Соболиная Арктика: тест ГАЗ Соболь 4Х4 в условиях Заполярья

21321 9 43
Поделиться: 1 39 0 3 0 0

Зимник закрыт, снежные переметы на трассе достигают метровой высоты, Камазы стоят по обочинам, тракторы и дорожная техника ждут, пока уймется непогода. А мы едем… Да-да на полноприводных Соболях по закрытому зимнику, вытаскивая друг друга лебедками и тросами, прокладывая колею, работая лопатами…

Город Усинск на северо-востоке республики Коми, на границе с Ненецким Автономным Округом (НАО), в шестидесяти километрах от Северного Полярного круга. Именно здесь наша команда присоединилась к экспедиции Варандэй-2016, и на трех Соболях мы отправились в Заполярье. Именно здесь за Усинском заканчивается дорога, дальше проехать можно только зимой по зимнику.

Что такое зимник? Это залитый водой и раскатанный участок снега в тундре – фактически гололёд. Стоит немного съехать в сторону с накатанного зимника и проваливаешься «по самое не могу» в снег. Ехать надо очень внимательно – стоит чуть-чуть зацепить кромку, и машина проваливается… И это когда зимник в хорошем состоянии, а вот когда его «закрывают», то небольшие участки гололеда чередуются со снеговыми переметами глубиной до 1,5 метров. Ко всему прочему прибавляется постоянный ветер 10-12 м/с. В этих условиях по зимнику идут только срочные грузы, а трассу несколько раз в день патрулируют спасатели.

Это – дорога жизни. По ней доставляются практически все грузы в НАО, во все остальные времена года сюда «только самолетом можно долететь». Поселки и месторождения по берегам рек могут рассчитывать на речной и морской транспорт, но это в навигацию. Так что подавляющее большинство грузов в эти места попадают именно по зимникам.


Аборигены считают самым подходящим транспортным средством для местных условий полноприводные Камазы, но встречаются и Уралы, и даже ГАЗ «Садко». Как ни странно, но Кразов мы не видели, а иномарки вообще воспринимаются как невероятная экзотика. Начальство и спасатели МЧС передвигаются вдоль зимника на гусеничных вездеходах и вездеходах «Трэкол» на шинах низкого давления. И то и другое – российской разработки. Так что мы на наших Соболях в этом царстве отечественного автопрома не чувствовали себя чужаками.

Готовим машины

До сих пор большинство современников воспринимают ГАЗ Соболь 4Х4, как «бешеную маршрутку» с раздолбаем-водителем, разваливающуюся на ходу… А между тем это – один из самых серьезных внедорожников, на которых мне приходилось передвигаться.

Проехав на полноприводном Соболе более 4 000 км по нашему родному отечественному бездорожью, со всей ответственностью могу заявить, что альтернативы у него на сегодняшний день, пожалуй, что нет вовсе. Да, есть еще «буханка», но она в разы теснее, неудобнее, и скорость 90 км/ч для нее за счастье. А Соболь даже в базовой комплектации при своей мостовой конструкции и внушительном внедорожном потенциале позволяет вполне комфортно передвигаться по трассе со скоростью 110 км/ч.

Так что когда встал вопрос о постройке экспедиционного внедорожника, то выбор был очевиден – только Соболь! Любые иностранные машины этого класса дороже в разы, а продукция Ульяновского автозавода ощутимо теснее, и это существенный недостаток, тем более, когда надо отправляться в «автономное плавание» на несколько недель вчетвером, таща на себе буквально всё, начиная с двух полноразмерных «запасок» и топлива, и заканчивая питанием и арктическим снаряжением.

Естественно, перед поездкой мы основательно подготовили машины. Как показала практика летних покатушек по барханам, для реально тяжёлого бездорожья Соболю необходим силовой бампер. Установив передний и задний силовые бамперы, мы заодно решили проблему с буксирными проушинами. Дело в том, что у стандартного Соболя для буксировки спереди вкручивается обычная автомобильная проушина, а сзади и вовсе приходится таскать его за стремянку рессоры. Мы эту недоработку исправили, теперь у нас и спереди, и сзади по две роскошных проушины размером под стандартный буксировочный шакл. Ну и «чтобы два раза не вставать», сразу установили лебедку (впоследствии она нам очень пригодилась).



Со своим высоченным дорожным просветом Соболь подразумевает наличие неплохой физической подготовки у своих седоков, и чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, мы поставили силовые пороги… Скажем сразу, что арктический опыт показал: пороги получились неудачными (узкими и скользкими), и их придется переделывать.

Свое место занял и экспедиционный багажник, на котором разместились запаски и топливо. Собираясь в край полярной ночи, не стоит забывать об освещении, и своё место на экспедиционном багажнике нашли дополнительные светодиодные «люстры» по кругу.



Вмешательство в механическую часть было минимальным. К стандартной блокировке заднего дифференциала Eaton добавили такую же спереди, а поскольку передний мост у нас подключаемый, то задействуя весь потенциал, получаем практически танк! Для справки: из современных внедорожников, представленных на рынке, такой подготовкой может похвастаться только Mercedes G-class.

Естественно, мы поставили зимние шипованные шины размерностью 245/75R16. На всех трех машинах комплекты шин были от разных производителей, и опытным путем мы выяснили, что самые подходящие покрышки для езды по зимнику и глубокому снегу выпускают финны.

Жизненное пространство

Самое интересное – как разместить в стандартном Соболе четверых нехудых мужиков с зимним снаряжением, да чтобы они еще могли и нормально высыпаться при этом?

Для этого пришлось заняться перепланировкой салона. Стандартный задний диван сдвинули вперед, а за его спинкой над багажником устроили спальное место на двоих человек. Наиболее интересное в этой процедуре то, что «спальник» стал на стандартное место, даже дополнительно сверлить ничего не пришлось! Таким образом, двоим участникам комфортную ночевку обеспечили. Еще двое ложатся на среднее и переднее сиденья. Дело в том, что в отличие от огромного количества конкурентов, Соболь – машина широкая, и в нем можно нормально вытянуться, ложась поперек. Даже самый высокий участник экспедиции при росте 192 см не испытывал особых неудобств. Под задним двухместным спальником разместился огромный багажник, в который вошли запчасти, запас еды, вещи четверых участников экспедиции и кофры с фото- и видеоаппаратурой.

Дополнительное отопление в машинах представлено автономными обогревателями на 2 кВт: мощности хватает настолько, что арктические спальники (до -40°С) не понадобились – в них было очень жарко.



А вот дальше – самое интересное. Отправляясь в арктическую экспедицию, легко представить себе, что чувствуют космонавты. Вся жизнь происходит внутри машины, двери открываются на минимальное время, чтобы не выстуживать салон. Каждый выход на улицу – как выход в космос, с надеванием скафандра (арктического комбеза, сапог и куртки). Внутреннее пространство настолько велико, что нам удавалось даже высушить за ночь промокшую днем одежду.

Газовые баллоны и примус живут под средним сиденьем. Подогрев воды выглядит следующим образом: зажигаем примус – и в течение пяти-семи минут у вас литр кипятка, и вся компания наслаждается горячим чаем. Ну а разогреть кашу с тушенкой из армейского сухпая – и вовсе никаких проблем. А теперь представьте себе, насколько удобно все это было бы проделывать в той же «буханке» или Патриоте, да еще вчетвером…

Увезу тебя я в тундру

Как я уже писал, хороший зимник – это укатанный гололёд, и по нему Соболь нормально катится даже на заднем приводе, позволяя поддерживать среднюю скорость 45-50 км/ч. Естественно, на подъемах приходится подключать передний мост, но и все эти несерьезные проблемы Соболь преодолевает играючи. Особенно показательно, когда видишь, с каким трудом на тот же подъем карабкаются груженые Камазы на шипованной резине (их тоже шипуют, но кустарным способом, вручную). Так, весело и незаметно, прошла первая часть экспедиции.




Здесь надо добавить, что в нашем конвое было два бензиновых соболя и один дизельный. Ни одна машина не дала повода для разочарований: после ночевок в тридцатиградусные морозы двигатели запускались нормально. Для бензиновых машин это неудивительно, а вот дизельный Соболь с двигателем Cummins 2,8 использовал встроенный подогреватель.

Особой разницы в поведении машин на укатанном зимнике мы не заметили. Дизель, правда, намного экономичнее (на 25-30%), но заметной выгоды не получается, ибо дизельные машины изначально дороже бензиновых. Хотя больший пробег с тем же запасом топлива – это однозначное благо в автономном путешествии.

Возвращение из Нарьян-Мара превратилось в серьезное испытание для людей. Машины не подвели ни разу. Проехать по зимней Арктике без поломок на Соболе? Легко!




Температура рванулась вверх с -30°С до -12°С, небо заволокло тучами, и повалил снег. В тундре всегда ветрено, а в сочетании со снегом на зимнике появились снежные заносы глубиной до метра, а в ложбинах и до полутора. Это бич заполярья: в таких условиях зимник закрывают, и машины становятся на отстой в ожидании погоды. Больше всего не повезло тем, кого непогода застала в пути, таких машин мы насчитали на всем протяжении зимника от Нарьян-Мара до Полярного Круга более пятидесяти. Но стоят не все: те, кому позволяет проходимость машины и водители со срочными грузами пытаются пробиться.

В конце января в тундре темнеет рано: сумерки начинаются уже в два часа дня, а в половине четвертого наступает ночь. Завораживающее зрелище, когда колонна грузовиков, как в замедленном кино, проплывает мимо тебя. Скорость ужасающе мала, шесть грузовиков проезжали мимо нас около получаса.

Но мы едем!

Техника преодоления переметов отработана давно. Если перемет короткий, 5-10 метров, то есть один-два корпуса машины, то его можно преодолеть с разгона, ходом. Но таких переметов немного. А вот если перемет длинный, да еще в гору… Такой можно преодолеть только накатом, буквально прокладывая и накатывая колею и тщательно следя за тем, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку. Здесь уже все без дураков: включена понижающая передача в раздатке и обе блокировки, а колеса спущены до 1 атм. В этих условиях проявляются преимущества дизельного Соболя: запас крутящего момента позволяет увереннее идти по глубокому снегу. Чуть только машина стала зарываться – сразу откатываешься назад, а затем снова вперед. Ну а когда снег окончательно перестает держать, штурман достает лопату и идет откапывать машину.




Вообще, для городского жителя все эти развлечения – зрелище сюрреалистическое. На дворе 21 век, за окном ночь, нет никакой связи. А перед машиной идет человек с лопатой и выбирает самый выгодный путь.

Не впечатляет? Проходимости маловато? Ну так я вам скажу, что с нами ехал местный Nissan Patrol (в кузове Y61 и с дизелем 2,8), и нам его приходилось вытаскивать намного чаще, чем ему нас! И это при том, что на Ниссане стояла 33-дюймовая резина. Дело в том, что несмотря на свои нескромные габариты и кучу дополнительного оборудования, Соболь все равно оказался легче японского внедорожника!



Мы проехали!




Водители грузовиков нас встречают восторженно, а спасатели на Трэколах и гусеничных вездеходах смотрят с уважением. 1 000 километров по заполярью, по зимникам и переметам. На Соболях. Мы это сделали! А ГАЗ Соболь 4Х4 в очередной раз доказал, что считается внедорожником совсем не зря. И если строить экспедиционную машину, то только на его базе.

А впереди еще будет много дорог и отечественного бездорожья.


Читайте также:



Понравилась статья? 1 39 0 3 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Георгий

и бензиновый движок, я так понимаю 4216? убожество еще то, 100 000км отъездил на таком с салона, хуже движка наверно и придумать нельзя. камминс его противоположность, если брать газ, то только дизель. кстати а что за колхоз с пружинами и рессорами на одной оси, это с завода какая то новая конструкция у соболя или лифт подвески такой кустарный?

Владимир Александров

Правое крыло-нижний край около фары-вспученная краска вероятно следствие плохой обработки металла перед покраской, железо уже ржавое...нет никакого антикоррозионного покрытия....убожество....

Михаил Гостев

Спасибо, отличный отчет! Чуть больше бы текста посвятили машинам и управлению. Мало инфы по соболям 4х4.

Великолепная статья, побольше бы таких!

" Как ни странно, но Кразов мы не видели", а КрАЗ на фотках присутствует!

Да, есть КрАЗ на повороте на Усинск.

Руслан Мустаев

цена соболя, единственная проблема, сопоставима примерно 2-м "буханкам" 🙁 соответственно, в наше, кризисное время, покупатель голосует кошельком!

У Land Rover Defender не было ни передней, ни задней межколёсной блокировки.

Алексей Кокорин

Да, Дмитрий - вы, разумеется, правы! Упоминание о Дефендере убрали.

Главная новость
Новости / Новинки
Geely вывела на тесты обновлённый кроссовер Emgrand X7

В Сети появились фотографии рестайлингового «паркетника» Geely Vision X6, предназначенного для китайского рынка. В России модель известна как Emgrand X7.

2172 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Гай Бергойн, Geely: не надо открещиваться от своего происхождения

Каково будущее дизайна Geely, зачем был создан бренд Lynk & CO, и что остается главным для китайского автомобиля на домашнем и мировом рынках – об этом и многом другом мы беседуем с Гаем Бергойном, руководителем…

415 0 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Solaris

«Я знал, что рано или поздно мы… доберёмся и до этого автомобиля», - если немного перефразировать слова героя культового контркультурного романа, получится идеальное вступление к статье о поводах ненавидеть Solaris. И…

5836 0 1
Статьи / Популярные вопросы
Новые правила проезда перекрестков с круговым движением: что изменилось

Не так давно, 8 ноября 2017 год, вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которое внесло…

3129 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

666 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: скучный салон и слишком интересная подвеска

Последние машины под маркой Volvo - это удивительное сочетание переосмысленных японских моторных технологий, фордовских платформ и китайского капитала. И что радует, машины возвращают свою идентичность. Дизайн новых…

1939 0 6
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

3389 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

34134 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18746 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

18116 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10267 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9793 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

5315 10 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27410 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

15154 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7615 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

122152 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

36313 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22818 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?