Ручной хижак: тест-драйв самодельного горного грузовика

Про горные велосипеды знают все. Про горные автомобили – только специалисты и жители гор, да и то, если не поссорятся из-за терминологии. Попавший к нам в руки грузовик свое в горах уже откатал и спустился на равнину: ничего не поделаешь, ведь еще до нас подмечено, что и боги спускались, как говорится, на землю…

За неимением специальной классификации горным грузовиком местные жители считают любой грузовик, который они эксплуатируют в горах. Правда, горняки – добытчики угля, руды и прочих полезных ископаемых – иногда называют горными свои самосвалы, свой технологический транспорт, который применяется в горняцком деле. Но мы сегодня собрались по другому поводу – чтобы поговорить о транспорте для путешествий по живописной горной местности.

Именно такого не хватало когда-то карпатскому жителю по имени Василий, и именно тогда он задумался о чем-то особенном. Ведь старые «газики» и новые «уазики», на которых ездили в горы его соседи, были для него маловаты, тесноваты, слабоваты, да и вообще уже как-то примелькались. Существовали, конечно, грузовые варианты типа «шишиги» или «сто тридцать первого», но слишком уж они грубы и брутальны, право слово.

А не соорудить ли что-нибудь самому? – пришла в голову мысль. Пришла – и показалась интересной. Прежде всего потому, что давала автору роскошную возможность – возможность выбора. Выбора типа кузова, обивки сидений, размера, привода, числа ведущих колес, да и числа самих колес в принципе!

IMG_8874

Техзадание

Итак, автомобиль для поездок в горы должен быть: крепким, мощным, вместительным, комфортабельным, с большими колесами, «мертвыми» супернадежными тормозами и непробиваемой подвеской. Хотелось также дополнительно не очень прожорливого мотора и хоть какой-то динамики на трассе – ведь часто, чтобы доехать до правильных гор, нужно преодолеть сотню-другую «кэмэ» по асфальту.

Лимузин в болоте: тест-драйв вездехода Шаман Вцепишься, бывало, в поручень на панели или боковой стойке и ползёшь по бездорожью. Или бьёшься головой то о боковое стекло, то о крышу – такое тоже бывает. Весело, интересно… Но каждый раз...

Поняв, что вместо реального проекта вырисовывается нечто среднее между БТР и большим внедорожником, решили для начала взять ориентир на небольшой полноприводный грузовик. Дескать, на хорошее рамное шасси можно поставить любой кузов. Далеко ходить не стали: обратились к проверенному ветерану и легенде офф-роуда – ГАЗ-66. Постановили взять от него все самое лучшее – мосты, трансмиссию и подвеску, а попутно избавиться от самого худшего – прожорливого бензинового V8 и тесной кабины. Конечно, целостный образ будущего покорителя бездорожья сложился в головах самодеятельных автостроителей заблаговременно, но сначала была создана ходовая часть – в том ее виде, какой соответствовал бы техзаданию.

По замене

Если отталкиваться от «шестьдесят шестого», то у горного автомобиля есть несколько «своих», не «газоновских» агрегатов. Прежде всего, это двигатель – 5,7-литровая дизельная шестерка OM 362 мощностью 130 л. с. Мотор вместе с 5-ступенчатой коробкой передач позаимствован у 5-тонного фургона Mercedes-Benz Т2. Следующий (по направлению потока мощности) агрегат трансмиссии – раздаточная коробка, которая оставлена от ГАЗа. Через нее приводится не только передний мост, но и лебедка, которая спрятана в задней части под грузовой платформой (даже люк в полу для обслуживания имеется!). Привод к лебедке – специальным продольным валом, проложенным под днищем.

P1060871
P1060772-копия
P1060880

Средний расход топлива:
26 л на 100 км

Ведущие мосты также оставили от ГАЗ-66, но в них поменяли главные пары, установив более «скоростные» (передаточное число 6,17) – от дорожного грузовика ГАЗ-53. Это позволило повысить скорость при движении по шоссе, а также положительно сказалось на расходе топлива в таком режиме. По замерам владельца, машина потребляет 20 л дизеля на 100 км, что в самом деле меньше «газоновского» бензинового аппетита в 26 л/100 км. При этом тяги, столь нужной на бездорожье, на колеса все равно поступает предостаточно, поскольку крутящий момент дизеля, естественно, выше, чем у штатной бензиновой «восьмерки»: 363 Нм против родных «газоновских» 284 Нм. Колеса оставили штатные ГАЗ-66, обув их в современные шины – так называемые «радиалки».

P1060813-(2)-копия

Двигатель
от Mercedes-Benz T2
OM 362, 5.7 л, 130 л.с.

Таким образом, наш «горец» получил хоть и измененную, но в целом «газоновскую» трансмиссию – с постоянным приводом на заднюю ось и с жестко подключаемым (без межосевого дифференциала) передним мостом. В раздаточной коробке, через которую осуществляется подключение «передка», имеется также понижающая передача – для увеличения крутящего момента на колесах при движении в особо тяжелых условиях. Большое подспорье в грязи и глубоком снегу – межколесные дифференциалы с самоблокировкой в обоих мостах, которые получены «шестьдесят шестым» от рождения.

IMG_8897_cut

Также принципиально не изменилась и ходовая часть: на эксклюзивной машине осталась несокрушимая зависимая подвеска с прочными неразрезными мостами, каждый из которых подвешен на паре классических продольных рессор, да еще с парой телескопических амортизаторов. Но все же одно очень существенное дополнение тут имеется – тормоза!

По реке аки посуху: тест-драйв вездехода Шерп Желание «пощупать» Шерп своими руками у меня возникло давно, но никак не получалось найти доступный для тест-драйва экземпляр. Поэтому когда совершенно случайно найденный в интернете частный...

Поскольку при поездках по горной местности важность этой системы выходит на первое место, на небольшой в общем-то автомобиль установили тормоза от КамАЗа. Да-да, от 20-тонного грузовика, пневматические – со всеми их кранами, камерами, регуляторами, ресиверами, влагоотделителем, компрессором… Да, немного громоздко, и масса всего это имущества немалая, зато останавливается теперь машина, как вкопанная! Более того, автомобилю дали сразу два стояночных тормоза: классический механический и дополнительно – с пневмоприводом. Понятно, что и тот, и другой могут служить резервными на случай отказа основной системы в какой-нибудь неподходящей ситуации.

Полезай в кузов!

Когда с концепцией шасси вопрос утрясли, можно было решать вопрос с кузовом. Помимо уюта и вместительности салона, хотелось еще одного – пространства для всякого крупного туристического багажа (как потом выяснилось, таким багажом мог оказаться даже мотоцикл класса эндуро). Так что, все-таки кузов «пикап»?

Как ни странно, это звучит применительно к раме «шишиги», но почему бы и нет? Американские пикапы и не в таких размерах бывают. Поэтому бортовая платформа у этой машины все-таки есть, ее пристроили позади «двухрядной» кабины, сваренной из двух кабин ГАЗ-3307.

P1060815-(2)

Трансмиссия:
5 ступеней

Кузов укрыт интересной конструкции тентом. Во-первых, он в значительной мере прозрачный, а во-вторых, у него открывается не только задняя и торцевая части, но и фрагмент крыши. Это дает возможность удобно, в рост, перемещаться в кузове при такелажных работах. Прозрачные части тента позволяют обозревать (хотя бы частично) и пространство позади автомобиля, и события, происходящие в грузовом отсеке – не отвязался ли принайтовленный багаж, не бузят ли пассажиры. Да, в кузове пикапа, кстати, кроме запаски есть продольное сиденье для пассажиров. В полу устроены петли для крепления груза – ведь понятно, что на пересеченной местности он, как и люди, подвергается значительной болтанке.

Отказ от компоновки «кабина над двигателем» дал возможность организовать более просторный салон. Внутри – пять мест, включая водительское, сиденья по-настоящему комфортабельные, все отделано легкомоющимися материалами. Передние кресла – так вообще от иномарки-японки, с электроприводами регулировок во всех направлениях. Торпедо вместе с кабиной позаимствовано у грузовика ГАЗ-3307, а одним элементом комфорта – консолью для часов и магнитолы – поделилась вазовская «классика».

P1060855-(2)
P1060860-(2)
P1060840
P1060862

Пара интересных моментов достойна упоминания и снаружи. Важное для офф-роудеров обстоятельство: по кабине можно ходить. И по крыше, где устроен экспедиционный багажник, и по крыльям с капотом, которые защищены алюминиевыми накладками и укреплены раскосами. Это может пригодиться, например, когда глубина форсируемой реки окажется больше, чем… в общем, во всех случаях, когда экипажу не захочется мочить ноги при выходе из салона в некую мокрую среду. Чтобы при подобных упражнениях не схватиться сгоряча за горячую (уж простите за каламбур!) выхлопную трубу, их забрали в симпатичные решетки.

P1060764

Утюжим местность

Несмотря на недетскую высоту, садиться в кабину несложно. Топливные баки, хитроумно превращенные в подножки, служат ступенькой; еще ниже, в защитных дугах, есть вырезы для ног в любой обуви – хоть в модных кроссовках, хоть в так уважаемых карпатскими жителями прочных резиновых сапогах.

P1060770

Замечательная вещь – ровный пол кабины, и порога в дверях тоже практически нет, можно перемещаться легко, не спотыкаясь, что тоже сразу располагает к себе. Ощущения свободного пространства – как в автобусе, например, – прибавляют раздельно стоящие передние кресла. Одним словом, изнутри кабина столь же хороша, как и снаружи.

Обзор из-за руля – как с капитанского мостика иной яхты: капот почти не загораживает дорогу, да и, собственно говоря, для такого автомобиля подробности пути и неважны. Мощный кенгурин, способный защитить передок, кажется, даже в случае танкового тарана, полезен еще в одном деле. Вкупе с тросиком, отбивающим ветки, он указывает мне на передние габариты машины.

P1060778
P1060769
P1060865

Управлять этим горным транспортом не так сложно, как может показаться. Во-первых, мы помним про пневматику в тормозах и ГУР в рулевом управлении, да и сцепление, естественно, с гидроприводом. Рычаг мерседесовской МКП расположен вплотную к водителю, так что тут – тоже без вопросов. Единственное, что непривычно – так это высота твоего расположения над дорогой. Но очень скоро этот психологический дискомфорт сменяется обратным чувством – ощущением уверенности и чуть ли не вседозволенности.

Автомобиль так спокойно утюжит поверхность, что все опасения относительно какого-то неуспеха рассеиваются, как сизые облачка выхлопа, появляющиеся над его вертикальными трубами при перегазовках.

Ощущения, скажем так, совсем иные, нежели в находящейся с этим горцем в прямом родстве «шишиге» ГАЗ-66 – чувство защищенности и большей плавности хода крепче в разы. Не иначе как сказываются капотная компоновка и смещение водительского места к центру тяжести автомобиля.

P1060816-(2)

Правда, когда на пути встречаются значительные изломы рельефа или просто глубокие жесткие колеи, качка все равно начинается. Но энергоемкая подвеска просто великолепна – четыре рессоры эффективно гасят все толчки.

Превозмогатель: тест-драйв вездехода Hunta-Хаски Большинству любителей вездеходов название «Хаски», скорее всего, пока не очень знакомо, потому что уж очень нам запал в душу (а многим он там и наследил) рекламный ролик, где этот автомобиль...

Даже при грубых встречах с препятствиями среднего калибра не ощущается никаких жестких ударов – машина просто мягко вздыбливает соответствующую сторону, не меняя при том курса. Кстати, руль, несмотря на мощный «гидрач», отнюдь не пустой: ловить нужный угол баранки в колее удается даже при наличии самого небольшого опыта. А еще понравились тормоза – замедление сначала неспешное, машина притормаживает мягко, давая водителю рассчитать дистанцию и ход педали, но при дальнейшем ее продавливании пневматика вдруг легко и мощно зажимает колеса: стоять! Да, гидравлика действительно срабатывает по-другому.

Проверено горами

Наконец, мы не сказали самое главное. Автомобиль этот – не какое-то любительское изделие развлечения ради, сделанное «под выставки» и для тусовок в среде автофанов. Этому в общем-то самодельному монстр-траку по прозвищу Хижак – то есть, Хищник – уже ни много ни мало десять лет. Практически все это время он использовался по назначению, доказав свою практическую пригодность. В это было бы трудно поверить, не имей мы возможности вблизи убедиться в качестве сборки, и не знай мы, что строили машину 2,5 года и потратили на нее около 40 тысяч долларов. Качество – оно дешево не дается. Ни на заводском конвейере, ни в гаражах талантливых умельцев.

P1060814-(2)

Опрос
Как вам получившийся грузовик?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
29.11.2016 00:59
Yury Molodtsov

По машине и не скажешь, что это колхоз, очень крутой проект на самом деле.

4

30.11.2016 17:16
victor che

Может в Карпатах на нём можно ездить, но у нас с новым "техрегламентом" замучаешься узаконивать. Даже просто усовершенствовать серийную погремушку стало невозможно.


02.12.2016 00:44
Micheal Khan-U-Teen

У меня одного ощущение, что автор статьи не знает о существовании ГАЗ-3308 Егерь? А "создатель" грузовика просто лукавит. Какие 2 сваренные кабины от ГАЗ 3307, если в Егере они изначально такие? Какие "измененные на" главные пары ГАЗ-53? В 3308 они именно ГАЗа-53, "скоростнее" "шишигинских". Какой расход в 26 литров??? Он по паспорту 20л на двигателе Д-245, который устанавливается на ГАЗ-3308 (на 5 лошадок слабее мерсовского, указанного в статье, на порядок дешевле и проще в обслуживании), а по факту у меня всегда оставалась солярка, т.к. автокомбинат списывал 20л, а я реально укладывался в 17. Это при том, что у меня была автовышка ГАЗ -3308 "Садко" (отличается от Егеря одинарной кабиной) - там на расход влияют еще и моточасы, а не только километры пробега. Лебедка идет в стандарте на Егерях с завода через коробку отбора мощности. Автор, не очень понятно - зачем, сменил двигатель, сделал силовой обвес, вместо штатных фар поставил прямоугольные, изменил тормоза (которые на Егере и так отличные при должном обслуживании) и покрасил. А, еще кузов странный приделал. С "родным" Егерь гармоничнее. Прилагаю фото стандартного Егеря с выставки.

3

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings