москвы более чем простой: по упомянутой трассе М-10 «Россия». Со стороны Москвы – съезд с новгородской объездной по развязке на Великий Новгород – Пролетарий. Из Петербурга – по развязке на Великий Новгород – Мшага (далее по указателю на Бронницу – Пролетарий). Из Бронницы – поворот в противоположную от трассы М-10 сторону на Холынью (8 км) и Русско – к слову, там весьма крутой поворот на мост через реку Гриб, соблюдайте скоростной режим.




Божонка и Новоселицы лежат на одной дороге, их соединяет виадук через ту же «Россию». Все объекты расположены компактно, посмотреть их можно за один день. Главное – не запутаться в развязках, которых тут несколько. Тут вам поможет GPS-навигатор или обычная бумажная карта, на указатели лучше не рассчитывать, с непривычки можно запутаться.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 13 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
АВТОВАЗ представил серийный универсал Lada Vesta и его кросс-версию

Продажи «сарая» Lada Vesta стартуют в России во второй половине текущего года.

11441 20 10
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Выпьешь – не заведёшь: что такое алкозамок, и победит ли он пьянство за рулём

Сразу несколько операторов столичного каршеринга заявили об установке алкозамков на свои автомобили. Это явно даёт понять, что проблема с нетрезвыми водителями на прокатных автомобилях весьма значительна. Изучаем…

337 2 0
Статьи / Популярные вопросы
Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия

Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы…

2429 2 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

13674 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1742 4 4
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

2524 18 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

12485 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

31427 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

30266 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17921 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68833 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55388 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

27123 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

58453 3 32
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22997 2 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

18931 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109776 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22703 5 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

13674 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?