Суперкары в деталях: Cheetah – американские гепарды

4027 0 6
Поделиться: 1 4 0 1 0 0

История наших сегодняшних героев полна взлетов и падений. Это, впрочем, неудивительно – с нуля построить собственный автомобиль, изначально предназначенный для победы на гоночных трассах, сложно. Но сложно – не значит невозможно.

1961 – Cheetah High-Speed Transporter

В конце 50-х годов ХХ века американские автомобильные энтузиасты обратили свой взор на гоночные трассы. Большинство гоночных команд спонсировались мастерскими по ремонту автомобилей или автомобильными дилерами. Спонсировал команду чемпионата SCCA и Норман Хольткамп, дилер Volkswagen и Porsche из Калифорнии. Однажды ему на глаза попалась фотография знаменитого Mercedes-Benz Renntransporter, и Хольткамп задумался о постройке собственного скоростного грузовичка для доставки гоночных автомобилей.

Хольткамп покупает разбитый седан Mercedes 300, который и лег в основу американского ответа Renntransporter. От него позаимствовали моторный щит, независимую переднюю подвеску, барабанные тормоза всех колес и рулевое управление. Заднюю рессорную подвеску, мощную лонжеронную раму и элементы кабины одолжил пикап Chevrolet El Camino, а передние фары и бампер взяли у Chevrolet Corvair. Ну а двигателем V8 объемом 4,6 литра и механической четырехступенчатой коробкой передач поделился Chevrolet Corvette.


Впрочем, мощности в 270 л. с. хватало для легкого Корвета, а для грузовика мотор пришлось немного доработать. В автомобиле появилось два четырёхкамерных карбюратора Carter и новая выпускная система, в результате чего мощность мотора, собранного в мастерской Билла Томаса, известного тюнера автомобилей марки Chevrolet, подросла до 300 л. с. К слову, для улучшения баланса массы силовой агрегат разместили за передней осью в базе машины, а общая внешность получилась такой, что он мог бы составить достойную компанию низким грузовикам из нашего обзора.

На испытаниях на гоночном треке грузовик, получивший имя Cheetah High-Speed Transporter, оправдал свое название и разогнался до скорости в 180 км/ч! Платформа для перевозки автомобилей и носовая часть ради снижения веса были выполнены из алюминиевых сплавов, а общую сборку автомобиля производило еще одно тюнинг-ателье, Траутман-Барнс, расположенное в Лос-Анджелесе. Хольткамп мечтал начать мелкосерийную сборку Cheetah под заказ, но цена в 16 000 долларов отпугнула покупателей. Кроме того, при эксплуатации были выявлены и недостатки новой машины: например, из-за неравномерного распределения массы задний мост ненагруженного Cheetah при резком торможении на спуске мог оторваться от земли, в результате чего передняя часть машины получала повреждения. Двигатель же, расположенный сразу за кабиной, постоянно перегревался из-за непродуманности воздухозаборников.




Для исправления недостатков Хольткамп модернизирует свое детище: колесная база грузовика удлинилась почти на 40 см, а двигатель сместился ближе к центру машины. К сожалению, финансовые сложности не позволили решить проблемы до конца, и в начале 1970-х Норманн продает «Гепарда» в полуразобранном состоянии Дину Муну, известному своими хот-родами. Тот планировал восстановить машину, но, к сожалению, землетрясение 1971 года поставило крест на этой затее, и Cheetah простоял на заднем дворе мастерской до 1980-х годов. После смерти Муна грузовик выкупил Джин Дигнэн, коллекционер из Лос-Анджелеса, который отреставрировал «Гепарда» и оснастил его гидроусилителем руля и дисковыми тормозами на всех колесах. В 2006 году автомобиль был продан на аукционе и сейчас хранится в коллекции Джеффа Хакера.

1963 – Cheetah Coupe

Билл Томас, принявший участие в постройке грузовичка Хольткампа, оказался настолько впечатлен возможностями High-Speed Trasnporter, что начал планировать разработку своей собственной гоночной машины. Справедливости ради скажем, что Томас и сам ранее участвовал в гонках серии SCCA, а затем еще и основал собственную гоночную команду. Билл выкупает у Хольткампа права на имя «Cheetah» для своего автомобиля, который готовит как ответ на творение самого Кэролла Шелби – легендарную Кобру.

Shelby Cobra, оснащенная V-образной «восьмеркой» Ford, изменила расстановку сил в гоночной серии SCCA, в которой ранее доминировали доработанные частниками Корветы. Билл использовал свои связи с сотрудниками фирмы Chevrolet и умудрился-таки договориться с руководством, чтобы получить поддержку и финансирование своего проекта. Поскольку ответить своему главному конкуренту у General Motors было практически нечем, идея Томаса была принята на ура.



Вдохновленный европейскими гоночными машинами, Томас создал трубчатую стальную раму, к которой прикрепил независимые подвески передних и задних колес на сдвоенных поперечных рычагах. Изначально внешние панели кузова купе с дверями типа «крыло чайки» были выполнены из алюминиевых сплавов, но впоследствии Билл отказался от дорогого материала, решив обойтись более дешевым стеклопластиком. В результате масса крошечной машинки не превысила 750 кг, а максимальная скорость Cheetah на прямиках достигала 285 км/ч.

Томас решил разместить тяжеленный двухкарбюраторный двигатель V8 рабочим объемом 5,4 литра, развивающий мощность 380 л. с., в пределах базы, непосредственно за передними колесами, чтобы добиться хорошей развесовки. Кокпит максимально отодвинули, в результате чего водительское сиденье покоилось практически на рычагах задней подвески, в нескольких сантиметрах от задних колес. Компоновка получилась настолько компактной, что четырехступенчатую коробку передач Muncie, передающую крутящий момент от двигателя на задние колеса, смогли состыковать в блоке с дифференциалом напрямую, не применяя карданной передачи.

При разработке своей машины Биллу оказались доступны только запчасти от Chevrolet, и потому не смог использовать дисковые тормоза, ограничившись более простыми барабанными. В результате возникли проблемы с эффективностью торможения машины, а при боевых режимах тормоза попросту перегревались и даже заклинивали, что не способствовало улучшению тормозных характеристик.




Несмотря на выдающиеся динамические показатели, с Cheetah с трудом справлялись даже опытные гонщики. Главной проблемой стали не столько тормоза, сколько небольшая жесткость рамы и качество сборки, что сказалось на общей управляемости машины. Кроме того, непродуманная вентиляция и раскаленная выхлопная труба, проходящая почти рядом с водителем, превращали салон в духовку. Томас как мог оперативно исправлял «детские болезни» своей машинки, ведь несмотря на большинство минусов, она оказалась достаточно юркой и маневренной при грамотных настройках.

В результате множественных доработок технические проблемы были решены, и суперкар был готов поспорить на гоночных трассах со своими конкурентами. По правилам SCCA, для омологации требовалось построить 100 автомобилей. Но пока прототип доводили до состояния полноценного болида, правила омологации в классе были изменены: для прохождения требовалось выпустить партию объемом не менее 1 000 серийных автомобилей. Томас был готов выпустить партию из 100 автомобилей, но тысячу… Маленькое предприятие просто физически не было готово к массовой сборке и оказалось на грани краха.



Всего было выпущено, по разным данным, от 23 до 29 автомобилей, причем менее 15 из них были предназначены для дорог общего пользования. А тут еще произошел пожар в мастерской, в результате которого были уничтожены и готовые автомобили, и детали с оснасткой. В итоге проект зашел в тупик, Биллу Томасу пришлось отказаться от мечты построить собственный автомобиль.

2006 – BTM Coupe

Но идея крошечного суперкара не умерла. Реплики Cheetah – правда, оснащенные более простыми агрегатами, например, от Volkswagen Beetle – в конце 80-х строили сразу несколько крошечных фирмочек. Качество сборки этих поделок было настолько низким, что Билл почти сразу же открестился от разъяренных покупателей, заявив им, что он не давал согласия на сборку этих машин. Однако идея постройки «Гепарда» не покинула мыслей автомобильных энтузиастов, и уже в 2003 году с Биллом Томасом встретился Роберт Аксьер, мечтавший создать современную машину, использовав в качестве основы оригинальный Cheetah.




Аксьер смог убедить Томаса в своей затее и получить от него официальное благословение на сборку новых машин. В знак уважения к Томасу Аксьер называет свою фирму Bill Thomas Motors (BTM), а сам автор оригинальной машины получает полное право на внесение любых изменений и поправок, если, по его мнению, что-то идет не так. Билл передал Роберту сохранившиеся элементы шасси, панели кузовов, рисунки и исторические фотографии, и после совместных обсуждений Аксьер и команда пришли к выводу, что необходимо изменить ряд элементов машины, при этом оставив оригинальный дизайн и габариты.



BTM Coupe, появившийся в 2006 году, имел полностью рассчитанную на компьютере трубчатую раму из хром-молибденовой стали, на которую навешивались внешние панели из стеклопластика. К раме крепятся рычаги независимых подвесок передних и задних колес. V-образную цельноалюминиевую «восьмерку» LS2 объемом почти 6,0 литров и мощностью 400 л. с. и шестиступенчатую механическую трансмиссию Tremec, которую, как и ранее, сблокировали с задним мостом без карданного вала, позаимствовали у все того же «Корвета»,что позволило машине массой в 850 кг (!) разгоняться до «сотни» за каких-то 3,5 секунды.




Максимальная скорость «Гепарда» нового поколения достигает уже 300 км/ч, но на большой скорости сказываются крошечная база и низкая масса машинки – она начинает «гулять». В связи с этим предлагались и более спокойные варианты – для клиентов, которые меньше любят настолько острые ощущения. Впрочем, эмоций хватает: в дизайн кузова не внесли никаких изменений, а в салоне появились новые спортивные сиденья да руль с педалями.



Зато серьезным изменениям подверглась система вентиляции: выпускную трубу провели в стороне от кокпита, а в качестве опции предлагается и кондиционер. Осаживать машину призваны дисковые вентилируемые тормоза диаметром 330 мм впереди и сзади, причем машина не оснащена даже их усилителем, не говоря уже об АБС.



Кстати, владельцы фирмы заявляют, что их детище дает полные ощущения от участия в процессе вождения, поскольку машину не оснастили и усилителем рулевого управления, не говоря уже о всяческих современных электронных «ошейниках» или помощниках. В октябре 2009 года Билл Томас умирает от продолжительной болезни, и Роберт Аксьер, в знак уважения к автору, закрывает производство Cheetah.

Производство автомобилей марки



Компания Cheetah Cars изначально базировалась в городе Санта-Ана в штате Калифорния, США. За год силами мастерской, расположенной на заднем дворе дома Билла Томаса, собиралось не более пяти-семи автомобилей. Возрожденная Cheetah производилась на мощностях предприятия ВТМ в Аризоне, где выпускалось уже до 12 автомобилей в год.

Интересные факты

  • Эмблема фирмы Cheetah представляет собой бегущего гепарда, давшего имя марке.
  • Почти все оригинальные автомобили Cheetah, дожившие до наших дней, встретились в 2014 году на трассе Road Atlanta на праздновании 50-летнего юбилея марки.
  • Билл Томас прорабатывал и вариант прогулочного родстера со съемным стеклопластиковым верхом, который могли бы оснастить и автоматической коробкой передач, но эта машина осталась только на бумаге.
  • В 1963 году Билл Томас начал проект Super-Cheetah, который должен был участвовать в гонке 24 часа Ле-Мана. Автомобиль получил новую стальную трубчатую раму, внешние панели кузова выполнили из алюминиевых сплавов, а под капотом разместили 5,5-литровый двигатель V8. Проект так и не был закончен, поскольку руководство Chevrolet отказал Биллу Томасу в финансировании.


В чем фишка?

  • Автомобили конструкции Билла Томаса были построены прежде всего для участия в гоночных соревнованиях, где конкурировали как с американскими, так и с европейскими автомобилями.
  • Применение в конструкции узлов и агрегатов автомобилей марки Chevrolet.
  • Создание авто, использующего в качестве основы идеи оригинального суперкара, но с современными силовыми агрегатами.

Читайте также:



Понравилась статья? 1 4 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

3230 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

4232 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

6962 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

25594 1 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1359 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

2009 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8534 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17146 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14543 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

12260 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8406 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9327 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3393 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25231 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13418 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20572 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115902 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32773 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29787 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?