Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

14967 1 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса. Основой их арсенала были в основном крупные, мощные и тяжелые специальные многоосные автомобили для ракетных комплексов, удивлявшие советских людей и иностранных атташе на ежегодных парадах на Красной площади.

О них мы уже много писали, и в дальнейшем предложим вам очередные статьи на эту тему. А здесь отвлечемся от гигантомании и попробуем привлечь ваше внимание самыми маленькими военными автомобилями Советской армии — специальными машинами-карликами, не отличавшимися эффектной внешностью и техническими достижениями, но строго и незаметно выполнявшими свои важные обязанности.

Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7

Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7

Москвич-400/401 АПА-7 (1957–1965 гг.)

Как только отгремели залпы Великой Отечественной войны, на Московском заводе малолитражных автомобилей начался серийный выпуск первого советского легкового автомобиля малого класса Москвич-400 с 23-сильным мотором. За ним последовал 26-сильный Москвич-401. Им соответствовали два шасси 400-420К и 421-420К для монтажа специальных кузовов.

Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования

Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования

В военном отношении об этих сугубо гражданских машинах можно было бы и не вспоминать, хотя уже в начале 1950-х первый Москвич негласно прошел полный цикл военных испытаний. В последующие годы на Москвичах монтировали оборудование легкого аэродромного пускового агрегата АПА-7 для электростартерного запуска авиамоторов небольших гражданских и военных самолетов. Аккумуляторы, кабели для подключения к бортовой электросистеме самолета и устройство для их подзарядки помещались в специальном цельнометаллическом кузове трапецеидальной формы c откидными задней и боковыми панелями. Для освещения рабочей площадки служила задняя фара. Таких машин собрали порядка 1 000 единиц.

Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401

Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401

Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР

Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР

С начала 1960-х Запорожский автозавод «Коммунар» (ЗАЗ) в обстановке секретности проводил обширные и достаточно глубокие разработки по компактным плавающим полноприводным военным транспортерам переднего края (ТПК), о которых мы уже рассказывали.

original-36_-__html_58b6631c

Транспортер переднего края ЗАЗ-967 в многоцелевой комплектации (из архива В. Куранова)

Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)

Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)

Попутно завод занимался организацией массового выпуска полноприводных микролитражных автомобилей Запорожец с моторами воздушного охлаждения, формально рассчитанных на применение в сельском хозяйстве. Если же взглянуть на эти работы с военной точки зрения, то в их конструкции можно легко обнаружить внешние и технические параллели как с секретными ТПК, так и с зарубежными военными мини-вездеходами.

Вездеход ЗАЗ-971

В 1962 году первым публичным проявлением военных разработок в Запорожье был компактный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971 (4х4) с утилитарным кузовом. Он базировался на агрегатах серийных Запорожцев и ТПК первой серии, а сведущие люди уже тогда отмечали его поразительное внешнее сходство с легкой австрийской армейской машиной Steyr-Puch Haflinger.

Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971

Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971

«Советский Хафлингер» получил задний 27-сильный двигатель V4 воздушного охлаждения, коробку передач с «раздаткой» от ТПК и независимую подвеску. Он мог перевозить четырех человек и 400 кг груза, весил 750 кг и развивал максимальную скорость 70 км/ч. Организовывать серийный выпуск столь непривычной для Советской армии машины военные посчитали нецелесообразным.

Вездеходы ЗАЗ-969/ЛуАЗ-969М

В достаточно благополучной творческой обстановке первой половины 1960-х компактная четырехместная грузопассажирская машина ЗАЗ-969 (4х4) с полезной нагрузкой 250 кг могла бы возглавить всё семейство легких многоцелевых военных автомобилей и даже претендовать на звание советского джипа. Ее создавали в Запорожье при участии специалистов НАМИ с использованием шасси опытного ТПК и агрегатов серийной заднемоторной легковушки ЗАЗ-965А. Автомобиль оборудовали 27-сильным мотором V4, но переднего расположения, отключаемым передним мостом, бортовыми редукторами и простейшим угловатым кузовом с узкими целлулоидными окнами, складными скамейками и съемными фартуками. Машина массой 870 кг достигала скорости 75 км/ч.

Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4

Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4

Особый интерес военных к вездеходу ЗАЗ-969 характеризует факт, что, не дожидаясь организации его серийного производства, в период с апреля по ноябрь 1965 года он прошел цикл испытаний на полигоне 21 НИИИ в сравнении с упомянутым 24-сильным вездеходом Steyr-Puch Haflinger. Преимущества австрийской машины были налицо, и впоследствии мини-вездеходы 969-й серии официально в Советской армии не применялись.

Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ) На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)
Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ) На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)

В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода. Простой и экономичный автомобиль с целевым применением в сельском хозяйстве снабжался новым обтекаемым кузовом, мог доставлять четырех человек и 100 кг груза и развивал скорость 80 км/ч, но жестким военным требованиям не соответствовал.

1 / 2
Модернизированный 40-сильный ЛуАЗ-969М двойного назначения (фото К. Букатина)
2 / 2
Легкий многоцелевой вездеход ЛуАЗ-969М в Народной армии ГДР

Несмотря на это, ЛуАЗ-969М находил применение в частях Советской армии, расквартированных на территории Украинской ССР и в ряде социалистических стран, где выполнял функции разъездных автомобилей и мобильных средств связи.

Палубный тягач 3913

Своеобразной экзотической редкостью в ряду отечественной военной автотехники был практически не известный единственный советский специальный палубный тягач 3913 (4х4). До сих пор он несет службу на тяжелом авианесущем крейсере (авианосце) «Адмирал Кузнецов», которая заключается в буксировке на палубе и в трюмах истребителей и вертолетов новых поколений.

Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)

Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)

Эта необычная короткобазная машина была разработана в середине 1980-х в СКБ Львовского завода автопогрузчиков (ЛЗАП) с использованием агрегатов грузовиков КамАЗ. Компактный тягач яркооранжевого цвета получил несущий сварной корпус из листовой стали толщиной 15-20 мм, заднее расположение силового агрегата, центральное место водителяоператора и четыре односкатных ведущих и управляемых колеса, а внешне напоминал рядовой внутризаводской вариант. Из четырех построенных машин две погибли в морской пучине, две другие остаются в работоспособном состоянии.

Самоходная пусковая установка 9П114

Эта малогабаритная самоходная пусковая установка с механическим приводом ведущих колес являлась предшественником сходной машины 9П116 с электрической трансмиссией, о которой мы уже рассказывали. Секретную авиадесантируемую установку 9П114 (Бр-257), которую с марта 1961 года разрабатывал завод «Баррикады», предполагалось транспортировать в грузовом отсеке вертолета Ми-6 или на внешней подвеске Ми-10. В тылу противника она должна была съехать на грунт и с выбранного места произвести единственный боевой пуск ракеты тактического комплекса «Луна-М».

original-36_-__html_m3f3871b3

Прототип десантируемой вертолетной ракетной установки 9П114 (из архива А. Широкорада)

Колесное шасси представляло собой открытую низкопрофильную тележку с фронтальным местом водителя, приводом передних колес от 45-сильного бензинового мотора Москвич-407, задними управляемыми катками небольшого диаметра, подъемной ракетной направляющей и винтовыми домкратами. Для ускорения обратной погрузки машины в вертолет использовалась механическая лебедка.

Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6

Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6

После долгих испытаний в 1965-м построили две модернизированные установки Бр-257-1 с дополнительными отсеками для оборудования и оснащения. Они весили по 7,5 т и развивали скорость не более 8 км/ч. На их основе был сформирован ракетно-вертолетный комплекс (РВК) с вертолетами Ми-6, получивший официальное обозначение Ми-6РВК, но многочисленные трудности его практического применения привели к прекращению работ по таким системам.

Колесный тягач НАМИ-044 (1958–1960 гг.)
(фотографии из архива НАМИ)

Одной из самых легких и компактных советских машин двойного назначения был оригинальный опытный капотный тягач НАМИ-044 (4х4) с двухместной кабиной и коротким кузовом для балласта, созданный в 1958 году в НАМИ под руководством Н. И. Коротоношко.

original-36_-__html_m4550e8

Компактный многоцелевой тягач НАМИ-044 с бортовой системой поворота

original-36_-__html_m34e49d03

Машина НАМИ-044 с короткой бортовой платформой и арочными шинами

Автомобиль получил 135-сильный дизельный двигатель переднего расположения, необычную 15-ступенчатую трансмиссию с «нормальной» пятиступенчатой коробкой передач и трехступенчатой раздаточной, а также широкопрофильные арочные шины. Еще более оригинальными являлись его бортовая трансмиссия и бортовая система управления с планетарно-фрикционными механизмами поворота, изменявшая направление движения по образцу гусеничной техники — подтормаживанием колес одной из сторон машины. При этом место рулевого колеса заняли рычаги поворота, как в гусеничном тракторе.

original-36_-__html_m4353431 original-36_-__html_34b7250d

На фото: Тягач с системой задней навески рабочего оборудования и НАМИ-044 с задним V-образным бульдозерным отвалом

Тягач мог устойчиво работать на скоростях от 0,5 до 45 км/ч, буксировал легкие прицепы и комплектовался навесным двухсторонним отвалом на гидравлической навеске.

На заглавной фотографии — на военном аэродроме электростартерные машины АПА-7 на шасси легковушек Москвич.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

"В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода" - а разве не в конце?

Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

12570 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

963 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

6399 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

2135 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2925 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2858 2 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

46057 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33558 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18414 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17861 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10175 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9681 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5085 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27181 2 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7380 2 10
Статьи / Военная техника
Электромобили атакуют с неба: советские военные машины на электротяге

Боевые электромобили — сочетание более чем странное, в которое просто невозможно поверить. Как можно соединить сугубо мирные городские электрические машины с мощными ракетными системами, да еще летающими в «небесах»? Да,…

6020 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121538 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35921 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22498 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?