Соболиная Арктика: тест ГАЗ Соболь 4Х4 в условиях Заполярья

20334 9 43
Поделиться: 1 39 0 3 0 0

Зимник закрыт, снежные переметы на трассе достигают метровой высоты, Камазы стоят по обочинам, тракторы и дорожная техника ждут, пока уймется непогода. А мы едем… Да-да на полноприводных Соболях по закрытому зимнику, вытаскивая друг друга лебедками и тросами, прокладывая колею, работая лопатами…

Город Усинск на северо-востоке республики Коми, на границе с Ненецким Автономным Округом (НАО), в шестидесяти километрах от Северного Полярного круга. Именно здесь наша команда присоединилась к экспедиции Варандэй-2016, и на трех Соболях мы отправились в Заполярье. Именно здесь за Усинском заканчивается дорога, дальше проехать можно только зимой по зимнику.

Что такое зимник? Это залитый водой и раскатанный участок снега в тундре – фактически гололёд. Стоит немного съехать в сторону с накатанного зимника и проваливаешься «по самое не могу» в снег. Ехать надо очень внимательно – стоит чуть-чуть зацепить кромку, и машина проваливается… И это когда зимник в хорошем состоянии, а вот когда его «закрывают», то небольшие участки гололеда чередуются со снеговыми переметами глубиной до 1,5 метров. Ко всему прочему прибавляется постоянный ветер 10-12 м/с. В этих условиях по зимнику идут только срочные грузы, а трассу несколько раз в день патрулируют спасатели.

Это – дорога жизни. По ней доставляются практически все грузы в НАО, во все остальные времена года сюда «только самолетом можно долететь». Поселки и месторождения по берегам рек могут рассчитывать на речной и морской транспорт, но это в навигацию. Так что подавляющее большинство грузов в эти места попадают именно по зимникам.


Аборигены считают самым подходящим транспортным средством для местных условий полноприводные Камазы, но встречаются и Уралы, и даже ГАЗ «Садко». Как ни странно, но Кразов мы не видели, а иномарки вообще воспринимаются как невероятная экзотика. Начальство и спасатели МЧС передвигаются вдоль зимника на гусеничных вездеходах и вездеходах «Трэкол» на шинах низкого давления. И то и другое – российской разработки. Так что мы на наших Соболях в этом царстве отечественного автопрома не чувствовали себя чужаками.

Готовим машины

До сих пор большинство современников воспринимают ГАЗ Соболь 4Х4, как «бешеную маршрутку» с раздолбаем-водителем, разваливающуюся на ходу… А между тем это – один из самых серьезных внедорожников, на которых мне приходилось передвигаться.

Проехав на полноприводном Соболе более 4 000 км по нашему родному отечественному бездорожью, со всей ответственностью могу заявить, что альтернативы у него на сегодняшний день, пожалуй, что нет вовсе. Да, есть еще «буханка», но она в разы теснее, неудобнее, и скорость 90 км/ч для нее за счастье. А Соболь даже в базовой комплектации при своей мостовой конструкции и внушительном внедорожном потенциале позволяет вполне комфортно передвигаться по трассе со скоростью 110 км/ч.

Так что когда встал вопрос о постройке экспедиционного внедорожника, то выбор был очевиден – только Соболь! Любые иностранные машины этого класса дороже в разы, а продукция Ульяновского автозавода ощутимо теснее, и это существенный недостаток, тем более, когда надо отправляться в «автономное плавание» на несколько недель вчетвером, таща на себе буквально всё, начиная с двух полноразмерных «запасок» и топлива, и заканчивая питанием и арктическим снаряжением.

Естественно, перед поездкой мы основательно подготовили машины. Как показала практика летних покатушек по барханам, для реально тяжёлого бездорожья Соболю необходим силовой бампер. Установив передний и задний силовые бамперы, мы заодно решили проблему с буксирными проушинами. Дело в том, что у стандартного Соболя для буксировки спереди вкручивается обычная автомобильная проушина, а сзади и вовсе приходится таскать его за стремянку рессоры. Мы эту недоработку исправили, теперь у нас и спереди, и сзади по две роскошных проушины размером под стандартный буксировочный шакл. Ну и «чтобы два раза не вставать», сразу установили лебедку (впоследствии она нам очень пригодилась).



Со своим высоченным дорожным просветом Соболь подразумевает наличие неплохой физической подготовки у своих седоков, и чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, мы поставили силовые пороги… Скажем сразу, что арктический опыт показал: пороги получились неудачными (узкими и скользкими), и их придется переделывать.

Свое место занял и экспедиционный багажник, на котором разместились запаски и топливо. Собираясь в край полярной ночи, не стоит забывать об освещении, и своё место на экспедиционном багажнике нашли дополнительные светодиодные «люстры» по кругу.



Вмешательство в механическую часть было минимальным. К стандартной блокировке заднего дифференциала Eaton добавили такую же спереди, а поскольку передний мост у нас подключаемый, то задействуя весь потенциал, получаем практически танк! Для справки: из современных внедорожников, представленных на рынке, такой подготовкой может похвастаться только Mercedes G-class.

Естественно, мы поставили зимние шипованные шины размерностью 245/75R16. На всех трех машинах комплекты шин были от разных производителей, и опытным путем мы выяснили, что самые подходящие покрышки для езды по зимнику и глубокому снегу выпускают финны.

Жизненное пространство

Самое интересное – как разместить в стандартном Соболе четверых нехудых мужиков с зимним снаряжением, да чтобы они еще могли и нормально высыпаться при этом?

Для этого пришлось заняться перепланировкой салона. Стандартный задний диван сдвинули вперед, а за его спинкой над багажником устроили спальное место на двоих человек. Наиболее интересное в этой процедуре то, что «спальник» стал на стандартное место, даже дополнительно сверлить ничего не пришлось! Таким образом, двоим участникам комфортную ночевку обеспечили. Еще двое ложатся на среднее и переднее сиденья. Дело в том, что в отличие от огромного количества конкурентов, Соболь – машина широкая, и в нем можно нормально вытянуться, ложась поперек. Даже самый высокий участник экспедиции при росте 192 см не испытывал особых неудобств. Под задним двухместным спальником разместился огромный багажник, в который вошли запчасти, запас еды, вещи четверых участников экспедиции и кофры с фото- и видеоаппаратурой.

Дополнительное отопление в машинах представлено автономными обогревателями на 2 кВт: мощности хватает настолько, что арктические спальники (до -40°С) не понадобились – в них было очень жарко.



А вот дальше – самое интересное. Отправляясь в арктическую экспедицию, легко представить себе, что чувствуют космонавты. Вся жизнь происходит внутри машины, двери открываются на минимальное время, чтобы не выстуживать салон. Каждый выход на улицу – как выход в космос, с надеванием скафандра (арктического комбеза, сапог и куртки). Внутреннее пространство настолько велико, что нам удавалось даже высушить за ночь промокшую днем одежду.

Газовые баллоны и примус живут под средним сиденьем. Подогрев воды выглядит следующим образом: зажигаем примус – и в течение пяти-семи минут у вас литр кипятка, и вся компания наслаждается горячим чаем. Ну а разогреть кашу с тушенкой из армейского сухпая – и вовсе никаких проблем. А теперь представьте себе, насколько удобно все это было бы проделывать в той же «буханке» или Патриоте, да еще вчетвером…

Увезу тебя я в тундру

Как я уже писал, хороший зимник – это укатанный гололёд, и по нему Соболь нормально катится даже на заднем приводе, позволяя поддерживать среднюю скорость 45-50 км/ч. Естественно, на подъемах приходится подключать передний мост, но и все эти несерьезные проблемы Соболь преодолевает играючи. Особенно показательно, когда видишь, с каким трудом на тот же подъем карабкаются груженые Камазы на шипованной резине (их тоже шипуют, но кустарным способом, вручную). Так, весело и незаметно, прошла первая часть экспедиции.




Здесь надо добавить, что в нашем конвое было два бензиновых соболя и один дизельный. Ни одна машина не дала повода для разочарований: после ночевок в тридцатиградусные морозы двигатели запускались нормально. Для бензиновых машин это неудивительно, а вот дизельный Соболь с двигателем Cummins 2,8 использовал встроенный подогреватель.

Особой разницы в поведении машин на укатанном зимнике мы не заметили. Дизель, правда, намного экономичнее (на 25-30%), но заметной выгоды не получается, ибо дизельные машины изначально дороже бензиновых. Хотя больший пробег с тем же запасом топлива – это однозначное благо в автономном путешествии.

Возвращение из Нарьян-Мара превратилось в серьезное испытание для людей. Машины не подвели ни разу. Проехать по зимней Арктике без поломок на Соболе? Легко!




Температура рванулась вверх с -30°С до -12°С, небо заволокло тучами, и повалил снег. В тундре всегда ветрено, а в сочетании со снегом на зимнике появились снежные заносы глубиной до метра, а в ложбинах и до полутора. Это бич заполярья: в таких условиях зимник закрывают, и машины становятся на отстой в ожидании погоды. Больше всего не повезло тем, кого непогода застала в пути, таких машин мы насчитали на всем протяжении зимника от Нарьян-Мара до Полярного Круга более пятидесяти. Но стоят не все: те, кому позволяет проходимость машины и водители со срочными грузами пытаются пробиться.

В конце января в тундре темнеет рано: сумерки начинаются уже в два часа дня, а в половине четвертого наступает ночь. Завораживающее зрелище, когда колонна грузовиков, как в замедленном кино, проплывает мимо тебя. Скорость ужасающе мала, шесть грузовиков проезжали мимо нас около получаса.

Но мы едем!

Техника преодоления переметов отработана давно. Если перемет короткий, 5-10 метров, то есть один-два корпуса машины, то его можно преодолеть с разгона, ходом. Но таких переметов немного. А вот если перемет длинный, да еще в гору… Такой можно преодолеть только накатом, буквально прокладывая и накатывая колею и тщательно следя за тем, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку. Здесь уже все без дураков: включена понижающая передача в раздатке и обе блокировки, а колеса спущены до 1 атм. В этих условиях проявляются преимущества дизельного Соболя: запас крутящего момента позволяет увереннее идти по глубокому снегу. Чуть только машина стала зарываться – сразу откатываешься назад, а затем снова вперед. Ну а когда снег окончательно перестает держать, штурман достает лопату и идет откапывать машину.




Вообще, для городского жителя все эти развлечения – зрелище сюрреалистическое. На дворе 21 век, за окном ночь, нет никакой связи. А перед машиной идет человек с лопатой и выбирает самый выгодный путь.

Не впечатляет? Проходимости маловато? Ну так я вам скажу, что с нами ехал местный Nissan Patrol (в кузове Y61 и с дизелем 2,8), и нам его приходилось вытаскивать намного чаще, чем ему нас! И это при том, что на Ниссане стояла 33-дюймовая резина. Дело в том, что несмотря на свои нескромные габариты и кучу дополнительного оборудования, Соболь все равно оказался легче японского внедорожника!



Мы проехали!




Водители грузовиков нас встречают восторженно, а спасатели на Трэколах и гусеничных вездеходах смотрят с уважением. 1 000 километров по заполярью, по зимникам и переметам. На Соболях. Мы это сделали! А ГАЗ Соболь 4Х4 в очередной раз доказал, что считается внедорожником совсем не зря. И если строить экспедиционную машину, то только на его базе.

А впереди еще будет много дорог и отечественного бездорожья.


Читайте также:



Понравилась статья? 1 39 0 3 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Георгий

и бензиновый движок, я так понимаю 4216? убожество еще то, 100 000км отъездил на таком с салона, хуже движка наверно и придумать нельзя. камминс его противоположность, если брать газ, то только дизель. кстати а что за колхоз с пружинами и рессорами на одной оси, это с завода какая то новая конструкция у соболя или лифт подвески такой кустарный?

Владимир Александров

Правое крыло-нижний край около фары-вспученная краска вероятно следствие плохой обработки металла перед покраской, железо уже ржавое...нет никакого антикоррозионного покрытия....убожество....

Михаил Гостев

Спасибо, отличный отчет! Чуть больше бы текста посвятили машинам и управлению. Мало инфы по соболям 4х4.

Великолепная статья, побольше бы таких!

" Как ни странно, но Кразов мы не видели", а КрАЗ на фотках присутствует!

Да, есть КрАЗ на повороте на Усинск.

Руслан Мустаев

цена соболя, единственная проблема, сопоставима примерно 2-м "буханкам" 🙁 соответственно, в наше, кризисное время, покупатель голосует кошельком!

У Land Rover Defender не было ни передней, ни задней межколёсной блокировки.

Алексей Кокорин

Да, Дмитрий - вы, разумеется, правы! Упоминание о Дефендере убрали.

Главная новость
Тест-драйвы / Одиночные
Джипер, не плачь: тест-драйв нового Land Rover Discovery 5 Si6

Когда очередной экземпляр нового Discovery 5 сходит с конвейера в Солихалле, где-то в мире плачет один старый джипер. Плачет он…

2190 0 9
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций.…

13520 1 10
Статьи / Финвопрос
Бюджетные обещания: на что реально распространяется гарантия автопроизводителей

Мы решили провести масштабное исследование гарантийных обязательств, выяснив, на что распространяется гарантия, а на что нет, и, соответственно, когда дилер отказывает законно, а когда нет. Изучать эти вопросы мы начнём…

3751 1 0
Статьи / Тюнинг
Четыре тысячи сил: как построить дрэгстер класса Pro Modified / Pro Extreme

В городских малолитражных машинах мощность измеряется десятками лошадиных сил. В полноразмерных "крейсерах" масштаб выходит на сотни. Но в этом монструозном болиде мощность – понятие совсем иного уровня. Лошадиные силы…

1258 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Практика
Сломай меня, если сможешь: ремонт и обслуживание Toyota Land Cruiser 200

Владелец нашего подопытного автомобиля называет его «белый лайнер». И, как мне показалось, очень любит. Любят его и в сервисе (в хорошем смысле слова), потому что разговор о стоимости его ремонта плавно перетёк в…

35098 6 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Camry XV40 с пробегом: какие проблемы у моторов, и стоит ли переплачивать

Кому-то может показаться, что Toyota Camry стоят в России совершенно неадекватных денег. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что с учетом действительно высокого качества исполнения и низких расходов на…

17779 8 9
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Camry XV40 с пробегом: коррозия, износ салона, глюки электрики

Кэмри стабильно является стабильным лидером сегмента «непремиального бизнес-класса», но и ценовым тоже. Подержанные экземпляры иной раз оцениваются выше немецкого премиума тех же лет. Автомобилисты в России любят Тойоту.…

8704 0 6
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С

Пока весь мир строил дороги, междугородние трассы, автобаны и хайвеи, в СССР разрабатывали первый в мире полноприводный автобус. С тех пор прошло уже более тридцати лет, дороги лучше почти не стали, а автобус-вездеход до…

45413 14 0
Тест-драйвы / Одиночные
Единственная в мире: опыт владения ВАЗ-21 Бора

В девяностых на Волжском автомобильном заводе было создано большое количество интересных прототипов. Большинство из них сгинуло в те же годы, успев лишь несколько раз засветиться на крупных автосалонах в качестве…

31992 3 7
Статьи / Практика
Ведро с медом, ведро с дегтем: тест-драйв и ремонт Volkswagen Multivan T5

Т5 уже давно присутствует на нашем рынке, но в разряд янгтаймеров ему попадать пока ещё очень рано. И всё же мы решили провести его тест-драйв, а заодно рассказать, с чем придется столкнуться при покупке бэушного…

21337 5 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

48512 7 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

44437 6 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

22549 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

14287 14 7
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

44655 3 0
Статьи / Военная техника
Теперь бронированный: возрождение американского Humvee

Главный легкий армейский автомобиль США под названием HMMWV (он же Humvee), надолго пережил своего гражданского «родственника» Hummer. В 90-е казалось, что машина себя исчерпала: в условиях реальных боевых действий в…

5894 3 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

44437 6 3
Статьи / История
Пурга, ночевки и туман: как водили колонны грузовиков на Крайнем Севере в 1960-е

Леденящими душу подробностями о тонкостях эксплуатации техники в 1950-е годы при минус 50 °С мы щекотали ваши нервы в прошлый раз. Сегодня продолжаем тему рассказом о том, каково было водителям Крайнего Севера на их…

43655 7 0
Статьи / История
«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР

В советские времена никто даже предположить не мог, что в редком автомобильном движении рядом с вами едут легковые машины, абсолютно ничем не отличающиеся от себе подобных, но наделенные моторами в пару сотен лошадиных…

22610 12 19
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?