Соболиная Арктика: тест ГАЗ Соболь 4Х4 в условиях Заполярья

Зимник закрыт, снежные переметы на трассе достигают метровой высоты, Камазы стоят по обочинам, тракторы и дорожная техника ждут, пока уймется непогода. А мы едем… Да-да на полноприводных Соболях по закрытому зимнику, вытаскивая друг друга лебедками и тросами, прокладывая колею, работая лопатами…

Город Усинск на северо-востоке республики Коми, на границе с Ненецким Автономным Округом (НАО), в шестидесяти километрах от Северного Полярного круга. Именно здесь наша команда присоединилась к экспедиции Варандэй-2016, и на трех Соболях мы отправились в Заполярье. Именно здесь за Усинском заканчивается дорога, дальше проехать можно только зимой по зимнику.

Что такое зимник? Это залитый водой и раскатанный участок снега в тундре – фактически гололёд. Стоит немного съехать в сторону с накатанного зимника и проваливаешься «по самое не могу» в снег. Ехать надо очень внимательно – стоит чуть-чуть зацепить кромку, и машина проваливается… И это когда зимник в хорошем состоянии, а вот когда его «закрывают», то небольшие участки гололеда чередуются со снеговыми переметами глубиной до 1,5 метров. Ко всему прочему прибавляется постоянный ветер 10-12 м/с. В этих условиях по зимнику идут только срочные грузы, а трассу несколько раз в день патрулируют спасатели.

Это – дорога жизни. По ней доставляются практически все грузы в НАО, во все остальные времена года сюда «только самолетом можно долететь». Поселки и месторождения по берегам рек могут рассчитывать на речной и морской транспорт, но это в навигацию. Так что подавляющее большинство грузов в эти места попадают именно по зимникам.


Аборигены считают самым подходящим транспортным средством для местных условий полноприводные Камазы, но встречаются и Уралы, и даже ГАЗ «Садко». Как ни странно, но Кразов мы не видели, а иномарки вообще воспринимаются как невероятная экзотика. Начальство и спасатели МЧС передвигаются вдоль зимника на гусеничных вездеходах и вездеходах «Трэкол» на шинах низкого давления. И то и другое – российской разработки. Так что мы на наших Соболях в этом царстве отечественного автопрома не чувствовали себя чужаками.

Готовим машины

До сих пор большинство современников воспринимают ГАЗ Соболь 4Х4, как «бешеную маршрутку» с раздолбаем-водителем, разваливающуюся на ходу… А между тем это – один из самых серьезных внедорожников, на которых мне приходилось передвигаться.

Проехав на полноприводном Соболе более 4 000 км по нашему родному отечественному бездорожью, со всей ответственностью могу заявить, что альтернативы у него на сегодняшний день, пожалуй, что нет вовсе. Да, есть еще «буханка», но она в разы теснее, неудобнее, и скорость 90 км/ч для нее за счастье. А Соболь даже в базовой комплектации при своей мостовой конструкции и внушительном внедорожном потенциале позволяет вполне комфортно передвигаться по трассе со скоростью 110 км/ч.

Так что когда встал вопрос о постройке экспедиционного внедорожника, то выбор был очевиден – только Соболь! Любые иностранные машины этого класса дороже в разы, а продукция Ульяновского автозавода ощутимо теснее, и это существенный недостаток, тем более, когда надо отправляться в «автономное плавание» на несколько недель вчетвером, таща на себе буквально всё, начиная с двух полноразмерных «запасок» и топлива, и заканчивая питанием и арктическим снаряжением.

Естественно, перед поездкой мы основательно подготовили машины. Как показала практика летних покатушек по барханам, для реально тяжёлого бездорожья Соболю необходим силовой бампер. Установив передний и задний силовые бамперы, мы заодно решили проблему с буксирными проушинами. Дело в том, что у стандартного Соболя для буксировки спереди вкручивается обычная автомобильная проушина, а сзади и вовсе приходится таскать его за стремянку рессоры. Мы эту недоработку исправили, теперь у нас и спереди, и сзади по две роскошных проушины размером под стандартный буксировочный шакл. Ну и «чтобы два раза не вставать», сразу установили лебедку (впоследствии она нам очень пригодилась).



Со своим высоченным дорожным просветом Соболь подразумевает наличие неплохой физической подготовки у своих седоков, и чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь, мы поставили силовые пороги… Скажем сразу, что арктический опыт показал: пороги получились неудачными (узкими и скользкими), и их придется переделывать.

Свое место занял и экспедиционный багажник, на котором разместились запаски и топливо. Собираясь в край полярной ночи, не стоит забывать об освещении, и своё место на экспедиционном багажнике нашли дополнительные светодиодные «люстры» по кругу.



Вмешательство в механическую часть было минимальным. К стандартной блокировке заднего дифференциала Eaton добавили такую же спереди, а поскольку передний мост у нас подключаемый, то задействуя весь потенциал, получаем практически танк! Для справки: из современных внедорожников, представленных на рынке, такой подготовкой может похвастаться только Mercedes G-class.

Естественно, мы поставили зимние шипованные шины размерностью 245/75R16. На всех трех машинах комплекты шин были от разных производителей, и опытным путем мы выяснили, что самые подходящие покрышки для езды по зимнику и глубокому снегу выпускают финны.

Жизненное пространство

Самое интересное – как разместить в стандартном Соболе четверых нехудых мужиков с зимним снаряжением, да чтобы они еще могли и нормально высыпаться при этом?

Для этого пришлось заняться перепланировкой салона. Стандартный задний диван сдвинули вперед, а за его спинкой над багажником устроили спальное место на двоих человек. Наиболее интересное в этой процедуре то, что «спальник» стал на стандартное место, даже дополнительно сверлить ничего не пришлось! Таким образом, двоим участникам комфортную ночевку обеспечили. Еще двое ложатся на среднее и переднее сиденья. Дело в том, что в отличие от огромного количества конкурентов, Соболь – машина широкая, и в нем можно нормально вытянуться, ложась поперек. Даже самый высокий участник экспедиции при росте 192 см не испытывал особых неудобств. Под задним двухместным спальником разместился огромный багажник, в который вошли запчасти, запас еды, вещи четверых участников экспедиции и кофры с фото- и видеоаппаратурой.

Дополнительное отопление в машинах представлено автономными обогревателями на 2 кВт: мощности хватает настолько, что арктические спальники (до -40°С) не понадобились – в них было очень жарко.



А вот дальше – самое интересное. Отправляясь в арктическую экспедицию, легко представить себе, что чувствуют космонавты. Вся жизнь происходит внутри машины, двери открываются на минимальное время, чтобы не выстуживать салон. Каждый выход на улицу – как выход в космос, с надеванием скафандра (арктического комбеза, сапог и куртки). Внутреннее пространство настолько велико, что нам удавалось даже высушить за ночь промокшую днем одежду.

Газовые баллоны и примус живут под средним сиденьем. Подогрев воды выглядит следующим образом: зажигаем примус – и в течение пяти-семи минут у вас литр кипятка, и вся компания наслаждается горячим чаем. Ну а разогреть кашу с тушенкой из армейского сухпая – и вовсе никаких проблем. А теперь представьте себе, насколько удобно все это было бы проделывать в той же «буханке» или Патриоте, да еще вчетвером…

Увезу тебя я в тундру

Как я уже писал, хороший зимник – это укатанный гололёд, и по нему Соболь нормально катится даже на заднем приводе, позволяя поддерживать среднюю скорость 45-50 км/ч. Естественно, на подъемах приходится подключать передний мост, но и все эти несерьезные проблемы Соболь преодолевает играючи. Особенно показательно, когда видишь, с каким трудом на тот же подъем карабкаются груженые Камазы на шипованной резине (их тоже шипуют, но кустарным способом, вручную). Так, весело и незаметно, прошла первая часть экспедиции.




Здесь надо добавить, что в нашем конвое было два бензиновых соболя и один дизельный. Ни одна машина не дала повода для разочарований: после ночевок в тридцатиградусные морозы двигатели запускались нормально. Для бензиновых машин это неудивительно, а вот дизельный Соболь с двигателем Cummins 2,8 использовал встроенный подогреватель.

Особой разницы в поведении машин на укатанном зимнике мы не заметили. Дизель, правда, намного экономичнее (на 25-30%), но заметной выгоды не получается, ибо дизельные машины изначально дороже бензиновых. Хотя больший пробег с тем же запасом топлива – это однозначное благо в автономном путешествии.

Возвращение из Нарьян-Мара превратилось в серьезное испытание для людей. Машины не подвели ни разу. Проехать по зимней Арктике без поломок на Соболе? Легко!




Температура рванулась вверх с -30°С до -12°С, небо заволокло тучами, и повалил снег. В тундре всегда ветрено, а в сочетании со снегом на зимнике появились снежные заносы глубиной до метра, а в ложбинах и до полутора. Это бич заполярья: в таких условиях зимник закрывают, и машины становятся на отстой в ожидании погоды. Больше всего не повезло тем, кого непогода застала в пути, таких машин мы насчитали на всем протяжении зимника от Нарьян-Мара до Полярного Круга более пятидесяти. Но стоят не все: те, кому позволяет проходимость машины и водители со срочными грузами пытаются пробиться.

В конце января в тундре темнеет рано: сумерки начинаются уже в два часа дня, а в половине четвертого наступает ночь. Завораживающее зрелище, когда колонна грузовиков, как в замедленном кино, проплывает мимо тебя. Скорость ужасающе мала, шесть грузовиков проезжали мимо нас около получаса.

Но мы едем!

Техника преодоления переметов отработана давно. Если перемет короткий, 5-10 метров, то есть один-два корпуса машины, то его можно преодолеть с разгона, ходом. Но таких переметов немного. А вот если перемет длинный, да еще в гору… Такой можно преодолеть только накатом, буквально прокладывая и накатывая колею и тщательно следя за тем, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку. Здесь уже все без дураков: включена понижающая передача в раздатке и обе блокировки, а колеса спущены до 1 атм. В этих условиях проявляются преимущества дизельного Соболя: запас крутящего момента позволяет увереннее идти по глубокому снегу. Чуть только машина стала зарываться – сразу откатываешься назад, а затем снова вперед. Ну а когда снег окончательно перестает держать, штурман достает лопату и идет откапывать машину.




Вообще, для городского жителя все эти развлечения – зрелище сюрреалистическое. На дворе 21 век, за окном ночь, нет никакой связи. А перед машиной идет человек с лопатой и выбирает самый выгодный путь.

Не впечатляет? Проходимости маловато? Ну так я вам скажу, что с нами ехал местный Nissan Patrol (в кузове Y61 и с дизелем 2,8), и нам его приходилось вытаскивать намного чаще, чем ему нас! И это при том, что на Ниссане стояла 33-дюймовая резина. Дело в том, что несмотря на свои нескромные габариты и кучу дополнительного оборудования, Соболь все равно оказался легче японского внедорожника!


H09R2175.jpg


Мы проехали!


H09R3088.jpg



Водители грузовиков нас встречают восторженно, а спасатели на Трэколах и гусеничных вездеходах смотрят с уважением. 1 000 километров по заполярью, по зимникам и переметам. На Соболях. Мы это сделали! А ГАЗ Соболь 4Х4 в очередной раз доказал, что считается внедорожником совсем не зря. И если строить экспедиционную машину, то только на его базе.

А впереди еще будет много дорог и отечественного бездорожья.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
10 комментариев
10.02.2016 12:09
Dmitry

У Land Rover Defender не было ни передней, ни задней межколёсной блокировки.

1

10.02.2016 13:32
Алексей Кокорин

Да, Дмитрий - вы, разумеется, правы! Упоминание о Дефендере убрали.

1

10.02.2016 19:06
Руслан Мустаев

цена соболя, единственная проблема, сопоставима примерно 2-м "буханкам" :-( соответственно, в наше, кризисное время, покупатель голосует кошельком!

1

10.02.2016 21:50

" Как ни странно, но Кразов мы не видели", а КрАЗ на фотках присутствует!

2

11.02.2016 10:09
Илья

Да, есть КрАЗ на повороте на Усинск.


11.02.2016 10:25
Юрий

Великолепная статья, побольше бы таких!

1

13.02.2016 23:23
Михаил Гостев

Спасибо, отличный отчет! Чуть больше бы текста посвятили машинам и управлению. Мало инфы по соболям 4х4.

3

02.03.2016 20:49
Владимир Александров

Правое крыло-нижний край около фары-вспученная краска вероятно следствие плохой обработки металла перед покраской, железо уже ржавое...нет никакого антикоррозионного покрытия....убожество....

5

08.01.2017 16:08
Георгий

и бензиновый движок, я так понимаю 4216? убожество еще то, 100 000км отъездил на таком с салона, хуже движка наверно и придумать нельзя. камминс его противоположность, если брать газ, то только дизель. кстати а что за колхоз с пружинами и рессорами на одной оси, это с завода какая то новая конструкция у соболя или лифт подвески такой кустарный?

1

01.10.2019 00:48
Leon
 Да с шумом легко справиться за небольшие деньги, сейчас шумки навалом, покупай и обклеивайся. в остальном полностью согласен, машина надежная, простая и дешевая в обслуге и цена не заоблачная. Я брал себе б\у езжу 3тий год и не нарадуюсь. 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings