Драка на дороге: почему водители бьют друг друга и как с этим бороться

27368 8 22

Из потасовки по пустяковому поводу один может выйти инвалидом, а другой – уголовником. Разбираемся в психологии водителей и находим причины конфликтов. Делимся секретами, как сохранять самообладание и успокоить человека, который хочет на вас напасть.

 

Автор иллюстрации Анна Фарутина

Почему же люди так часто выходят из себя за рулем?

Первым делом нужно признать, что насилие на дороге — это все-таки сравнительно редкое явление. Если взять полицейскую статистику, то случаев бытовых и уличных драк с травматическим и летальным исходом в разы, если не в десятки раз, больше.

Но агрессии на дороге много. Первая причина, которая приходит в голову, — массовый невроз из-за пробок. Действительно, стояние в заторе может выводить из себя, особенно если вы к этому не привыкли.

Скажем, московские водители, взращенные в километровых пробках, более стрессоустойчивы, чем их коллеги из других городов-миллионников, где пробки случаются реже и оттого чаще вызывают всплески негативных эмоций, которые многие пытаются «слить» на окружающих.

Фото: depositphotos.com



Но есть и другие причины конфликтов, которые не так очевидны, — мы разберем основные из них. В подготовке статьи нам помог старший преподаватель кафедры эргономики и инженерной психологии факультета психологии СПбГУ, кандидат психологических наук Андрей Владимирович Морозов.


Люди разных социальных групп на дороге перемешиваются между собой. Везде свои «правила приличия», которые могут быть очевидны для одних и совершенно непонятны для других.


Кейс

Первый участник. Аркадий — дипломированный маркетолог и работает SMM-менеджером в небольшом интернет-агентстве. В свободное время ходит на концерты инди-групп, встречается с друзьями в коворкингах за кофе или в модных барах за стаканом бельгийского ламбика. Свободен в нравах. В последний раз дрался в пятом классе.

Второй участник. Михаил не без труда окончил девять классов и прожил трудное детство, а затем не менее трудную юность в маленьком пригороде. Работает электриком в автосервисе, в свободное время ходит в тренажерный зал и отдыхает в кафе-караоке «Маяк» неподалеку от дома. В последний раз дрался там же три недели назад, когда не поделил что-то с азербайджанцами.

Ситуация. Наши герои никогда не пересеклись бы в обычной жизни — Аркадию нечего делать в «Маяке», а Михаил никогда не слышал об инди-группах. Но на дороге различия в их социальном статусе незаметны, и они оказываются рядом в потоке. Дипломированный маркетолог не пускает электрика в ряд, и начинается конфликт.

Аркадий открывает окно, смотрит Михаилу в глаза и нервно задает вопрос: «Ты вообще смотришь, куда едешь?». Среди друзей Аркадия такое общение — в порядке вещей и обычно заканчивается как максимум словесной перепалкой. А для Михаила взгляд в глаза и вызывающий тон означает только одно: противник хочет померяться силой. В итоге — драка, больше похожая на избиение.

Все могло бы быть иначе, если Аркадий помнил бы о том, что далеко не все окружающие безобидны и не способны на реальное насилие.

Вывод: имейте в виду, что соседи по потоку другого склада ума могут воспринять ваши слова и действия совершенно не так, как вы ожидаете.


Фото: depositphotos.com


Люди неправильно оценивают действия окружающих водителей, приписывая злой умысел.


Кейс

Первый участник. Степан сильно устал на работе сегодня — пришлось придти к полдевятого утра, готовиться к сложным переговорам, а потом вести их до самого вечера. Пообедать так и не удалось, зато только что состоялся неприятный разговор с женой, которой он уделяет так мало времени в последние месяцы. Хочется побыстрее добраться домой, нервы на пределе, а тут еще пробка.

Второй участник. Иван сосредоточен на своей проблеме — он обдумывает новый интернет-стартап и параллельно беседует по телефону со своим компаньоном о том, где взять инвестиции.

Ситуация. Иван перестраивается из правого ряда в средний, даже не посмотрев в зеркало, просто потому, что он погружен в свои мысли. Раздраженный Степан, который ехал по среднему ряду и чуть было не врезался в бок задумчивому стартаперу, обиделся и решил проучить «негодяя» — обогнал справа, подрезал… Началась перепалка, перешедшая в драку. Иван хоть и был задумчив, но в юности имел разряд по самбо, да и позволять на себя орать не привык.

Все могло бы быть иначе, если бы Степан не воспринимал действия своего соседа как умышленное оскорбление.

Вывод: не нужно думать, что автомобилисты вокруг только и думают, как бы унизить вас. Даже если они ведут себя, на ваш взгляд, странно или нагло, очень вероятно, что они вас просто не замечают и им до вас нет никакого дела.


Фото: depositphotos.com



Люди воспринимают мощь своих автомобилей как собственную мощь и ошибочно предполагают, что машина делает их сильнее и весомее. Особенно это касается владельцев кроссоверов и внедорожников, которые покупают свои авто, чтобы быть выше окружающих.


Кейс

Первый участник. Владимира три месяца назад наконец-то повысили до директора по продажам и назначили оклад 120 000 рублей плюс премии. Кое-какие накопления уже были, зарплата внушала уверенность в завтрашнем дне, поэтому, недолго думая, Владимир купил давно желанный Ford Explorer. Ничто так не повышает самооценку, как брутальный черный внедорожник с двигателем V6!

Второй участник. Сергею никогда не везло в жизни. Несколько лет назад его подставили, и он несправедливо отсидел два года в колонии за воровство. С судимостью было сложно устроиться, и в итоге он так и остался работать в полулегальном таксопарке на собственной машине — потрепанной годами Daewoo Nexia.

Ситуация. На забитом перекрестке было непонятно, кто прав, а кто виноват. Сергей упорно продвигался вперед, и тут дорогу преградил Explorer. Он побибикал, а в ответ водитель внедорожника показал ему средний палец. «Ну это уж слишком», — рассудил Сергей, включил аварийку, вытащил ничего не понимающего Владимира на дорогу и отыгрался на нем за все свои жизненные неудачи.

Все могло бы быть иначе, если бы Владимир не был во власти стереотипов 90-х и не ощущал себя «царем горы», который может свысока плевать на окружающих.

Вывод: помните о том, что все 294 лошадиные силы вашего автомобиля так и останутся под капотом и не выйдут помогать вам в конфликте с другим водителем. Степень «опасности» человека давно уже никак не связана с маркой машины. В брутальном Gelandewagen может сидеть закомплексованный и физически неразвитый «гламурный мальчик», а в потертом Renault Logan — тренер по боксу.








Теперь, когда мы примерно поняли, что провоцирует водителей драться, разберемся, что с этим всем делать, и дадим несколько практических советов.


Что делать, если очень раздражает сосед по потоку, который мешает ехать, и хочется его наказать?

Часто выводят из себя окружающие? Попробуйте понять и держать в голове несколько простых истин:

  • Не питайте иллюзий: вы никогда не научите окружающих хорошим манерам. Вы можете подрезать кого-то, наорать на него, даже избить, но вряд ли вы заставите человека стать лучше. Чувствуете превосходство над другим? Останьтесь при нем и не тратьте силы. Руководствуясь библейской мудростью, не мечите бисер перед свиньями.
  • Действительно уважаемый человек никуда не торопится — его подождут. Знаете, как можно было отличить раба от свободного человека в Древнем Риме? Одевались все, не считая высшей знати, примерно одинаково. Просто рабы бегали, а свободные люди ходили прогулочным шагом. Их никто не гнал и не требовал выполнения задач в кратчайшие сроки. Если не считаете себя чьим-то рабом, то и не нужно торопиться. Всем известно, что «начальство не опаздывает, а задерживается». В этой идиоме подчеркивается, что солидный и уважаемые человек не суетится, не спешит и не боится придти позже. Кто-то лезет? Пропустите вперед, потеряете пару секунд. Потраченные нервы обойдутся намного дороже.
  • Если ваша работа требует точного прибытия ко времени, выезжайте заранее или используйте общественный транспорт. Как вариант комбинируйте метро и автомобиль, избегая маршруток. Совет банальный, но работает прекрасно. Сомневаетесь, что успеете? Бросайте автомобиль. Прогнозировать время прибытия куда проще, если вы не за рулем. И нервы будут целее.

Что делать, если со мной заговаривает агрессивно настроенный человек?

Все зависит от того, насколько далеко зашел конфликт.

  • Если вы совершили ошибку на дороге и на вас кто-то кричит, не стесняйтесь извиниться и показать свое миролюбие. Вы же не хотели никого оскорбить, когда перестраивались, не так ли? Причем лучше делать это, сидя в машине.
  • Если ваш собеседник не успокаивается и продолжает наступать, закройте окна, заблокируйте двери и вызывайте полицию. Пробить без оружия стекло — довольно трудная задача, поэтому вас не так-то легко достать. Не бойтесь, что вы вызовете наряд, а агрессор уедет — здоровье дороже.
  • Если разговор все-таки происходит на улице и человек в ярости, то попробуйте переключить его внимание. Например, напомните про ответственность за нанесение побоев — от большого штрафа до реального срока. Еще один неплохой прием: укажите человеку, что у него «нехорошо дергается глаз и пульсирует вена на шее» и что еще чуть-чуть и случится инсульт. Можно в таком случае даже представиться врачом. Срабатывает не всегда, но часто.

А если отступать некуда?

Бывает так, что в машине — жена и ребенок, убегать нельзя, прятаться тоже, дорога перегорожена, а противник в ярости. До последнего сидите в автомобиле. Помните, что машина более устойчива к ударам, а разбитые окна лучше, чем разбитая голова. Покидать салон стоит, только если авто пытаются поджечь, раздавить или сбросить с дороги другим автомобилем.

Но никогда нельзя исключать, что придется драться. Поэтому всем рекомендуем освоить навыки самообороны. Лучше всего подходят восточные единоборства, которые, помимо чисто боевых моментов, укрепляют дух и делают вас хладнокровнее. Владея каратэ или айкидо, гораздо проще сохранять самообладание. И помнить о том, что лучший бой тот, которого не было. В нашей следующей публикации мы расскажем, как защитить себя, в том числе и от нападающего с оружием в руках.


Фото: depositphotos.com



Post Scriptum. Слово Закону

Запомните эти статьи и вспоминайте о них всякий раз, когда вам хочется на кого-то напасть.

Статья 113 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего,
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 115 УК РФ. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности,
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Статья 116 УК РФ. Побои

1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.


Фото: depositphotos.com



Поделиться: 0 13 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Сергей Быков

Действительно, хамства на дорогах становится больше и больше. А по своему опыту могу сказать, что владельцы больших табунов под капотом, не такие уж сильные и храбрые. А корону величия на головах многих приходилось снимать лично, чаще без рукоприкладства.

Инна Вакуненкова

Восточные единодрочства вообще ниочём! Только борьба, бокс и рукопашка помогут Вам, уважаемые!

Эдуард Разанов

Меня больше всего разочаровывают "соседи" по потоку. Выйти, и остановить конфликтующих решиться не могут?

Статья хорошая. Но есть люди, которые имеют на это свой взгляд и могут быть с ней не согласны. Лично мое мнение:

Если случился конфликт. Мне не важно, что думал человек в тот момент. Я не собираюсь его чему то учить или давать уроки жизни. Мы на дороге. Тут не "Нюрнбергский процесс". Расплата наступает по факту. Получите, распишитесь. И я не понимаю с чего я должен делать скидку на то, что "О госпади, он не хотел! Он заговорился по телефону/записался смс'кой/злой после работы или еще чего.." Он меня подрезал/сткнул/поцарапал/оскорбил и т.д. Из такого конфликт и вырастает. Либо ты руководствуешься тем, что "я умный, я не обращу внимания", либо ты твердо стоишь на своем. Но всегда надо знать меру. Конечно же устраивать "Техасскую резню бензопилой" - глупость.

Андрей Чепелев

Твоя теория имеет два слабых места. Во-первых, ты не можешь быть уверен в том, что тот, которого ты хочешь наказать, не сильнее тебя в два раза и в конечном счете окажешься наказанным ты сам. Во-вторых, даже если ты король ринга, всегда существует ненулевая вероятность того, что человек умрет, упав на землю и ударившись головой. Или заработает серьезные травмы. В результате чего ты получишь судимость) Что кагбе тоже не айс.

Я писал не о теории. Пусть там будет хоть десять бугаев. Ты либо будешь умным и уедешь, либо будешь продолжать стоять на своем. Что касается "Ударился об асфальт" и т.д. Тут я соглашусь. Нужно учитывать многие параметры. Я лично являюсь сторонником газового/светового и звукового оружия, одним словом НЕ фатального. Залить салон балончиком, светошумовой осой в открытое окно и т.д. Это все не разобьет человеку голову но при этом произведет необходимый эффект. В общем я к чему.. даже если стоишь на своем до последнего - никто не мешает думать.

PS: Высший пилотаж: стоять на своем до последнего и выйти без драки из конфликта.

Зачем разнимать, если это можно снять на iphone и выложить в ютюб! Ну по крайней мере так думает подавляющее большинство...

Андрей Чепелев

Ну так а кому ж хочется за просто так в глаз получить?:)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Переплачивай и страдай: почему электромобили в России никому не нужны

Распространение автомобилей на электрической тяге в мире идет неоднородными, но заметными темпами. К примеру, в Норвегии гибриды и электромобили уже обогнали по суммарным годовым продажам обычные бензиновые и дизельные…

132 0 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

7118 5 7
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

4091 4 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra HD с пробегом: проблемная механика, надёжный автомат и необъяснимо ресурсный двигатель

Элантра четвёртого поколения – машина скучная во всех отношениях. Как в плане дизайна, так и в плане эксплуатации. Никакой скрытой коррозии, мудрёной электрики или характерных поломок, которых не встретишь у конкурентов…

581 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra IV с пробегом: на удивление крепкий кузов и никаких сюрпризов по электрике и ходовой

Hyundai Elantra четвёртого поколения как-то теряется на фоне других машин марки. Большую часть своего жизненного цикла с 2006 по 2011 год она продавалась параллельно с более дешёвой Elantra XD прежней, третьей генерации,…

932 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2625 0 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41838 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15599 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12672 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27337 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21787 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4659 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57665 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41821 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17150 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72308 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55969 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55060 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?