Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Что такое опережение?

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Когда опережение запрещено?

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Разрешено ли опережение с правой стороны?

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Какой штраф предусмотрен за некорректное опережение?

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей»

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
16.09.2025 15:26
Виктор

Хочу сказать, что Вы и многие другие заблуждаются и путают и не совсем правильно понимают понятие обгона и опережения, и вводят водителей в заблуждение. Обгон, это когда один автомобиль, обгоняя другой, ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ из одной полосы в другую, независимо от того, делает он это с разрешённым выездом на полосу встречного движения (прерывисто-пунктирная разметка) или делает это, ПЕРЕСТРАИВАЯСЬ на полосу попутного движения, а затем ОБОГНАВ движущийся впереди него автомобиль он снова ВОЗВРАЩАЕТСЯ в свою полосу.--- Это тоже ОБГОН, один с выездом на встречную полосу , другой без выезда в попутном направлении , и он не менее опасен чем выезд на дорогу со встречным движением. так как в отличии от выезда на встречную полосу, перед перестроением, водитель обязан посмотреть в зеркала заднего вида , пропустить движущийся в попутном направлении транспорт, (Чего можно не делать при выезде на полосу встречного движения ) и только потом делать перестроение и ОБГОН движущего впереди автомобиля, опережая его, с дальнейшим возвратом в свою полосу, не подрезая его. А вот ОПЕРЕЖЕНИЕ, это когда нет ПЕРЕСТРОЕНИЯ из одной полосы в другую и обратно, это движение автомобилей в попутном направлении , каждого в своей полосе , и не совершая ПЕРЕСТРОЕНИЯ они могут ОПЕРЕЖАТЬ попеременно друг друга. ОПЕРЕЖЕНИЕ с правого бока не запрещено, так как автомобиль двигаясь в своей полосе, имеет хорошую обзорность и может быстро принять меры торможения, в случае необходимости, а вот ОБГОН, ЗАПРЕЩЁН!, так как при обгоне автомобиль ПЕРЕСТРАИВАЯСЬ не сбрасывает скорость для поворота направо, а наоборот увеличивает её для ОБГОНА , и не сможет быстро среагировать на припаркованный у обочины транспорт и ли другое препятствие. Обгон и Опережение, это разные вещи и это надо понимать правильно. Обгон и Опережение, это разные вещи и это надо понимать правильно. и отличаются они не увеличением скорости, а ПЕРЕСТРОЕНИЕМ из одного ряда в другой. независимо от встречного или попутного направления, а вот ОПЕРЕЖЕНИЕ это движение в прямом попутном направлении, обгоняя , ОПЕРЕЖАЯ, другой авто, не меняя свою полосу и не ПЕРЕСТРАИВАЯСЬ.


24.09.2025 09:59
seriberiezhka

Виктор, вы в коме были 15 лет ? Не вводите людей в заблуждение, вам явно стоит актуализировать знания ПДД. Ещё в далёком 2010 году понятие обгон изменили и под обгоном подразумевается исключительно, манёвр, связанный с выездом на встречку. Дословная цитата: "Обгон - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)."

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings