Почему Правила дорожного движения нужно учить в школе и сдавать ЕГЭ

4132 4 10
Поделиться: 0 6 0 2 0 2

Машина губернатора Кировской области сбила человека, но, судя по записи регистратора, человек внезапно выскочил из темноты вне перехода. Возможно, этот случай заставит чиновников пересмотреть свое отношение к юридической грамотности населения.

Редкий случай: чиновник в России сам становится жертвой правового нигилизма. Судя по свидетельствам самого Никиты Белых, сбитый человек был пьяным, шел, не смотря по сторонам, вне пешеходного перехода и не имел световозвращающих элементов.

То есть нарушил сразу три пункта ПДД: 4.1, 4.3 и 4.5. Еще раз: не имел при себе световозвращающих элементов (хотя сейчас это не требование, а рекомендация), переходил вне пешеходного перехода, хотя рядом был светофор и не оценил расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость.


Сейчас мы знаем ситуацию со слов одного участника ДТП – итоговую картину прояснит следствие. Но мне кажется, что это неплохой повод подумать о необходимости всеобщей юридической грамотности и, в частности, об обязательном изучении ПДД.

Безграмотность пешеходов

Я тут недавно провел опрос среди своих друзей и знакомых. Никто не смог похвастаться знанием ПДД: одни их просто не читали, другие помнили что-то смутно. Не верите? Спросите своих знакомых – водителей и пешеходов. Уверен, что 99% не отягощенных водительским удостоверением считают, что они не обязаны знать Правила. Но это не так! Есть целая глава 4 и глава 5, которые посвящены пешеходам и пассажирам.

Хорошо, если незнание ПДД никогда не сыграет с вами дурной шутки. А ведь бывает иначе! Как-то раз подвозил женщину лет пятидесяти. К машине она подошла, сильно хромая, опираясь на палочку. На вопрос, что случилось, охотно рассказала, что ее сбила машина на пешеходном переходе, водитель виноват и скоро суд.

В процессе разговора выяснилось, что дорожно-транспортное происшествие произошло на дороге с 4 полосами. В первой полосе, пропуская пешеходов, остановился автобус, и женщина уверенно переходила дорогу, а на второй полосе водитель не остановился и… сбил ее. Возмущению, конечно, не было предела, и собственная правота женщины была непоколебима: «Я же шла по пешеходному переходу!». Мой вопрос о знании и чтении ПДД вызвал практически агрессию – я же пешеход! Продолжаю выяснять подробности, спрашиваю: «А Вы посмотрели, нет ли машин за автобусом?». Ответ: «Зачем? Я же на пешеходном переходе! Как же я буду смотреть из-за автобуса, шею выворачивать, что-ли?!».

Конечно нет, только теперь вы инвалид и всю оставшуюся жизнь будете ходить с палочкой… И водителя осудят, и компенсацию он вам заплатит, но от этого жить станет немногим легче.


Фото: depositphotos.com



А что же показывает официальная статистика? За первые 3 месяца 2015 года с участием пешеходов произошло 12 085 дорожно-транспортных происшествий, погибло 1 370 и ранено 11 281 человек, в том числе по вине пешеходов – 5 112 ДТП, в них погибло 921 человек и 4 326 ранено. Отдельно выделю строку про ДТП, произошедшие на пешеходном переходе: всего 4 258, погибло 227 и ранено 4 259 человек.

То есть в день гибнет более 15 человек! И в основном из-за собственной элементарной невнимательности и отсутствия знаний Правил дорожного движения. Если же учесть поломанные судьбы, психику водителей и их семей, участников этих ДТП, картина вообще становится ужасной…

А что же водители?

Водители сами «хороши». Вот вы, наверняка водитель. Проведите сейчас сами с собой «честный» тест. Ответьте без подготовки хотя бы про правила остановки. Сколько метров от вашего автомобиля должно быть до пешеходного перехода, до границы перекрестка, до сплошной линии разметки и до остановки общественного транспорта? Внимание: ниже спойлер.




До пешеходного перехода – 5 метров (при этом можно ставить сразу после «зебры»). До границы перекрестка – тоже 5 метров, при этом на противоположные от пересечения стороны Т-образных перекрестков это не распространяется. До сплошной линии разметки, разделительной полосы или встречной полосы – 3 метра. А до остановки общественного транспорта (то есть до соответствующей разметки или знака) – 15 метров, причем как «до», так и «после».

Все правильно ответили? Поздравляю: вы – из когорты избранных, кто знает ПДД. Не все правильно ответили? Тоже немудрено, так как, будем честными, теоретического курса ПДД в автошколе – маловато для того, чтобы Правила отложились в голове как следует. Не говоря уже о том, что талант преподавателей теории часто оставляет желать лучшего, а некоторые вообще на занятия не ходят, а зачеты покупают. Да-да, бывает и такое.




Что же делать?

Для формирования культуры знания и выполнения требований Правил дорожного движения нужно построить систему обучения, начиная с детского сада. Не претендую на звание крупного специалиста в области педагогики, но вот примерный список мер, которые можно было бы предпринять.

  1. Ввести обязательное обучение ПДД в детском саду с 4-х лет в виде познавательных занятий и игр. Чтобы к поступлению в школу ребенок обладал элементарными знаниями о ПДД, взаимном уважении участников дорожного движения, общих положениях, обязанностях пешеходов и пассажиров, правилах перехода улиц, перекрестков, сигналах светофора и регулировщика, дорожных знаках. Ведь дети даже в этом возрасте являются участниками движения!
  2. Ввести в школьную программу обязательный предмет ПДД. Чтобы к окончанию школы ребенок знал Правила практически наизусть, включая основы юридической грамотности и конституционные права и обязанности.
  3. Разработать экзаменационные билеты специально для пешеходов.
  4. Во время обучения в школе организовать проведение ежегодных олимпиад и конкурсов, с получением преференций для поступающих в профильные ВУЗы МВД.
  5. Доработать и сделать обязательным к применению Стандарт об использовании световозвращающих элементов на детской, подростковой и взрослой одежде.
  6. Установить единое требование для оборудования специальных площадок для практического изучения ПДД в детских садах, школах, автошколах и профильных учебных заведений.
  7. Ввести юридическую грамотность как обязательный предмет для тестирования в рамках ЕГЭ.



Согласитесь, странно: выпускники школ знают основы органической химии, способны порассуждать о корпускулярно-волновой природе света и о романтизме в творчестве Лермонтова. Но при этом не знают элементарных правил, необходимых для элементарного выживания.

Веры в то, что в Госдуме вдруг прозреют и тут же примут нужный закон, у меня нет. Но мне интересно: может быть, Никита Белых как человек, пострадавший от несоблюдения ПДД пешеходами, в рамках Кировской области запустит эксперимент с обязательным изучением основ юридической грамотности?


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 2 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вадим, ваша пассажирка с тросточкой была права!

"14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость".

алекс павлович

Андрей "умоляю вас " только не ЕГЭ ))) Хорошо бы минимальный уровень знаний дать ученикам в школе о законах и пдд так же. Но опять же это в образовании игнорируют.

алекс павлович

На сколько известно , сотрудники полиции обязаны регулярно проводить "ликбез" в школах ( по крайней мере в Москве так ), но их отношение к возложенным обязанностям .. , в общем желает что бы они проводили мероприятия. Думаю что и в регионах есть это в образовательных программах. Но. полиция как и на дорогах страны "забила" похоже и на это. Конечно есть исключения.

Андрей Чепелев

Я думаю, что идея с ЕГЭ наиболее радикальная и правильная. Потому что это, как ни крути, а совершенно четкое и авторитетное "мерило" уровня знаний. А так-то вообще и уроки ОБЖ есть... И все вроде бы рассказывают.

Главная новость
Новости / Новинки
Кроссовер Volvo XC40 представлен официально

Мировая премьера нового компактного «паркетника» Вольво состоялась в Милане.

2707 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Хильдегард Вортманн, BMW: прибыльность для нас – цель номер один

Как BMW будет бороться с конкурентами, увидим ли мы в России седан 1 серии, какое будущее у нового кроссовера X7, и зачем BMW такой обширный модельный ряд? Почему немцы не ощущают «кризиса идей», и является ли рост…

198 0 0
Статьи / Технологии
Российская система противодействия угонам КОРЗ из 90-х – как она работала и почему провалилась

КОРЗ – это Комплекс Оперативного Розыска и Задержания автоугонщиков. Система, на которую возлагались большие надежды в начале 90-х, когда в стране бушевал бандитский произвол, и количество угонов зашкаливало. На…

622 0 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

20026 4 8
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

1125 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

2077 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2621 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14526 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

14026 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10498 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35581 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6757 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8044 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23356 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11988 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18618 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29617 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6670 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7871 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?