Береги зеркала: о том, как на самом деле водят и разводят в Европе

123430 16 38

У нас принято считать Европу «страной эльфов», где на дорогах царит справедливость и взаимоуважение, а большие джипы никогда не паркуются на тротуарах. Развенчиваем мифы о Старом свете, увиденном своими глазами.

 

Стоит оговориться сразу, что в каждой отдельно взятой стране и даже регионе Европы законы, нравы и обычаи свои. Этот материал – плод постоянных наблюдений за окружающим миром из окна прокатного Peugeot 207 SW в путешествии по нескольким французским провинциям: Центр, Бургундия, Рона-Альпы, Прованс, Лангедок, Пиренеи, Аквитания и Лимузен.

Рассказываем о качестве дорог, водителях, о работе местных полицейских и автодилеров. Что делать, если попал в аварию? Сложно ли отремонтировать автомобиль? Делимся личным опытом.

Автопарк во Франции

Начнем с банального. Как и в любой нормальной развитой автомобильной стране, на дорогах доминирует местный автопром. Renault, Peugeot и Citroen – вот основные обитатели французских дорог. На втором месте – «сборная Европы»: Опели, Форды, Фольксвагены, Вольво… В основном – хечтбеки класса В. Засилья универсалов, как в Германии, нет.

Намного чаще, чем у нас, попадается итальянская экзотика вроде Alfa Romeo и Lancia – особенно часто в приграничных районах с Италией. Видны следы азиатской экспансии: из «японцев» мелькают Toyota, из корейцев – Hyundai и, внезапно, SsangYong. Редкое, но регулярное зрелище – детища местного производителя микрокаров Aixam.

Наши журналисты часто шутят, что встретить в Европе большой внедорожник можно не чаще, чем слона. Это заблуждение – сельских грунтовых дорог во Франции хватает, и полноприводной техники тоже — как старой, так и новой. Кроссоверов достаточно много, но явного преобладания французских моделей типа Renault Koleos или Citroen C4 Aircross нет. Из дорогих «проходимцев» чаще всего попадались Toyota Land Cruiser, а помимо них замечены и BMW X5, и Mercedes M-Class и Porsche Cayenne.

Отдельно стоит сказать про небогатые слои населения – в зависимости от региона Франции, предпочтения у них разные. На консервативном Юго-Западе сконцентрировались «старички»: 20-летние французские машины, выглядящие вполне бодро. На востоке чаще встречается Dacia – Logan, Sandero, Duster… Французы принимают их как родных, хотя и с чужим значком на радиаторной решетке. Любовь настолько сильна, что встретить автосалон Dacia в бургундской деревне можно едва ли не чаще, чем Renault. А вы говорите – румынская машина…

Олдтаймеров старше 30 лет на дорогах существенно больше, чем в России, причем не только французских, а со всего света, включая США. Впрочем, наиболее доступный и популярный ретро-кар – Citroen 2CV (легендарный «де-шво»), на котором ездят в основном даже не бабушки и дедушки, а местные хипстеры-ретроманы.

Дороги и организация движения во Франции

Дорожное покрытие в целом хорошее – ни разу подвеска нашего Peugeot 207 SW не показалась мне жесткой, хотя в России я бы наверняка раскритиковал ее, чертыхаясь на рельсах и выбоинах где-нибудь в самом историческом центре Петербурга. Есть, конечно, и заплатки, и ремонтируемые участки. Один раз на периферийной улице в провинциальном городе региона Лангедок, название которого выветрилось из памяти, удалось даже зафиксировать нечто, похожее на слегка подразбитый асфальт.

Но если по части дорожного покрытия французам во многом повезло с климатом (середина октября и плюс 25), то местные дорожные службы просто хорошо работают, безо всякого везения. Ты едешь и чувствуешь, что тебя уважают. Если отремонтировали дорогу и не успели нанести разметку – вешают предупреждение: «внимание, впереди неразмеченный участок 300 метров». Перед камерами автоматической фиксации скорости обязательно висит табличка, говорящая о том, что контроль скорости проводят для вашей же безопасности. Практически извиняясь за доставленное неудобство. Что ни говори, а приятно.

Часто встречаются «радары», которые просто замеряют скорость и выводят ее на табло, чтобы напомнить проезжающим водителям. Если не превышаешь – сигнал зеленый. Нарушил – красный. Иногда еще рядом загораются «смайлики» — веселый или грустный. Ограничения скорости – почти как у нас: 90 за городом, 110 на трассе. В населенных пунктах 50, а местами даже 30, но важное уточнение: зачастую по деревням можно ехать и 90, если они небольшие – об этом всегда предупреждают заранее.

Отдельно стоит сказать про платные дороги. Да, во Франции нет сети бесплатных скоростных автобанов, как в Германии. Но мы за все время путешествия воспользовались платной дорогой один раз, когда объезжали Орлеан и заплатили за это 90 центов. Бесплатные дублеры обычно не намного длиннее и содержатся в отличной форме. Иногда там есть даже по две полосы в каждую сторону и скоростной лимит в 110 км/ч. Всем, кто собирается ехать во эту страну, рекомендую пользоваться только бесплатными трассами – дело не столько в экономии, сколько в возможности почувствовать «вкус Франции» в маленьких городишках с удивительной архитектурой.

Нравы водителей во Франции

Местные автомобилисты совсем не похожи на педантичных немцев. Встать с аварийкой вторым рядом или на тротуаре? Без проблем. Повернуть налево из среднего ряда? Не вопрос. Сесть за руль после пары пива? Идеально, если учесть, что норма содержания алкоголя – 0.8 промилле. Дисциплина? Не, не слышали.

Понять логику их поведения зачастую нереально. На трассе запрещено ездить в левом ряду, кроме как для обгона. И французский водитель, обгоняя целую вереницу медленно идущих автомобилей, будет ритуально выезжать в левую полосу, возвращаться в свою, потом снова выезжать и продолжать этот бессмысленный слалом, пока всех не обгонит… Зачем это делать, когда сзади все равно никого более быстрого нет, и ты никому в левом ряду не помешаешь, непонятно.

Но если вы думаете, что все дело в приверженности Закону, то вы ошибаетесь. Скажем, на перекрестках с круговым движением положено моргать направо перед тем, как ты съезжаешь с него. Французы постоянно пренебрегают этим простым правилом, что создает неиллюзорные проблемы окружающим. Как сочетаются в головах прекраснодушных любителей багетов эти обычаи, умом не понять. Мы решили, что это национальная традиция.

Можно было бы сказать, что французы в своей нелогичности и раздолбайстве близки к нам, но я воздержусь. От России есть одно фундаментальное отличие. У нас дорога – это сцена. Манеж, где принято демонстрировать свои достижения, умения и достаток вместе с комплексами неполноценности. Во Франции все не так – они просто «не парятся» об окружающих, не злятся и не забивают голову ерундой.

ДТП на прокатном автомобиле

В нашей поездке нам пришлось столкнуться и с «темной стороной» французской автомобильной жизни. В Гренобле я не пустил парня на Focus, который пытался влезть в ряд, поворачивая налево из среднего ряда, откуда можно было ехать только прямо. Цена упорства – разбитое «в труху» правое зеркало нашего Peugeot.

Главный совет всем, кто попал в аварию в Европе на машине из проката – всегда вызывайте полицию, чтобы потом избежать проблем со страховой компанией. Мой визави сначала вообще хотел уехать после столкновения, и притормозил только после того, как я «заморгал» и «забибикал» его сзади. Потом он пытался напирать на то, что авария несущественная, и смысла разбираться нет, но я все-таки заставил его позвонить в жандармерию. Представители властей не замедлили появиться в течение десяти минут.

Повели они себя совсем не так, как в России. Приехали целой компанией из пяти человек, не делали никаких замеров рулеткой, никакого осмотра повреждений… После беглой проверки документов они просто расхаживали вокруг машин, светски беседуя со вторым участником ДТП по-французски. Который, между прочим, на голубом глазу доказывал, что это я его подрезал.

Я был готов к тому, чтобы ехать в участок к местному дознавателю, так как наши позиции, как вы уже поняли, отличались. Но такой процедуры во Франции нет, как нет и выдаваемых на руки справок о ДТП. Весь документооборот электронный, а о степени вины каждого спорят страховые компании – так мне рассказали сами бравые жандармы на довольно-таки плохом английском.

Страховка прокатных машин во Франции

Все прокатные машины здесь имеют стандартный страховой полис CDW (Collision Damage Waiver). Грубо говоря, это аналог нашего Каско с франшизой. Обычно размер франшизы – около 800 евро. Что это означает? Если после аварии ущерба насчитали на 200 евро, то вы платите эти самые 200 евро. А если на 1000 евро, то платите 800, и еще 200 платит за вас страховая.

Фото: Depositphotos.com

В российских СМИ часто пишут, что оплачивать ущерб из своего кармана со страховкой CDW придется в любом случае, даже если вы не виноваты в ДТП. Это неправда. Если авария оформлена в полиции, то затраты компенсирует страховая компания виновника, как и в России. Правда, когда машина сдается обратно в прокатную контору, они сначала возьмут деньги с вас, а потом уже возместят их в течение двух недель. Причем списывается вся сумма в рамках франшизы – 800 евро. Далее, если вы не виноваты, вам вернут все деньги. А если виноваты, то разницу между суммой франшизы и стоимостью ремонта.

Запчасти на автомобили во Франции

У меня была мысль избежать разбирательств со страховой компанией, просто купить зеркало в ближайшем магазине автозапчастей, и поставить его самому. Благо механизм регулировки и подогрева остался невредимым – пострадал лишь корпус и зеркальный элемент. Заодно хотелось понять, как в стране обстоят дела с обслуживанием автомобилей.

Но меня ждали три плохие новости. Первая: магазинов запчастей во Франции мало, и торговля «неоригиналом» развита куда хуже, чем в России. Если поискать, то есть и разборки, и сайты с каталогами, не говоря уже о Ebay, где подержанное зеркало в сборе стоило 1200 рублей на наши деньги… Но когда деталь нужна срочно, путь один – к дилеру.

2 1

В салоне ждала вторая плохая новость. Нижняя часть корпуса зеркала Peugeot 207 выполнена в едином монолите с механизмом регулировки и креплением к кузову. Поменять дешевые пластмасски и зеркальный элемент не выходило – только замена в сборе.

Третья плохая новость – это стоимость оригинальных запчастей во Франции. По логике, здесь все должно быть дешевле. В России зеркало стоит около 7000-8000 рублей. Минус доставка из Европы, минус таможня, минус наши налоги… Получаем 177 евро или более 9000 рублей! Выходит, французские дилеры делают более значительную «накрутку», чем наши.

Вместо заключения

Как видите, Европа далека от идеала, который существует в воображении наших сограждан. Французы точно так же пытаются «откосить» от виновности в ДТП, заработать деньги на своих клиентах и вообще ведут себя довольно-таки свободно. И все-таки на дорогах там куда спокойнее, во многом из-за мирного нрава окружающих и профессионализма дорожных служб и полиции.

Когда мы спокойно ехали домой из аэропорта по Московскому проспекту, любуясь вечерним Петербургом, сзади послышался характерный надрывный вой V-образной «восьмерки». Тонированный Gelandewagen лихо обошел меня справа, нервно перестроился перед моим носом, тут же ринулся в крайний левый, потом снова взревел мотором и… оттормозился перед светофором. И тут я окончательно понял, что вернулся домой.



Поделиться: 0 24 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Юрий Недре

Прав Милонов - все плохое их Европы 🙂

п.с. в Италии люди любят расталкивать машины бампером если не влезают на парковку.. ((

Vitaly Buldakov

Так бампер же от слова bump 🙂

Андрей

Интересная статья! Спасибо!

Мне кажется, можно было бы добавить больше фото. В том числе с нарушениями ПДД французами.

ДимСаныч

Андрей, не раскрыт финал вашей истории! Чем все закончилось?

Андрей Чепелев

Пока еще не закончилось - самое интересное впереди.

Eugene Zaychikov

ох уж этот прекрасный Петроград)

Андрей Чепелев

Да, мне тоже нравится! 🙂

Alex Fielding

Еще одно доказательство полной несостоятельности русского народа

Vitaly Buldakov

Гитлер бы вас похвалил.

Misha Kraynov

Спасибо за статью-обзор. А чем закончилась история с ДТП? С вас сняли 800 оеро, а потом вернули обратно?и да, спасибо за фразу "У нас дорога – это сцена. Манеж, где принято демонстрировать свои достижения, умения и достаток вместе с комплексами неполноценности." Очень точно и ёмко.

Андрей Чепелев

Из поездки вернулся в прошлую среду. Пока еще идет разбирательство между нашими страховыми - по словам прокатчиков, письмо с вердиктом мне пришлют в течение двух недель. Так что ждем-с! Отпишу по результатам в следующей публикации о Франции. там много интересного.

Сергей Заерко

Интересная статья.

Андрей Чепелев

Спасибо на добром слове!

Maxim Skorohod

Интересная статья.Спасибо.

Vitaly Buldakov

Так бампер же от слова bump 🙂

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

907 0 0
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

1295 2 0
Статьи / История
Опасное рулевое, кузов минивэн и чужой дизайн: мифы и факты про Lada Kalina

В своё время Лада Калина стала важным достижением в жизни АвтоВАЗа – ведь именно эта модель в «нулевые» позволила тольяттинскому автогиганту противостоять своим «идеологическим киллерам» в лице Renault Logan, Daewoo…

12230 7 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6195 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5453 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

7940 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46709 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35155 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17527 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30041 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23031 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5836 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59033 4 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43261 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15937 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74490 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56390 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52123 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?