Руль в бардачке: отечественные праворульные автомобили

Мы привыкли, что если речь идет о праворульных машинах, то они должны носить японские шильдики. На худой конец – британские. Самые эрудированные вспомнят про Австралию и Индию. А ведь были праворульные машины и в ассортименте отечественных производителей.

Советские автомобили с правым расположением рулевого управления для стран с левосторонним движением выпускались еще в «дожигулевскую» эпоху. К примеру, в 1965 году началось производство ГАЗ-21П – экспортного варианта с правым рулем для Великобритании и остальных стран с левосторонним движением. Выпускались и праворульные Москвичи, часть из которых вместо сладкой жизни за рубежом работала в СССР в роли почтовых фургонов.

Итальянский Fiat 124, ставший основой для ВАЗ-2101, выпускался, в том числе, и в исполнении для английского рынка, и продавался на экспорт. Практически сразу было принято решение о выпуске Жигулей с правым расположением рулевого колеса – опять же, для Англии. Ведь продажа «прулей» с ладьей на решетке радиатора могла бы принести не меньше валюты, чем в случае реализации в Западной Европе обычных автомобилей с левым рулем.

Однако первые серийные автомобили с «зеркальным» расположением органов управления начали выпускаться лишь в 1974 году. Новые модификации получили индекс ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 в зависимости от рабочего объема двигателя (1,2 либо 1,3 литра).


Затем появились праворульные «двойки», «трёшки», «шестёрки», «пятерки», «семёрки», «четвёрки» и даже Нивы! Не обошла участь «прулей» и переднеприводное семейство – для рынков Великобритании и Австралии выпускались как трех- и пятидверные хэтчбеки с двигателями объемом от 1,1 до 1,5 литра (21086, 21087, 21088, 21096, 21097, 21098), так и четырехдверный седан 210996.



Чем же отличались автомобили ВАЗ с правым расположением рулевого управления от обычных моделей?



На заднеприводных автомобилях после переноса руля вакуумный усилитель тормозов вместе с гидроприводами тормозной системы и сцепления «прописался» на моторном щите справа, а не слева.


lada_riva_1600slx_sport_2.jpg


Разумеется, справа перед водителем появилась рулевая колонка со всем набором органов управления, а в ногах – педальный узел с обычным расположением педалей (сцепление слева, акселератор – справа). Интересно, что комбинация приборов на «трешках» и «шестерках» также установлена зеркально, а вот ключ зажигания остался на привычном месте рулевой колонки – слева.

Потребовала разворота на 180 градусов по горизонтали и трапеция стеклоочистителей – для того, чтобы сохранить перед водителем нужный угол очистки и обзора, «дворники» развернули в другую сторону. Еще одно отличие праворульных ВАЗов – комбинация приборов, размеченная не в километрах, а в милях.




Но были и другие отличия! Например, универсалы второй модели дополнительно комплектовались совсем не лишними в дождливом английском климате стеклоочистителем и омывателем пятой двери.

Для «эксклюзивных» модификаций Lada 1300 ES, c учетом климатических условий Туманного Альбиона, металл кузова отличался увеличенной толщиной, а перед окраской на заводе проводилась электростатическая и дополнительная антикоррозионная обработка. Для «англичанок» были предусмотрены и некоторые изменения по технике – например, усиленные трансмиссия, сцепление и система выпуска, а также более выносливые стартер и аккумуляторная батарея.


Некоторые варианты отличались виниловой отделкой крыши



В отличие от машин для внутреннего рынка, тольяттинские «прули» проходили почти четыре десятка стадий промежуточной проверки в Центре импорта Lada. Несмотря на это, после получения автомобилей британские дилеры проверяли новые машины еще по 59 пунктам обязательной проверки. В целом экспортные автомобили были гораздо лучше собраны и лишены массы мелких огрехов сборки.

На английских «шестерках» с 1982 года появились алюминиевые бамперы с интегрированными подфарниками, по виду и стилю напоминавшие детали Нивы. Такими же бамперами оснащались и ВАЗ-2106 для североамериканского рынка.




Впрочем, британский импортёр Satra Motors Ltd предлагал и эксклюзивную «люксовую» версию ES. От стандартной Lada 1600 она отличалась виниловой отделкой крыши и алюминиевыми колесами Apollo Octavo с шинами Goodyear Grand Prix. В интерьере Lada 1600 ES обращал на себя внимание трехспицевый руль с кожаной отделкой обода и кассетная стереофоническая магнитола Radiomobile 310CSR с антенной, автоматически выдвигающейся из заднего крыла.


lada_1600_es_4-door_saloon_1.jpg
lada_1600_es_4-door_saloon_3.jpg



Интересно, что первые Нивы появились в Англии уже в 1978 году, но… это были автомобили с левым расположением руля! Праворульная версия ВАЗ-21212 появилась лишь в 1983-м. Сейчас с уверенностью судить сложно, но очевидно, что маркетинг в данном случае шел впереди инженерной мысли. Нива в то время была знаковым автомобилем даже по европейским меркам, поэтому и спрос на нее был немалый. А значит, продажи нужно было начинать быстрее, даже если не готова адаптированная для местного рынка версия. Правда, точных данных об объеме продаж леворульных ВАЗ-2121 в Англии не сохранилось. Брали ли местные жители диковинные во всех отношениях советские джипы, остается только догадываться.



В 1987 году в Англии начали продавать «люксовую» Ниву – Lada Niva Cossack. Кроме некоторых доработок экстерьера она отличалась от базовой легкосплавными колесами и некоторыми другими опциями.


lada_niva_cossack_4wd_2.jpg


Интересно, что 12-миллионным автомобилем ВАЗ 6 июля 1989 года стала именно праворульная модификация «девятки».


Самара с правым расположением руля в конце восьмидесятых годов пользовалась неплохим спросом в Европе, ведь стоимость такого автомобиля была сравнима с машинами классом ниже. Правда, британский потребитель отмечал низкое качество отделки и высокий уровень вибраций, характерных для советского переднеприводника.


lada_samara_1500_slx_5-door_2.jpg


В честь двадцатилетнего юбилея Lada на рынке Великобритании в 1994 году начинается выпуск специальной лимитированной версии четырехдверной Самары – Lada Samara Juno. Дизайн её аэродинамического обвеcа выполнил бывший дизайнер Lotus Колин Спунер. Кроме бамперов, антикрыла на крышке багажника и накладок на порогах Juno отличалась 14-дюймовыми колесами и дополнительным оборудованием – люками в крыше, аудиосистемой Blaupunkt и спортивной «баранкой».



Увы, но после этого юбилея история экспортных Lada с правым рулем прекращается. Судя по существованию в заводской документации модификаций "десятки" с индексами 211026 и 211036 с примечанием "правое расположение органов управления", праворульную версию модели 2110 все же предусматривали по ТЗ и планировали в серию. Однако сложная экономическая ситуация в самой России и резкая потеря позиций на потенциальных "праворульных" рынках привели к тому, что автомобили десятого семейства "с рулем в бардачке" живьем так и не встречались, да и в дальнейшем это направление для ВАЗа стало закрытой темой. Может, Lada Vesta и Lada XRAY возродят эту славную традицию?


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
13.12.2015 00:43
Вячеслав Залевский

А что за ВАЗ-2106 для североамериканского рынка?

Шестерки поставлялись с США?


13.12.2015 00:56
Сергей Шабалин

"...и вот мы нашли придурка, который ездит на ладе"(с) Тор Гир

Вячеслав, лады поставляли в Канаду.


17.12.2015 00:20
Андреи Туманян

Автор! Коль взялся за тему производства в СССР машин с правым рулем. так расскажи не только о ВаЗах, а еще и о Москвичах и Волгах. А еще не забудь о почтовых Запорожцах с правым рулем, колесящих когда то- нет, не в Англии, а здесь у нас в Ростове на Дону, например. А зачем почтовая машина с правым рулем? А вот зачем- когда- то, когда еще не было интернета, люди писали друг другу письма и бросали эти самые письма в почтовые ящики, висящие на каждом углу. Водитель почтового Запорожца с правым рулем выходил из машины прямо на тротуар, забирал письма и ехал дальше по маршруту. Хорошо бы увидеть публикацию на эту тему.

3

17.12.2015 23:55
Святослав Тришин

А еще праворульные УАЗы и ЗИЛ 130 дл Индии


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings