Почему в США бензин дешевеет, а в России дорожает?

Мировые цены на нефть снижаются. В результате цены на бензин в Америке падают вместе с котировками, а в России все наоборот. Анализируем экономические причины, опрашиваем экспертов и сравниваем графики с 2006 года по наши дни.

Для начала — внимание на кривые. К сожалению, данные по российским ценам на бензин доступны не с 2006-го, а только с 2008 года, но и без более ранних показателей все прекрасно помнят, что серьезных трендов по удешевлению топлива у нас никогда не было. Цены всегда росли – медленнее ли, быстрее ли, но динамика — только вверх. А вот американские расценки на заправках всегда в большей или меньшей степени зависели от нефтяных котировок.

Обратите внимание, что российские цены указаны в рублях за литр, а американские — в долларах за галлон. Галлон — это 4,55 литра. Если перевести стоимость топлива в США (2,91 доллара за галлон) в удобные для нас величины, то получится 29,35 рубля за литр неэтилированного бензина. В США нет марок Аи-92 и Аи-95, но по составу заокеанское топливо ближе к нашему 92-му.

Таким образом, по состоянию на 11 ноября 2014 в США литр бензина стоит почти на 3 рубля дешевле, чем в России.



Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?

1. Потому, что падает курс рубля и цена на нефть. Взгляните на еще один график — это курс доллара США. Не правда ли, кривая напоминает график стоимости топлива? Все просто. Представьте, что вы продаете некий товар как за границу (получая доход в долларах), так и на домашнем рынке за рубли. Рубль упал, и вам становится выгоднее продавать за доллары, а не за рубли. Естественно, вы начинаете продавать больше товара за границу и меньше — внутри страны, потому что вы коммерческая организация, и вы себе не враг. А теперь представьте, что мировые цены на ваш товар к тому же снижаются. Сейчас так происходит у нефтяников. У топ-менеджеров — обязательства перед сотрудниками, инвестиционные планы, а главное — давление собственников, которые не хотят терять деньги. Поэтому нефтяники продают свой товар за границу, создавая внутри российского рынка дефицит как сырой нефти, так и бензина. А когда какой-то товар в дефиците, он дорожает.

14.jpg

Очень большая часть нефти отправляется на экспорт. На внешний рынок выгоднее экспортировать, поэтому внутренний рынок испытвает дефицит. Это, конечно, влияет и на цены.

Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"


2. Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний. Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть". Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. "Лукойл" — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина (!) российского бюджета. Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам.
3. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижает экспортные пошлины. Это называется "налоговый маневр". Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.
4. Потому, что государство повышает акциз на бензин. Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть "налоговый маневр" удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке. Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги?
У нас цена на топливо растет, потому что акцизы и все косвенные налоги увеличиваются. До 10% к новому году снова будет увеличение законодательное по акцизам. Поэтому до 10% прогнозируют и рост цен на бензин.

Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"


Что в итоге?

Итак, повышение топлива складывается из шести основных слагаемых:
  • падение мировых цен на нефть,
  • снижение курса рубля,
  • повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортной пошлины на нефть,
  • повышение акцизов на бензин,
  • коммерческая ориентированность нефтяных компаний,
  • сильная зависимость госбюджета от налоговых поступлений.
Можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов.

Скорее всего, в 2015 году средняя стоимость бензина по России приблизится к курсу доллара, а значит, к отметке в 50 рублей.


1Depositphotos_57245211_original.jpg


Теперь — к опыту Соединенных Штатов. Почему же там бензин дешевеет, пока у нас он дорожает?

1. Потому, что растет добыча сланцевой легкой нефти. Развитие технологий по добыче сланцевого газа вывели США в мировые лидеры по добыче не только "голубого топлива", но и нефти как побочного продукта этого промысла. В первом полугодии США добыли 11,5 трлн баррелей нефти, в то время как Саудовская Аравия — чуть меньше, а Россия — 11 трлн баррелей. Нетрудно догадаться, что увеличение предложения на рынке нефти сразу же потянуло цены вниз.
В Америке цена снижается, потому что у них сейчас идет очень большой рост добычи нефти в связи с разработкой сланцевых месторождений. То есть у них очень большое предложение на рынке. И вообще у них экспорт ресурсов, нефти в частности, запрещен. Поэтому на внутренних рынке у них предложение очень сильно превышает спрос. Поэтому и цена падает.
Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"

2. Потому, что существует реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями, а у экономики США есть другие доходы, кроме нефти. Все крупнейшие американские компании — ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero — это частные, а не государственные. Кроме того, американская экономика сильно диверсифицирована — намного лучше, чем в России, развит и промышленный, и сельскохозяйственный сектор, а также сектор услуг.
Диаметральная разница между Россией и США существует, потому что конкуренции в России нет — она сведена к минимуму. Решение только одно — стимулировать конкуренцию. А возможно ли это — это тема для огромного доклада. А в США цены снижаются, потому что у них есть конкуренция, все просто.

Сергей Ветчинин, PR-советник Ассоциации независимых нефтеперерабатывающих организаций


3. Потому, что США регулирует цены на внутреннем рынке нерыночными методами. Собственно говоря, этим занимается и Россия, как и вообще любое другое государство, — в чистом виде капиталистических стран со свободным рыночным регулированием не существует. Американскому правительству выгодны низкие цены на топливо. Чем ниже цены на бензин, тем дешевле логистика. А значит, дешевле товары и выше спрос на них. Сами рядовые американцы, сэкономив на топливе, радостно понесут свои деньги в торговые сети. Также не стоит списывать со счетов и геополитику: понижение цен на нефть позволяет ослаблять стратегических противников. Например Россию.
Я думаю, что регулирование цен в Соединенных Штатах поставлено намного серьезнее, чем в России. Вот эти сказки про всемогущие рыночные механизмы они остаются все-таки сказками там, где люди по-настоящему занимаются экономикой. В части электричества я хорошо знаю, что, несмотря на колебания в 15 раз первичных энергоносителей, на нефть, например, 20 лет они держали цены на электричество стабильно с точностью до 15%. Представить себе, что это делается с помощью рыночных механизмов абсолютно невозможно, исключено.

Иван Грачев, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ


1Depositphotos_8340387_original.jpg


Что в итоге?

Повышение цен на топливо в России совершенно не удивляет тех, кто знаком с экономическим устройством страны. Федеральная антимонопольная служба может бесконечно заводить дела против нефтяных корпораций, но цены все равно будут расти, потому как экспорт нефти — это залог существования России как государства.

Обратная сторона медали

Американские журналисты (в частности, Джаред Гилмор из Christian Science Monitor) напоминают и об обратной стороне низких цен на топливо. В частности, они провоцируют отказ от гибридных и электрических автомобилей в пользу обычных, с двигателями внутреннего сгорания. А вот хорошо это или плохо, вопрос дискуссионный. Мы на Kolesa.ru к нему обязательно вернемся.
1Depositphotos_57245499_original.jpg

Фото: depositphotos.com




 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
26 комментариев
12.11.2014 10:26
Uncle Gb

Господи, да всё просто как лопата! Просто в США нет Путиных, Тимченок, Роттенбергов, Сечиных и прочих "друзей" государства.

1

12.11.2014 11:09
Jay Gatsby

Как боженька смолвил =)


12.11.2014 13:24
Юрий Хламов

Как тут не вспомнить старый анекдот про всесокрушающее ядро и несокрушимую стену. Что буде в результате их столкновения, тогда говорилось "Водка подорожает", теперь уместно говорить "Бензин подорожает". после любой объяснимой или необъяснимой херни у нас дорожает бензин.


12.11.2014 14:59
Jay Gatsby

Просто им не хватает на парк обновленных майбахов и на собственные острова с виллами из белого мрамора. Так, что надо дальше трясти народ. Повысить камуналку без повышения её качества? Легко! Повысить стоимость бензина? Ну конечно! И подумаешь качество осталось такое же мерзопакостное! Поменяют фильтры! Не наша забота.. Повысить транспортный налог? Ну а на, что покупать новый бронированный S-Класс лимузин? Только не забыть сделать те 2-3 дороги по которым этот лимузин будет ездить. Ну а остальные дороги.. Какие дороги? Они есть? Грустно.. Очень грустно..


12.11.2014 16:03
Максим Ляшев

Интересно, а существует ли в этой реальности сценарий, при котором бензин в России дешевеет?


12.11.2014 17:08
Jay Gatsby

Существует! В параллельной реальности =)


12.11.2014 17:52
Arin

В этой - нет.


13.01.2016 11:04
Роман Кучумов

возможно, если наконец к руководству страны придут грамотные люди, понимающие экономические законы, способные созидать и разделяющие демократические принципы развития...


12.11.2014 21:58
rybalex

чего только не придумают ,чтобы оправдать свою жадность,что-то бабушки-пенсионеры не стали богаче и дороги не стали лучше,за-то у депутатов госдумы зарплата с 350 000 руб. поднялась до 420 000 .


12.11.2014 22:19
ДимСаныч

"у депутатов госдумы зарплата с 350 000 руб. поднялась до 420 000"

это факт или предположение?


13.11.2014 09:35
Алексей Федяков

факт


14.11.2014 15:43
Dmytro Bekenyoff

Смысл было писать столько много букаФФ, когда и так всё понятно - компенсировать потери на внешнем рынке можно за счет внутреннего! "Зомбомасса Фсе схавает"

1

15.11.2014 22:22
Юрий Моторин

Пока народ молчит и соглашается на весь этот беспредел у нашей страны нет будущего.

8

19.11.2014 21:05
Anton Baysov

Ребят, все у вас дешевле, автор запутался в галлонах, американский галлон - 3.78541 литра (а британский как раз 4,55 литра) , с сегодняшним курсом доллара в рублях около 36 рублей получается. так что относительно честно, в канаде например все гораздо хуже - нефть добываем, америкосам продаем, назад бенз покупаем - и платим за него 1.3 канадского доллара, а по прямой конверсии американской цены в канадскую должно быть 0.88, прокидывают на 32%

1

15.12.2014 18:08
IvAn IvAnov

если не хотите залить себе в бак «дьявольскую смесь» -ливните сначала в прозрачную емкость, если она после некоторого отстоя будет прозрачной –на ЭТОМ


15.12.2014 18:09
IvAn IvAnov

если не хотите залить себе в бак «дьявольскую смесь» -ливните сначала в прозрачную емкость, если она после некоторого отстоя будет прозрачной – это сойдет!


11.01.2015 21:31
Vladimir Romanov

На 350000 депутатской зарплаты в Лондоне не купишь квартиру за 150 000 000 фунтов стерлингов.

6

29.01.2015 12:38
Леонид Нагибин

вобщем наживаются нефтянники,торговцы топливом,государство,а платим МЫ,хотя недра земли матушки принадлежат всем людям здесь живущим т.е. гражданам России-охренеть.правительство Медведева в отставку,гребанный "порученец"

10

26.06.2015 11:20
Наталья Морозова

Получается, если Америке выгода дешевая логистика, низкие цены на товары, то их государство направлено на людей, а у нас исключительно на нефть. Людей в государстве нет. Поэтому цены росли и будут постоянно расти.

9

29.06.2015 11:21
Vlad Va

Правительство готовит страну - Россию к "майдану".

13

28.12.2015 14:08
Serg Botov

Мечтатели, сами первые побежите устраивать майдан?


13.01.2016 11:07
Роман Кучумов

ленивые все слишком стали для этого

2

12.08.2015 15:37
Olga Shmidt

Господа автовладельцы! Дорожание бензина не единственная проблема на просторах нашей великой Родины. Куда не оглянись, повсюду непроходимое "болото".Будут расти цены на бензин, коммуналку, товары и услуги. Зарплата и пенсия будут оставаться на нищенском уровне, выживающего. Потому что, никто не думает о народе, то есть тех, кто работает и создает богатство для "своих слуг". А "слуги" конечно думают, но думают, что народ - это быдло созданное богом для того, чтобы создавать блага для "своих слуг". Надеюсь не запутались, кто есть кто? И совсем не при чем дорожание цен на то или другое. Умом Россию не понять, просто хищники поедают слабых.

24

20.01.2016 15:46
Магомед Костоев

мне очень жалко пенсионеров которые живут в квартирах не имеющих клочка земли, многие россияне будут выживать за счет хозяйства. А что им делать вед на пенсию только на хлебе надо будет скоро жить.

3

21.08.2015 23:30
Олег Куликов

Мне такая демократия не нужна! Растут цены на еду ! Я пенсионер, денег нет ! Ненавижу депутатов ГД !

14

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings