Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

28129 12 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе пытаемся запустить «музыку» из автомобилей эпохи развитого социализма.

В прошлый раз в статье про автомобильные ретро-гаджеты мы исследовали «собрание» неизвестного радиомастера, найденное на стеллажах в давно закрывшейся мастерской. В этот раз на нашем рабочем столе – аппараты, поступившие из нескольких источников. Поддержав начатую тему, родня и знакомые снесли автору собственные раритеты, найденные дома на антресолях, в гараже или даже в торпедо старой заброшенной машины, доживающей век в углу двора. Некоторые гаджеты оказались неожиданными даже для привлеченных в качестве экспертов шоферов-ветеранов. Страшно подумать, что еще у нас можно найти, если задаться целью и раскинуть сеть пошире…

1. Первая советская автомагнитола АМ-301

АМ_301_IMG_6617

Редкий даже для своего времени представитель музыкальной – а скорее все же автомобильной – культуры прошлого века. На пожелтевшей этикетке цена – 264 руб., на металле корпуса выбита дата выпуска – 09.1971! Верится с трудом – ведь это ж только год как «двадцать первую» Волгу перестали выпускать! Кстати, с датой неувязочка: историки автозвука называют дату начала выпуска первой отечественной автомобильной магнитолы АМ-301 как 1974 год. Но не верить нашим запечатленным в металле цифрам мы тоже не можем…

АМ_301_IMG_6681 АМ_301_IMG_6689

Это был настоящий предмет роскоши – автомобильная кассетная магнитола! Стоила немалых денег (по тогдашнему курсу – около $400!), свободно на прилавках не лежала, услышать ее можно было из окон только самых шикарных машин – Волг и Жигулей-«троек».

По размерам и дизайну видно, что АМ-301 придумали в пору, когда у нас еще не знали стандартных форм-факторов 1DIN и 2DIN, а монтировали головное устройство аудиосистемы зачастую путем подвески под торпедо. Впрочем, поначалу только в Волге ГАЗ-24 наша магнитола и могла поместиться в гнездо торпедо.

Впечатляющие подробности: приятные на ощупь резиновые ободки ручек настройки и громкости и мягкая упругость последней в крайних положениях – чтобы ненароком не сломать резистор, выкрутив ручку до упора. Поскольку мощность усилителя равнялась всего лишь 2,5 ваттам, следует думать, что «на полную» регулятор громкости ставили часто.

АМ_301_IMG_6698

Естественно, мы поколдовали с обезличенной проводкой и попытались запустить эту роскошную вещь в действие. Тюнер пребывает в не лучшем состоянии: на длинных и средних волнах ничегошеньки поймать не удалось, а на ультракоротких наш АМ-301 смог «перехватить» целых два телеканала. Сразу оговоримся, что радиостанций, вещающих в «советском» диапазоне УКВ, в регионе, где мы проводили испытания «ветеранов», просто нет.

АМ_301_IMG_6624

Несмотря на возраст, наш «подопытный» оказался не так уж прост. Настроить станции реально помогает кнопка АПЧ (автоматическая подстройка частоты), о выбранном режиме – радио или магнитофон – сигнализируют зеленые лампы. А из описаний в архивах коллекционеров аудиоустройств мы узнали, что в первой советской магнитоле применены несколько, как тогда говорили, интегральных микросхем!

АМ_301_IMG_6626

«Лентопротяжка» данного экземпляра за тридцать лет жизни явно подустала. Но устроена она по-взрослому: кассета втягивается электроприводом, головка и валы к ней так же подводятся отдельным сервомоторчиком. И моторчик этот при введении кассеты в щель у нас начинал работать, но привод в целом, увы, втащить кассету на ее место ни разу не смог. Что ж, простительно для ветерана отечественного автозвука.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

 2. Чисто «Восьмерка»: радиоприемник Былина-315-08

Тут никаких загадок, поскольку изделие попало к нам буквально «в упаковке» – в совершенно новом виде и в полной комплектности. Повреждения имеются только на книжке-инструкции (уж извините за натурализм – погрызана мышами или какими-то не менее злыми насекомыми). Дата выпуска в гарантийном талоне – 27 августа 1991-го – тревожные были дни, но все заводы еще работали без проблем.

1 / 2
2 / 2

Индекс 08 в названии означает модификацию для ВАЗ-2108 («девятки» появились в продаже позже, поэтому индекс именно такой). Были еще комплектации для «шестерок», Волг и «сорок первых» Москвичей. Отличия – в типоразмерах динамиков и в их количестве, а также в некоторых крепежных деталях, посредством которых аппарат фиксируется в торпедо.

Былина_IMG_6759

Дело вообще-то в том, что многие советские модели автомобилей с завода комплектовались радиоприемниками беспорядочно: радио в конкретном экземпляре могло быть, а могло и отсутствовать – с соответствующей коррекцией цены, естественно. Поэтому производители радиоаппаратуры часто создавали модификации своих изделий для установки их в различные автомобили, как теперь говорят, aftermarket, ведь единого размерного стандарта наподобие немецких 1DIN и 2DIN у нас тогда не было.

Былина_IMG_6712

…В слегка отсыревшей коробке нахожу собственно приемник и сразу два динамика! Еще кое-что по мелочи: запасные предохранители, лампочка, моток провода для прокладки через весь салон к штатным местам громкоговорителей (они у первого поколения семейства 2108 были в задней полке). В отличие от модификаций «Былины-315» для Волг и «шестерок», никаких пластин и угольников нам не полагается – у «восьмерки» все детали крепления уже имеются в торпедо.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Внешне приемник симпатичный и по дизайну вполне соответствует стилю интерьера первых «восьмерок»/«девяток». Правда, при обращении с милыми скругленными кнопками и ручками настройки возникает дешевое пластмассовое ощущение. Впрочем, вспоминаю царство таких же пластмассовых реакций в салоне «восьмерок» и успокаиваюсь насчет «Былины»: все нормально, по-другому тут и не нужно.

Былина_IMG_6737

Когда мы подключили новенькое радио к питанию, сразу засветилась янтарной подсветкой шкала. В диапазоне ультракоротких поймали две телевизионные программы, больше ничего здесь найти толком не удалось – современный развлекательный эфир, как известно, едва ли не целиком сместился в верхний УКВ-диапазон, а у нашей 315-й он все еще по-советски нижний.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

К слову, на момент, когда был выпущен наш экземпляр, уже существовала экспортная модификация «Былины-315-08Э» – ведь ВАЗ-2108 вовсю поставлялись за рубеж. Так вот у экспортного варианта была возможность принимать привычное нам сегодня FM-вещание на частотах 88–104 МГц (почему-то до стандартных 108 МГц конструкторы все-таки не дотянули). А вот короткие волны порадовали, тут сразу три мощных передачи: сводки новостей на румынском и английском плюс восточные мелодии.

Былина_IMG_6745

Динамики, правда, не ахти, что по виду, что по звучанию – каково было водителю их, установленные в корме, через всю машину слушать?

3. Магнитофон Иж-302

Мотоциклы Иж – знаем. Автомобили Иж – знаем. Даже ружье Иж знаем. А магнитофон Иж – нет, не знаем. Поэтому автор лично не устоял однажды перед соблазном потрогать такое чудо руками… И купил данное изделие на интернет-аукционе в одном отдаленном регионе, организовав пересылку через две государственные границы.

ИЖ_IMG_6961

Затраченные усилия оправдались: я извлек из посылочной коробки едва ли не новенький кассетник. Первая проверка: самый слабый узел любого советского кассетного магнитофона – замок крышки кассетного узла. Работает! А помнится, в детстве у многих товарищей эта крышка постоянно торчала в открытом состоянии.

ИЖ_IMG_6852

Модель относится лишь к третьей группе сложности (высшая – нулевая, низшая – четвертая), но внешне выглядит очень добротно. Например, великолепные хромированные клавиши сделаны из пластмассы.

ИЖ_IMG_6893

Уместно сказать, что малоизвестный «маг» Иж-302 как две капли воды похож на популярную в СССР в 1980-е годы «Электронику-302», отличия только в шильдике. Ничего удивительного, ведь тогда это называлось унификацией: выпускались телевизоры-клоны, радиоприемники-клоны и прочее.

ИЖ_IMG_6885

Откуда «автомобильно-мотоциклетное» имя у бытовой аудиотехники? Да вот как раз оттуда – с Ижевского мотозавода! В 1982 году по обязательной для советских предприятий программе производства товаров народного потребления удмуртские мотоциклостроители начали выпуск магнитофонов.

ИЖ_IMG_6904

Включить Ижа нам долго не удавалось, поскольку конструкторы организовали в нем оригинальную схему питания. Сетевой адаптер 220/9 вольт не встроен внутрь, а вставляется в отсек для батареек. Мне этого устройства продавец не прислал, поэтому пришлось покупать 6 «больших» круглых батареек. Нажимаю клавишу «Пуск» (никаких Play или Stop – все по-русски!), прибавляю громкость, слышу легкий шелест из динамика, рокот моторчика – магнитофон жив! Но кассета с карандашной надписью «Итальянцы» не крутится. Увы, резиновые пассики лентопротяжного механизма за тридцать лет стали трухой, а упругий прижимной ролик представляет собой теперь черную массу, намертво прилипшую к тон-валу и нещадно испачкавшую мне пальцы.

1 / 2
2 / 2

Как ни странно, в ближайшем радиоателье запросили на ремонт всего три дня и смешную сумму денег. Когда-нибудь я обязательно выделю и то, и другое – и тех итальянцев мы еще послушаем…

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

4. Магнитола Munchen

Вообще-то, это изделие должно называться Ferrari – именно под таким амбиционным именем продавалось на авторынках большинство простецких магнитол в начале 1990-х. Стоили недорого, работали недолго, излучали из маленьких комплектных колонок дребезжащий пластмассовый звук.

Ferrari_Munchen_IMG_5444

Для постсоветского потребителя это были первые уроки его величества Рынка: во-первых, не все золото, что блестит, во-вторых, скупой платит дважды. Привыкшие к совковой добротности и консервативности граждане, еще не оправившись от эпохи дефицита, клевали на доступность и внешнюю привлекательность таких Ferrari и им подобных. И были в шоке от их примитивизма и недолговечности.

Ferrari_Munchen

Как раз тогда я впервые услышал слово «одноразовый» применительно к «технически сложным товарам длительного пользования». Но, тем не менее, покупали такие магнитолки вполне активно: массово появляющиеся на рубеже 1980-90-х новомодные FM-радиостанции работали в верхнем частотном диапазоне УКВ (88–108 МГц). А эти частоты не «ловили» имеющиеся у большинства автолюбителей стандартные радиоприемники отечественных марок (их диапазон – 66–74 МГц).

Ferrari_Munchen_IMG_6614

Но все познается в сравнении: с точки зрения сегодняшнего небогатого потребителя наш Munchen выглядит не так уж плохо. В отличие от нынешних китайских подделок, ширпотреб девяностых отличается большей основательностью конструкции. Металл явно толще, чем нужно для того, чтобы магнитола не звенела и не изгибалась под своей тяжестью; пластик лицевой панели тоже внушительный, да и с виду не самый дешевый. Имеются предупредительные наклейки, подсказки касательно назначения гнезд – и ни одной сакральной надписи Made in China! Впрочем, Made in Japan, которой грешили кустари 1990-х, тоже нет.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Мы подключали этот аппарат к 12-вольтовому аккумулятору. Радио – просто восторг! Вот она, великая сила частотной модуляции! Четкий уверенный прием всех мыслимых и немыслимых в городке (где проходил тест) FM-радиостанций, достаточно мощный усилитель, от которого «запирались» даже 5-ваттные динамики, и в качестве бонуса – классический для конца ХХ века красный светодиод. Здесь он визуально подтверждает максимальную точность настройки на станцию.

Ferrari_Munchen_IMG_5453

Для непосвященных скажу, что у приемников с ручной механической настройкой качество приема зависит от того, насколько точно пользователь остановил ручку настройки на нужной волне. Загоревшийся индикатор помогает понять этот момент. Кассета МК-60-6 1992 года выпуска, которую мы нашли внутри Munchen”а, неожиданно заиграла. Чуть-чуть затягивая звук, она поведала нам о пахнущей снегом наволочке, упавшем на Москву небе и зеленом огоньке позднего такси. Кассета чуть поскрипывала, динамик трещал при регулировке, ярким пятнышком горел теперь уже зеленый светодиод…

***

Рискую показаться сентиментальным, но скажу, что ради такого ностальгического момента стоило затевать всю эту возню со сбором гаджетов, коммутацией безымянных проводов, поиском динамиков и настройкой антенны. Слушать старую музыку прошлого века из соответствующей аппаратуры – это совсем не то же самое, что включить Modern Talking в формате mp3.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Статья класс! Как в молодость окунулся!...

Отличная статья! Большое спасибо за труд!

Антон Глухов

Был ИЖ-302 1 В 1 но назывался "романтик".

viktorgolyatkin

Всплакнул...

Отцовская "былина" в Москвиче и т.д...

P.s.
Афтар, пиши исчо.
От души...

Интересный обзор. У меня был ИЖ-302, а затем еще производили ИЖ-303, ИЖ-305, ИЖ-306 (двухкассетник).
А вот мотозавод, который их производил, никакого отношения к мотоциклам не имел.
А магнитофонное производство одним из первых превратилось в торгово-офисный центр.

id175437357

"А магнитофонное производство одним из первых превратилось в торгово-офисный центр."
- И слава Богу. что производство явно устаревшей техники прекратили. а вместе с ней и наглый отъем денег у небогатого населения, за посредственного качества полукопии устаревшей иностранной продукции на устаревшей советской элементной базе.

Евгений Тапыев

Сперва не поверил, что в начале 70х была электрифицированная загрузка кассеты, но оказывается, так и есть, в АМ-301 кассета загружается именно отдельным сервоприводом! Выгрузка кассеты также не простая, кнопка "Стоп" чисто электрическая. Фактически, получается ЛПМ с автоматизированным управлением, максимально упрощенным для пользования на ходу - минимум органов управления и минимальные усилия на них.
Из детства помню более позднюю АМ-302, у неё ЛПМ был проще, с чисто силовым управлением, но в то же время с перемотками. Кассета вставлялась длинной стороной, для её фиксации и включения режима воспроизведения требовалось немалое усилие, за перемотки и выброс кассеты отвечал общий рычаг-джойстик.

Сергей Шабалин

А в 1971 году кассеты то в союзе были?

Андрей

За 71-ый сказать не могу, но сам впервые кассетник и кассеты увидел в 72-м. Были в гостях у друзей моих родителей, которые только приехали из загранкомандировки. Что меня, мальчишку, тогда поразило из обилия импортной техники у них в квартире, так это кассетник Панасоник и компакт (как их тогда называли) кассеты. 😉 Кассетник был простенький, моно, но очень удивило, когда мы с отцом как-то зашли в комиссионку на Шаболовке (был там специальный комисс для импортной техники) пару лет спустя, так там аналогичный (на мой взгляд, конечно) майфун Панасоник продавался за 370 (если память не изменяет) рублей - очень большие деньги по тем временам.

На "толкучках" в Бооольшом дефиците...

Андрей

Прочитал с удовольствием. Ностальгия!
Вот только не совсем понял, как автор все время на радиоприемник ловит телевизионные каналы. Или только звук от телеканалов?

Георгий

только звук, на современных радиоприемниках это "АМ", а на старых "КВ" диапазон. когда один в поле несколько суток, милое дело послушать такой "телевизор"

Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

12570 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

963 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

6399 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

2135 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2925 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2858 2 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

46057 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33558 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18414 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17861 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10175 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9681 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5085 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27181 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14967 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7380 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121538 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35921 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22498 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?