«Механика» тоже ломается: антирейтинг механических коробок передач

167334 28 33
Поделиться: 0 18 0 4 0 11

Все слышали, что ремонт «автомата» – дорогое удовольствие, да и к надежности их есть немало вопросов. Механические коробки при этом считаются чуть ли не эталоном надежности. Меж тем есть некоторые МКПП, к которым тоже нужно относиться осторожно.

Когда мы говорим о каком-нибудь новом (или не очень новом) автомобиле, то коробка передач часто остается в стороне. Если не брать во внимание «особо отличившиеся» КПП, о которых речь пойдет ниже, чаще всего просто упоминают, что есть, мол, автоматическая коробка. В лучшем случае – уточняют, гидромеханика это, робот или вариатор. Динамика автомобиля прочно увязана в умах потребителей с одной лишь конструкцией двигателя…

На самом деле от коробки характеристики автомобиля зависят не в меньшей степени, чем от мотора. По сложности же КПП (даже механические) порой превосходят двигатели, с которыми работают. В них много деталей, порой очень сложно взаимодействующих друг с другом, а стоимость ремонта или замены часто сравнима с ценой «капиталки» и замены двигателя. При этом автопроизводители нередко заявляют коробки как необслуживаемые узлы, которые меняются исключительно в сборе.

Некоторое время назад, когда машины с автоматическими коробками передач составляли абсолютное меньшинство на наших дорогах, «ломучими» считались именно АКПП. Зачастую от покупки машины с «автоматом» отказывались, поскольку боялись поломок. Со временем ситуация изменилась, «автомат» стал надежным другом для сотен тысяч водителей, многие машины и у нас продаются только с «автоматами», а «механику» нельзя получить даже за доплату.


Но периодически всплывают застарелые страхи, а порой случаются настоящие «трагедии» и детективы, как, например, история с DSG-7 и продленной гарантией VAG или таинственными писками коробок на Nissan X-trail и Mitsubishi Outlander. Какие сюрпризы могут подстерегать покупателя машины со стороны коробки, и только ли АКПП могут подвести?

С механической КПП знакомы почти все. Опция «только автомат» в водительских правах встречается еще очень редко, а значит, при получении прав каждый проходил обучение на машине с обычной коробкой передач, где нужно выжимать сцепление для переключения и самостоятельно включать передачу сообразно дорожной ситуации и режиму движения. Казалось бы, такие коробки выпускаются уже на протяжении десятков лет, все давно отлажено, они почти не изнашиваются при аккуратном обращении, и об их надежности задумываться не нужно.

Но повышение мощности моторов и тенденция к снижению веса узлов сыграли дурную шутку: совершенно «неубиваемый» узел с ресурсом в много сотен тысяч километров теперь требует к себе пристального внимания.



Opel F17

Одними из первых, кто столкнулся с проблемой частых поломок «механики», были владельцы недорогих и удобных Опелей. Еще в конце 90-х годов на эти машины стали устанавливать МКПП с обозначением F17, обычную пятиступенчатую коробку для моторов 1,4-1,6 литра, мощностью до 101 л.с. Надо пояснить, что родословная F17 уходит корнями в 80-е годы – четырехступенчатый «предок» с индексом F13 стоял еще на Opel Kadett, послужившим позже основой для создания Daewoo Nexia.

В 1999 году появились новые моторы 1,8 мощностью 125 л.с, на которые ставилась все та же КПП F17. Мина замедленного действия проявила себя уже через несколько лет. Поначалу немногочисленные, проблемы участились после установки этой серии моторов на всё более и более тяжелые машины, например, Vectra C или минивэн Zafira A.

А с выходом еще более мощной разновидности моторов, выдающих 140 л.с., которые ставились и на Zafira B, и на Astra H, возник даже дефицит «контрактных» МКПП под замену. Доходило до того, что появились варианты переделок машин под другие МКПП, хотя это и было сопряжено со значительными сложностями.



Свою роль сыграли и проблемы первого «робота» от Opel – трансмиссии Easytronic, фактически той же F17, но с автоматическим приводом сцепления и переключения передач. Помимо не очень удобной, иногда откровенно медленной работы узлов автоматического переключения, рывков и выходов механизма переключения из строя подводила и сама основа конструкции.

Хорошо, что основные проблемы такой МКПП всегда можно просто «услышать»: разрушение подшипников и вторичного вала сопровождается воем при движении. И особенно хорошо проблема прослушивается, если раскрутить колеса мотором на вывешенном на подъемнике авто. Усугубляются проблемы подтекающими сальниками приводов и потерей при этом масла. К сожалению, выход из строя подшипников влечет за собой повреждения валов и шестерней, корпуса коробки и дифференциала. В результате агрегат проще заменить, чем починить. Похожие проблемы случались и с другими МКПП Opel. Например, с шестиступенчатой M32, которая применялась на турбированных двухлитровых Astra и Zafira в середине 2000-х годов. К счастью, это семейство МКПП было быстро заменено на коробки F40, которые таких проблем не имеют.




ВАЗ-2181

К сожалению, Opel – не единственный производитель, у которого обычная «механика» не отличается вечным здоровьем. Похожие проблемы проявляются у ряда моделей с относительно новыми и мощными моторами и немолодыми коробками.

Например, ВАЗовские коробки, которые мы видим на всех современных Ладах, были рассчитаны на 70-сильные двигатели «восьмерок» и «девяток». Рассчитаны, конечно, с запасом по мощности и моменту, а кроме того – исходная конструкция изрядно модернизирована за последние 30 лет. Но мощнее в полтора раза она не стала, и весь запас прочности выбран уже до конца. Так что рекомендуем покупателям подержанных Лад, особенно с 16-клапанными двигателями мощностью 98 и 106 л.с., внимательно прислушиваться к тому, как работает КПП. Если предыдущий владелец ездил активно, используя на максимум возможности мотора, то подшипники могут быть уже «при смерти». После их проворота замены потребует уже корпус МКПП.

Кстати, во многом именно из-за отсутствия коробки нового поколения, которая могла бы «переваривать» действительно большой крутящий момент, АВТОВАЗ не запускает в серию автомобили с мощными двигателями. Например, Lada Priora 1,8, эксклюзивный тест-драйв которой мы делали в сентябре, пока выходит малыми партиями.




Hyundai M56CF

Очередной опыт расширения линейки трансмиссий применительно ко все более и более мощным моторам. Коробки конструктивно схожего семейства M5AF3 знакомы мастерам еще по Hyundai Accent второго поколения образца 2001 года и Hyundai Getz, где они работали в паре с 1,5-литровым 90-сильным двигателем и особой надежностью не блистали. Случаи выхода из строя подшипников и валов встречались не так уж редко.

Модернизированные версии ставили на 100-сильные Hyundai i20, а вот когда дело дошло до установки на Kia Ceed/Hyundai i30/Solaris и другие машины с новыми моторами 1,6 семейства Gamma II мощностью свыше 122 сил, то начались уже действительно серьезные проблемы. КПП не справляется с большим моментом и возросшей массой автомобиля. Нередки случаи замены коробок по гарантии, но на машинах старше пяти лет все уже может происходить за счет владельца.




Volkswagen 02T

Сразу стоит оговориться, что случаев поломок этой КПП значительно меньше, чем коробок Hyundai и Opel, однако определенная тенденция существует. Агрегат появился впервые в 1999 году на Audi A2 с мотором объемом 1,4 литра и мощностью 75 л.с. как новое поколение МКПП, очень легких, с магниевым корпусом и облегченными валами.

Теперь ее можно встретить на Volkswagen Polo sedan и Skoda Fabia, и вместе со 105-сильным 1,6-литровым мотором они едва ли могут претендовать на звание «идеальной пары». Казалось бы, коробки рассчитаны на заметно большую мощность и крутящий момент, но при активном движении все же выходят из строя. Часто как раз к концу гарантийного срока, что будет очень «приятным» сюрпризом для покупателя на вторичном рынке.




Как это ломается?

Нелишне будет объяснить, каким образом и из-за чего происходит критический износ подшипников в коробке. Для начала оговоримся, что в КПП используются подшипники качения — обоймы с шариками или роликами. Они катятся внутри колец и снижают тем самым коэффициент трения. Для того, чтобы трение было минимальным, шарики или ролики должны быть расположены ровно. Меж тем на «слабых» коробках от переизбытка крутящего момента начинает слегка «дышать» корпус или гнуться валы. Сотой доли миллиметра изгиба достаточно, чтобы ролики в подшипнике перекосило, и он начал работать с повышенным трением и постепенно разрушаться. Продукты износа попадают в картер коробки, ускоряя износ всего узла.

На уже упомянутой в этом обзоре коробке Opel F17 ситуация усугублялась тем, что подшипники качения работали в пластиковых обоймах, и ролики в них перекашивало от простой тепловой деформации пластика или неудачной сборки. Вдобавок объем картера этой КПП был весьма мал, поэтому продукты износа часто попадали в дифференциал, который в критический момент просто выламывал стенки коробки.

Что в итоге?

Не будем спорить с тем фактом, что механические коробки в целом немного проще, а следовательно – надежнее автоматических. Те КПП, которые мы упоминали в этом обзоре, в среднем ломаются чаще остальных, но назвать их по-настоящему проблемными мы не беремся. При покупке машины с коробкой, пользующейся «дурной славой», обращайте внимание на гул при работе под нагрузкой – разгоне и торможении двигателем.

Если есть сомнения, то стоит проконтролировать уровень масла, проверить коробку на подъемнике на предмет шума и посмотреть, нет ли частиц металла в масле. Если повреждения серьезные, то стоимость восстановления будет не меньше, чем у автоматической коробки, и возможно, проще будет приобрести новый или «контрактный» агрегат.






Теги: Практика
Понравилась статья? 0 18 0 4 0 11

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Vitaly Buldakov

Писать про ненадежные МКПП и забыть про IB5 -- это все равно, что писать про бесплатные навигационные системы и забыть про . То есть -- вполне себе в духе "Колес.ру".

Mahmud Abdridjan-ogly

На Опель Зафира развалилась F17, в хлам, ехал на двух передачах 2 и 4 более 2000 км, от моего грохота, камазы шарахались), но довезла до дома!, заменил на F- 13, без каких либо переделок.

Sergey Guminskiy

У меня на WV Caddy 2006 года при 180000 пробега начала выбивать 1 передача. В итоге капитальный ремонт коробки, полная переборка. Замена подшипников первичного вала, механизма переключения передач, синхронизаторов и так по мелочи. Сцепление тоже поменял. В итоге 74.000 руб. Дело было летом 2014. Мастера на форумах искал. Еле нашел аж в Люберцах. Везде предлагали б/у ставить. Вообще хороших мастеров по механике мало. И стоит это также как автомат ремонтировать. Вывод: механика - это уже позавчерашний день. Тем более в Москве

Виталий

Ну про хорошую коробку АЗЛК - это "бабка на двое сказала". Это скорее индуктивный подход, мол у меня был Москвич, проблем не было, а значит все коробки на Москвичах хорошие. Ни фига)

Алексей Спирин

VW Touran коробка OAJ пробег 12000.Замена по гарантии-подшипники первичного вала, шестерня шестой передачи.

Виктор Матушкин

У отца на Ниве 2121 постоянно вылетал синхронизатор 4-й передачи, пару раз ремонтировали по гарантии, потом ремонтировали уже за свой счёт. Связано наверно с тем что стандартную классическую коробку поставили на более тяжёлый автомобиль.

На 21213 изначально коробка (уже пятиступенчатая), раздатка и редукторы очень сильно выли, пока не поменяли масло на синтетику от Mobil.

Сергей Носов

Всё так и есть. Недавно имел Opel Astra J 2011 года, 1.6 атмо 115 л/с. Коробка F17. При небольшом разгоне лопнула ось сателлитов и разрушились звёздочки- сателлиты, попутно пробив дыру в корпусе коробке и пробив поддон коробки. Всё это произошло на скорости 25-30 км час. Вытекло всё масло. Случай признали не гарантийным, ремонт стоил 35 тыс. Это было в этом году.

Борис Игнашин

на опеле чуть проще, вот на тагаз тайгер коробку особо ни на что не сменить и контрактных нет

Евгений Мысков

а как же FF2 c двигателем 1.8 у которого ось сателлитов ломается, то же частая проблема

Борис Игнашин

Да, на ФФ2 1.8 мотор не самое удачное решение, плавающие обороты, вечные перепрошивки и коробка от 1.6 на моторе, который ближе к 2.0 по ттх, тоже решением является замена коробки на контрактную от двухлитрового

Виталий

Считаю основной проблемой дешевые подшипники и износ линий, на которых растачивают посадочные места под них. Подшипник - узел, отвечающий конкретным требованиям точности и монтажа. У подшипников, как Вам известно, есть классы точности (от 0 до 4). Чем точнее, тем дороже. Никто не станет на бюджетные авто втыкать 0-класс. Еще стоит учесть - на каком заводе (с каким оборудованием) выпускаются корпуса коробок. А вообще материал понравился.

Viktor Shvetsov

F17 ставили еще и на Opel Vivaro 2000-го модельного года .

ломалась после 150 тыс .км без предупреждения . замена -

только в сборе . такая коробка МКПП б/у мне в 2009 году обошлась в 80 тыр . , не считая стоимости работ .

Борис Игнашин

F17 ставили на вектру В 96 года

но на вектрах на f16 ее заменить просто, а для остальных есть решение со сборкой f16 в корпусе коробок шевроле, реализовано человеком с ником Муханик в свое время, и цена даже была меньше 80тр когда-то.

я очень скучаю по МКПП 🙁 у меня порше кайен турбо в техарте и мерс CLS500 в полном АМГ... вроде быстро едут, но скучаю по механике на выходах из поворота тк автоматы все равно туповатые и так не чувствуются как МКПП сцеплением и тп :(((

Андрей Чепелев

Так если средства позволяют, возьмите для удовольствия классический 911 как машину выходного дня!

Илья Денисов

У ваза с коробкой реальная проблема не в перегрузе, а в качестве комплектующих и сборки коробки. Воют они все из за шестеренок, качества подшипников, и самое главное у всех по разному у кого то только на второй у кого то на всех у кого то звуки издает на холостых первичный вал... причем с заводу, знакомый перегонял с Тольятти новые машины для ментов(сам мент) коробка выла сразу на только что сошедшей с конвейера машине. Сейчас на вазе пытаются что то сделать с этим но плохо получается, хотя не зря пытаются эффект есть. но вой ели заметный остался или только на определенной передаче присутствует.

Загрузить еще
Главная новость
Новости / Новинки
Обновленная Skoda Octavia показалась в ночном видео

Свежее шпионское видео показывает готовность чешского производителя обновить свой бестселлер в ближайшем будущем.

1374 1 0
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Так просто, что даже скучно: ремонт и обслуживание Hyundai Grandeur IV

Grandeur относится к категории «неизвестных работ известного автора»: в отличие от десятков тысяч Сонат и Элантр, а также сотен тысяч Акцентов и Солярисов, Грандеров в России буквально сотни. А зря: машина очень даже…

1955 0 0
Статьи / Интересно
Эй, на барже: тест на знание автомобилей ГАЗ

Мы уже успели проверить ваши знания по части самых популярных автомобилей страны – ВАЗов, и самых титулованных спортивных машин СССР – Москвичей. Но как минимум еще один автозавод производил легковушки, снискавшие не…

7027 1 9
Статьи / Практика
Наблюдаем за салоном машины удаленно: обзор автомобильной GSM-камеры

Недавно мы тестировали недорогой китайский датчик движения с GSM-модулем, который может послужить полезным дополнением к автосигнализации, «удлинив» сигнал тревоги на неограниченное расстояние благодаря сотовой связи.…

3830 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Так просто, что даже скучно: ремонт и обслуживание Hyundai Grandeur IV

Grandeur относится к категории «неизвестных работ известного автора»: в отличие от десятков тысяч Сонат и Элантр, а также сотен тысяч Акцентов и Солярисов, Грандеров в России буквально сотни. А зря: машина очень даже…

1955 0 0
Тест-драйвы / Одиночные
До булочной за 4,5 секунды: опыт владения Can-Am Spyder

Это чудо-юдо – идеальный объект для игры-угадайки «Крокодил» на автомобильно-мотоциклетную тематику. Родстер? Нет. Мотоцикл? Да нет же. Никакие правильные на первый взгляд подсказки не помогут с ходу отгадать ребус под…

3373 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Выбираем Chevrolet Lacetti с пробегом: надежные и ненадежные моторы и коробки

Лачетти – неплохой выбор для тех, кто ищет машину «чтобы ездить». Как мы уже выяснили из первой части нашего обзора, у модели имеется ряд слабых мест по ходовой части, электрика выполнена бюджетно и недолговечно, а кузов…

6998 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Свистать всех на палубу: обзор самого большого в мире самосвала БЕЛАЗ-75710

Мне довольно часто приходится фотографировать машины снизу: ходовую часть, элементы трансмиссии и прочие вещи, невидимые сверху. Как правило, для этого надо использовать подъёмник, иначе под машину не забраться. А вот…

112310 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Тарзан возвращается? Тест-драйв полноприводной Lada Kalina XXL

Боковым зрением ловлю в трафике очень странный автомобиль – вроде бы обычный кузов Калины, но «сидит» непривычно высоко. Огромные колёса, широкие арки, ладный обвес. Тут явно угадываются гены давно ушедшего в историю…

96865 10 27
Тест-драйвы / Одиночные
Искромет: тест-драйв Hyundai Creta

Лучше, конечно, поздно, чем никогда. Субкомпактный кроссовер Hyundai был нужен очень давно, и появись он на год раньше, то смог бы уже принести компании не один миллион долларов прибыли. Крету ждали, и она приехала,…

45142 5 16
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Навигаторы
Поможет ли навигатор объехать платные трассы? Наш эксперимент

Собираетесь в отпуск на юг на автомобиле, но не планируете ехать по платным участкам дорог? Тогда самое время проверить, какие навигационные программы установлены в смартфоне, который поведет вас по маршруту! Как ни…

16042 6 12
Статьи / Практика
Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Очередные «капсулы времени», забытые на десятилетия на гаражных чердаках – в ретро-тесте «Колес»! Все, о чем мечтали рядовые автовладельцы СССР – автомобильная мини-мойка, компрессор и пылесос. Посмотрим, смогут ли…

19575 2 0
Гаджеты / Радар-детекторы
Близнецы: сравнительный тест Playme HARD-2 и Playme FOREVER

Пока полный переход на перспективную сигнатурную технологию построения радар-детекторов еще не состоялся, производители предлагают последние недорогие модели с классическими алгоритмами работы, отточенные и вылизанные…

2593 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Легендарный Studebaker: в преддверии великого броска

У наших дедушек и прадедушек марка Studebaker до сих пор вызывает ностальгические воспоминания об американских грузовиках времен Великой Отечественной войны, которые Советский Союз получал из США по договору ленд-лиза.…

26436 0 0
Статьи / Военная техника
Легендарный Studebaker и Красная армия: что бы стало, кабы не было тебя?

Мы продолжаем детально изучать историю знакового для нас американского грузовика Studebaker US6. В первой части серии мы рассказывали о происхождении модели, а также о том, что в родных Соединенных Штатах Америки она…

7873 0 6
Статьи / Военная техника
Легендарный Studebaker в РККА: американские колеса советских «Катюш»

Удивительный автомобильный парадокс Великой Отечественной войны: в распоряжении Красной армии просто не было надежных автомобилей высокой проходимости для монтажа пусковых установок мощнейших по тем временам систем…

6185 0 4
История автомобилестроения
Статьи / История
Мифы и реальность: какие слухи ходили о Волге ГАЗ-24 в СССР

Волга ГАЗ-24 в чем-то была для Союза парадоксальным явлением: тысячи этих машин на улицах – и принципиальная невозможность владения ими для многих миллионов граждан. Шарм недоступности рождал слухи и байки, которые чуть…

91432 4 12
Статьи / История
Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец

Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный... Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким! Поездив на самых…

51085 10 46
Статьи / История
Несбывшиеся мечты: экспериментальные Москвичи, которых мы не увидели

К концу шестидесятых годов ситуация на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола стабилизировалась. С конвейера вовсю сходил Москвич модели 412, который пользовался спросом как на внутреннем, так и на внешнем…

66398 2 17
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?