Спасти и уплыть: тест-драйв снегоболотохода Пелец-Транспортер

Плох тот российский производитель, который не мечтает выйти на экспортные рынки. У авторов вездехода Пелец это получилось! Сверхлегкие машины закупают спасатели не только российские, но и европейские – просто потому что прямых аналогов нет.

Помните, у Стругацких, в «Обитаемом острове»: «Прямо на траве были установлены громадные раструбы громкоговорителей, бархатный магнитофонный бас вещал: "Там, за гребнем лощины, коварный враг. Только вперед. Только вперед. Рычаги на себя и – вперед. На врага…"»?

Эх, сразу понятно, что ни Аркадий Натанович, ни Борис Натанович ни разу гусеничную машину не водили. Потому что если потянуть оба рычага на себя — она остановится, как вкопанная! А чтобы рвануть вперед, рычаги вообще трогать не нужно. Нужно просто от души нажать на газ... И это относится ко всем гусеничным машинам с традиционным управлением, в том числе и к шестиместному легкому снегоболотоходу Пелец-Транспортер.

Размер имеет значение

В линейке снегоболотоходов Пелец модель Транспортер занимает особое место. Потому что двухместный Мини и четырехместный Круизер покупают в основном в личную собственность, а вот главными заказчиками Транспортера стали компании и госструктуры. Это еще раз подтверждает наличие реальной потребности в гусеничной технике легкого класса, и то, что такая нужда возникла отнюдь не вчера.

Pelec_transporter 7.jpg


В статье, посвященной младшему члену семьи вездеходов Пелец, двухместному Мини II, я уже слегка коснулся истории разработок такой техники в СССР. Рискну предположить, что тот факт, что ни одна из весьма удачных моделей так и не встала на конвейер, объясняется тем, что все гусеничные вездеходы в Советском Союзе считались техникой двойного назначения.

Вопрос о запуске тех или иных образцов в серийное производство во многом определялся мнением военных, а у них легкие вездеходы никакого интереса не вызывали. Кстати, я не очень понимаю логику такого равнодушия. Мне неоднократно приходилось слышать от ветеранов Отечественной войны, что когда в части поступали поставленные по ленд-лизу легкие английские гусеничные БТР Universal Carrier, командиры буквально правдами и неправдами старались получить в свое распоряжение этот «джип на гусеницах».

Вермахт также с успехом эксплуатировал легкие тягачи SdKfz 2, более известные как Kettenkrad. Их часто считают «гусеничным мотоциклом», но на самом деле это не так: управлялся вездеход подтормаживанием одной из гусениц, а дополнительное переднее колесо мотоциклетного типа было нужно этой машине для улучшения управляемости на асфальте и дорогах с твердым покрытием. В грязи оно только мешало и его по инструкции следовало снимать.


Pelec_transporter 29.jpg


Ну да бог с ними, с военными. Гусеничным вездеходам и на гражданке работы хватает... Поначалу «гусеничный голод» удовлетворял поток бывшей в употреблении техники, хлынувший на рынок после отмены всех и всяческих запретов. Но к началу нового тысячелетия стало ясно, что построенные по военным стандартам машины не слишком хорошо подходят для гражданской жизни.

Это солдату положено «стойко переносить все тяготы и лишения военной службы», он присягу давал, а вот лицам гражданским хочется какого-никакого, но комфорта. В результате на свет появились Бобр, Ухтыш, Узола, Четра, Ирбис, потянулись через границу подержанные Лоси (шведские Hagglunds BV-206)... Примерно в те же годы создал свой первый образец и Владимир Пелецкий. Опытная машина превратилась в серийный Пелец Мини, компания «Северный технопарк» набралась определенного опыта. И концепция, и примененные конструктивные решения доказали свою жизнеспособность, так что можно было переходить к созданию более крупных машин. Так появились четырехместный Круизер и шестиместный Транспортер.

Большой сверхлегкий

Транспортер действительно построен в рамках той же общей концепции, что и маленький Мини. Он значительно крупнее, хотя по принятым в мире гусеничной техники меркам он все равно относится к сверхлегким вездеходам, поскольку его снаряженная масса составляет всего 885 кг. Для сравнения, снаряженная масса считающихся легкими ГАЗ-34039 — 4 800 кг, а ГАЗ 3409 «Бобр» — 3 800 кг.

Основой вездехода стал прямоугольный кузов в виде лодки, сваренный из тонких стальных листов и усиленный интегрированной рамой из стальных труб прямоугольного сечения. Снаружи к корпусу приварен изготовленный из таких же прямоугольных профилей каркас, на который опирается пружинная подвеска опорных катков гусеничного движителя.


Pelec_transporter 6.jpg


Ведущая звездочка расположена впереди, обеспечивающий натяжение гусеничной ленты ленивец — сзади. Гусеницы — сплошные, из армированной резиновой ленты, отливаются на заказ на специализированном предприятии. Спереди имеется силовой бампер из все того же стального профиля, с приваренной площадкой для установки лебедки и клюзом, сзади — аналогичный бампер со стандартным сцепным устройством и двумя алюминиевыми площадочками-ступеньками из рифленого профнастила, для облегчения посадки.



Естественно, кузов дополняет трубчатый каркас безопасности. Это довольно многофункциональная часть силовой конструкции. В частности, именно к каркасу крепится алюминиевая крыша, которую предлагают в качестве опции. Крышу можно использовать для перевозки грузов, а можно установить на ней обычную палатку с дуговым каркасом — и тогда два члена экипажа смогут устроиться на ночлег с полным комфортом. Еще два человека могут спать в гамаках, которые крепятся все к тому же каркасу. На него натягивается тент (он предлагается в нескольких вариантах, для версий с жесткой крышей и без нее).



Кроме того, можно установить на машину ветровое стекло со стеклоочистителем, а можно обойтись прозрачным листом, вшитым в тент. Стоит только учесть, что поскольку двигатель расположен внутри обитаемого объема вездехода, движение с наглухо застегнутым тентом категорически запрещено по технике безопасности. Если вы, конечно, не хотите задохнуться угарным газом.

В отличие от Мини и Мини II, двигатель и трансмиссионный блок вездехода Пелец-Транспортер расположены в центре машины. Перед ним два достаточно удобных сиденья, еще четыре человека размещаются в задней части машины на лавках-рундуках лицом друг к другу.


Pelec_transporter 28.jpg


Базовый силовой агрегат — все тот же китайский трехцилиндровый карбюраторный двигатель Lifan объемом в один литр и мощностью 32 лошадиных силы. Но это — базовая версия, и заказчик может выбрать из целого спектра вариантов тот, что больше подходит под его потребности и кошелек. На одном борту смонтированы радиатор с крыльчаткой вентилятора, на противоположный борт выведен выхлоп.

Все надежно закапотировано, и риска обжечься о трубу глушителя или попасть под вращающиеся лопасти вентилятора нет. Тут же вспоминаю, что в модели Мини глушитель выведен наверх и расположен в непосредственной близости от спины пассажира, и хотя он прикрыт кожухом с отверстиями, опираться на него не рекомендуется.

Трансмиссия — традиционная для всего семейства вездеходов Пелец: сочетание вариатора с обычной четырехступенчатой КПП. В итоге передаточное отношение может меняться в 16 раз! Но переключение передач требуется не слишком часто, это, скорее, выбор рабочего диапазона передаточных чисел. Первая служит для буксировки прицепа или движения в очень тяжелых условиях, вторая — нормальный режим, третья и четвертая нужны для скоростного перегона по дороге. Всю остальную работу, включая трогание с места, исполняет вариатор.


Pelec_transporter 16.jpg


Осмотреться в отсеках!

Ну что, пора забраться внутрь и, как говорят моряки, «осмотреться в отсеках»? Начнем с того, что саму процедуру посадки особо комфортной не назовешь. Что поделать — и гусеницы имеют определенную высоту, да и сама концепция корпуса-лодки не подразумевает наличия каких-либо дверей. То есть, наверное, их можно было бы организовать, но это серьезно усложнило бы производство и привело к существенному росту цены.



Некой подмогой оказывается специальная ступенька, приваренная к каркасу гусеничной опоры со стороны водителя, но с пассажирской стороны ничего такого нет, и нужно становиться на гусеничную ленту. Посадку на задние пассажирские места удобней всего осуществлять с кормы, пользуясь для опоры задним бампером.


Pelec_transporter 50.jpg


Отметив, что рундуки под боковыми лавками имеют вполне приличный объем, но четырем пассажирам в зимней одежде будет все же тесновато, да и серьезную поклажу придется размещать на крыше (которая на данной конкретной машине отсутствует), перебираюсь на место водителя. Внутри все оформлено с максимальной простотой и утилитарностью: прямые углы и обшивка из вездесущего алюминиевого профнастила.

Первое, на что ты обращаешь внимание, так это на то, что Транспортер имеет традиционное «вездеходное» управление при помощи двух рычагов, но они расположены не по центру, а смещены под правую руку. Это что же, имеется в виду, что рулить нужно одной рукой, по очереди дергая рычаги? Похоже, что так... Рычаг переключения передач примостился где-то под левой коленкой. Ну да бог с ним, как я уже сказал, пользоваться им придется довольно редко.

Прямо перед водителем, на окрашенной металлической передней панели, такой же, как на Мини — универсальный дисплей: спидометр, тахометр и индикатор температуры охлаждающей жидкости в одном флаконе. Справа от него — замок зажигания и блок клавиш управления светотехникой и дополнительными устройствами, которых может быть довольно много. В списке опций — автономный отопитель, трюмная помпа, разнообразные дополнительные фары и прожектора и, конечно же, лебедки. Но в принципе — все, как в автомобиле. Есть и гнезда прикуривателя под резиновыми заглушками, и перчаточный ящик. Управление дросселем выведено на обычную педаль газа.



Обращаю внимание на торчащую в панели горловину бачка тормозной системы. Разумно, ведь здесь она отвечает не только за торможение, но и за управление в целом. Кстати, задающие и рабочие цилиндры, суппорты, диски, играющие роль бортовых фрикционов — все это позаимствовано от самых распространенных моделей АВТОВАЗа, так что никаких проблем с ремонтом не предвидится. Ну что, все вроде бы ясно? Поехали!


Pelec_transporter 5.jpg


Привыкли руки к рычагам

Кладу правую руку на рычаги, заметьте — сразу на два, нажимаю на педаль, и... Господи, как же резко он стартует! Нужно как-то аккуратней. Теперь учимся поворачивать. Так, вправо, влево, опять вправо... Кажется, начало получаться, и я уловил, с какой силой и на какое время нужно тянуть на себя рычаг, чтобы машина выписала нужную мне траекторию, и приноровился вовремя переносить руку с одного рычага на другой.

Поначалу повороты влево почему-то получались лучше — видимо, перемещение левого рычага требовало более естественного движения руки, но потом дело пошло на лад. И вдруг, на повороте, откуда-то из задней части вездехода раздается жесткий металлический удар. Сидящий рядом заводской инженер спешит меня успокоить: «Ничего страшного, это цепь на звездочке проскочила. Сейчас машина на обкатке, через некоторое время нужно будет просто подтянуть цепи, и все будет в порядке».

Да, использованная на всех гусеничных вездеходах семейства Пелец схема с передним расположением ведущих звездочек обычных тормозных механизмов в качестве бортовых фрикционов подразумевает применение цепного привода. Конструкторы «Северного технопарка» долго искали подходящие цепи. Пробовали и индустриальные варианты, но в итоге остановились на цепях, которые применяются в конструкции супербайков. Они очень надежны, но требуют периодического обслуживания. Правда, для Транспортера в качестве опции предлагается автоматическая система смазки цепей, которая позволяет проводить обслуживание несколько реже, но полностью избежать этих работ нельзя.


Pelec_transporter 46.jpg



На ходу вездеход ощутимо потряхивает — все-таки подвеска рассчитана на несколько большую загрузку. Но тряска эта не выходит за пределы допустимого. Гораздо больше досаждает летящая в лицо снежная пыль и необходимость следить за ветками: этот конкретный Транспортер подготовлен к передаче заказчику, который выбрал конфигурацию без лобового стекла. Глаза защищают горнолыжные очки, но вот получить веткой по щеке или носу тоже неприятно.

От души накатавшись по заснеженному полю и лесным дорожкам, проломившись через кусты и попробовав свои силы в штурме канав и заснеженных увалов, я понял, что даже близко не подошел к пределу проходимости вездехода. Один раз, карабкаясь на гряду, все-таки уткнул машину лбом в снежный бруствер, и гусеницам просто не хватило сцепления с грунтом. Вот и повод переключился на заднюю передачу... Само переключение никаких проблем не вызвало, но когда я нажал на педаль для того, чтобы вездеход двинулся назад, выяснилось, что с задним ходом нужно быть поаккуратнее: назад машина едет ровно с той же скоростью, что и вперед!


Pelec_transporter 53.jpg



А вообще, впечатления от управления Пелец-Транспортер очень сильно отличаются от того, что я чувствовал за рычагами тяжелых гусеничных машин. Нет лязга траков и ощущения медленно, но неудержимо ползущей махины, которой все равно, по чему там она ползет, и сидишь ты, по пояс всем ветрам открытый, да и скорость ощущается очень остро. Но — захватывает! Впрочем, это транспортное средство построено не для развлечений и покатушек. Это — рабочая лошадка, которой по плечу масса специальностей, прежде всего — специальность спасателя. Оказывается, Транспортеры покупает не только наше родное МЧС, но и европейские спасательные службы!

Спасатели — вперед!

«Польские спасательные службы приобрели наши вездеходы, и вот почему: у них, как вы помните, были очень сильные наводнения», рассказывает Роман Трешин, руководитель компании «Северный Технопарк»: «Они попробовали использовать для спасательных работ вездеходы Argo. Но тут такое дело: на Argo вшестером ехать можно, а плавать — уже нельзя. Получается, что эвакуировать можно только двух человек, потому что по правилам, в машине должны быть два спасателя. Поляки приехали к нам, мы им показали свою машину, и они убедились: Транспортер может везти шесть человек и при этом быть на плаву без проблем. Плюс, человек может заходить на крышу, а это значит, что проще снять людей с крыши дома, с дерева, принять из окна здания.

На Argo во время плавания и шевелиться-то особенно нельзя — неустойчив он. А в нашей машине перемещаться можно, переходить с места на место... Мы участвовали в учениях МЧС в Подмосковье и отрабатывали такую ситуацию: сходили с берега в воду, подплывали к дереву, на котором находился спасающийся от наводнения человек, он с дерева прыгал на болотоход, мы подвозили его к обрывистому берегу и с крыши высаживали на сухое место. В результате вся эвакуация занимала минимум времени».

Секрет в том, что выбранная форма корпуса обеспечивает увеличение выталкивающий силы при крене, плюс высота борта над водой составляет минимум 200 мм. Но если есть какие-то сомнения, то можно дополнить плавучесть надувными понтонами, которые крепятся по бортам, а на задний борт поставить транцевую доску и крепить небольшой подвесной мотор. Причем ни баллоны, ни выносной транец не придется «колхозить» — они предлагаются в качестве опции.


Pelec_transporter 42.jpg



Кто еще покупает Транспортеры? Геологи, топографы, геодезисты, компании, занимающиеся обслуживанием трубопроводов, линий связи и электропередач... Вам никогда не приходилось ездить по «сервисной дороге» вдоль ЛЭП или нефтепровода? Нет? Тогда я вам скажу, что организаторы трофи-рейдов не зря очень любят прокладывать по ним участки трасс соревнований.

Давайте посчитаем

И вот теперь давайте поставим себя на место руководителя компании такого рода. Есть задача: приобрести транспорт для круглогодичной перевозки небольшой бригады из трех-пяти человек с оборудованием. Можно купить тот же Хантер или Буханку, но при всей их легендарной проходимости, возможностей колесной техники может и не хватить. В межсезонье в низинах такие лужи возникают — не то что УАЗ, Урал с крышей уйдет, зимой перед автомобилем с бригадой придется пускать бульдозер... Нет, нужна гусеничная техника.

Можно приобрести что-то типа Бобра, Узолы или ГАЗ-3409. Они справятся, обеспечат людям укрытие от непогоды, а где не пройдут по грунту, там проплывут. Только стоят они порядка трех-четырех миллионов рублей, да и «горючку» пьют, как не в себя. А цена базовой комплектации Пелец-Транспортер составляет 884 000 рублей, и бензина он потребляет не более 6,0 литров в час. Можно заказать установку дизельного двигателя той же фирмы и мощности, он и вовсе расходует за час не более 4,0 литров солярки. Ладно, нужны будут еще автономный отопитель, прожекторы, лобовое стекло, подвесные койки... Все это доводит цену до 1 232 000 рублей, но это все равно вдвое, если не втрое дешевле.


Pelec_transporter 23.jpg



Едем дальше... Чаще всего территория, где будет работать гусеничная техника, находится достаточно далеко от места ее базирования. Туда можно добраться и своим ходом, но никто не гоняет гусеничные машины там, где их можно перевезти на колесах. При этом для перевозки вездеходов весом в три-четыре тонны нужны соответствующие прицеп и тягач. Отечественный прицеп на 3,5 тонны стоит около полумиллиона, импортный — миллиона полтора-два... А Пелец перевозится на обычном одно- или двухосном прицепе ценой порядка ста тысяч, и тянуть его может хоть Газель, хоть УАЗ.

Вот и получается, что используя такой сверхлегкий вездеход, можно получить огромную экономию и в цене, и в эксплуатационных расходах. Неслучайно сейчас инженеры «Северного технопарка» активно занялись вопросом установки на Транспортер всякого дополнительного оборудования: сваебойных машин, небольших буровых установок... А бульдозерный отвал просто входит в число стандартных опций. Есть толк от Пелеца в борьбе с лесными пожарами. Ведь юркая машинка с запасом воды может подобраться к таким очагам возгорания, куда раньше могли подойти только сотрудники с ранцевыми опрыскивателями.

Так сколько же профессий у снегоболотохода Пелец-Транспортер? Спасатель, геолог, геодезист, нефтяник, электрик, связист, лесник, пожарный, егерь, строитель... Я далек от мысли, что сверхлегкий плавающий вездеход может закрыть все сферы применения, имеющиеся у гусеничной техники. Но в том, что список освоенных им специальностей будет только расти — уверен на сто процентов.


Pelec_transporter 43.jpg


ВАМ ПОНРАВИТСЯ ПЕЛЕЦ-ТРАНСПОРТЕР, ЕСЛИ

  • Вашей компании нужен вездеход, но вы привыкли считать деньги;
  • Вы привыкли выезжать на охоту и рыбалку большой компанией;
  • Вы с детства хотели управлять оранжевым бульдозером.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ ПЕЛЕЦ-ТРАНСПОРТЕР, ЕСЛИ:

  • Вы хотите перемещаться по бездорожью с комфортом пассажира премиального внедорожника;
  • Вы считаете, что «32 лошади — это ни о чем»;
  • Вы уверены, что в транспортном средстве главное — это работа дизайнера.

Габариты (Д х Ш х В) 2 800 × 1 650 × 1 890
Снаряженная масса, кг 855
Клиренс, мм 300
Грузоподъемность, кг 600
Объем топливного бака л 32
Двигатель бензиновый, 1,0 л, 32 л. с.
Коробка передач механическая, 4 ступени + вариатор
Привод полный
Максимальная скорость, км/ч 49
Средний расход топлива, л/100 км 6,0


Читайте также:


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings