Соболиная Арктика: тест ГАЗ Соболь 4Х4 в условиях Заполярья

19368 9 43
Поделиться: 1 39 0 3 0 0

Зимник закрыт, снежные переметы на трассе достигают метровой высоты, Камазы стоят по обочинам, тракторы и дорожная техника ждут, пока уймется непогода. А мы едем… Да-да на полноприводных Соболях по закрытому зимнику, вытаскивая друг друга лебедками и тросами, прокладывая колею, работая лопатами…

Город Усинск на северо-востоке республики Коми, на границе с Ненецким Автономным Округом (НАО), в шестидесяти километрах от Северного Полярного круга. Именно здесь наша команда присоединилась к экспедиции Варандэй-2016, и на трех Соболях мы отправились в Заполярье. Именно здесь за Усинском заканчивается дорога, дальше проехать можно только зимой по зимнику.

Что такое зимник? Это залитый водой и раскатанный участок снега в тундре – фактически гололёд. Стоит немного съехать в сторону с накатанного зимника и проваливаешься «по самое не могу» в снег. Ехать надо очень внимательно – стоит чуть-чуть зацепить кромку, и машина проваливается… И это когда зимник в хорошем состоянии, а вот когда его «закрывают», то небольшие участки гололеда чередуются со снеговыми переметами глубиной до 1,5 метров. Ко всему прочему прибавляется постоянный ветер 10-12 м/с. В этих условиях по зимнику идут только срочные грузы, а трассу несколько раз в день патрулируют спасатели.

Это – дорога жизни. По ней доставляются практически все грузы в НАО, во все остальные времена года сюда «только самолетом можно долететь». Поселки и месторождения по берегам рек могут рассчитывать на речной и морской транспорт, но это в навигацию. Так что подавляющее большинство грузов в эти места попадают именно по зимникам.


Аборигены считают самым подходящим транспортным средством для местных условий полноприводные Камазы, но встречаются и Уралы, и даже ГАЗ «Садко». Как ни странно, но Кразов мы не видели, а иномарки вообще воспринимаются как невероятная экзотика. Начальство и спасатели МЧС передвигаются вдоль зимника на гусеничных вездеходах и вездеходах «Трэкол» на шинах низкого давления. И то и другое – российской разработки. Так что мы на наших Соболях в этом царстве отечественного автопрома не чувствовали себя чужаками.

Готовим машины

До сих пор большинство современников воспринимают ГАЗ Соболь 4Х4, как «бешеную маршрутку» с раздолбаем-водителем, разваливающуюся на ходу… А между тем это – один из самых серьезных внедорожников, на которых мне приходилось передвигаться.

Проехав на полноприводном Соболе более 4 000 км по нашему родному отечественному бездорожью, со всей ответственностью могу заявить, что альтернативы у него на сегодняшний день, пожалуй, что нет вовсе. Да, есть еще «буханка», но она в разы теснее, неудобнее, и скорость 90 км/ч для нее за счастье. А Соболь даже в базовой комплектации при своей мостовой конструкции и внушительном внедорожном потенциале позволяет вполне комфортно передвигаться по трассе со скоростью 110 км/ч.

Так что когда встал вопрос о постройке экспедиционного внедорожника, то выбор был очевиден – только Соболь! Любые иностранные машины этого класса дороже в разы, а продукция Ульяновского автозавода ощутимо теснее, и это существенный недостаток, тем более, когда надо отправляться в «автономное плавание» на несколько недель вчетвером, таща на себе буквально всё, начиная с двух полноразмерных «запасок» и топлива, и заканчивая питанием и арктическим снаряжением.

Естественно, перед поездкой мы основательно подготовили машины. Как показала практика летних покатушек по барханам, для реально тяжёлого бездорожья Соболю необходим силовой бампер. Установив передний и задний силовые бамперы, мы заодно решили проблему с буксирными проушинами. Дело в том, что у стандартного Соболя для буксировки спереди вкручивается обычная автомобильная проушина, а сзади и вовсе приходится таскать его за стремянку рессоры. Мы эту недоработку исправили, теперь у нас и спереди, и сзади по две роскошных проушины размером под стандартный буксировочный шакл. Ну и «чтобы два раза не вставать», сразу установили лебедку (впоследствии она нам очень пригодилась).



Со своим высоченным дорожным просветом Соболь подразумевает наличие неплохой физической подготовки у своих седоков, и чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, мы поставили силовые пороги… Скажем сразу, что арктический опыт показал: пороги получились неудачными (узкими и скользкими), и их придется переделывать.

Свое место занял и экспедиционный багажник, на котором разместились запаски и топливо. Собираясь в край полярной ночи, не стоит забывать об освещении, и своё место на экспедиционном багажнике нашли дополнительные светодиодные «люстры» по кругу.



Вмешательство в механическую часть было минимальным. К стандартной блокировке заднего дифференциала Eaton добавили такую же спереди, а поскольку передний мост у нас подключаемый, то задействуя весь потенциал, получаем практически танк! Для справки: из современных внедорожников, представленных на рынке, такой подготовкой может похвастаться только Mercedes G-class.

Естественно, мы поставили зимние шипованные шины размерностью 245/75R16. На всех трех машинах комплекты шин были от разных производителей, и опытным путем мы выяснили, что самые подходящие покрышки для езды по зимнику и глубокому снегу выпускают финны.

Жизненное пространство

Самое интересное – как разместить в стандартном Соболе четверых нехудых мужиков с зимним снаряжением, да чтобы они еще могли и нормально высыпаться при этом?

Для этого пришлось заняться перепланировкой салона. Стандартный задний диван сдвинули вперед, а за его спинкой над багажником устроили спальное место на двоих человек. Наиболее интересное в этой процедуре то, что «спальник» стал на стандартное место, даже дополнительно сверлить ничего не пришлось! Таким образом, двоим участникам комфортную ночевку обеспечили. Еще двое ложатся на среднее и переднее сиденья. Дело в том, что в отличие от огромного количества конкурентов, Соболь – машина широкая, и в нем можно нормально вытянуться, ложась поперек. Даже самый высокий участник экспедиции при росте 192 см не испытывал особых неудобств. Под задним двухместным спальником разместился огромный багажник, в который вошли запчасти, запас еды, вещи четверых участников экспедиции и кофры с фото- и видеоаппаратурой.

Дополнительное отопление в машинах представлено автономными обогревателями на 2 кВт: мощности хватает настолько, что арктические спальники (до -40°С) не понадобились – в них было очень жарко.



А вот дальше – самое интересное. Отправляясь в арктическую экспедицию, легко представить себе, что чувствуют космонавты. Вся жизнь происходит внутри машины, двери открываются на минимальное время, чтобы не выстуживать салон. Каждый выход на улицу – как выход в космос, с надеванием скафандра (арктического комбеза, сапог и куртки). Внутреннее пространство настолько велико, что нам удавалось даже высушить за ночь промокшую днем одежду.

Газовые баллоны и примус живут под средним сиденьем. Подогрев воды выглядит следующим образом: зажигаем примус – и в течение пяти-семи минут у вас литр кипятка, и вся компания наслаждается горячим чаем. Ну а разогреть кашу с тушенкой из армейского сухпая – и вовсе никаких проблем. А теперь представьте себе, насколько удобно все это было бы проделывать в той же «буханке» или Патриоте, да еще вчетвером…

Увезу тебя я в тундру

Как я уже писал, хороший зимник – это укатанный гололёд, и по нему Соболь нормально катится даже на заднем приводе, позволяя поддерживать среднюю скорость 45-50 км/ч. Естественно, на подъемах приходится подключать передний мост, но и все эти несерьезные проблемы Соболь преодолевает играючи. Особенно показательно, когда видишь, с каким трудом на тот же подъем карабкаются груженые Камазы на шипованной резине (их тоже шипуют, но кустарным способом, вручную). Так, весело и незаметно, прошла первая часть экспедиции.




Здесь надо добавить, что в нашем конвое было два бензиновых соболя и один дизельный. Ни одна машина не дала повода для разочарований: после ночевок в тридцатиградусные морозы двигатели запускались нормально. Для бензиновых машин это неудивительно, а вот дизельный Соболь с двигателем Cummins 2,8 использовал встроенный подогреватель.

Особой разницы в поведении машин на укатанном зимнике мы не заметили. Дизель, правда, намного экономичнее (на 25-30%), но заметной выгоды не получается, ибо дизельные машины изначально дороже бензиновых. Хотя больший пробег с тем же запасом топлива – это однозначное благо в автономном путешествии.

Возвращение из Нарьян-Мара превратилось в серьезное испытание для людей. Машины не подвели ни разу. Проехать по зимней Арктике без поломок на Соболе? Легко!




Температура рванулась вверх с -30°С до -12°С, небо заволокло тучами, и повалил снег. В тундре всегда ветрено, а в сочетании со снегом на зимнике появились снежные заносы глубиной до метра, а в ложбинах и до полутора. Это бич заполярья: в таких условиях зимник закрывают, и машины становятся на отстой в ожидании погоды. Больше всего не повезло тем, кого непогода застала в пути, таких машин мы насчитали на всем протяжении зимника от Нарьян-Мара до Полярного Круга более пятидесяти. Но стоят не все: те, кому позволяет проходимость машины и водители со срочными грузами пытаются пробиться.

В конце января в тундре темнеет рано: сумерки начинаются уже в два часа дня, а в половине четвертого наступает ночь. Завораживающее зрелище, когда колонна грузовиков, как в замедленном кино, проплывает мимо тебя. Скорость ужасающе мала, шесть грузовиков проезжали мимо нас около получаса.

Но мы едем!

Техника преодоления переметов отработана давно. Если перемет короткий, 5-10 метров, то есть один-два корпуса машины, то его можно преодолеть с разгона, ходом. Но таких переметов немного. А вот если перемет длинный, да еще в гору… Такой можно преодолеть только накатом, буквально прокладывая и накатывая колею и тщательно следя за тем, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку. Здесь уже все без дураков: включена понижающая передача в раздатке и обе блокировки, а колеса спущены до 1 атм. В этих условиях проявляются преимущества дизельного Соболя: запас крутящего момента позволяет увереннее идти по глубокому снегу. Чуть только машина стала зарываться – сразу откатываешься назад, а затем снова вперед. Ну а когда снег окончательно перестает держать, штурман достает лопату и идет откапывать машину.




Вообще, для городского жителя все эти развлечения – зрелище сюрреалистическое. На дворе 21 век, за окном ночь, нет никакой связи. А перед машиной идет человек с лопатой и выбирает самый выгодный путь.

Не впечатляет? Проходимости маловато? Ну так я вам скажу, что с нами ехал местный Nissan Patrol (в кузове Y61 и с дизелем 2,8), и нам его приходилось вытаскивать намного чаще, чем ему нас! И это при том, что на Ниссане стояла 33-дюймовая резина. Дело в том, что несмотря на свои нескромные габариты и кучу дополнительного оборудования, Соболь все равно оказался легче японского внедорожника!



Мы проехали!




Водители грузовиков нас встречают восторженно, а спасатели на Трэколах и гусеничных вездеходах смотрят с уважением. 1 000 километров по заполярью, по зимникам и переметам. На Соболях. Мы это сделали! А ГАЗ Соболь 4Х4 в очередной раз доказал, что считается внедорожником совсем не зря. И если строить экспедиционную машину, то только на его базе.

А впереди еще будет много дорог и отечественного бездорожья.


Читайте также:



Понравилась статья? 1 39 0 3 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Георгий

и бензиновый движок, я так понимаю 4216? убожество еще то, 100 000км отъездил на таком с салона, хуже движка наверно и придумать нельзя. камминс его противоположность, если брать газ, то только дизель. кстати а что за колхоз с пружинами и рессорами на одной оси, это с завода какая то новая конструкция у соболя или лифт подвески такой кустарный?

Владимир Александров

Правое крыло-нижний край около фары-вспученная краска вероятно следствие плохой обработки металла перед покраской, железо уже ржавое...нет никакого антикоррозионного покрытия....убожество....

Михаил Гостев

Спасибо, отличный отчет! Чуть больше бы текста посвятили машинам и управлению. Мало инфы по соболям 4х4.

Великолепная статья, побольше бы таких!

" Как ни странно, но Кразов мы не видели", а КрАЗ на фотках присутствует!

Да, есть КрАЗ на повороте на Усинск.

Руслан Мустаев

цена соболя, единственная проблема, сопоставима примерно 2-м "буханкам" 🙁 соответственно, в наше, кризисное время, покупатель голосует кошельком!

У Land Rover Defender не было ни передней, ни задней межколёсной блокировки.

Алексей Кокорин

Да, Дмитрий - вы, разумеется, правы! Упоминание о Дефендере убрали.

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Обновлённая Lada 4×4 Urban: какой она может быть

Тольяттинский внедорожник в этом году отмечает своё 40-летие, а на прошлой неделе появилась информация о возможном обновлении модели в версии…

936 7 1
спецпроект Колеса.ру - ЛАДАВЕСТА100
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотора. В целом, всё так и есть. И…

1091 4 4
Статьи / Тесты
Селёдка, сигара и бочка: тест на знание марки Audi

Длинная вереница новогодних праздников могла выбить из колеи даже самых стойких и крепких автомобилистов. Поэтому сегодня мы объявляем всеобщую интеллектуальную мобилизацию: пришла пора проверить вас на знание одной из…

2287 5 6
Статьи / История
Пурга, ночевки и туман: как водили колонны грузовиков на Крайнем Севере в 1960-е

Леденящими душу подробностями о тонкостях эксплуатации техники в 1950-е годы при минус 50 °С мы щекотали ваши нервы в прошлый раз. Сегодня продолжаем тему рассказом о том, каково было водителям Крайнего Севера на их…

21323 6 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Практика
Ведро с медом, ведро с дегтем: тест-драйв и ремонт Volkswagen Multivan T5

Т5 уже давно присутствует на нашем рынке, но в разряд янгтаймеров ему попадать пока ещё очень рано. И всё же мы решили провести его тест-драйв, а заодно рассказать, с чем придется столкнуться при покупке бэушного…

11061 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 156 с пробегом: проблемы «робота» Selespeed, и какой мотор реже ломается

В первой части обзора подержанной Альфы 156 мы уже выяснили, что кузов ведет себя очень странно, и ржавеет в северном климате неприлично быстро, а подвеска требует регулярного обновления дорогущих рычагов. Перейдем же к…

1685 13 1
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 156 с пробегом: как быстро сгнивает кузов, и сколько стоит подвеска

«156-я Альфа» – типичная машина из категории «мечтают тысячи, покупают единицы». Большинство отпугивают слухи о том, что итальянские машины невероятно быстро гниют, ужасно ломучи, а с их ремонтом под силу справиться…

4241 24 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Новые авто
Лишь бы не сыпался: тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Судьба может быть не только иронична, но еще и язвительна. Например, сообщить о грядущем тесте обновленного УАЗ Патриот, пока ты не вылез из кресла не менее обновленного Toyota Land Cruiser Prado. Попкорн не понадобится…

46024 24 24
Редкие авто
Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С

Пока весь мир строил дороги, междугородние трассы, автобаны и хайвеи, в СССР разрабатывали первый в мире полноприводный автобус. С тех пор прошло уже более тридцати лет, дороги лучше почти не стали, а автобус-вездеход до…

31375 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Продолжение следует: тест-драйв Lada Xray 1,8 литра с «механикой»

Xray находится в стадии бурного роста – конструкторы ведут тонкую настройку буквально каждый день, по чуть-чуть улучшая конструкцию. Сегодня отличный повод оценить результаты – у нас на тесте новая «драйверская» версия…

40758 13 19
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Как узнать, что пора менять масло? Тест карманного маслоанализатора

По поводу периодичности замены масла в двигателе единого мнения нет. Одни придерживаются стандартного регламента «раз в 15 тысяч», другие перестраховываются и меняют чаще, третьи вообще «забивают» и проводят ТО как…

39625 5 0
Статьи / История
Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

Очередная партия ретро-гаджетов автомобильного назначения, собранная нами по гаражным полкам и пыльным сараям, не на шутку впечатлила: местами — неординарностью замысла, местами — глубиной конструкторской проработки. Но…

34051 5 0
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

19267 11 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

23601 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

11273 9 7
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

17135 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Квадратная резина и крошащийся чугун: как ездили при –50 °С в 50-е годы

Вас замучила целая прорва зимних проблем – холодное сиденье, иней на стеклах, чуть живой стартер и задубевшие амортизаторы? Вы посмотрите на зиму другими глазами, узнав, каково приходилось шоферам на Крайнем Севере в…

80784 4 42
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

23601 3 0
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

19267 11 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?