Mister Jazz

Живая легенда петербургского джаза, он известен за рубежом едва ли не больше, чем здесь. Прославившись в профессиональной среде уже в 17 лет, к 24 годам Голощекин создал свой собственный ансамбль, с которым объездил пол-мира.

Давид Голощекин
Давид Голощекин

У меня есть "Петербургская сюита", первая часть которой называется "Передо мной Исаакий". Я жил на Мойке, ближе к Капелле, гулял с собаками и всегда доходил до Исаакия. И каждый раз думал: хорошо бы это обыграть,вовлечь в тему. И, кажется, мне это удалось...

Джаз – самая извилистая музыкальная дорожка к ушам слушателя, искусство ходьбы по минному полю звуков – никто никогда не знал, чем через секунду взорвется фортепиано Оскара Питерсона, голос Эллы Фитцжеральд, труба Луи Армстронга. Музыкальная тема может быть задана, но дальше... Только освободившись от стандартных "квадратов" того же блюза, можно услышать в кажущейся непоследовательной импровизации гармонию, а расслушав дальше, увидеть создателя, музыканта. Столетний джаз, в начале своей истории разгонявший густой дух борделей Нового Орлеана, затем перебрался в бары и дансинги Нью-Йорка и Чикаго, пока, наконец, Норман Гранц не вывел его в залы, куда публика приходила слушать, только слушать. Все грандиозные имена, знакомые даже неофитам, остались с поры "золотых пятидесятых": Дюк Эллингтон, Тэлониус Монк, Чарльз Мингус, Бенни Гудман, уже упомянутая великолепная Фитцжеральд  и "крестный отец" джаза Армстронг. Среди них вполне могла быть и русская фамилия – Давид Голощекин. Родись он на двадцать-тридцать лет раньше и под другим флагом, ручаюсь, говорили бы все не только о диссонансах Монка или спорных пассажах Майлза Дэвиса.

Знаменитый на весь мир мультиинструменталист, в 1978 году он здорово разыграл директора "Мелодии", предложив ему послушать новый джаз-бэнд. Запись понравилась, оформили договор на пластинку, но тут некстати выяснилось, что, проверяя новый и единственный в Союзе шестнадцатидорожечный магнитофон, Голощекин все десять партий на разных инструментах записал сам, в одиночку, а концерт воедино свели друзья на студии. Подтверждение тому – "Давид Голощекин плюс десять", фирма грамзаписи "Мелодия". Начав свою карьеру джазиста с контрабаса, он продолжил игрой на фортепиано, а после неудачной поездки в Москву, которая окончательно поселила его в Ленинграде, освоил трубу, тенор-саксофон, сопрано-саксофон, вибрафон, барабанную установку и, наконец, скрипку – любимый инструмент еще с "десятилетки" при консерватории.

Живая легенда петербургского джаза, он известен за рубежом едва ли не больше, чем здесь. Прославившись в профессиональной среде уже в 17 лет, к 24 годам Голощекин создал свой собственный ансамбль, с которым объездил пол-мира. Частый гость в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, он выступал вместе с великим Дюком, Диззи Гиллеспи, Дэйвом Брубеком, Бенни Голсоном, с которыми и просто стоять-то рядом приятно.

Давид Голощекин

Я подумал, что "Кадиллак", который вы хотите мне предложить, будет такой длинный, угловатый... Понимаете, это не совсем подходит мне, моему имиджу джазмена. Никогда джазмены не ездили на "Кадиллаках". Ни Дюк Эллингтон, ни Армстронг... Вот "Шевроле" – другое дело. Джазмены любят большие машины. Много инструментов помещается, удобно ездить на большие расстояния...

В одном из интервью он сказал, что американцы должны поклониться ему в ноги за то, что он сохраняет классический джаз, ныне искажаемый у них на родине. Сгруппировав вокруг себя весь питерский джаз-мейнстрим, он считает себя классиком, консерватором, отрицающим любые поиски из-за того, что в джазе уже все найдено. Активно отстаивая свою позицию, он никогда не ведет переговоров с западными джазовыми авангардистами, предлагающими свои бесплатные концерты в его Jazz Filarmonic Hall. Голощекин – единственный, кстати, джазовый музыкант, получивший "классическую" премию фонда им. П.И. Чайковского – искренне считает, что Моцарту понравился бы Гершвин. Спивакову, с которым вместе учился, он предлагал сделать концерт. Тот удивлялся, как на скрипке можно играть джаз, заявляя: "Моя скрипка не хочет". Не лишенный чувства юмора, Давид Голощекин всегда отказывается от стороннего конферанса, на деле показывая, сколько граней у джазового таланта (вспомните, что вытворял на своих выступлениях Луи Армстронг). Его артистизм, темперамент и актерская индивидуальность нашли свое отражение в единственном документальном фильме о нашем джазе "Когда святые маршируют" (1993), где он играл себя и исполнял свою музыку.

Именно Давид Семенович выступает на наших страницах в первой серии спецпроекта "Город глазами человека".

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings