Секрет за семью печатями: ракетовоз МАЗ-547А первого стратегического комплекса

5598 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
С появлением принципиально новых видов сверхзвуковой авиации и ракетного вооружения в конце 1950-х годов началась ожесточенная фаза противоборства Советского Союза со всеми странами - членами НАТО во главе с Соединенными Штатами Америки, не прекращающегося до сих пор. На первых порах его олицетворением стали отечественные мобильные стратегические ракетные комплексы (СРК) для обороны страны и нанесения ответного удара, смонтированные на сверхмощных многоосных автомобилях-шасси и входившие в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Впоследствии для повышения боеготовности и скрытности впервые в мире новые системы осуществляли боевое дежурство при патрулировании по грунтовым дорогам в отдаленных регионах страны. Так на появление зарубежных разведывательных систем и спутников-шпионов Советский Союз ответил созданием принципиально новых подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности поражения. Они были полностью автономны и перемещались в составе колонн с многочисленными машинами сопровождения и обеспечения ракетного залпа с любой точки маршрута.

На боевом дежурстве колонна во главе с пусковой установкой и длинным шлейфом вспомогательной автотехники

На боевом дежурстве колонна во главе с пусковой установкой и длинным шлейфом вспомогательной автотехники

С момента своего рождения советские СРК на многоосных полноприводных шасси превосходили лучшие иностранные разработки и негласно выводили отечественную военно-автомобильную отрасль на высший мировой уровень, хотя для подавляющего большинства жителей Советского Союза долгое время оставались «секретом за семью печатями».

Автомобиль-шасси И-103 с имитатором ракетной пусковой установки (из архива НИИЦ АТ)

Автомобиль-шасси И-103 с имитатором ракетной пусковой установки (из архива НИИЦ АТ)

Первая советская шестиосная военная машина И-103 была разработана и построена в 21­ НИИИ, а затем монополия в этом совершенно секретном секторе перешла к СКБ-1 Минского автозавода, которым руководил Борис Львович Шапошник. Разработкой пусковых установок первоначально занималось ОКБ волгоградского завода «Баррикады», позднее ставшее основой ЦКБ «Титан». Сборку комплектных изделий осуществлял завод «Баррикады».

Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547А для комплекса «Темп-2С»
(1970–1985 гг.)

Родоначальником минского многоосного семейства являлась шестиосная 55-тонная машина МАЗ-547А (12х12) нетрадиционной конструкции, негласно занявшая эпохальное место в отечественном Военно-промышленном комплексе (ВПК) и в советской автомобильной индустрии. Она стала первым в мире сверхтяжелым многоосным военным шасси с неразрезной рамой и базой первого мобильного СРК «Темп-2С» с дальностью поражения до 10,5 тысяч километров.

Первое полноприводное шестиосное шасси МАЗ-547А с двумя кабинами (из архива МЗКТ)

Первое полноприводное шестиосное шасси МАЗ-547А с двумя кабинами (из архива МЗКТ)

МАЗ-547А появился в 1970 году как полноприводный и облегченный вариант неудачного пятиосного варианта МАЗ-547, в котором стали широко использовать титановые сплавы, алюминиевый прокат, легированные стали и стеклопластик. На нем смонтировали многотопливный 650-сильный двигатель В-38 V12 с турбонаддувом производства Челябинского тракторного завода, унифицированный с силовыми агрегатами серии Д-12А, и модернизированную гидромеханическую трансмиссию с четырехступенчатой планетарной коробкой передач. Впервые в советской практике на этом шасси установили независимую гидропневматическую подвеску каждого колеса с регулированием давления воздуха в шинах. Два контура тормозной системы воздействовали раздельно на колеса трех передних и трех задних мостов. Комбинированная рама состояла из двух мощных продольных лонжеронов швеллерного и Z-образного сечения. Водитель-механик и командир экипажа помещались в раздельных одноместных стеклопластиковых кабинах, вынесенных на передний свес рамы.

650-сильный автомобиль-шасси МАЗ-547А для ракетного комплекса «Темп-2С» (из архива МЗКТ)

650-сильный автомобиль-шасси МАЗ-547А для ракетного комплекса «Темп-2С» (из архива МЗКТ)

Испытания автомобиля МАЗ-547А в лаборатории и на полигоне 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

original-40-547-2-ok2_2__html_m7013d288 original-40-547-2-ok2_2__html_m3c97c5bf

Первые образцы МАЗ-547А сразу же поступили на заводские и государственные испытания в 21 НИИИ, а затем были отправлены на завод «Баррикады» для монтажа пусковых систем. Мелкосерийное изготовление автомобилей началось в 1972 году в новом механосборочном корпусе МАЗа, где за 13 лет построили 294 шасси.

Опытные варианты машин семейства МАЗ-547

В 1973 году первой версией базовой машины стало облегченное шасси МАЗ-547Б с рамой из прессованного алюминиевого профиля, что позволило сократить его массу на 900 килограммов. Из-за трудностей с надежной установкой ракетной системы и высокой стоимости автомобиля работы по нему были прекращены.

Автомобиль-тягач МАЗ-547Д с газотурбинными силовым агрегатом

Автомобиль-тягач МАЗ-547Д с газотурбинным силовым агрегатом

Вторым пробным вариантом в 1976-м стало шасси МАЗ-547Д с танковым газотурбинным двигателем ГТД-1000A мощностью 795 л.с., системой понижающих редукторов и гидромеханической трансмиссией. Через два года за ним последовал тягач МАЗ-547Э с 1000-сильным силовым агрегатом и электрической трансмиссией.

Военное применение шасси МАЗ-547А

Главным объектом, ради которого создавалось это шасси, был первый в СССР подвижный межконтинентальный СРК 15П642 «Темп-2С» с пусковой установкой 15У67 и 44-тонной баллистической ракетой в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), способной донести ядерный заряд до заокеанских территорий. С 1971 года на заводе «Баррикады» МАЗ-547А оснащали мощным гидроцилиндром подъема стрелы в вертикальное боевое положение, четырьмя опорными домкратами, системами управления и прицеливания. Боевая масса 17-метровых установок достигала 82 т. Их сборка началась в 1974-м, на боевое дежурство они заступили зимой 1976-го. В состав комплекса входили специальные агрегаты на том же шасси для доставки ТПК с ракетами и перезаряжания пусковых систем.

Это фото считается единственным документальным изображением комплекса «Темп-2С»

Это фото считается единственным документальным изображением комплекса «Темп-2С»

Появление в СССР столь мощных и недоступных для обнаружения и поражения ракетных комплексов вызвало в США и странах НАТО неподдельный страх и полную беспомощность, которые стали главными причинами срочного проведения переговоров с Советским Союзом об очередном ограничении стратегических вооружений, завершившихся в июне 1979 года подписанием Договора о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2). По нему СССР послушно принял на себя обязательство не изготавливать комплекс «Темп-2С», прекратить его развертывание и в дальнейшем полностью уничтожить. С боевого дежурства он был снят в 1986-м и ликвидирован в 1988–1990 годах. Вся секретная на тот момент документация, чертежи и фотографии были уничтожены.

Пусковая установка 15У67 комплекса «Темп-2С» в боевом положении (реконструкция ЦКБ «Титан»)

Пусковая установка 15У67 комплекса «Темп-2С» в боевом положении (реконструкция ЦКБ «Титан»)

На самом деле беспрекословное исполнение советской стороной всех требований США оказалось глубоко продуманным ходом Министерства обороны СССР. Ликвидация комплекса «Темп-2С» вовсе не привела к ослаблению мощи РВСН, на что рассчитывали в НАТО, а наоборот, подстегнула новые разработки советских ракетных систем. Еще за несколько лет до подписания Договора ОСВ-2 в Советском Союзе началась разработка нового подвижного стратегического межконтинентального комплекса. И как только уничтожение ракетной системы «Темп-2С» было завершено, тут же на параде на Красной площади иностранные атташе к своему изумлению впервые увидели принципиально новый еще более мощный ПГРК «Тополь» на уникальном семиосном шасси.

О нем читайте в следующих статьях, а теперь вернемся к другим тяжелым машинам на базе МАЗ-547А.

Вторым не менее важным предназначением этих шасси, выпускавшихся до 1985 года, стали специальные транспортные и перегрузочные агрегаты для других ракетных комплексов, оригинальные многофункциональные установки и тяжелые грузоподъемные средства.

Транспортно-перегрузочная машина 15Т116 комплекса «Пионер» без контейнера (из архива МЗКТ)

Транспортно-перегрузочная машина 15Т116 комплекса «Пионер» без контейнера (из архива МЗКТ)

Еще в процессе испытаний комплекса «Темп-2С» завод «Баррикады» на шасси МАЗ-547А начал сборку транспортно-перегрузочного агрегата (ТПА) для доставки и перестановки пустых или заряженных ракетных контейнеров, внешне почти не отличавшегося от пусковой установки. С уничтожением системы «Темп-2С» появился ТПА 15Т116 для перезаряжания комплекса «Пионер» средней дальности (о нем речь впереди).

Транспортно-перегрузочная машина 15Т116 с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547А

Транспортно-перегрузочная машина 15Т116 с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547А

На марше транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 с контейнером (из архива НИИЦ АТ)

На марше транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 с контейнером (из архива НИИЦ АТ)

Бескрановая перегрузка ракетных контейнеров из хранилищ, железнодорожных вагонов или с транспортных тележек на ТПА и далее на боевую установку производилась путем точной состыковки обеих машин и горизонтального перетаскивания ТПК по продольным направляющим с одного агрегата на другой. Длительность этого процесса занимала около 30 минут. Отработанные пустые ТПК выгружали при помощи обычных автокранов.

Горизонтальная перегрузка контейнера из железнодорожного вагона на машину 15Т116 (из архива МЗКТ)

Горизонтальная перегрузка контейнера из железнодорожного вагона на машину 15Т116 (из архива МЗКТ)

Крановая перегрузка ракетного контейнера комплекса с установки 15Т116

Крановая перегрузка ракетного контейнера комплекса с установки 15Т116

В составе шахтного комплекса противоракетной обороны Москвы и Центрального региона А-135 «Амур», не имевшего аналогов в мире, находились транспортные машины на шасси МАЗ-547А, тоже работавшие по системе горизонтальной бескрановой перегрузки.

Транспортно-перегрузочная машина комплекса А-135 на параде в подмосковном городе Пушкино (фото А. Липчанского)

Транспортно-перегрузочная машина комплекса А-135 на параде в подмосковном городе Пушкино (фото А. Липчанского)

Бескрановая перегрузка противоракеты 51Т6 с транспортно-перегрузочной машины в контейнер 81Р6

Бескрановая перегрузка противоракеты 51Т6 с транспортно-перегрузочной машины в контейнер 81Р6

Они служили для доставки с мест хранения на стартовую позицию контейнеров со скоростными противоракетами 51Т6 «Азов» дальнего перехвата (до 350 км) с ядерными боезарядами мощностью в одну килотонну. Разработка этих систем осуществлялась с начала 1970-х, но постановка на боевое дежурство завершилась только в декабре 1995-го. На вооружение войск ПВО Российской Федерации их приняли в 1996 году.

Транспортно-перегрузочная машина на шасси МАЗ-547А в составе комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур»

Транспортно-перегрузочная машина на шасси МАЗ-547А в составе комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур»

Транспортно-перегрузочная машина с 20-метровой ракетой 51Т6 дальнего перехвата в контейнере (фото К. Вуцена)

original-40-547-2-ok2_2__html_7f34a5e1

original-40-547-2-ok2_2__html_515bd61f

С 1978 года для комплексов «Темп-2С» и «Пионер» завод «Баррикады» на шасси МАЗ-547А собирал оригинальные многофункциональные машины, о которых стало известно лишь с появлением следующего комплекса «Тополь», хотя до сих пор их предназначение вызывает массу споров. Речь идет о спецмашине 15Т316, которая внешне напоминала как ракетную пусковую установку без домкратов, так и вместительный топливозаправщик с длинной цилиндрической ёмкостью и задним отсеком для рабочего оснащения и запасных частей, что подтверждалось отвлекающей дезинформирующей надписью на бортах «огнеопасно».

Машина боевого сопровождения 15Т316 на шасси МАЗ-547А, замаскированная под топливозаправщик

original-40-547-2-ok2_2__html_f4c9d30

original-40-547-2-ok2_2__html_19c5a61d

В РВСН эта машина носила разные обозначения и выполняла самые разнообразные функции. Обычно она замыкала колонну СРК и ПГРК, оправдывая свои наименования «боевая машина сопровождения» или «агрегат технического замыкания», обеспечивавшие аварийную буксировку и эвакуацию тяжелой поврежденной автотехники. Другое обозначение «габаритно-весовой макет» объяснялось применением таких агрегатов для обучения механиков-водителей пусковых установок, так как по габаритным размерам, полной массе с залитой в цистерну водой и расположению центра тяжести полностью им соответствовала. В ряде средств массовой информации предполагается, что эти агрегаты служили также для маскировки боевых ракетных систем под обычные топливозаправщики и трубовозы, которые якобы должны были совершать отвлекающие маневры и курсировать по ложным маршрутам.

Сохранившаяся машина 15Т316 для сопровождения ракетных комплексов «Пионер» (фото М. Шелепенкова)

Сохранившаяся машина 15Т316 для сопровождения ракетных комплексов «Пионер» (фото М. Шелепенкова)

Габаритно-весовой макет 15Т316 в Техническом музее в Тольятти (фото К. Попова)

Габаритно-весовой макет 15Т316 в Техническом музее в Тольятти (фото К. Попова)

В конце 1970-х годов на шасси МАЗ-547А был создан войсковой 80-тонный гидрокран КТ-80 (КС-7571) с максимальным вылетом трехсекционной стрелы 32 метра. По заказу Министерства обороны его построили на Одесском крановом заводе специально для подъема радиолокационных постов зенитно-ракетных систем С-300 на универсальную 25-метровую вышку 40В6М.

Войсковой гидравлический автокран КТ-80 (КС-7571) на шасси МАЗ-547А (из архива Л. Шугурова)

Войсковой гидравлический автокран КТ-80 (КС-7571) на шасси МАЗ-547А (из архива Л. Шугурова)

С появлением в середине 1980-х 39-метровой вышки 40В6МД вариант этого крана с гуськом применялся для монтажа дополнительной 13-метровой секции и монтажа на ней различного радиолокационного оборудования. Для народного хозяйства на этом шасси также построили несколько тяжелых автокранов.
О создании следующего шестиосного семейства МАЗ-547В для легендарных ракетных систем «Пионер» читайте в следующей статье.

На заглавной фотографии — транспортно-перегрузочная машина 15Т116 на шасси МАЗ-547А (реконструкция ЦКБ «Титан»).

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Серийный седан Lada Vesta Cross: первые изображения

На прошлой неделе в Тольятти впервые был замечен тестовый образец нового кросс-седана Vesta в камуфляже. Как же будет выглядеть серийный…

1614 1 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

163 0 0
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

1634 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4033 5 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

160 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2239 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: скрытая коррозия кузова и скачки напряжения

Цена этого автомобиля на вторичном рынке традиционно для Honda высока. Ровесники теряют в цене заметно быстрее, даже при том, что у них тоже есть и надежные моторы, и коробки, да и железо у многих так же не ржавеет.…

3933 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14332 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13784 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10142 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35383 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6606 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

7977 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23212 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11868 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18496 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29374 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6523 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7777 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?