Рожденные никогда не взлететь: зачем строили автомобили с пропеллером

2253 3 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Эта статья познакомит вас с редчайшими и давно забытыми средствами сухопутного колесного транспорта — аэромобилями. Они не имели механического привода на колеса и передвигались только под действием реактивной силы тяги, создававшейся мощным потоком воздуха от воздушного винта-пропеллера. Являясь прямыми родственниками аэропланов, эти машины, гонимые упругими пото­ками воздуха, могли мчаться с головокружительной скоростью. Казалось, дай им крылья, и они, превратившись в летательные аппараты, взмоют высоко в небо. Но нет! Их призванием осталась лишь твердь ровных дорог.

Конструктивно аэромобили являлись сочетанием автомобиля и самолета, но, как и все универсальные средства передвижения, не могли сравниться ни с тем, ни с другим: их свойства шли в ущерб друг другу. Что же касается автомобилей, то «воздушные машины» были намного легче и проще, дешевле в производстве и эффективнее в эксплуатации. На них не было сложных и тяжелых агрегатов, применялись легкие шасси, кузова и простенькие моторы воздушного охлаждения, приводившие воздушный винт.

119-Аэромобили_html_m4e8e50fd
Легендарный аэромобиль конструкции француза Марселя Лейя

Сегодня аэромобилей давно не существует. Объясняется это просто. Их главный недостаток — сильнейший поток воздуха от вращавшегося пропеллера. В движении такой аппарат напоминал взлетавший самолет: сильный ветер сбивал с ног, пыль забивала глаза, сильный шум закладывал уши. И только одно это выносило заманчивой идее смертный приговор. Кроме того, хрупкие аэромобили слишком долго разгонялись, были неустойчивы и с трудом маневрировали на высокой скорости. Всё это и определило их незавидную судьбу: сколь-нибудь серьезные конструкции можно пересчитать по пальцам.

Первые «сухопутные аэропланы»

Рождение аэромобилей состоялось в начале ХХ века, когда аэропланы едва отрывались от земли, а первые безлошадные экипажи легко давали обогнать себя пешеходам. Считается, что их истоки ведут к работам американского инженера Эдварда Пеннингтона, который в 1896 году представил легкий мотоцикл с пропеллером. А через 10 лет инженер и гонщик Алессандро Анзани установил его на свой велосипед с моторчиком.

119-Аэромобили_html_3df122c
Аэромобиль для патрулирования пустынных районов Марокко. 1909 год

Первые аэромобили были чем-то средним между автомобилем и… нет, не самолетом, а ветряной мельницей. Их основой являлось обычное легковое шасси, на котором сзади открыто устанавливали пропеллер с приводом от мотора автомобиля или собственного силового агрегата. Такие машины строили авиаторы, автогонщики и создатели авиамоторов и воздушных винтов, которые испытывали их на отдаленных дорогах.

Один из первых аэромобилей в мае 1911-го построил англичанин Брэдшоу, служивший в компании All-British Engine Company, аббревиатура которой АВС стала названием машины. Она имела простейшее шасси с деревянными обтекателями, на котором сзади стоял испытуемый авиамотор V8 с двухлопастным пропеллером и радиатором, весивший более тонны. При испытаниях на треке она достигала скорости более 100 км/ч.

119-Аэромобили_html_m16283793
Аэромобиль ABC для испытания авиамоторов (фото Hulton Archive)

В 1912 году авиатор граф де Лессеп на базе обычной легковушки продемонстрировал в Париже аэромобиль Auto-Aero, у которого за задним сиденьем был смонтирован воздушный винт с приводом от мотора шасси. На нем граф совершил пробег в 400 километров, но потом следы этой машины затерялись.

119-Аэромобили_html_m76d1f8b6
Аэромобиль Auto-Aero Бертрана де Лессепа (из фондов Beaulieu Museum)

По такой же схеме свои аэромобили строили французский авиатор Гарбаччо и американский механик Пондер, заявлявший, что его машина достигала скорости 136 км/ч.

119-Аэромобили_html_529681dc 119-Аэромобили_html_2a2d1a2b
Опытная машина Siders конструкции Гарбаччо. 1913 год Скоростной аэромобиль механика Б. Пондера из Джорджии

В Америке для участия в автогонках изобретатель Джон Томас представил машину Wind Wagon на 40-сильном легковом шасси Overland с задним вспомогательным пропеллером, который включался в помощь основному силовому агрегату. Ее скорость составляла 85 км/ч.

119-Аэромобили_html_b050bd4
Гоночный аэромобиль Wind Wagon для соревнований в Индианаполисе

Легендарные творения Марселя Лейя

В 1920-е годы особое место заняли работы Марселя Лейя (Marcel Leyat), работавшего в своей мастерской близ Дижона. Став летчиком в 1911 году, он попал в аварию и лишился возможности подняться в небо, но умудрился построить собственный самолет, а затем увлекся легкими двухместными машинами, движимыми силой воздушного потока, не задумываясь об их недостатках, практическом или коммерческом значении.

Свой первый простейший аэромобиль Helicocycle изобретатель построил и запатентовал в 1913 году. Он был похож на легкий аэроплан без крыльев и стабилизатора, поставленный на три велосипедных колеса. Где-то в области крыши помещался двухцилиндровый оппозитный авиамотор ABC рабочим объемом около литра и налоговой мощностью 8CV. Спереди по-самолетному без какой-либо защиты стоял воздушный винт, также созданный стараниями Лейя. Через год второй вариант получил пропеллер в защитном кольце с диагональными тросиками, препятствовавшими засасыванию крупных предметов. Эту машину изобретатель предложил военным, но сведений об ее боевых заслугах не сохранилось.

119-Аэромобили_html_m43481063
Первый аэромобиль Helicocycle конструкции Марселя Лейя. 1913 год Второй образец с передним оппозитным авиамотором. 1914 год

В 1919 году Лейя приступил к выпуску «причесанных» открытых четырехколесных аэромобилей Helica (Элика) для продажи таким же сумасшедшим людям, каким все окружавшие считали его самого. Они оснащались короткими задними крылышками, низким ветровым стеклом, пониженным размещением мотора и передними четырехлопастными винтами.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Современная копия аэромобиля Helica 1919 года (фото Lane Museum)

В самом удачном 1921 году Лейя предлагал две улучшенные модели. В деревянном несущем кузове популярной спортивной версии Helica-2Е без дверей, напоминавшим глубокое корыто, два сиденья располагались друг за другом — тандемом. Спереди помещался довоенный мотор V2 в 20 сил. Передние неуправляемые колеса крепились к кузову посредством четвертьэллиптических рессор. Неразрезная задняя ось без подвески поворачивалась целиком вокруг вертикальной оси при помощи двух тросиков, намотанных на шкив рулевой колонки. Барабанные тормоза стояли только на задних колесах и приводились ножной педалью.

119-Аэромобили_html_3c374abc
Открытый спортивный аэромобиль Helica-2Е с деревянным кузовом. 1921 год
119-Аэромобили_html_m5b9b2352
Двухместная Helica-2Е с кузовом в форме аэропланного фюзеляжа (фото автора)

Более удобные закрытые машины Helica-2Н с двухлопастными винтами в защитных кольцах и двумя фарами снабжались основанием кузовов от открытой версии, которые сверху накрывали легкими колпаками с лобовым и боковыми окошками и двумя дверцами — передней и задней. На них устанавливали двух- и трехцилиндровые моторы Anzani мощностью до 30 л.с.

119-Аэромобили_html_m15561b71
Закрытый аэромобиль Лейя Helica-2Н с двухдверным кузовом. 1921 год

Все версии имели единый размер колесной базы — 3,3 метра. Благодаря использованию специальной хорошо просушенной древесины и легких узлов, они весили всего 250–300 кг и развивали скорость 70–80 км/ч. Средний расход топлива составлял восемь литров на 100 км.

Сохранившиеся до сих пор хрупкие эфемерные сооружения марки Helica выглядят необычными реликтами. При легком прикосновении их деревянные кузова громко скрипят, а весь экипаж начинает раскачиваться на высоком шасси, то ли пытаясь взлететь, то ли готовясь тут же развалиться.

119-Аэромобили_html_649b8a0f
С 1931 года эта спортивная Элика хранится в парижском Музее искусств и ремесел (фото автора)
119-Аэромобили_html_26eedd67
Крытая Элика 1921 года — постоянный экспонат съездов старинной автотехники (фото автора)

Через тусклые слюдяные окошки видны два иссохшихся сиденья, багажничек в заостренном «хвосте», неказистые органы управления и круглый руль с привязанными к нему тросиками управления.

119-Аэромобили_html_4277a6fb 119-Аэромобили_html_3f1bc6f2
Простейшие органы управления и сиденье водителя аэромобиля Аскетичное место пассажира машины Helica образца 1921 года

Построив в 1925 году узкоколейную дрезину, Лейя прекратил изготовление своих удивительных сооружений. Лишь через пару лет он испытал приземистый трехколесный гоночный аэромобиль с мотором 8CV, показавший рекордную скорость 171 км/ч.

119-Аэромобили_html_m65851958
Рекордный аэромобиль Helica на французском треке Монлери. 1927 год

На том подвижническая деятельность Марселя Лейя завершилась, и он вернулся к аэропланам.

Продолжение пропеллерной легенды

В 1921 году французская компания La Traction Aerienne решила поставить выпуск «воздушных автомобилей» Eolia (Эолиа) и Helama (Элама) на промышленную основу. Базовой была модель с закрытым обтекаемым кузовом, весившая 304 кг. В отличие от конструкций Лейя ее оборудовали оппозитным 1,5-литровым мотором, мягкой рессорной подвеской и передними управляемыми колесами. Из-за мизерного спроса в 1926-м фирма прогорела.

119-Аэромобили_html_21f4d800
Удобная и комфортная машина фирмы La Traction Aerienne. 1921 год

В январе 1923-го французский изобретатель Полэн Ратье, экспериментируя с воздушными винтами, построил прототип гоночного аэрокара с сигаровидным корпусом, тормозами на всех колесах и передним воздушным винтом. Для его привода служил авиамотор в 60–70 сил. Масса машины достигала одной тонны, максимальная скорость — 130 км/ч.

119-Аэромобили_html_15cba8e2
Опытный сигарообразный гоночный аэромобиль француза Ратье. 1923 год

К другим известным аэромобилям того времени относились элегантная городская машина Adel неизвестного немецкого изобретателя, микроскопический одноместный аэрокар американца Шелдона и легкий «сухопутный истребитель» А. Рассела с декоративными крыльями, стабилизатором и передним пропеллером.

119-Аэромобили_html_52634cb6
Сверхлегкий двухместный аэромобиль-такси для Берлина. 1922 год
119-Аэромобили_html_40322a44
Аэромобиль американца Рассела в облике легкого самолета. 1924 год

Эту гамму завершал необычный аэромобиль инженера Джорджа МакЛоглина из канадской компании McLaughlin, базировавшийся на шасси американского легкового автомобиля Buick.

119-Аэромобили_html_47d5a04b
Эффектная канадская машина с шестицилиндровым авиамотором. 1926 год

Малоизвестно, что в 1926 году, поддавшись модной идее «воздушных аэрокаров», в московском Научном автомоторном институте построили опытную повозку НАМИ-36 с авиационным звездообразным пятицилиндровым мотором для привода пропеллера, смонтированным на деревянной четырехколесной тележке.

119-Аэромобили_html_m3bf2d10d 119-Аэромобили_html_1ea0633a
Незаконченный проект советского аэромобиля НАМИ-36. 1926 год Единственное фото венгерской машины авиатора Асбота. 1932 год

В начале 1930-х аэромобильная эпопея успешно развивалась. В  сентябре 1932 года венгерский авиаконструктор Оскар Асбот на специальном низкопрофильном трубчатом шасси собрал машину с обтекаемыми передком с кабиной и задним винтом с приводом от мотоциклетного мотора. История не сохранила каких-либо упоминаний об ее достижениях.

04-Shades-of-the-past-road-tour-leg.jpg
Копия французского спортивного аэромобиля Helicron (фото Lane Museum)

Одновременно во Франции на базе легковушки Rosengart был построен спортивный вариант Helicron с передним тяговым винтом и приводом от собственного двухцилиндрового мотора. В память о нем осталась удачная копия с мотором от Citroёn GS, которая хранится в Америке.

119-Аэромобили_html_m28774e38
Самый необычный и большой американский аэромобиль. 1932 год

В декабре 1932-го в США развернулась бурная рекламная кампания самого мощного, крупного и «таинственного» 3,5-метрового аэромобиля с передним пропеллером, закрытым восьмиместным салоном и четырьмя опорными колесами-катками. И только недавно стало известно, что 100-сильную машину разработал и запатентовал инженер E. Юргенс из Детройта. Ее масса составляла 680 кг, максимальная скорость — 130 км/ч.

Последние сухопутные аэромобили

К середине 1930-х ажиотаж с аэромобилями быстро сошел на нет, и следующая немецкая конструкция с советскими мотором и пропеллером появилась на свет совершенно случайно. Всё началось с макетного образца Schloerwagen вагонной компоновки работы профессора Карла Шлёра. Война забросила его в Ригу, где Шлёр увидел аэросани НКЛ-16 с пятицилиндровым звездообразным мотором и задним толкающим винтом, которые зачем-то сняли, перевезли в Германию и установили на машину Schloerwagen. Следы этой несуразной конструкции утеряны.

119-Аэромобили_html_m22e238f7
Уникальный конгломерат немецкого автомобиля и советских аэросаней. 1939 год

В послевоенные времена заслуживал внимания разве что аргентинский Aerocar с задним 170-сильным двигателем Chevrolet, разработанный в 1953 году молодыми энтузиастами Эуженио Гросовичем и Джанфранко Бриччи из Института аэронавтики и механики. Это была солидная спортивная машина с приземистым кузовом, показавшая на испытаниях скорость 264 км/ч. Вполне естественно — она заслужила титул последнего «настоящего» сухопутного аэромобиля.

119-Аэромобили_html_mb7b5c5c
Аргентинский скоростной двухместный заднемоторный Aerocar. 1953 год

Технический прогресс поставил точку на «воздушных машинах» профессиональной разработки. В последующие годы память о них поддерживали лишь самодельные творения энтузиастов разных стран мира, которые создавали для себя оригинальные «игрушки» для передвижения по бездорожью и снегу, для туризма и автогонок.

119-Аэромобили_html_m1de1e439 119-Аэромобили_html_m53f7236e
Аэромобиль-вездеход минского автомеханика Василия Курункова. 1966 год Самодеятельное творчество из Америки — мощный мотор-пропеллер с кабиной от микролитражки BMW

Чтобы не завершать статью на пессимистичной ноте, обратим внимание на революционный летающий аэромобиль Pegase конструкции Жерара Дофи из французской фирмы Vaylon, открывший новые способности такой техники. С первого взгляда это обычный автомобиль-багги с 100-сильным двигателем и пропеллером. Главная же его особенность заключается в том, что из разогнавшейся на суше машины выбрасывается планирующий парашют (параплан), позволяющий ей взлететь, перемещаться в воздухе и приземляться в нужном месте. В июне 2017 года новый образец Пегаса пролетел 59 километров над проливом Ла-Манш.

1 / 3
Презентация аэромобиля Pegase на салоне в Париже. 2014 год (фото автора)
2 / 3
Динамический показ аэромобиля-багги Pegase компании Vaylon (фото автора)
3 / 3
Второй вариант машины Vaylon Pegase с кузовной облицовкой. 2016 год (фото автора)

О «настоящих» летающих автомобилях вы узнаете из следующей статьи.

На заглавной фотографии — Скоростной аэромобиль механика Б. Пондера из Джорджии

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Уверен, все получали штрафы от ГИБДД, даже если никогда не нарушали ПДД! К счастью, уже есть выход, на этом сайте http://bitly.nl/nomer инструкция как НЕ НАРУШАЯ закон забыть о штрафах на год! Они попросту не будут приходить, поскольку камеры не смогут распознать номер автомобиля! 2 месяца пользуюсь - никаких нареканий.

Pavel Elagin

Кроме мощного потока воздуха сзади у таких аэромобилей была другая масса недостатков. Когда-то, в конце 70-х, начале 80-х, ходил я технический кружок при авиазаводе. За стенкой клепали аэромобиль... клепали-клепали и все-таки выкатили его на испытания... Любая ямкаили камень становились для аэромобиля непреодолимым препятствием. На бордюр он заехать не мог, в гору не ехал... Тяга - никакая, даже при мощном двигателе. Воздух - плохая точка опоры...

Евгений Тапыев
Воздух - плохая точка опоры...

Особенно, когда пытаешь преодолеть сопротивление качению, отталкиваясь от воздуха, а не летишь, опираясь об этот же воздух.

Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

8138 5 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

1910 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

10675 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

8138 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

11759 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4860 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59675 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46572 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25333 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12473 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11789 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8753 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18502 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15834 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15169 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

54025 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43502 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33208 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?