Сложнейший по протяженности и состоянию маршрута, беспрецедентный по напряжению человеческих сил и скорости машин 26-й ралли-марафон "Телефоника-Дакар`2004" позади. В классе грузовиков вновь нет равных нашим КамАЗам, и это триумф.


Атмосфера вокруг предстоящей битвы в категории грузовиков накалилась еще накануне соревнований. Задолго до старта западная пресса искусно подогревала интерес к голландцу Яну де Рою, выступающему за DAF. Он и в прошлом году грозился "надрать всем уши", а в этом и вовсе заявил, что ничто не доставило бы ему большего удовольствия, чем увидеть два грузовика DAF на самых высоких ступеньках дакаровского подиума. Помпезность презентации этих машин за месяц до официального начала гонки как бы давала понять, кого голландцы видят будущим триумфатором.
Нацеленность голландцев на "Дакар" была видна невооруженным глазом: команда де Роя не стала участвовать в заключительных этапах Кубка мира по внедорожным ралли в Марокко и Франции, а целиком сконцентрировалась на обкатке и испытаниях новых машин. Причем тестировались не только гоночные грузовики, которые поедут "на результат", но и "технички". Кстати, в голландской команде 15 высококлассных механиков. А уж про экипажи и говорить нечего: штурманом у Яна де Роя готовился известный раллист бельгиец Дани Колибундерс, на счету которого 7 побед в национальном чемпионате и два призовых европейских титула. У сына голландского фаворита, Жерарда де Роя, тоже бельгийский штурман Том Колсул – отпрыск прославленного раллиста Ги Колсула.
Это была третья попытка патриарха внедорожных ралли взойти на мировой олимп. Первая после долгого перерыва, датированная 2002 годом, провалилась. Вторая, образца-2003-го, тоже перечеркнула наполеоновские планы – голландцы сломали на трассе 26 амортизаторов. В этом году у гонщиков (отца и сына) были поистине козырные карты, и прежде всего – 12-литровый 880-сильный двигатель при максимальном крутящем моменте 3200 Нм массой всего в 850 кг. Для сравнения: 17-литровый камазовский мотор ЯМЗ-7Э846 мощностью 830 л.с. при пике крутящего момента в 3000 Нм весит 1350 кг, т.е. на полтонны больше!
Настроение накануне выхода на трассу у наших гонщиков было не самым радужным. И дело не в именитости соперников – это русских мастеров как раз таки не пугает. Дело в том, что с подготовкой КамАЗов возникли проблемы из-за несвоевременной поставки комплектующих для сборки гоночных машин. Прежде всего это касается двигателя – не хватило времени на его доводку. Да и со старыми оставались проблемы. В наличии имелись только моторы, которые прошли ноябрьское ралли "Дезерт Челлендж" в Объединенных Арабских Эмиратах. Их нужно было снять и отправить в Ярославль; там – разобрать, провести ревизию, а затем собрать, обкатать на стенде и вывести на соответствующие характеристики. После этого требовалось моторы привезти в Набережные Челны и смонтировать на гоночные машины. К счастью, все это удалось осуществить. В итоге наши спортсмены получили более мощный двигатель.
Сам автомобиль тоже претерпел изменения. Главное – он "похудел" более чем на две тонны. Это означает потерю пятой части веса. Были внесены и некоторые конструктивные изменения, не противоречащие техническому регламенту ралли. Все это в итоге, помноженное на помощь генерального директора ОАО "КамАЗ" Сергея Когогина и кропотливый труд команды, и дало положительный результат, который правильнее назвать настоящим триумфом.
А ведь были и другие особенности "Дакара". Так, в спонсорах команды Яна де Роя значились табачный гигант Gauloises, производитель грузовиков DAF, транснациональный нефтяной концерн Total-Elf, крупнейшая общеевропейская сеть СТО Euromaster. Между прочим, Total-Elf и Euromaster выступили и титульными спонсорами самого ралли... Кроме де Роев в претендентах на победу значились еще несколко человек, и прежде всего – чехи Карел Лопраиз и Томаш Томечек, а также бразилец Андре де Азеведо – все на Tatra. Впрочем, у русских спортсменов на этот счет было свое, особое, мнение…
В 26-м "Дакаре" были представлены 38 стран. Большинство участников – по-прежнему французы: 42% в категории легковых автомобилей, 40% среди мотоциклистов и почти треть (30%) в классе грузовиков. В гонке впервые приняли участие граждане Гватемалы, Латвии и Колумбии. У марафона добавилась и "свежая кровь": 36% мотоциклистов и 21% "легковиков" впервые решили попробовать свои силы. Но повышенный интерес специалистов по-прежнему вызывали "тракеры".
На старт ралли "Телефоника-Дакар`2004" вышли самые именитые европейские гранды. КамАЗам противостояли более 60 спортивных грузовиков, в том числе 16 марки Mercedes-Benz, 13 MAN, шесть Renault, пять DAF, четыре Ginaf, по два IVECO, Daimler и Tatra. Почти каждый второй, не выдержав дорожных испытаний и конкуренции с "КамАЗами", вынужден был досрочно прекратить гонку – с трассы сошли 26 экипажей грузовиков. Кстати, в этом году мужскую монополию решили разрушить два женских экипажа: во главе с итальянкой Элизабет Карациоло на IVECO и португалкой Элизабет Джафинто за рулем Renault.


Среди нововведений 2004 года стоит отметить следующие: помещение машин участников в закрытый парк на двух марафонских этапах с полным запретом любой технической помощи; обязательное наличие спутникового телефона; отсутствие обозначения препятствий в роуд-буке (взамен – лишь пометки по ориентированию). Но, пожалуй, самым суровым стало введение лимита в 50 км/ч в африканских поселках. Новый GPS по контролю скорости автоматически регистрирует нарушение символом, который высвечивается при проверке на финише каждого этапа. Наказание тоже сурово – штраф временем, а в такой остроконкурентной борьбе дорога каждая минута.
Пока наши соотечественники отходили от встречи Нового года на просторах страны, команда "КамАЗ-Мастер" вместе с другими спортсменами вела исключительно трезвый образ жизни. Уже 1 января в окрестностях французского Клермон-Феррана состоялся пролог. На двух параллельных трассах протяженностью 1.5 км при снегопаде и по ступицы в грязи мерялись силами лучшие из лучших. Символично, что выиграл пролог Владимир Чагин, на секунду опередив DAF Йоханеса де Роя и на 6 секунд DAF Ганса Бекса.
Самое интересное началось, когда дакаровский караван переправился через Гибралтарский пролив. Африканская эпопея (шел четвертый этап) тоже осталась за "КамАЗом": лучшее время показал 414-й номер, пилотируемый Фирдаусом Кабировым. DAF Герардуса де Роя закончил гонку спустя 17 секунд, а третьим на финиш этапа прикатил "мустанг" Владимира Чагина. Справедливости ради нужно сказать, что игры в одни ворота не получилось. За призовые места постоянно боролись гонщики на грузовиках "КамАЗ", DAF и Tatra. На контрольных точках лидеры менялись, словно в колоде карты при перетасовке, и это добавляло напряжения. Прогноз шефа команды Семена Якубова полностью оправдался: за высшие награды боролись полтора десятка грузовиков. И как боролись!


А потом были другие схватки. Вырывая у соперников минуту за минутой, российские гонщики то и дело устанавливали лучшее время дня. Были и неприятные моменты, например, на восьмом этапе с повреждением рулевой тяги на машине Владимира Чагина. Но даже при таких неприятностях он умудрялся сохранять лидерство. Неудивительно, что в итоге первыми на финише оказались русские! Экипаж машины № 414 в составе пилота Владимира Чагина, штурмана и руководителя команды Семена Якубова, механика Сергея Савостина взял "золото". Кстати, высшая дакаровская награда, самая престижная в мире международных ралли-рейдов, вновь завоевана в упорной борьбе с сильнейшими соперниками. Теперь у самых отъявленных скептиков язык не повернется сказать, что этот успех случаен. "Серебро" в этом году тоже досталось челнинским гонщикам: оно у экипажа "КамАЗа" № 410 в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Джамиля Камалова. Они уступили победителю 53 минуты 38 секунд, выиграв 6 этапов ралли, включая марафонские.

Единственный конкурент, которого камазовцы пустили на подиум, – экипаж голландского пилота Герардуса де Роя на автомобиле DAF № 417. Он проиграл Владимиру Чагину почти полтора часа. Зато четвертое место в общем зачете грузовиков тоже заняли наши ребята на "КамАЗе" №423. В его кабине путь к успеху прокладывали пилот Ильгизар Мардеев, штурман Сергей Гиря и механик Эдуард Куприянов. Случай, прямо скажем, беспрецедентный, ведь этот автомобиль не боевой, а обыкновенная "техничка". Знай наших!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться