Новая «Ока»: как можно сделать ее действительно бюджетной

«Вдохновение» пришло неожиданно. На парковочной площадке стояли три автомобиля: «Дэу Матиз», «Лада Приора» и тольяттинская «Ока». По случаю, пришлось долго ожидать и рассматривать припаркованную технику. С удивлением обнаружил, что длина салона «Приоры» сравнима с обитаемым пространством «Матиза» в профиль, и даже конфигурация дверей чем-то похожа.

Немного о модельном ряду АВТОВАЗа

«Приора» раза в полтора шире «Оки», длиннее едва ли не в два раза, но размеры крыши вполне сопоставимы. В ноябре прошлого года я купил себе «Калину»-универсал, и одним из доводов в пользу приобретения именно «Калины», а не «Приоры», был как раз размер салона.

Тогда показалось очень тесно в «Приоре», притом, что снаружи автомобиль кажется большим. Из всех наблюдений как-то сам собой пришел вывод, что «кузовная клетка» и обитаемое пространство для тольяттинских моделей «десятого» семейства по современным меркам – это автомобиль А-класса. Точнее подходит больше автомобилю классом ниже, подросли размеры в предпочтениях и представлениях.

oka_1.png



Через пару-тройку лет, вероятно, модели на «десятой» платформе покинут вазовский конвейер. Как бы не разделяли маркетологи «приоровское» и «калиновское» семейство по целевым группам, на мой взгляд, все равно это один и тот же покупатель, и пишущий эти строки в их числе.

«Калина» изначально создавалась как продукт ниже класса В, и заводской шифр начинался с единицы. Созданная затем «Гранта» стала вполне успешно конкурировать в своем сегменте В и В+, в том числе с флагманской «Приорой», чего, конечно же, никто не планировал. Новая «Веста», вероятно, ситуацию изменит.

Внезапно свалившаяся масса свободного времени, и желание это время занять, подвигли на этот труд. Последней каплей была статья на Kolesa.ru об автомобиле «Ока», где основной мыслью-постскриптум был вывод о том, что в продуктовой линейке ВАЗа не хватает А-класса, современного аналога созданной в советское время «Оки». И я думаю так же.

Что сделать?

Спроектировать и запустить в производство автомобиль с «чистого листа» — дело очень затратное. Окупить вложения и получить прибыль можно либо большим тиражом (читай продажами), либо высокой добавочной стоимостью. Маленький автомобильчик, как правило, дорого не стоит. Объем продаж такого автотранспорта тоже невелик, соответственно, и выручка небольшая. Полагаю, поэтому и нет современного аналога «Оки» на вазовском конвейере.

Но спрос на такую продукцию есть. В свое время «УзДэу» имел загрузку конвейера, близкую к возможностям собственного производства, сегодня такая загрузка — явление почти уникальное. И «Матизы» расходились неплохо.

А что если… по-другому? Не с чистого листа. Как «Гранту» сделали? Сохранив силовую клетку кузова, изменили переднюю и заднюю части. Рассматривал технику на парковке и: «А не … скрестить ли в одно … коня и трепетную лань?» Почему бы из «Приоры» не сделать автомобиль того, недостающего в продуктовой линейке, А-Класса? Короткий капот и задний свес. Компоновка моторно-трансмиссионного отсека аналогично «Оке» с двухцилиндровым двигателем и несимметричным расположением радиатора. Абсурд? Самая бестолковая мысль в голове вертится долго.

Далее сделаны карандашные эскизы на бумаге. Затем компьютерный эскиз, представленный в статье. И предварительный вывод – это, в принципе, можно сделать, и будет похоже на автомобиль.

Кто это купит?

На мой взгляд, для России, чтобы спрос на такую микролитражку был бы достаточным по количеству для серийного производства, она должна являться транспортом «социальным», то есть быть очень недорогой. Небольшой должна быть и стоимость владения: налоги, расходы на страховку, ГСМ, обслуживание и ремонт. Собственно, новая машина должна быть тем, чем была «Ока» в момент ее появления.

Таким образом, «новая» «Ока» в начальной комплектации должна стоить от 260 тысяч рублей и быть самым дешевым новым автомобилем в России. Дешевле базовой «Гранты» в кузове седан, которая на момент написания статьи (апрель 2015 года) продается за 331600 рублей.


image003.png



Техника

Кузов и салон унифицированы с «Приорой»: это уменьшает и где-то исключает полностью затраты на дорогостоящую оснастку, а также позволит использовать уже освоенные в производстве кузовные элементы и, собственно, весь интерьер. «Приору» сложно назвать бедно оснащенной, поэтому технически «Ока» начальных комплектаций должна быть другой.

Необходимо экономить на всем. Очиститель ветрового стекла — по центру, с одной щеткой, возможно, зеркала заднего вида с регулировкой положения снаружи, неопускные стекла в задних дверях и т.д. Это же «Ока»! А вот богатые комплектации могли бы унаследовать все наработки «Приоры», и даже более. Никто не мешает создать «молодежные» версии с заводским обвесом, широкими возможностями для кастомайзинга и прочими радостями, доступными покупателям Opel Adam и прочих «малышей» в Европе. Все это недорого, но привлекательно.

Двигатель — двухцилиндровый, четырехтактный, расположен поперечно, конструктивно схожий с ВАЗ 11113. Т. е. половинка мотора 11183 или 11186 с балансировочным валом для снижения вибраций, объемом 798 см3 и с четырехклапанной головкой блока. Можно подумать над половинкой 1,8 л (0,9 л) и восьмиклапанной ГБЦ (по четыре клапана на цилиндр) для более оснащенных модификаций. Почему такая конструкция? Она позволит создать компактным моторно-трансмиссионный отсек и, соответственно, короткий капот и передний свес. КПП — механическая, четырехступенчатая или четырехступенчатая АМТ (то есть, «робот»), привод на передние колеса.

Автомобиль должен удовлетворять всем современным требованиям безопасности и экологичности и в начальной комплектации быть оборудован водительской подушкой безопасности. Полноразмерное запасное колесо можно разместить под задним пассажирским сидением слева, справа расположен топливный бак. Ширина кузова позволяет это сделать. Доступ к «запаске» осуществляется через заднюю левую дверь, с необходимостью откинуть подушку дивана и поднять грязезащитную шторку на спинку. Глушитель системы выпуска отработавших газов, полагаю, придется устанавливать продольно спереди или поперечно под полом багажника.

Подвеска передних колес – независимая, типа Макферсон, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – полузависимая, рычажная, пружинная с телескопическими амортизаторами. Диски колес на 12 дюймов.

Примерные параметры сведем в таблицу:

Основные параметры и характеристики автомобиля

Вариант исполнения Standard Rate Full
Двигатель (вариант унификации) (11183) (11186) (21176)
Тип трансмиссии (число ступеней) МКП (4) МКП (4) АМТ (4)
Число дверей 4 4 4
Количество мест, чел. 4 (первый ряд – 2, второй ряд – 2) 4 (первый ряд – 2, второй ряд – 2) 4 (первый ряд – 2, второй ряд – 2)
Габаритные размеры, мм 3480 x 1680 x 1400 3480 x 1680 x 1400 3480 x 1680 x 1400
Схема компоновки с поперечным расположением двигателя с поперечным расположением двигателя с поперечным расположением двигателя
Привод колес передний передний передний
Тип двигателя четырехтактный, с искровым зажиганием четырехтактный, с искровым зажиганием четырехтактный, с искровым зажиганием
Система питания двигателя впрыск топлива, с электронным управлением впрыск топлива, с электронным управлением впрыск топлива, с электронным управлением
Система зажигания двигателя электронная, со статическим распределителем электронная, со статическим распределителем электронная, со статическим распределителем
Рабочий объем двигателя, куб. см 798 798 (900)
Число цилиндров в двигателе 2 2 2
Число клапанов в ГБЦ 4 4 8
Емкость топливного бака, л 38 38 38
Мощность ДВС (предполагаемая), л.с. (37) (43) (55)
Снаряженная (порожняя) масса, кг 800 810 840
Полная (разрешенная максималь-ная) масса, кг 1200 1220 1250
Максимальная скорость, км/ч. 120 125 135
Расход топлива, л/100 км (смешанный цикл) 5,2 5,0 4,8

image005.png



В заключение — еще одна «спорная» мысль. Нужна ли пятая дверь для недорогой и небольшой машины при наличии двух задних, пассажирских? Хэтчбек дороже седана, как правило. Сложнее технологически. Существовал проект «Мишка», это небольшой «сити-кар» со стальным пространственным кузовом и пластиковыми внешними панелями. В нем применен откидной задний борт для доступа в багажное отделение. Полагаю, тут можно воспользоваться похожим решением, и сделать задний борт подъемным на двух парах торсионов. Складные задние сидения увеличат объем перевозимого багажа.

Габаритные размеры автомобиля, мм.


image008.png



Вот такая получилась «Лада», донором для которой могла бы стать «Приора», а идейным предшественником — «Ока». Дешевый автомобиль А-класса с просторным салоном, который может закрыть вечно популярную ультрабюджетную рыночную нишу.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

100.png
100-1.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
18 комментариев
11.05.2015 20:21
Дмитрий Аверкин

"Самая бестолковая мысль в голове вертится долго", - единственное здравое место в тексте. Впрочем, какой конкурс без провокации?


12.05.2015 22:33
Илья Веренич

глупый комментарий


13.05.2015 13:15
Дмитрий Аверкин

Умом блещете? Что ж, раскрою свои убогие вычисления на пальцах.Берём "Гранту", аналогично перетолмаченную из "Калины". Затраты на проект - $200 млн., или 10 млрд. руб. по нынешнему курсу. Будем считать, что налаживание производства криво нарисованного выше чуда обойдётся не дороже.Заложим более чем щедрую маржу в 10%, что при цене в 250 тысяч рублей даёт 25 тысяч рублей чистыми с каждой машины.Делим 10 млрд. на 25 тыс, получаем 400 тысяч. Столько этих квазимобилей нужно продать, чтобы хотя бы отбить инвестиции.Смотрим рекордные продажи в российском сегменте сити-каров: "Матиз", 2008 год - 42258 шт. Будем считать, что нищебродский обрубыш из "Приоры" гарантированно наберёт 50 тысяч штук в год.Итог: ВОСЕМЬ ЛЕТ до первой прибыли.Вы ещё что-то хотите сказать о глупости?

2

12.05.2015 13:09
Konstantin

я за эту идею

приоре уже давно пора на покой

останется только один вопрос - безопасность маленького автомобиля


12.05.2015 14:22
Саша

Кажется автор статьи придумал калину 1 в кузове хэтчбек


12.05.2015 22:10
Alexey Alkhimov

Во-первых, спасибо автору статьи за поднятие темы сверхбюджетного социального автомобиля. Какие из предложенных решений, на мой взгляд, спорны? Первое - силовой агрегат. "Половинка" от "21083" не обеспечит машинке сколько-нибудь сносных динамических качеств. "Ока" укладывалась в динамику потока того времени только-только (у меня есть "Ока"). Нужно оставлять четыре цилиндра, но уменьшать объём. Была у "восьмёрки" модификация с 1100 куб.см. Подойдёт. На длину капота это не влияет, поскольку мотор стоит поперёк. Второе: запаска и бак не входят под заднее сиденье. Нужно искать запаске другое место. Может, опять её под капот? Третье: 12-дюймовые колёса на наших дорогах категорически неприемлемы. Они доставляли немало мучений "оководам". Нужны стандартные "13-и". Это к тому же улучшит проходимость. И третье: за что владельцы обожали "Оку"? За пятую дверь! Холодильник, стиралка, мебель, доски, дрова? Запросто. Если делать социальную машину, то нужно также предполагать, что ею будут широко пользоваться инвалиды. Для размещения инвалидного кресла хэтчбек- идеальный вариант. Теперь про экономию. Обязательно трёх- и пятидверный вариант. Минимум пластика в салоне. И возможность дооборудовать "голый" вариант по своему усмотрению в процессе эксплуатации. Могу ещё много рассказать по мелочи, поскольку мне эта тема очень близка.

7

04.04.2018 23:07
Leonid Dobrodeev

ваз 1121 двигатель 3 цилинра


12.05.2015 22:35
Илья Веренич

Отличная идея! России очень необходим такой автомобиль! Стоит не забывать что одной из причин создания Оки - была создание доступного автомобиля для инвалидов. Думаю в нынешнем поколении необходимо было бы уделить достаточно внимания именно при разработке в этом направлении.


13.05.2015 00:49
Илюха Чибисов

Ну и чуть не забыл, у ваза была идея из калины сделать оку ещё года 3-4 назад)))


13.05.2015 11:05
Юрий Угринович

Есть пару идей:1. Сейчас запаска это лишний вес. На "Оке" далеко не ездят, а сервис уже на высоте. А если уж без неё никак - положат в багажник. Колеса должны быть не меньше 13 радиуса (согласен с пред. постом)2. Авто с на 2 цилиндрах обречено на меньшие продажи ( я не готов взять "тарахтелку") 3. Если будет дизайн как у Весты, а цена ниже 330 т.р ( 6600 у.е) - это будет хит продаж! 4. Должен присутствовать "климат-контроль" и АКПП! Слово за заводчанами! ... ждемс!


14.05.2015 13:54
Ильгиз Закиров

Все написанное - бред сивой, накуренной, кобылы.Зачем заморачиваться с переделкой в А-класс Приоры, если можно просто максимально удешевить Гранту/Калину???


15.05.2015 18:52
Maxim Ibragimov

Только малообразованные люди в комментариях к автору могут употреблять слова "бред сивой, накуренной, кобылы". И ставить накуренные запятые...К вашему сведению, Гранту/Калину удешевили "дальше не куда"... Всем очевидный факт...

2

15.05.2015 23:42
виктор чеботарёв

Такой проект был из Калины. Но почему-то не пошёл. Оку покупало государство и через собесы распределяло ветеранам и инвалидам. Всё это позволяло поддерживать выпуск на каком-то уровне. Сейчас ветеранов почти не осталось(без машин, да и вообще физически). А в свободной продаже по 300тыс. вряд ли купят больше 20 тыс. в год. Да и матиз ни куда не делся. Лучше и дешевле вряд ли получится у нашего автопрома.


17.05.2015 12:42
Эраст Ахметгалеев

Если внимательно посмотреть на старую Оку то можно увидеть недоделанный микро джип - считаю что эту тему развить было бы гораздо перспективнее потому, что: как хорошо у нас не стали бы вдруг делаться дороги, бездорожья в России всегда будет много. Не сделать ли мне свою версию Оки? Закажите... народ


17.05.2015 12:42
Эраст Ахметгалеев

Если внимательно посмотреть на старую Оку то можно увидеть недоделанный микро джип - считаю что эту тему развить было бы гораздо перспективнее потому, что: как хорошо у нас не стали бы вдруг делаться дороги, бездорожья в России всегда будет много. Не сделать ли мне свою версию Оки? Закажите... народ

1

13.05.2015 00:49
Илюха Чибисов

Убрать задние двери, панорамную крышу и т.д. и цену можно ещё уменьшить. Ну и в оку при помощи болгарки рядная 4ка вазовская влезает не плохо, так что не обязательно вкладывать бабосик в воскрешение 2цилиндровика и уж тем более его модернизацию(у нас по закону новые авто должны высоким евро отвечать, так что карб не думаю что прокатит).Ну и для удешевления авто надо вернуться к наследию совка - максимальной унификации с другими авто ваза.


25.06.2017 06:30
денис

Нет авто для города лучше чем Хонда "джаз".Кто хоть раз сталкивался с этой машиной подтвердит...Почему бы просто не купить лицензию на неё у япов и не начать выпускать эту машину?

1

26.06.2017 10:29
Сергей Ильин

расход топлива на двигателе 0,9 и при амт указан меньше чем на 0,8 мкп, так не бывает


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings