Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса. Основой их арсенала были в основном крупные, мощные и тяжелые специальные многоосные автомобили для ракетных комплексов, удивлявшие советских людей и иностранных атташе на ежегодных парадах на Красной площади.

О них мы уже много писали, и в дальнейшем предложим вам очередные статьи на эту тему. А здесь отвлечемся от гигантомании и попробуем привлечь ваше внимание самыми маленькими военными автомобилями Советской армии — специальными машинами-карликами, не отличавшимися эффектной внешностью и техническими достижениями, но строго и незаметно выполнявшими свои важные обязанности.

Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7
Автомобиль Москвич-401 со специальным фургоном для агрегата АПА-7

Москвич-400/401 АПА-7 (1957–1965 гг.)

Как только отгремели залпы Великой Отечественной войны, на Московском заводе малолитражных автомобилей начался серийный выпуск первого советского легкового автомобиля малого класса Москвич-400 с 23-сильным мотором. За ним последовал 26-сильный Москвич-401. Им соответствовали два шасси 400-420К и 421-420К для монтажа специальных кузовов.

Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования
Шасси Москвич 421-420К для установки специального оборудования

В военном отношении об этих сугубо гражданских машинах можно было бы и не вспоминать, хотя уже в начале 1950-х первый Москвич негласно прошел полный цикл военных испытаний. В последующие годы на Москвичах монтировали оборудование легкого аэродромного пускового агрегата АПА-7 для электростартерного запуска авиамоторов небольших гражданских и военных самолетов. Аккумуляторы, кабели для подключения к бортовой электросистеме самолета и устройство для их подзарядки помещались в специальном цельнометаллическом кузове трапецеидальной формы c откидными задней и боковыми панелями. Для освещения рабочей площадки служила задняя фара. Таких машин собрали порядка 1 000 единиц.

Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401
Аэродромный агрегат АПА-7 в спецфургоне на автомобиле Москвич-401
Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР
Аэродромная электростартерная машина АПА-7 в Народной армии ГДР

С начала 1960-х Запорожский автозавод «Коммунар» (ЗАЗ) в обстановке секретности проводил обширные и достаточно глубокие разработки по компактным плавающим полноприводным военным транспортерам переднего края (ТПК), о которых мы уже рассказывали.

original-36</em></picture>-__html_58b6631c
Транспортер переднего края ЗАЗ-967 в многоцелевой комплектации (из архива В. Куранова)
Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)
Машина ЗАЗ-967, приспособленная для управления из положения лежа (из архива НИИЦ АТ)

Попутно завод занимался организацией массового выпуска полноприводных микролитражных автомобилей Запорожец с моторами воздушного охлаждения, формально рассчитанных на применение в сельском хозяйстве. Если же взглянуть на эти работы с военной точки зрения, то в их конструкции можно легко обнаружить внешние и технические параллели как с секретными ТПК, так и с зарубежными военными мини-вездеходами.

Вездеход ЗАЗ-971

В 1962 году первым публичным проявлением военных разработок в Запорожье был компактный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971 (4х4) с утилитарным кузовом. Он базировался на агрегатах серийных Запорожцев и ТПК первой серии, а сведущие люди уже тогда отмечали его поразительное внешнее сходство с легкой австрийской армейской машиной Steyr-Puch Haflinger.

Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971
Многоцелевой заднемоторный грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971

«Советский Хафлингер» получил задний 27-сильный двигатель V4 воздушного охлаждения, коробку передач с «раздаткой» от ТПК и независимую подвеску. Он мог перевозить четырех человек и 400 кг груза, весил 750 кг и развивал максимальную скорость 70 км/ч. Организовывать серийный выпуск столь непривычной для Советской армии машины военные посчитали нецелесообразным.

Вездеходы ЗАЗ-969/ЛуАЗ-969М

В достаточно благополучной творческой обстановке первой половины 1960-х компактная четырехместная грузопассажирская машина ЗАЗ-969 (4х4) с полезной нагрузкой 250 кг могла бы возглавить всё семейство легких многоцелевых военных автомобилей и даже претендовать на звание советского джипа. Ее создавали в Запорожье при участии специалистов НАМИ с использованием шасси опытного ТПК и агрегатов серийной заднемоторной легковушки ЗАЗ-965А. Автомобиль оборудовали 27-сильным мотором V4, но переднего расположения, отключаемым передним мостом, бортовыми редукторами и простейшим угловатым кузовом с узкими целлулоидными окнами, складными скамейками и съемными фартуками. Машина массой 870 кг достигала скорости 75 км/ч.

Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4
Легкий грузопассажирский вездеход ЗАЗ-969 с передним двигателем V4

Особый интерес военных к вездеходу ЗАЗ-969 характеризует факт, что, не дожидаясь организации его серийного производства, в период с апреля по ноябрь 1965 года он прошел цикл испытаний на полигоне 21 НИИИ в сравнении с упомянутым 24-сильным вездеходом Steyr-Puch Haflinger. Преимущества австрийской машины были налицо, и впоследствии мини-вездеходы 969-й серии официально в Советской армии не применялись.

Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)
Полигонные испытания автомобиля ЗАЗ-969 в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ) На сравнительных испытаниях австрийский вездеход Haflinger (из архива НИИЦ АТ)

В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода. Простой и экономичный автомобиль с целевым применением в сельском хозяйстве снабжался новым обтекаемым кузовом, мог доставлять четырех человек и 100 кг груза и развивал скорость 80 км/ч, но жестким военным требованиям не соответствовал.

Несмотря на это, ЛуАЗ-969М находил применение в частях Советской армии, расквартированных на территории Украинской ССР и в ряде социалистических стран, где выполнял функции разъездных автомобилей и мобильных средств связи.

Палубный тягач 3913

Своеобразной экзотической редкостью в ряду отечественной военной автотехники был практически не известный единственный советский специальный палубный тягач 3913 (4х4). До сих пор он несет службу на тяжелом авианесущем крейсере (авианосце) «Адмирал Кузнецов», которая заключается в буксировке на палубе и в трюмах истребителей и вертолетов новых поколений.

Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)
Уникальный палубный тягач 3913 на авианосце «Адмирал Кузнецов» (из архива группы «Стрижи»)

Эта необычная короткобазная машина была разработана в середине 1980-х в СКБ Львовского завода автопогрузчиков (ЛЗАП) с использованием агрегатов грузовиков КамАЗ. Компактный тягач ярко-оранжевого цвета получил несущий сварной корпус из листовой стали толщиной 15-20 мм, заднее расположение силового агрегата, центральное место водителя-оператора и четыре односкатных ведущих и управляемых колеса, а внешне напоминал рядовой внутризаводской вариант. Из четырех построенных машин две погибли в морской пучине, две другие остаются в работоспособном состоянии.

Самоходная пусковая установка 9П114

Эта малогабаритная самоходная пусковая установка с механическим приводом ведущих колес являлась предшественником сходной машины 9П116 с электрической трансмиссией, о которой мы уже рассказывали. Секретную авиадесантируемую установку 9П114 (Бр-257), которую с марта 1961 года разрабатывал завод «Баррикады», предполагалось транспортировать в грузовом отсеке вертолета Ми-6 или на внешней подвеске Ми-10. В тылу противника она должна была съехать на грунт и с выбранного места произвести единственный боевой пуск ракеты тактического комплекса «Луна-М».

original-36</em></picture>-__html_m3f3871b3
Прототип десантируемой вертолетной ракетной установки 9П114 (из архива А. Широкорада)

Колесное шасси представляло собой открытую низкопрофильную тележку с фронтальным местом водителя, приводом передних колес от 45-сильного бензинового мотора Москвич-407, задними управляемыми катками небольшого диаметра, подъемной ракетной направляющей и винтовыми домкратами. Для ускорения обратной погрузки машины в вертолет использовалась механическая лебедка.

Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6
Модернизированная установка Бр-257-1 въезжает в трюм вертолета Ми-6

После долгих испытаний в 1965-м построили две модернизированные установки Бр-257-1 с дополнительными отсеками для оборудования и оснащения. Они весили по 7,5 т и развивали скорость не более 8 км/ч. На их основе был сформирован ракетно-вертолетный комплекс (РВК) с вертолетами Ми-6, получивший официальное обозначение Ми-6РВК, но многочисленные трудности его практического применения привели к прекращению работ по таким системам.

Колесный тягач НАМИ-044 (1958–1960 гг.) (фотографии из архива НАМИ)

Одной из самых легких и компактных советских машин двойного назначения был оригинальный опытный капотный тягач НАМИ-044 (4х4) с двухместной кабиной и коротким кузовом для балласта, созданный в 1958 году в НАМИ под руководством Н. И. Коротоношко.

original-36</em></picture>-__html_m4550e8
Компактный многоцелевой тягач НАМИ-044 с бортовой системой поворота
original-36</em></picture>-__html_m34e49d03
Машина НАМИ-044 с короткой бортовой платформой и арочными шинами

Автомобиль получил 135-сильный дизельный двигатель переднего расположения, необычную 15-ступенчатую трансмиссию с «нормальной» пятиступенчатой коробкой передач и трехступенчатой раздаточной, а также широкопрофильные арочные шины. Еще более оригинальными являлись его бортовая трансмиссия и бортовая система управления с планетарно-фрикционными механизмами поворота, изменявшая направление движения по образцу гусеничной техники — подтормаживанием колес одной из сторон машины. При этом место рулевого колеса заняли рычаги поворота, как в гусеничном тракторе.

original-36_-__html_m4353431
original-36_-__html_34b7250d

На фото: Тягач с системой задней навески рабочего оборудования и НАМИ-044 с задним V-образным бульдозерным отвалом

Тягач мог устойчиво работать на скоростях от 0,5 до 45 км/ч, буксировал легкие прицепы и комплектовался навесным двухсторонним отвалом на гидравлической навеске.

На заглавной фотографии — на военном аэродроме электростартерные машины АПА-7 на шасси легковушек Москвич.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
15.07.2017 11:39
Семён Смирнов

"В начале 1970-х эту модель сменил 40-сильный вариант ЛуАЗ-969М Луцкого автозавода" - а разве не в конце?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings