Опыт владения Honda Civic Type R: вождение в стиле rock

Принято считать, что японцы себя любят. Все верно, их чрезмерное самолюбие порождает дух соперничества и, как результат, приводит к высокому качеству выпускаемой продукции. Вот почему надежность машин рынка JDM (Japanese Domestic Market – «отечественный рынок Японии») вызывает уважение среди владельцев таких машин, а порой и вовсе приводит их в восторг. Наши автолюбители в этом убедились еще с 90-х годов. Японская техника, ввезенная в те далекие годы, зачастую 80-х годов выпуска прошлого столетия, до сих пор на ходу и неплохо себя чувствует, хотя эти товары вроде бы не предназначены для российского климата и наших дорог.

Второе, что привлекает в автопарке рынка JDM и, на мой взгляд, главное – на внутреннем японском рынке мелкосерийно появляются редкие и порой неповторимые версии обычных серийных машин. Эти limited серии заслуживают самого пристального внимания, ведь в них, как правило, заложена отдельная философия, опыт компании, интеллектуальный капитал инжиниринга и тому подобные прелести.

Японцы поступают так по двум причинам: как я уже отметил, они себя любят – раз, и их приоритеты в построении «горячих» версий серийных моделей отличаются от американских и европейских – два. Быть может, существует причина номер три.

original-kot_2506.jpg


Обо всем этом я заговорил неспроста: к примеру, компания Honda – матерый игрок в плане вброса на рынок горячих версий авто. Honda – производитель машин, мотоциклов и различной спецтехники со своей уникальной историей. Этот бренд никогда никого не покупал, никому не продавался и не проходил различных слияний. Основатель компании – Соичиро Хонда – всегда питал страсть к гонкам. «Если Хонда не участвует в гонках, то это не Хонда» – говорил он. Его стремление пару раз чуть не привело компанию к банкротству. Но будучи на грани разорения, он всегда шел наперекор устоявшимся канонам общества и все делал по-своему. Его было не сломать, поэтому ценой неимоверной воли компания, находясь в критическом состоянии, оставалась на плаву. Позже трудные времена отступили, принципы Хонда взяли верх, и компания переросла в автогиганта. А еще Соичиро-сан имел 150 патентов на изобретения – не иначе, «Японский Эдисон».

Автомобиль, речь о котором пойдет в материале сегодняшнего тест-драйва, тоже придуман по самым лучшим рейсинговым законам компании Honda. Они построили великолепный автомобиль, просто чудо механики, электроники, аэродинамики – умопомрачительный, бескомпромиссный, злющий зверь.

ДЕЛО №: ABA-FD2/2009

Назначение спортивный седан
Перфоманс фантастический
Мотор атмосферный
Привод передний
Руль правый
Кайф бесконечный
Любовь безмерна
РЕЗЮМЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО

Это действительно зверь. Коварный, молниеносный и совершенно особенный. В него вложили кучу технологий, множество достижений компании, многолетний опыт в различных гонках, а также огромную часть любви и уважения к создателю – великому Соичиро Хонда. Да, похоже, что Хонда на этот раз решила «зажечь» как следует. Говорю это безо всяких преувеличений, так как перед нами эксклюзив в полном смысле этого слова. Это не просто typeR, это самый экстремальный его представитель. Что ж, давайте разбираться.


original-kot_2410.jpg


Об этой машине можно говорить только в положительных эпитетах, и все они – в превосходной степени. Их будет много, и все они по делу. Он заслужил их.

Подготовка

Перед тем, как забраться в водительский ковш, поймите: все, что вы до этого думали про скорость, драйв и эмоции от вождения – не имеет значения. Забудьте об этом. Отключите на время голову. Стереотипы. Даже логику. Оставьте место эмоциям. Еще лучше – поддайтесь им. Эта машина сможет вас загипнотизировать. То ощущение, которое вы испытаете, находясь за рулем этого автомобиля, вы осознаете до конца именно после того, как оно закончится. К сожалению, но это так.

Вот всегда так! Скажите мне, почему так устроен человек? Имея – не ценим, потерявши – плачем. Плакать мы, конечно, не будем, здесь уместнее сказать: ностальгируем, насладимся послевкусием, как сами знаете после чего. Так в чем же дело? Откуда такие грани психологии?


original-kot_2466.jpg


Все просто. Виной всему – он. Редчайший в России автомобиль (в России таких около 50 штук), поездив на котором, вы его больше никогда ни с чем не спутаете. Никогда! Вы будете узнавать его с первого взгляда в потоке из сотни машин еще за километр. Сравнение уместно лишь только с девушкой вашей мечты, свидание с которой вдруг продолжилось до утра, тогда как вы рассчитывали хотя бы с ней прогуляться.

Здесь то же самое. Вы ощутите именно эти чувства – легкую влюбленность, как минимум. Не знаю, что может сравниться с ощущением бесконечного кайфа от нахождения в этом автомобиле и особенно процесса управления им. Этот кайф настолько качественен, что… Это не передать, он просто есть, и его порода ни с чем не сравнима. Такие ощущения нужно переживать, чувствовать, ощущать всем телом.

Окинем взглядом

Внешне typeR от обычной версии отличается весьма существенно. Это заметно сразу, перечислю основные различия внешнего вида: красные шильды “H” впереди и сзади, темная передняя оптика, колеса R18 от гоночного бренда Enkei, сильно отличающиеся от дорожной версии бамперы, пороги и молдинги, регулируемое антикрыло с черной «полкой», гоночная резина Bridgestone Potenza RE 070 (также выпускается для рынка JDM, ее ресурс закончился, и сейчас установлена Potenza Adrenalin RE 002), задний диффузор (не угрожающих размеров, но все же присутствует), шильда typeR на крышке багажника, иная выхлопная труба с потрясающе настроенным звуком, а также тормоза Brembo.


original-kot_23521.jpg


Список достаточный, чтобы быстро понять, что перед нами Civic FD2. TypeR’ы даже в прошлых поколениях всегда были эдакими возмутителями спокойствия, а в этом поколении typeR приобрел платиновый статус этого воздействия. Здесь все на ступеньку выше. В общем, это – новая высота, если хотите – другая лига.

Balance of power

Давайте-ка представим, что нужно машине, чтобы отлично ехать. Неважно где: на кольце, на драге, на шоссе, в городе… Нужен максимум от всех узлов машины. Далее все максимумы требуется соединить вместе, а после – тщательно настроить, достигнув тем самым баланса сил, возможностей и преимуществ того потенциала, который заложен в автомобиль. Поведение машины на дороге, эмоции водителя-пилота – в некотором роде мозаика, складываемая из большого количества ячеек.

Множество различных факторов формирует перфоманс авто, и каждая ячейка важна по-своему. Именно поэтому результат получается замечательным только тогда, когда достигнут баланс экстремальности, внутренних ресурсов, а также настроек заложенных в машину возможностей.

Возможности, прежде всего, определяет двигатель! Это сердце автомобиля, главный герой – основной источник удовольствия, если это спорткар. Так вот, под капотом у нас пламенный K20A в самой что ни на есть экстремальной версии. Это один из лучших атмосферных моторов всех времен. Я нисколько не лукавлю. В стоке он крутится до 8700 об/мин. В нем хондовцы применили самую последнюю версию системы изменения фаз газораспределения i-VTEC, трехступенчатую. Массу мотора сознательно уменьшили, “колено” здесь облегченное, маховик тоже. Крышка головки блока цилиндров – красная. Привод ГРМ – цепной, бензин только Premium (читай “98-й”). Показатели мощности и крутящего момента отличные для атмосферного мотора: 225 «лошадок» с 2 литров рабочего объема. Не чемпионский показатель – помнится, двигатель S2000 выдавал 250 л.с., но этот typeR быстрее.


original-kot_2378.jpg


Что интересно, при всей своей мощности мотор в меру экологичен и экономичен одновременно: токсичность выхлопных газов соответствует нормам Euro-4 (год выпуска – 2009), средний расход бензина составляет 10-11 л на 100 км пути. Двигатель получился несложный, надежный, и он отлично подготовлен для тюнинга. Mugen, Spoon и некоторые другие тюнер-билдеры до сих пор выпускают комплекты доработки моторов K-серии, и они пользуются стабильно высоким спросом.

В пару к двигателю требуется коробка передач соответствующего уровня. Трансмиссия здесь механическая, 6-ступенчатая, с мощнейшими синхронизаторами и «титановым» рычагом селектора (на самом деле – фрезерованный алюминий). Сцепление однодисковое, сухое, по-классически привычно реализованное. Рулевое управление – на гидросистеме, никаких электрореек. От добра добра не ищут.

Подвеска – под стать всему остальному, классически правильная: double wishbone (двойные рычаги) впереди и multilink (многорычажка) сзади. Амортизаторы очень жесткие. Стабилизаторы толстые. Шины – размерности 225/40/R18, причем это заводской типоразмер. Сцепление с дорогой – адское.


original-kot_2510.jpg
original-kot_2452.jpg


В салоне никаких излишеств, как говорится, «все для спорта, все для водителя». Водитель у Хонды – всегда главный, но и пассажиров typeR не обижает. Сзади места достаточно, впереди свободно. Материалы в салоне простые, но смотреть на них – одно удовольствие, даже жесткий пластик выглядит приятно, при этом мягких деталей хватает. Особое спасибо за обивку кресел и вставки в дверях – это замша, так любимая мною. Причем по цветам салона и их комбинированию вариаций хватает, интерьер всегда органичен с цветом кузова: от напольного ковролина и ковриков до вставок в дверях и креслах. Однако строчка нитей – всегда красная.


original-kot_2481.jpg


Кузов автомобиля прочный, однако с безопасностью все по-спартански просто: 2 подушки безопасности и АБС. Всё в угоду низкой собственной массе, она у civic неплохо сэкономлена – машина весит всего 1270 кг. При этом шумоизоляция есть, и она весьма достойная.



В интерьере вы также сможете отметить всюду встречающиеся логотипы typeR: вышивки на креслах, шильды текстильных ковриков, логотип на тахометре, вставки на порогах передних дверей, а также номер автомобиля в партии typeR. Все это создает настроение и как бы подчеркивает, что вы сели в typeR версию – мол, соберись, сосредоточься. И запускай двигатель с кнопки Engine Start.

Поехали?!


original-kot_2343.jpg


Уже захотели прокатиться? Предостерегаю заранее: когда я говорил «экстремальный» – это значит «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ» во всем. А потому особого комфорта не ждите. При этом в салоне все превосходно. Передние ковши – с сильно развитой боковой поддержкой, и рассчитаны исключительно на людей комплекции ниже среднего. То есть машина как бы намекает, что с лишним весом здесь будет некомфортно. К тому же, если у вас дела со спиной неважнецкие, радикулит мучает – 10 раз подумайте, прежде чем решитесь сесть внутрь. В этом снаряде можно ощутить все «прелести» сверхжесткой подвески. Зубы, конечно, вылетать не будут, но не более того. Всё остальное, что он вам «напинает» (будьте уверены) за поездку на пределе возможностей – мало не покажется. И после всех издевательств над собой выходить из машины вы будете с растекающейся блаженной улыбкой. Спина вам будет уже не важна, ведь вы только что прохватили на почти рейсинговой версии Civic TypeR. А это событие крайне редкое. И вы его запомните. Я вам обещаю.

В деле


original-kot_2235.jpg


За рулем FD2 на дороге каждый сантиметр дорожного полотна подчинен вашим желаниям, и все происходит точно так, как нужно. Автомобиль предугадывает все, что вы задумали, и играет с вами на опережение. Он видит вас насквозь, имеет вседозволенность и может практически все. И он никогда не подводит. Если смотреть с точки зрения возможностей перфоманса, то водитель, особенно начинающий, перед машиной слабоват. Первым обычно сдаешься ты сам, особенно при скоростном прохождении поворотов, так как твой предел смелости на ранней стадии владения машиной гораздо ниже предела возможностей Civic Type R. Только потом уже начинаешь смелеть и позволять себе вольности. Но он все равно не подводит.

Нужен быстрый старт? Легко! LSD (самоблокирующийся межколесный дифференциал повышенного трения), передние амортизаторы и легкое контролирование педалей помогают максимально эффективно сорваться с места. Машина пулей устремляется вперед, никаких посторонних раздражающих водителя явлений не наблюдается. Все так, как нужно: быстро, качественно и ожидаемо.


original-kot_2453.jpg


Быстрые переключения передач? Запросто! Смена передач рычагом МКПП в этой машине напоминает стрельбу из помпового ружья, главное – не проспать момент переключения. Коробка позволяет менять передачи за доли секунды. Ход селектора – короткий и понятный, рычаг как будто сам помогает вам попасть в передачу. Нечто подобное я уже испытывал за рулем Accord EuroR, очень похоже. Сначала в такое «маслодействие» селектора коробки не веришь, однако к хорошему быстро привыкаешь: коробку хочется «гонять по схеме селектора» еще и еще. Синхронизаторы работают мгновенно.

Тормоза? Я, возможно, даже рассмеюсь… Вы еще сомневаетесь? Какие могут быть сомнения относительно Brembo? 4-поршневые суппорты Brembо переоценить нельзя! В бампере под фарами отверстия сделаны так, чтобы встречный поток воздуха дополнительно охлаждал тормоза. Даже это продумано. Динамика торможения – запредельная! Контроль – тотальный, ощущения – фантастические. Ты буквально висишь на ремнях, если нажал на тормоз сильнее. И это без дураков, машина просто-таки останавливается, как вкопанная. По зеркалам смотреть на таких торможениях – обязательно, мало ли кто там сзади…


original-kot_2504.jpg


Рулевое управление: снова не могу удержаться от эпитетов, самых ярких и лестных. Само рулевое колесо по-спортивному маленькое, пухлое, места хвата утолщены, все как учили. Кожа на руле отменная – казалось бы, чего еще надо? Но на этом приятности не заканчиваются: на руле присутствуют мультимедийные кнопки – 21 век на дворе, как-никак, даже в рейсингово-серийном седане. Другое дело – какие еще кнопки при такой рулежке? Никто и не заметит, что они там есть. Ехать надо, а не кнопки рассматривать. Руль в меру тяжелый, реактивное усилие – ожидаемое, приятное. Но все это не главное.

Ускорения

Вот тот наркотик, который заложен в основу этого автомобиля. Ощутив это один раз, с него уже не «слезть» – он манит и гипнотизирует, заставляя прохожих сворачивать шеи, глядя на Civic TypeR FD2. Вой этой машины авторский, уникальный. Мотор раскручивается живо, а после 5800-6000 об/мин это ПУШКА: только успевай держаться (именно держаться, а не держать) за руль и переключать передачи. Невозможно поверить в то, что это атмосферная «двушка»! Ускорения устрашающие.




Вкупе с подвеской и всем остальным «механическим фаршем» она творит чудеса и на прямой, и в поворотах. Мотор и выхлопная система подливают масла в огонь, вдобавок к ускорениям. Ускорения заставляют тебе познать себя, понять, чего ты стоишь. К примеру, трус ты или нет, чтобы жать на всю железку, как ОН позволяет? 90-100 км/ч на достаточно компактном круговом движении – слабО? Передаточные числа МКПП подобраны идеально, чтобы максимально использовать оптимальную для мотора зону оборотов «от 5500 – до red limit, 8500» и не выпадать из нее.

А какой при этом звук! Никогда не зарьтесь на заводской глушитель. Ему не нужен тюнинг! Звук настроен точно и правильно. С ним и без того злющий звук мотора становится еще богаче, экстремальнее.

В общем, лучше раз поездить…

На нем хочется давить, топить, жать, валить, рулить, осаживать, ввинчиваться… Качество подаренных эмоций у этой машины – исключительно высокого уровня. Как он проходит «кольца», как ускоряется, звучит, останавливается… Сейчас Honda переходит на турбо, гибриды и, возможно, даже водород. Похвально, но “красноголовые” атмосферники жаль – их больше нет…


original-kot_2373.jpg



Конечно, я все понимаю, Civic Type R, при всей своей уникальности, – далеко не McLaren по ускорениям и стабильности на скоростях за 200, но не забывайте про ценник.

Но знайте! Он пользуется своим статусом. ОН – ПРОВОКАТОР. Бессовестный наглый задира, подстрекающий тебя на нехорошие вещи на каждом шагу, всегда. И у него нет ни стыда, ни совести. Поэтому будь осторожен в своих желаниях на дороге. Ты не один на улицах города, и ездить в любом случае нужно так, чтобы никто из-за тебя не страдал. Порой ты идешь у него на поводу, как наивный мальчик, и ничто не дает тебе включить голову. Сопротивление бесполезно. Это – автомобиль с душой, и она у него – необъятная.

Резюме

В России такие машины есть, и будут всегда. Раз возим, ездим – значит, ценим. Вот только с бережливостью у русских хозяев порой сложновато. Как у нас говорят: «после нас хоть потоп»? Вполне четкое определение. А жаль. Такие «экземпляры» нужно беречь, ибо эта машина с годами только дорожает, если она целая и ухоженная... Конкретно этому автомобилю, что на тесте, повезло: ему достался хороший бережливый хозяин.


original-kot_2414_1.jpg



Это один из немногих JDM-авто, на котором нужно поездить при первой же возможности. Таких эмоций вы не испытаете больше ни в одной атмосферной модели, включая все семейство всех поколений TypeR и EuroR… За исключением, пожалуй, Honda NSX Type R. Та машина, конечно, космос, но и цена ее в 5 раз выше, да к тому же, они давно осели по коллекциям. Поэтому сравнение с NSX Type R опустим. Больше у Civic Type R FD2 конкурентов нет. Это просто конфетка, самая сладкая, самая вкусная, и сколько бы ты раз такую конфету ни съел – она не надоедает. Никогда. Эту машину покупают сердцем. Для нее ничего не жалко.

Браво, Хонда. Ты не перестаешь удивлять.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

KEICHI TSUCHIYA (Кэйити Цутия) – подлинный король дрифта, человек-легенда в Японии.

В 2006 году снялся в эпизоде к фильму «Тройной форсаж: Токийский дрифт» в роли рыбака, комментирующего дрифт главного героя. Все самые сложные трюки для фильма делал он.


Keiichi_Tsuchiya_2008_Super_GT.jpg



Сейчас – ведущий японского видеоблога «Best Motoring». Он же комментирует на японском ТВ гонки в классе Formula-1.

В личном владении у него доработанная версия HONDA NSX Type R.

Этот человек знает о Honda все, и вот его мнение об автомобиле Сivic Type R FD2:

Машина экстремально быстрая. Это чистый рейсинговый автомобиль, который выпускается серийно. Вам не нужно смотреть на тахометр. По звуку интуитивно становится ясно, что и когда делать. Управление достаточно жесткое. Эта машина провоцирует пилота быть смелее, ехать на пределе. Это чистый рейсинг кар, только с номерными табличками. Я не могу понять и поверить, как они могут продавать эту рейсинговую машину для дорог общего пользования.

Кэйити Цутия

После time attack на знаменитой трассе Suzuka, где FD2 обошел время многих суперкаров 90-х (RX-7, GT-R 34, EVO VI, NSX) Кэйити Цутия в конце сказал: «Определенно, снимаем шляпы перед Хондой».


original-kot_2438.jpg



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
16.07.2015 18:10
oreca

По ходу статьи возникает ощущение, что автор в первую очередь себя убеждает в правильности выбора машины. Как дети хвастаются - категорично и максималистично. "Да мой папа лучше твоего!"


16.07.2015 18:10
oreca

По ходу статьи возникает ощущение, что автор в первую очередь себя убеждает в правильности выбора машины. Как дети хвастаются - категорично и максималистично. "Да мой папа лучше твоего!"


10.04.2016 15:42
Григорий Невский

"Подвеска – под стать всему остальному, классически правильная: double wishbone (двойные рычаги) впереди и multilink (многорычажка) сзади. " - Ошибочка)) Подвеска там спереди стойка МакФерсон, а сзади 2 рычага ДаблВишборн. Подстать меньшему весу сделали, несмотря на это управление не ухудшилось. Хотя бмв всегда МакФерсон ставила)

п.с. Хорошая статья!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings