Красивое близко: Бронницкая земля, от Гостомысла до сержанта Кучмы

3727 0 14
Поделиться: 0 13 0 1 0 0

Как часто мы пролетаем по трассе мимо древних селений, которые старше многих современных городов (о молодом Петербурге – что уж говорить!) и история которых заняла бы не один энциклопедический том. Увы, типичная российская проблема нечего там смотреть, разве что прочитать о былой славе в Википедии. Но есть и счастливые исключения (о них мы будем время от времени рассказывать в рубрике "Автотур выходного дня"). Одно из таких исключений – Бронницкая земля, северное Приильменье под Великим Новгородом. Если вы там не были, самое время побывать, тем более что лежит этот край аккурат по радищевскому маршруту по трассе из Петербурга в Москву.

Древний край

Бронница расположена на старом «радищевском» участке трассы, в стороне от новгородской объездной дороги. Впервые упоминается село в летописях под 1268 годом: здесь новгородцы просили Ярослава Ярославича вернуться на свое место служилого князя. Однако место это гораздо более древнее.


Известный российский историк Василий Татищев (1686–1750) считал, что на капище, расположенном на Бронь-горе (то есть там, где сейчас руины церкви екатерининской поры) посадник Гостомысл испрашивал воли богов на призвание Рюрика. А вообще в ходе раскопок у подножия горы археологи находили погребения, датируемые вторым тысячелетием до н.э.

Место тут удобное – всего 25 км от Новгорода, и поэтому в Броннице любили останавливаться разного рода завоеватели. В 1386 году здесь стоял Дмитрий Донской, в 1477 году – Иван III, в 1569 году – Иван IV Грозный (опричники тогда полностью разорили село). В 1614 году под Бронницей снова стояло московское войско – Новгород во время Смуты присягнул шведской короне. Тут же, на реке Мсте, войска воеводы Дмитрия Трубецкого были наголову разбиты шведским корпусом под командованием Якоба Делагарди.



Столь же древнее и соседнее село – Божонка. Датой его основания считается 947 год, когда княгиня Ольга основала здесь погост. Однако впервые оно упомянуто в Переписной книге Деревской пятины за 1495 год. А название, скорее всего, происходит от новгородского боярского рода Божиных. Или, наоборот, фамилия – от названия погоста, кто теперь знает?

К новым временам относится, как нетрудно догадаться, история деревни Новоселицы (хотя на самом деле оно упомянуто впервые в писцовой книге 1583 года). Но в целом эти места неразрывно связаны с восстанием аракчеевских военных поселений 1831 года, о котором Николай I сказал, что оно для престола «страшнее польского бунта». Интересный факт: восставшие не чинили внесудебных расправ над офицерами и чиновниками, но организовали выборный суд, а заодно избрали себе руководство и командиров. Так что по факту здесь уже в XIX веке, правда, на недолгое время, возродилась Новгородская вечевая республика.



Что посмотреть?

Руины каменной Введенской церкви 1769 года видны издалека – с трассы М-10 «Россия». Холм, на котором она выстроена, и есть, по всей видимости, основание древнего капища. Во всяком случае, тут до сих пор остались священные камни, и если трава еще не выросла в рост или местные жители успели ее скосить, найти их труда не составит. К слову, церковь была заброшена еще при царской власти, а не при большевиках. Но если приглядеться к осыпавшимся фрескам, видно, что они были расстреляны, а до 1917 года такое вряд ли могло случиться. С холма открывается захватывающий вид на окрестности.



Историческим является и Бронницкий мост, построенный новгородским инженером польского происхождения Казимиром Рейхелем в ХIХ веке. Ранее тут было однополосное реверсивное движение, регулировавшееся в последние десятилетия ХХ века светофором, но пролет был расширен в ходе относительно недавней реконструкции. Тогда же установлены и памятные доски. Рядом с мостом расположена действующая церковь Спаса Преображения 1888 года постройки.



Есть здесь и краеведческий музей «Земля Бронницкая», представляющий историю и быт этих мест. Только здесь можно увидеть продукцию завода «Возрождение» – знаменитую бронницкую кобальтовую посуду. Сегодня завод не работает, однако кое-что сохранилось в домашних коллекциях новгородцев и петербуржцев. В 1990-е такую посуду продавали прямо на трассе – ею выплачивали заработную плату работникам. Официально музей работает с 10:00 до 17:00 (выходные дни – воскресенье и понедельник). Однако, если вы сюда точно собрались, то лучше предварительно позвонить по тел. +7 (8162) 76-35-48 или +7-951-721-7255.



В соседнем селе Пролетарий, бывшем безымянном рабочем поселке, сохранились корпуса Кузнецовской фабрики, выпускавшей знаменитый фарфор. Такое тут «фарфоровое» место – залегают подходящие для производства глины. Сегодня эта фабрика закрыта, а экспонаты бывшего ведомственного музея выкуплены администрацией Новгородского района. Новый, уже муниципальный, музей планируется открыть в здании местного Дома культуры. Тут есть ресторан «Русь» и закусочная, принадлежащая местной Потребкооперации, но если вы проголодались, мы советуем поесть в придорожных кафе на трассе М-10 – «Бродяга» (возле АЗС «Сургутнефтегаз») и «Паровоз», непонятно как приехавший по автодороге вагон-ресторан.



Раз уж вы тут оказались, имеет смысл доехать до села Холынья, славившегося со времен Новгородской республики особым способом засолки огурцов. Помимо специального рецепта рассола, была хитрость: бочки спускали под лед озера Ильмень, где они хранились всю зиму. По этому рецепту солят огурцы и сейчас, но масштабы уже не те, а до революции 1917 года в сюда ходил пароход «Лев Толстой», закупавший холынские огурцы для петербургских ресторанов.

В деревне сохранилась деревянная пятиглавая Церковь Петра и Павла XIV века – видно, бои во время последней войны не были здесь совсем уж разрушительными. Впрочем, воинское захоронение тут тоже имеется.

Если вы доберетесь до этих мест летом, то искупаться в Мсте можно по дороге, на пляже в деревне Русско.




В Божонке мало что осталось от времен княгини Ольги, хотя есть старые деревянные дома типичной новгородской архитектуры. Но зато здесь находится инженерно-технический памятник, ставший практически природным, – Сиверсов канал. При повороте на Божонку со стороны Бронницы можно увидеть и остатки шлюза (на самом деле это не мост, а бывшая дамба). Канал был предназначен для прохода грузовых судов из Мсты в Волхов, минуя бурное и изобилующее мелями Ильмень-озеро. Строил канал новгородский губернатор граф Яков Сиверс (1731-1808), происходивший из остзейских (прибалтийских) немцев. Но некоторые краеведы считают, что он лишь углубил и расширил старый канал времен республики, оснастив его современными (на тот момент, естественно) гидротехническими сооружениями.




В Новоселицах можно увидеть старые аракчеевские казармы (архитектор Василий Стасов, тот, который построил, в частности, Троицкий собор в Петербурге). Вы сразу узнаете типичную петербургскую «военную» постройку. Сегодня о временах Аракчеева напоминают только название местного магазина «Аракчеевский» да Аракчеевская березовая аллея, высаженная, судя по возрасту деревьев, уже в ХХ веке.




До недавних пор тут располагалась воинская часть, избравшая своим девизом аракчеевское «Без лести предан». Сейчас военный городок частично заброшен, доступ на его территорию свободный. Можно осмотреть здания снаружи, а также плац и даже военный самолет Ил-28. У самой Мсты на территории бывшей части находится благоустроенное военное захоронение. Оно известно тем, что в братской могиле лежит погибший смертью храбрых при боях за Новоселицы старший сержант Данила Кучма, отец экс-президента Украины. Есть в Новоселицах и церковь, правда, уже XXI века постройки, освященная во имя Михаила Архангела.

Как доехать?

Проезд из Петербурга и Москвы более чем простой: по упомянутой трассе М-10 «Россия». Со стороны Москвы – съезд с новгородской объездной по развязке на Великий Новгород – Пролетарий. Из Петербурга – по развязке на Великий Новгород – Мшага (далее по указателю на Бронницу – Пролетарий). Из Бронницы – поворот в противоположную от трассы М-10 сторону на Холынью (8 км) и Русско – к слову, там весьма крутой поворот на мост через реку Гриб, соблюдайте скоростной режим.




Божонка и Новоселицы лежат на одной дороге, их соединяет виадук через ту же «Россию». Все объекты расположены компактно, посмотреть их можно за один день. Главное – не запутаться в развязках, которых тут несколько. Тут вам поможет GPS-навигатор или обычная бумажная карта, на указатели лучше не рассчитывать, с непривычки можно запутаться.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 13 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Ву Юецзюнь, Foton-Daimler: Auman EST A – не просто тягач, а транспортная система будущего

Накануне, 12 декабря 2017 года, китайская автомобилестроительная компания Foton вывела на российский рынок магистральный тягач. В ходе мероприятия основатель совместного предприятия Foton-Daimler Ву Юецзюнь ответил на…

472 0 4
Статьи / Популярные вопросы
Что такое иммобилайзер, и для чего он нужен

Практически всегда в комплектации приобретаемого нового автомобиля значится строка «штатный иммобилайзер», да и подержанные автомобили таким устройством в большинстве своем не обделены. Более того, многие владельцы даже…

20958 1 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Xray

Спустя два года после старта производства Lada Xray уже вполне вписался в российские реалии, неплохо продаётся и обрёл достаточно как поклонников, так и противников. Хорош ли Икс-Рей или плох? Или же вполне ожидаемо…

19874 10 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: одна из худших АКПП и почти хорошие моторы

Говорят, "кровавая графиня" Элизабет Батори была красавицей. И при этом – одной из самых известных женщин-убийц мира. Peugeot 307 – тоже весьма симпатичная, хоть и машина. Но об ужасах её характера – в частности…

1032 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: катастрофа в электрике и беда в ЭГУР

Даже если вы не большой фанат французских машин, яркий Peugeot 307 почти наверняка обращал на себя ваше внимание. Приятная внешность, очень практичный салон, огромное внутреннее пространство, неплохая моторная гамма,…

2534 14 3
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

3764 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

51178 33 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

42981 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

21173 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

11120 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10632 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6830 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29629 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16606 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

12260 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

39179 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

25347 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29629 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?