Размерность шин – массовые заблуждения и реальность

Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.

Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.

Не бывает у шины радиуса

Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.



Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!

На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.

Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.

Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!


43 (2).jpg



R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…

Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…

Какие шины можно ставить, а какие нельзя?

А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.

Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.

Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).

Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить... Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.


BMW-X6_2015_1600x1200_wallpaper_53.jpg



Увеличивая размер диска, мы должны уменьшить высоту профиля, иначе колесо банально начнет цепляться за арку, не говоря уж о таких более фундаментальных качествах, как управляемость. Конечно, запас часто остается и бывает так, что «поиграв» шириной покрышки и высотой профиля, можно действительно получить пару миллиметров клиренса, не жертвуя ничем другим.

Несложный подсчет покажет, что в рамках одного диаметра — 14 — применимы 175-70 и 185-65 и 205-60, если есть желание и возможность поставить резину пошире… Машина на колесах с меньшей высотой профиля будет управляться резче и точнее, но неминуемо пострадает плавность хода. И сохранность дисков может оказаться под вопросом, особенно при попадании в глубокую ямку с острыми краями. Невысокий профиль просто не в состоянии будет «впитать» в себя энергию удара и он пойдет дальше — в диск. Всегда имейте это в виду, покупая колеса, и не забывайте простых истин.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

70.png
71.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
17 комментариев
09.05.2015 04:55
Павел

Повторение - мать учения )

3

10.05.2015 03:33
Дарья Шандер

Автор сам не компетентен в данном вопросе. Пишет что R15 в его примере это радиальные шины диаметром 15. Это в корне не верно. R15 - это всего лишь радиус диска. А радиальные шины или диагональные указываются отдельно.

3

10.05.2015 14:24
Андрей Кринкин

Радиус 15 дюймов = диаметр 30 дюймов = 76,2 см. возьмите рулетку и представьте себе такой диск.

8

10.05.2015 15:05
Term

Домохозяйка сейчас будет всех учить неправильным понятиям. Куда катится мир... Дарья, варите борщ и слушайте что вам умные мужики говорят.

16

12.05.2015 07:27
Konstantin

Очень радует, когда свое мнение по автомобильной теме, высказывает женщина...чаще всего - оно не правильное:)

17

02.05.2017 18:00

Будьте начеку, это может быть и тролль! Слишком глупый коммент.

4

10.05.2015 07:46
Андрей Шитов

Вот и Дарья... Очередная(-ой), уверенная в своей правоте...))) Дарья, попробуйте измерить радиус 15' -го диска, хоть швейным метром. И найдите там цифру 15... Хоть в сантиметрах, хоть в дюймы переведите...

5

12.05.2015 11:55
Сергей

Еще бы про диски подобную статью, написанную простым и доступным языком

3

13.05.2015 13:58
Борис Игнашин

про колеса и размер резины есть множество куда более профессиональных статей с более простым и понятным языком, где несколько больше полезной информации, нежели открытие смысла буквы R в обозначении шин и страшной ошибки в повседневном наименовании.

3

12.05.2015 13:43
Андрей Шитов

Если попаду по итогам конкурса в число авторов - про диски напишу обязательно! ))

1

28.06.2015 22:17
Igor Belikov

А статья мне очень пригодилась!

4

30.06.2015 08:44
Андрей Шитов

Точно! Потерялся миллиметр с каждой стороны! )) Виноват, не перепроверил математику ))) Впредь буду внимательнее. Спасибо!

3

04.08.2015 17:42
Atamans

"Не бывает у шины радиуса" пишет автор, который в школу видимо не ходил. Бывает, ещё как, шина же не квадратная. Поэтому, когда в магазине или на "шинке" у меня спрашивают - какого радиуса вам/у вас шины, я смело отвечаю - 8,5 дюймов...

30

21.08.2015 16:37
Pol

Автор, вот вы вроде проводите ликбез, но косячите в элементарных вещах. Не бывает "цифры 15", бывает число 15, которое состоит из двух цифр - 1 и 5.И такое по всему тексту и даже в ваших ответах в комментариях, сплошные цифры, которые на самом деле числа.

24

21.08.2015 16:37
Pol

Автор, вот вы вроде проводите ликбез, но косячите в элементарных вещах. Не бывает "цифры 15", бывает число 15, которое состоит из двух цифр - 1 и 5.И такое по всему тексту и даже в ваших ответах в комментариях, сплошные цифры, которые на самом деле числа.

9

08.02.2016 21:16
Вячеслав Залевский

Японский дизайн никого не оставляет равнодушным)


28.06.2015 22:08
Igor Belikov

"Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см - внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см......" Здесь нет ошибки в расчёте? 65% от 195 не 125,75, а 126,75.

6

27.04.2017 17:01
Igor Zhuravlev

Андрей, не вводите людей в заблуждение! "195" - это ширина профиля шины, а не "беговой части". "65" - не "величина профиля", а высота профиля. Шины диагональной конструкции никогда не имели металлокорда! И ещё: не "наружный диаметр диска", а диаметр обода колеса (т.к. КОЛЕСО состоит из диска и обода, хоть они и выполнены как единое целое). Учитесь выражаться технически точно!

16

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings