Музыка в машине ХХ века: от грампластинок до СD

9025 3 4
Поделиться: 0 3 0 1 0 0

Сложно представить себе современную машину без мультимедийной системы. Радио, проигрыватель CD, флеш-носителей, а часто и воспроизведение фото, видео и навигация с камерой заднего вида содержатся в одном устройстве. Дизайн салона машины "заточен" под акустику и рассчитан для создания хорошей звуковой картины.

Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все началось? Начать стоит, наверное, не с горна и барабанов военного оркестра, сопровождавшего кареты и кавалерию, а с чего-то более приземленного и напрямую связанного с машинами.

Неудача с пластинками

Слушать музыку на ходу, казалось бы, что может быть естественнее. Но оркестр с собой в дорогу не взять, будь владелец машины хоть трижды миллионером, на это нужен как минимум автобус.


Так что история автозвука начинается не с оркестровой ямы и не со специальных инструментов для игры в машине, а с банального радио. Примерно такого же, какое стоит там и сейчас.

Появившиеся в начале ХХ века автомашины пытались сочетать и с новейшими устройствами для записи и воспроизведения звука на тот момент. Например с 7-дюймовыми пластинками, но сложности оказались слишком велики, да и удобство использования носителя на основе пластинки из шеллака, на которую помещалось всего пять минут аудиозаписи, было сомнительным. Разбивалась она легко, а музыкальные произведения на нее целиком не помещались — они тогда еще были очень длинными.

И даже десятидюймовые пластинки не позволяли записать намного больше: один концерт мог занимать целую коробку пластинок, а ресурс носителя был до смешного мал — десяток-другой проигрываний. Первые магнитофоны компании AEG ситуацию несильно исправили, они оказались большими и крайне дорогими. В общем, альтернативы радио в машине практически не было.



Кстати, «пластинки» в машинах все же появились значительно позже, пускай как совсем уж редкая опция. Например, Chrysler c 1956 по 1959 год устанавливал в свои машины highway hi-fi phonograph, предназначенный для воспроизведения особых десяти- и двенадцатидюймовых пластинок на 45 и 33 оборота в минуту.

Разработал систему не сам Крайслер, а компания Columbia Special Products, она же выпускала эксклюзивные пластинки для нее, а сами магнитолы собирались ее дочерней компанией CBS. Система не имела коммерческого успеха из-за невысокой надежности как самого проигрывателя, так и малого ресурса пластинок.



Вершиной аудиофильского оборудования в машине для применения с пластинками стал чейнжер RCA Victor AP-1. Такое оборудование было доступно для машин Cadillac и DeSoto с 1955 года и производилось примерно до 1962 года. Он использовал более распространенные обычные пластинки на 45 оборотов, поддерживал до шести пластинок с автоматическим переключением. В общем, настоящий хай-тек того времени. Но мы забежали вперед, и сейчас вернемся в 30-е.



Первые радиоприемники

Массовому применению радио в машине мы обязаны в первую очередь компании «Моторола» и лично Полу Гюлвину и Биллу Лиру. Первый нанял второго и вместе они разработали первую коммерческую систему, способную работать в автомобиле. Нет, радио в машину ставили и до них, но массово этого не делал никто.

Например, компания Marconiphone поставила радиоприемник в представительский Daimler в Англии еще в 1928 году, но вот продажи таких машин исчислялись десятками. Сказывались сложности с питанием и точностью настройки на радиостанцию. Для работы радио необходимо было несколько напряжений для питания разных частей электронных ламп, причем часто требовалось напряжение свыше тех шести вольт, которыми были ограничены довоенные авто.

В первых приемниках обходились отдельной батарей аккумуляторов для радио, но вскоре проблему обошли, поставив умформер или машинный преобразователь – фактически сочетание электромотора, вращающего генератор, который выдает нужное напряжение или просто переменный ток, годный для дальнейшего преобразования. Проблему точности настройки решили установкой оси переменного конденсатора, использовавшегося для настройки вертикально.

Приемник в машине оказался очень популярной опцией, хотя и был не дешев. Например, первые приемники Motorola 5T71 в 30-е годы стоили 120 долларов, тогда как популярный Форд модели А стоил от 385 долларов до 1 400. В общем, опция была более чем престижная.

Первые модели радиоприемников монтировались под сиденьями или в багажник, а вес первой модели составлял от 18 килограммов, и устанавливали ее на специальных салазках, которые позволяли легко унести ее с собой. Не столько с целью предотвращения кражи, сколько для починки, ибо ресурс ламп радиоприемника в условиях постоянных вибраций был крайне мал.




Развитие идеи с радио

Популярность радио в машине вызвала целую волну усовершенствований. В частности, появились миниатюрные металлические лампы, стойкие к вибрациям, и новые их типы. А стандартное напряжение питания ламп с тех пор составляет 6,3 вольта — как раз напряжение бортовой сети автомобиля тех лет (двенадцативольтовый стандарт в те годы еще был редкостью).



Автопроизводители не желали терять рынок, бывший тогда самым крупным производителем машин в США, а значит, и в мире. Форд уже в начале 40-х годов предложил радиоприемник как стандартное оборудование для своих машин. Разумеется, цена раадиоприемника упала до скромных 40 долларов, а в придачу предложили очень удобную опцию — кнопки предварительной настройки радиостанций.

В Европе локомотивом прогресса стала компания Bosch. В сотрудничестве с компанией Idel-Werke, которую поглотила чуть позднее, она раскрутила торговую марку Blaupunkt. Первая модель компании Blaupunkt Autosuper 5 вышла в 1932 году. Это чудо техники весило 12 килограммов и уже тогда оснащалось кабельным пультом дистанционного управления — на передней панели разместить приемник было нельзя.

Уровень цен оказался удивительно схож с уровнем цен заморских конкурентов, и при стоимости в 365 рейхсмарок он составлял около 20% стоимости недорогого авто. В общем, опция была люксовой, но уже в 1939 году на модели Horch 930S радиоприемник был частью заводской комплектации. Но машина эта сама по себе была очень дорогой и престижной.


На фото: Horch 930S



Впрочем, ситуация с ценой на радиоприемники быстро изменилась после второй мировой войны. Бурный рост производства электроники позволил уже в 50-е сделать массовые радиоприемники для самых массовых и дешевых авто. Blaupunkt сделал в 1950 году штатный радиоприемник для модели Kaffer (Жук), а в США уже массово применяли автопоиск радиостанций, да и стандартное оснащение радио получило самое широкое распространение. Впрочем, эра монополии радио на звуки музыки в машине тоже уже проходила.




Магнитолы: путь к качеству

Пластинки в машине, как мы уже поняли, так и остались экзотикой, а вот магнитофонная лента надолго стала верным спутником автомобиля. Но массовое внедрение началось вовсе не с громоздких катушечных систем. Они, конечно, ставились в лимузины, но вряд ли ими можно было пользоваться в обычной машине. Нет, если бы не магнитофонная кассета, то свою музыку в машине слушать было бы нельзя…

В Америке первым создал магнитофон Эрл Мюнц (Earl «Madman» Muntz). Он переработал студийный стандарт кассеты Fidelipac с бесконечной (закольцованной) лентой для работы с музыкой, а специальные картриджи получили название Autostereo. Аудиодорожка в магнитофонах Muntz Stereo Pak стала стереофонической, а время записи постепенно увеличилось с полутора до пяти минут. Популярность такого формата записи оказалась не слишком высокой, но все же массовое распространение он получил, на таких кассетах выпускались концерты и аудиопередачи. Выпускались системы под этот формат с 1962 года и до начала 1970-х. Пользовался такой системой, например Фрэнк Синатра.


На фото: Эрл Мюнц > Фрэнк Синатра



Дальнейшим логичным развитием таких систем стал переход на кассету Stereo 8, получившую распространение в США. Выпускались такие кассеты с 1964 года до 1980-х и применялись как раз в основном в автомобильной технике.

Первые кассетники в этом формате появились на Фордах 1966 модельного года. Здесь кассета тоже с «бесконечной» лентой, но длина записи уже 11,5 минуты на каждой дорожке с автоматическим переключением между ними, и всего на нее помещалось таких дорожек восемь, что давало аж 46 минут стереофонического звучания. Но для любителей качественного звука создавались магнитофоны с квадрафонической записью. Время звучания, примерно как у записи на пластинке, позволило массово издавать на таком носителе произведения, записанные под грамзапись.

По-настоящему массовой магнитная запись в машине стала с распространением компакт-кассеты формата Philips 1963 года. Размер, ресурс и удобство использования перевесили многочисленные недостатки кассеты в части невысокого качества записи. Звучание музыки с кассет многие еще помнят: непременный фоновый шум и кнопки систем шумоподавления, немного «плавающий» звук и прочие прелести. Но музыка звучала, и ее с удовольствием слушали.

Качество же воспроизведения улучшали вплоть до 90-х годов, явив миру такие шедевры, как Hi-End кассетные деки Nakamichi 1000ZXL и Pioneer 1200. Этот формат вытеснил все прочие форматы кассет, не дал ни единого шанса пластинкам и продержался до начала 2000-х годов как основной формат аудиозаписей в машине. Сменили его только лазерные компакт-диски (CD), но долгая история развития компакт-кассет в машине и новая война форматов — уже тема для другой статьи.


Nakamichi 1000ZXL


Читайте также:



Теги: История
Понравилась статья? 0 3 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Борис Игнашин

враг водителя усталость, неумелость, плохие реакции

музыка позволяет уйти от мотонности процесса, но да, можно увлечься, как например и березками за окном и девушками )

алекс павлович

Музыка при движении автомобиля в большинстве случаев такой же враг" как мобильный телефон в руке, тв и все подобное. Все делают что бы человек за рулем отвлекался от процесса. Невероятно но факт. Статья познавательная спасибо.

Андрей Чепелев

Спасибо!

Знаете, радио Эрмитаж с джазом очень успокаивает! Наоборот, вполне себе "друг", снижает нервный напряг.

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

7863 2 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

12347 3 4
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

2593 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4815 6 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

345 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

1583 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2450 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14453 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13919 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10342 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35502 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6675 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8013 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23308 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11938 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18567 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29522 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6607 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7831 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?