Автотур выходного дня. Тарас на Парнасе и летающие брюнетки Витебска

3780 0 2

Отдых в Беларуси стал для многих россиян в последние годы своеобразным открытием. Санатории и дома отдыха, гостевые дома на природе, рыбалка и охота оказались доступнее, чем в России и климатически ближе, чем в Турции и Египте. Но, к сожалению, многие пролетают по прекрасным белорусским дорогам мимо древних, красивых и исторических городов, где есть что посмотреть и узнать. Взять тот же Витебск, что лежит у самой российской границы. Совсем недавно и сам город, и небольшие городки в его окрестностях, реконструированы и приведены в «туристически-привлекательный» вид.

Лобок, Езерище, Городок

Стоит по дороге со стороны Петербурга миновать Лобок (последнюю российскую деревню перед погранпереходом «Невельский»), как вы попадете в Езерище – приграничный белорусский поселок, с которого уже можно начинать осмотр достопримечательностей. Впервые Езерище упоминается в 1377 году как крепость, принадлежавшая Великому Княжеству Литовскому. В ходе Ливонской войны этот стратегический литовский замок был осаждён и взят русскими (1564 год).


Любопытно, что командовал войском князь Василий Серебряный-Оболенский, послуживший прототипом главного героя приключенческого романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного». Кстати, в жизни князь не был столь благородным, как в романе: город был «взят огнем», при этом всех его защитников и жителей осаждавшие перебили – включая пленных. А уже в 1579 году Стефан Баторий отбил крепость, которую не успели толком отстроить, обратно. В состав России Езерище вошло только после первого раздела Речи Посполитой, в 1772 году, и с тех пор по статусу выше центра волости не поднималось.

Городок с незатейливым названием Городок, впервые упомянут в летописях второй половины XIII века в связи с битвой между полочанами (не половцами, а горожанами Полоцка) и литовскими войсками под началом князя Мингайлы. До XVI века Городок входил в состав Езерищенской волости, но после падения Езерищенской крепости, тут был построен Городокский бастионный замок и именно Городок стал центром волости. Из всего этого нетрудно заключить, что здешние места постоянно опустошались многочисленными войнами, последняя из которых закончилась ровно 70 лет назад.

При царской власти (и вплоть до прихода немецко-фашистских войск в 1941 году) Городок был белорусско-еврейским местечком. С ним связаны имена еврейского писателя-драматурга Бориса Оршанского и будущего израильского раввина Иехезкеля Сарны. Но подлинную славу Городку принес Константин Вереницын – автор широко известной белорусской сатирической поэмы «Тарас на Парнасе». В двух словах ее сюжет сводится к тому, что полесовщик (лесник) Тарас во время охоты проваливается в какую-то нору и попадает на Парнас к античным богам, представленным виде белорусов того времени. С богами вместе обитают великие поэты Пушкин, Гоголь, Лермонтов и Жуковский, при этом на Парнас пытаются вскарабкаться Фаддей Булгарин, Николай Греч и Владимир Сологуб.

Княгиня Ольга и Наполеон

Древний Витебск был основан в 974 году княгиней Ольгой на торговом пути из Варяг в Греки, что на века обеспечило его рост и процветание. В 1101 году при князе Святославе Всеславиче (сыне полоцкого князя Всеслава Чародея) Витебск стал независимым и с небольшими перерывами оставался таковым вплоть до начала XIV века, когда вошел в состав Великого Княжества Литовского. В 1597 году король Сигизмунд III Ваза даровал Витебску магдебургское право – то есть, разрешил местное самоуправление, герб, печать, хоругвь (знамя) и право на проведение ежегодной ярмарки.




В Витебске собирался завершить свою кампанию 1812 года Наполеон Бонапарт – первоначально он не хотел наступать дальше, на Москву и зимовать здесь. А в 1820 и 1824 годах тут бывал великий поэт Александр Пушкин. И именно здесь его друг, дворянин Витебской губернии Петр Нащокин, подсказал Александру Сергеевичу сюжет повести «Дубровский». Изначально это был конфликт между коренным мелким шляхтичем и владетельным русским помещиком.

С Витебском неразрывно связаны имена двух великих художников: Марка Шагала и Казимира Малевича, впрочем, при жизни они враждовали. Пожалуй, это не удивительно: у поэта, организатора веселых, как сегодня бы сказали, перформансов и флешмобов, Марка Шагала и мрачного автора «Черного квадрата» был совершенно разный подход к «прогрессивному пролетарскому искусству». Но когда сегодня проходишь по солнечным набережным Витебска, все-таки представляешь себе не мрачное полотно «ЧК» Малевича, а веселых летающих брюнеток Шагала.

Что посмотреть?

В 3 км от посёлка Езерище на острове можно увидеть остатки древнего замка. Дорога на одноименное озеро Езерище – по указателю на Местечко. Сохранились земляные валы с восточной и северной стороны замка, можно определить места, где располагались башни. К сожалению, добраться на сам остров без лодки можно только в засушливые годы, когда пересыхает протока. В память о боях Великой Отечественной войны в поселке «на вечную стоянку» в самом Езерище установлен советский легкий танк Т-70.

В деревне Кузьмино, по дороге из Езерища на Городок, по правой стороне будет старая почтовая станция XIX века, реконструированная под придорожную гостиницу. Здесь можно не только представить себя путешественником – современником Пушкина, но и действительно переночевать и неплохо закусить. К оплате (как впрочем, почти везде в Беларуси) принимают банковские карты. В Езерищах тоже есть гостиница, но «советского» типа. По левую сторону дороги, рядом с памятником героям Великой Отечественной войны имеется «священный» колодец — опытные дальнобойщики набирают в нем питьевую воду. Можете взять с собой пластиковую канистру и последовать их примеру.




В Городке, на правом берегу реки Горожанка, сохранились остатки бастионов и оборонительный ров (шириной до 16 метров). Пересекая реку по автодороге с разрешенной скоростью 40 км/час и глядя на нависающую замковую гору, можно вполне оценить обороноспособность старой крепости. На горе стоит своеобразный памятник – стилизованная часовая башня. За ней открывается старый город, совсем недавно реконструированный (к областному празднику урожая “Дожинки-2014”). В Городке работает краеведческий музей, “Дом ремёсел и фольклора”, гостиница, кафе и лыжно-роллерная трасса. Две церкви — римско-католическая Благовещенская и православная Свято-Троицкая восстановлены в 1990-е годы.

Витебск – крупный областной центр, и за один раз все его достопримечательности осмотреть вряд ли получится. Величественная панорама открывается с моста через Двину. Над рекой Витьбой стоит Успенский собор, к нему поднимается монументальная лестница, уккрашенная львами. По-прежнему прекрасна городская Ратуша. Те же, кто бывал в Витебске в советское время, после реконструкции его не узнают, а старого Витебска не видели вообще – для его восстановления пришлось убирать из центра города многочисленные промзоны. И оказалось, что старинные одно- и двухэтажные домики вполне сохранились среди цехов и гаражей.

В Витебске работают Дом-музей Марка Шагала и Арт-Центр его имени, краеведческий и художественный музеи, музей истории Витебского трамвая и многочисленные картинные галереи. В городе постоянно проходят различные культурные и спортивные мероприятия, самые известные из них — международный фестиваль «Славянский базар», праздник авторской песни «Витебский листопад», международный турнир по спортивным бальным танцам «Витебская снежинка», музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского (долгое время работавшего в Петербургской филармонии), международные Шагаловские дни. С программой ближайших мероприятий – крупных и не очень, можно познакомиться на сайте.




Как добраться?

Из Петербурга проезд по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до границы с Беларусью (Лобок). Езерище – сразу за погранпереходом. Теоретически ничего проверять при пересечении границы не должны, т.к. Беларусь и Россия входят в Таможенный союз, но на практике могут остановить, проверить содержимое багажника, паспорта и страховку на автомобиль. Для въезда в Беларусь подойдет международная «гринкарта» или придется оформить недорогую белорусскую страховку (это можно сделать по обе стороны границы). Часто проверяют только с одной стороны – или с российской, или с белорусской.

На Городок – съезд с трассы Е-95 направо по развилке, после деревни Вархи – на региональную трассу Р-115. По ней же можно ехать и дальше, до Витебска. Дорога идет через населенные пункты, если поедете днем – то имеет смысл их осмотреть, это старый тракт екатерининских времен. Кстати, он и прямее современной трассы. Еще один плюс – вы въедете прямо в историческую часть города и не будете кружить по спальным районам.

Из Москвы проезд по трассе М-1 “Беларусь” до Смоленска, за Смоленском (вернее – за деревней Зеньково, перед Архиповкой) – съезд направо по развязке на Витебск, на автодорогу А-141. На витебскую объездную вам не надо, проезжаете прямо в город. Для проезда в центр перед Двиной надо будет повернуть направо, по улице Ленина и налево по Калинина или Замковой (впрочем, там будут указатели). Если вдруг пропустили поворот и выехали на мост Блохина – просто едете прямо, упираетесь в Т-образный перекресток и сворачиваете направо по улие Буденного. По ней доедете до железнодорожного вокзала – это практически центр Витебска.




Выезд из Витебска на Городок – как раз мимо вокзала, по улице Космонавтов, по виадуку через железнодорожные пути, мимо городского рынка (он останется у вас по левую руку), по главной дороге – на Ленинградскую улицу, которая и перейдёт в Р-115. Из Городка в сторону Езерища выезд будет прямо, на Санкт-Петербург – Невель.

Как жить дальше?

Гостиниц со “звездами” и недорогих хостелов в Витебске хватает, также как и гостевых домов с турбазами вблизи города (от 5 до 15 км). Главный совет – бронировать их заранее, на выходных и особенно по праздникам в Витебске может быть “аншлаг”, тут проходит много областных, республиканских и международных мероприятий, приезжает довольно много туристов. Без ночлега вы, скорее всего, не останетесь, но он может оказаться дороже и хуже по качеству услуг, чем вы рассчитывали. Далеко не все белорусские гостиницы и турбазы можно найти через сервисы бронирования, имеет смысл поискать их в белорусских интернет-справочниках и забронировать места по телефону.

Беларусский бензин и дизтопливо стоят дешевле, чем в Евросоюзе, но дороже, чем в России. Поэтому если вы привыкли экономить, то заправиться лучше на российской стороне. Впрочем, и белорусские цены вас не разорят. Банковские карты принимают практически везде: от АЗС и супермаркетов до сельпо и аптек, поэтому менять большие суммы на белорусские рубли при короткой поездке не обязательно. Но надо понмнить, что часто в агроусадьбах и на турбазах платить приходится все же наличными, причем – в белорусской валюте. Этот вопрос лучше уточнить при бронировании.



Читайте также:



Поделиться: 0 1 0 0 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных…

340 1 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Рост цен на бензин в России – процесс довольно постоянный, и нынешний шаг вверх, к отметке в 45 рублей – очередной и вполне ожидаемый. А как обстоят дела с ценами на бензин в других странах? Может, где-то они не растут?…

15845 1 10
Статьи / История
Синьор Kozel: как и почему в Италии тюнинговали УАЗы

Тюнинг советских автомобилей иностранными импортёрами – явление привычное и закономерное. Ведь чтобы заинтересовать и привлечь избалованного западного покупателя, нужно было "завернуть" доступную по цене машину…

20273 7 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2090 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1511 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

17852 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20118 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14205 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12034 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71492 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15766 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13062 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51758 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9143 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7228 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365747 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246343 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112949 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?