Почему Правила дорожного движения нужно учить в школе и сдавать ЕГЭ

4143 4 10
Поделиться: 0 6 0 2 0 2

Машина губернатора Кировской области сбила человека, но, судя по записи регистратора, человек внезапно выскочил из темноты вне перехода. Возможно, этот случай заставит чиновников пересмотреть свое отношение к юридической грамотности населения.

Редкий случай: чиновник в России сам становится жертвой правового нигилизма. Судя по свидетельствам самого Никиты Белых, сбитый человек был пьяным, шел, не смотря по сторонам, вне пешеходного перехода и не имел световозвращающих элементов.

То есть нарушил сразу три пункта ПДД: 4.1, 4.3 и 4.5. Еще раз: не имел при себе световозвращающих элементов (хотя сейчас это не требование, а рекомендация), переходил вне пешеходного перехода, хотя рядом был светофор и не оценил расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость.


Сейчас мы знаем ситуацию со слов одного участника ДТП – итоговую картину прояснит следствие. Но мне кажется, что это неплохой повод подумать о необходимости всеобщей юридической грамотности и, в частности, об обязательном изучении ПДД.

Безграмотность пешеходов

Я тут недавно провел опрос среди своих друзей и знакомых. Никто не смог похвастаться знанием ПДД: одни их просто не читали, другие помнили что-то смутно. Не верите? Спросите своих знакомых – водителей и пешеходов. Уверен, что 99% не отягощенных водительским удостоверением считают, что они не обязаны знать Правила. Но это не так! Есть целая глава 4 и глава 5, которые посвящены пешеходам и пассажирам.

Хорошо, если незнание ПДД никогда не сыграет с вами дурной шутки. А ведь бывает иначе! Как-то раз подвозил женщину лет пятидесяти. К машине она подошла, сильно хромая, опираясь на палочку. На вопрос, что случилось, охотно рассказала, что ее сбила машина на пешеходном переходе, водитель виноват и скоро суд.

В процессе разговора выяснилось, что дорожно-транспортное происшествие произошло на дороге с 4 полосами. В первой полосе, пропуская пешеходов, остановился автобус, и женщина уверенно переходила дорогу, а на второй полосе водитель не остановился и… сбил ее. Возмущению, конечно, не было предела, и собственная правота женщины была непоколебима: «Я же шла по пешеходному переходу!». Мой вопрос о знании и чтении ПДД вызвал практически агрессию – я же пешеход! Продолжаю выяснять подробности, спрашиваю: «А Вы посмотрели, нет ли машин за автобусом?». Ответ: «Зачем? Я же на пешеходном переходе! Как же я буду смотреть из-за автобуса, шею выворачивать, что-ли?!».

Конечно нет, только теперь вы инвалид и всю оставшуюся жизнь будете ходить с палочкой… И водителя осудят, и компенсацию он вам заплатит, но от этого жить станет немногим легче.


Фото: depositphotos.com



А что же показывает официальная статистика? За первые 3 месяца 2015 года с участием пешеходов произошло 12 085 дорожно-транспортных происшествий, погибло 1 370 и ранено 11 281 человек, в том числе по вине пешеходов – 5 112 ДТП, в них погибло 921 человек и 4 326 ранено. Отдельно выделю строку про ДТП, произошедшие на пешеходном переходе: всего 4 258, погибло 227 и ранено 4 259 человек.

То есть в день гибнет более 15 человек! И в основном из-за собственной элементарной невнимательности и отсутствия знаний Правил дорожного движения. Если же учесть поломанные судьбы, психику водителей и их семей, участников этих ДТП, картина вообще становится ужасной…

А что же водители?

Водители сами «хороши». Вот вы, наверняка водитель. Проведите сейчас сами с собой «честный» тест. Ответьте без подготовки хотя бы про правила остановки. Сколько метров от вашего автомобиля должно быть до пешеходного перехода, до границы перекрестка, до сплошной линии разметки и до остановки общественного транспорта? Внимание: ниже спойлер.




До пешеходного перехода – 5 метров (при этом можно ставить сразу после «зебры»). До границы перекрестка – тоже 5 метров, при этом на противоположные от пересечения стороны Т-образных перекрестков это не распространяется. До сплошной линии разметки, разделительной полосы или встречной полосы – 3 метра. А до остановки общественного транспорта (то есть до соответствующей разметки или знака) – 15 метров, причем как «до», так и «после».

Все правильно ответили? Поздравляю: вы – из когорты избранных, кто знает ПДД. Не все правильно ответили? Тоже немудрено, так как, будем честными, теоретического курса ПДД в автошколе – маловато для того, чтобы Правила отложились в голове как следует. Не говоря уже о том, что талант преподавателей теории часто оставляет желать лучшего, а некоторые вообще на занятия не ходят, а зачеты покупают. Да-да, бывает и такое.




Что же делать?

Для формирования культуры знания и выполнения требований Правил дорожного движения нужно построить систему обучения, начиная с детского сада. Не претендую на звание крупного специалиста в области педагогики, но вот примерный список мер, которые можно было бы предпринять.

  1. Ввести обязательное обучение ПДД в детском саду с 4-х лет в виде познавательных занятий и игр. Чтобы к поступлению в школу ребенок обладал элементарными знаниями о ПДД, взаимном уважении участников дорожного движения, общих положениях, обязанностях пешеходов и пассажиров, правилах перехода улиц, перекрестков, сигналах светофора и регулировщика, дорожных знаках. Ведь дети даже в этом возрасте являются участниками движения!
  2. Ввести в школьную программу обязательный предмет ПДД. Чтобы к окончанию школы ребенок знал Правила практически наизусть, включая основы юридической грамотности и конституционные права и обязанности.
  3. Разработать экзаменационные билеты специально для пешеходов.
  4. Во время обучения в школе организовать проведение ежегодных олимпиад и конкурсов, с получением преференций для поступающих в профильные ВУЗы МВД.
  5. Доработать и сделать обязательным к применению Стандарт об использовании световозвращающих элементов на детской, подростковой и взрослой одежде.
  6. Установить единое требование для оборудования специальных площадок для практического изучения ПДД в детских садах, школах, автошколах и профильных учебных заведений.
  7. Ввести юридическую грамотность как обязательный предмет для тестирования в рамках ЕГЭ.



Согласитесь, странно: выпускники школ знают основы органической химии, способны порассуждать о корпускулярно-волновой природе света и о романтизме в творчестве Лермонтова. Но при этом не знают элементарных правил, необходимых для элементарного выживания.

Веры в то, что в Госдуме вдруг прозреют и тут же примут нужный закон, у меня нет. Но мне интересно: может быть, Никита Белых как человек, пострадавший от несоблюдения ПДД пешеходами, в рамках Кировской области запустит эксперимент с обязательным изучением основ юридической грамотности?


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 2 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вадим, ваша пассажирка с тросточкой была права!

"14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость".

алекс павлович

Андрей "умоляю вас " только не ЕГЭ ))) Хорошо бы минимальный уровень знаний дать ученикам в школе о законах и пдд так же. Но опять же это в образовании игнорируют.

алекс павлович

На сколько известно , сотрудники полиции обязаны регулярно проводить "ликбез" в школах ( по крайней мере в Москве так ), но их отношение к возложенным обязанностям .. , в общем желает что бы они проводили мероприятия. Думаю что и в регионах есть это в образовательных программах. Но. полиция как и на дорогах страны "забила" похоже и на это. Конечно есть исключения.

Андрей Чепелев

Я думаю, что идея с ЕГЭ наиболее радикальная и правильная. Потому что это, как ни крути, а совершенно четкое и авторитетное "мерило" уровня знаний. А так-то вообще и уроки ОБЖ есть... И все вроде бы рассказывают.

Главная новость
Новости / В России
Прайс-лист нового Volvo XC60 для РФ: в «базе» дешевле, чем планировалось

Дилеры Volvo начали принимать заказы на все версии кроссовера XC60 нового поколения.

1107 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

38 0 0
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

1034 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

6837 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3009 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2928 2 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

46358 16 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33631 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18458 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17899 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10186 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9693 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5106 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27208 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14988 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7400 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121611 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35984 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22544 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?