Почему Правила дорожного движения нужно учить в школе и сдавать ЕГЭ

4151 4 10
Поделиться: 0 6 0 2 0 2

Машина губернатора Кировской области сбила человека, но, судя по записи регистратора, человек внезапно выскочил из темноты вне перехода. Возможно, этот случай заставит чиновников пересмотреть свое отношение к юридической грамотности населения.

Редкий случай: чиновник в России сам становится жертвой правового нигилизма. Судя по свидетельствам самого Никиты Белых, сбитый человек был пьяным, шел, не смотря по сторонам, вне пешеходного перехода и не имел световозвращающих элементов.

То есть нарушил сразу три пункта ПДД: 4.1, 4.3 и 4.5. Еще раз: не имел при себе световозвращающих элементов (хотя сейчас это не требование, а рекомендация), переходил вне пешеходного перехода, хотя рядом был светофор и не оценил расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость.


Сейчас мы знаем ситуацию со слов одного участника ДТП – итоговую картину прояснит следствие. Но мне кажется, что это неплохой повод подумать о необходимости всеобщей юридической грамотности и, в частности, об обязательном изучении ПДД.

Безграмотность пешеходов

Я тут недавно провел опрос среди своих друзей и знакомых. Никто не смог похвастаться знанием ПДД: одни их просто не читали, другие помнили что-то смутно. Не верите? Спросите своих знакомых – водителей и пешеходов. Уверен, что 99% не отягощенных водительским удостоверением считают, что они не обязаны знать Правила. Но это не так! Есть целая глава 4 и глава 5, которые посвящены пешеходам и пассажирам.

Хорошо, если незнание ПДД никогда не сыграет с вами дурной шутки. А ведь бывает иначе! Как-то раз подвозил женщину лет пятидесяти. К машине она подошла, сильно хромая, опираясь на палочку. На вопрос, что случилось, охотно рассказала, что ее сбила машина на пешеходном переходе, водитель виноват и скоро суд.

В процессе разговора выяснилось, что дорожно-транспортное происшествие произошло на дороге с 4 полосами. В первой полосе, пропуская пешеходов, остановился автобус, и женщина уверенно переходила дорогу, а на второй полосе водитель не остановился и… сбил ее. Возмущению, конечно, не было предела, и собственная правота женщины была непоколебима: «Я же шла по пешеходному переходу!». Мой вопрос о знании и чтении ПДД вызвал практически агрессию – я же пешеход! Продолжаю выяснять подробности, спрашиваю: «А Вы посмотрели, нет ли машин за автобусом?». Ответ: «Зачем? Я же на пешеходном переходе! Как же я буду смотреть из-за автобуса, шею выворачивать, что-ли?!».

Конечно нет, только теперь вы инвалид и всю оставшуюся жизнь будете ходить с палочкой… И водителя осудят, и компенсацию он вам заплатит, но от этого жить станет немногим легче.


Фото: depositphotos.com



А что же показывает официальная статистика? За первые 3 месяца 2015 года с участием пешеходов произошло 12 085 дорожно-транспортных происшествий, погибло 1 370 и ранено 11 281 человек, в том числе по вине пешеходов – 5 112 ДТП, в них погибло 921 человек и 4 326 ранено. Отдельно выделю строку про ДТП, произошедшие на пешеходном переходе: всего 4 258, погибло 227 и ранено 4 259 человек.

То есть в день гибнет более 15 человек! И в основном из-за собственной элементарной невнимательности и отсутствия знаний Правил дорожного движения. Если же учесть поломанные судьбы, психику водителей и их семей, участников этих ДТП, картина вообще становится ужасной…

А что же водители?

Водители сами «хороши». Вот вы, наверняка водитель. Проведите сейчас сами с собой «честный» тест. Ответьте без подготовки хотя бы про правила остановки. Сколько метров от вашего автомобиля должно быть до пешеходного перехода, до границы перекрестка, до сплошной линии разметки и до остановки общественного транспорта? Внимание: ниже спойлер.




До пешеходного перехода – 5 метров (при этом можно ставить сразу после «зебры»). До границы перекрестка – тоже 5 метров, при этом на противоположные от пересечения стороны Т-образных перекрестков это не распространяется. До сплошной линии разметки, разделительной полосы или встречной полосы – 3 метра. А до остановки общественного транспорта (то есть до соответствующей разметки или знака) – 15 метров, причем как «до», так и «после».

Все правильно ответили? Поздравляю: вы – из когорты избранных, кто знает ПДД. Не все правильно ответили? Тоже немудрено, так как, будем честными, теоретического курса ПДД в автошколе – маловато для того, чтобы Правила отложились в голове как следует. Не говоря уже о том, что талант преподавателей теории часто оставляет желать лучшего, а некоторые вообще на занятия не ходят, а зачеты покупают. Да-да, бывает и такое.




Что же делать?

Для формирования культуры знания и выполнения требований Правил дорожного движения нужно построить систему обучения, начиная с детского сада. Не претендую на звание крупного специалиста в области педагогики, но вот примерный список мер, которые можно было бы предпринять.

  1. Ввести обязательное обучение ПДД в детском саду с 4-х лет в виде познавательных занятий и игр. Чтобы к поступлению в школу ребенок обладал элементарными знаниями о ПДД, взаимном уважении участников дорожного движения, общих положениях, обязанностях пешеходов и пассажиров, правилах перехода улиц, перекрестков, сигналах светофора и регулировщика, дорожных знаках. Ведь дети даже в этом возрасте являются участниками движения!
  2. Ввести в школьную программу обязательный предмет ПДД. Чтобы к окончанию школы ребенок знал Правила практически наизусть, включая основы юридической грамотности и конституционные права и обязанности.
  3. Разработать экзаменационные билеты специально для пешеходов.
  4. Во время обучения в школе организовать проведение ежегодных олимпиад и конкурсов, с получением преференций для поступающих в профильные ВУЗы МВД.
  5. Доработать и сделать обязательным к применению Стандарт об использовании световозвращающих элементов на детской, подростковой и взрослой одежде.
  6. Установить единое требование для оборудования специальных площадок для практического изучения ПДД в детских садах, школах, автошколах и профильных учебных заведений.
  7. Ввести юридическую грамотность как обязательный предмет для тестирования в рамках ЕГЭ.



Согласитесь, странно: выпускники школ знают основы органической химии, способны порассуждать о корпускулярно-волновой природе света и о романтизме в творчестве Лермонтова. Но при этом не знают элементарных правил, необходимых для элементарного выживания.

Веры в то, что в Госдуме вдруг прозреют и тут же примут нужный закон, у меня нет. Но мне интересно: может быть, Никита Белых как человек, пострадавший от несоблюдения ПДД пешеходами, в рамках Кировской области запустит эксперимент с обязательным изучением основ юридической грамотности?


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 2 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вадим, ваша пассажирка с тросточкой была права!

"14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость".

алекс павлович

Андрей "умоляю вас " только не ЕГЭ ))) Хорошо бы минимальный уровень знаний дать ученикам в школе о законах и пдд так же. Но опять же это в образовании игнорируют.

алекс павлович

На сколько известно , сотрудники полиции обязаны регулярно проводить "ликбез" в школах ( по крайней мере в Москве так ), но их отношение к возложенным обязанностям .. , в общем желает что бы они проводили мероприятия. Думаю что и в регионах есть это в образовательных программах. Но. полиция как и на дорогах страны "забила" похоже и на это. Конечно есть исключения.

Андрей Чепелев

Я думаю, что идея с ЕГЭ наиболее радикальная и правильная. Потому что это, как ни крути, а совершенно четкое и авторитетное "мерило" уровня знаний. А так-то вообще и уроки ОБЖ есть... И все вроде бы рассказывают.

Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

6529 4 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

1790 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

9709 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

6529 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

11700 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4834 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59586 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46537 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25308 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12461 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11779 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8731 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18486 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15803 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15094 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

52603 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43476 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33177 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?