Первая реакция на появление «самого длинного в мире» горного снегохода была довольно однозначной. Все отреагировали как кот Матроскин, когда у его коровы родился теленок: «Теперь я в два раза счастливее буду». Ну а как иначе? Гусеница горника стала еще длиннее, еще «зубастее», и все это без увеличения массы. Праздник же!
Снегоход для глубокого снега, лежащего на склонах гор, действительно должен быть длинным и тощим, как крокодил-анорексик. При этом зубастым. Чем длиннее гусеница, чем выше снегозацеп, тем лучше проходимость. Значит, можно заехать выше, быстрее, затратив меньше сил. Это понятно даже ежу, но зачем же тогда в производственной линейке Ski-Doo Саммитов аж четыре размера? И зачем к 146, 154 и 162 (это длина гусениц в дюймах, кто не догадался) добавили еще и 174? Ясно же, бери больше, вали выше…
Первые же выезды расставили все точки над «i». Самый длинный способен на многое. «Сто семьдесят четвертый» Саммит действительно стал первым в мире серийным снегоходом с длиной гусеницы 4 420 мм и высотой зацепа 3 дюйма – 76,2 мм (кстати, теперь понятно, откуда взялся калибр 7,62). Снегоход построили на базе уже знакомого нам горника из Канады, но самое удивительное, что конструкторы, увеличив длину трака, сохранили прежний вес. То есть Summit 174 и Summit 164 весят одинаково, притом что у последнего пришлось не только удлинять раму гусеницы и саму гусеницу, но и увеличивать картер трансмиссии, потому как увеличенные же снегозацепы гусеницы попросту не помещались в отведенное для них пространство.

Но как, Холмс? Не то чтобы элементарно, но объяснимо. Гусеница получила «облегчительные» отверстия, а металлические штыри, обеспечивающие поперечную жесткость гусеницы, впаянные в нее через каждые два десятка сантиметров, стали короче. Это не только снизило, но и позволило сделать край гусеницы гибким, что заметно облегчает наклон снегохода и постановку его на одну лыжу.
Корпус и крышку главной передачи выполнили из магниевого сплава, что тоже помогло снизить массу узла, причем заметно. Здорово скинули массу и с новой передней подвески RAS-2. Вместо литых поворотных кулаков, к которым крепятся лыжи и рычаги подвески, тут использованы фрезерованные. Минус 800 граммов с каждой стороны. Все это и позволило сделать маленькое чудо. Снегоход стал больше, но не стал тяжелее.
Под капотом стоит 800-кубовый флагманский двигатель компании Rotax – двухцилиндровый рядный двухтактник водяного охлаждения, оборудованный системой впрыска топлива E-Tec. Мотор выдает 163 л.с., совершенно не дымит и не воняет и при этом работает ровно, как 4Т. Этот мотор – не новинка, он ставится на снегоходы компании уже около пяти лет. В отличие от конкурентов, Rotax 800 отличается особой плавностью работы и «дружелюбием» к пилоту. Он хоть и обладает изрядной мощностью, но выдает ее плавно, без резких «пинков» и прочих выкрутасов. Все линейно, прогнозируемо и вообще нетипично для двухтактника. Кстати, именно за это Саммиты особенно нравятся новичкам и барышням – уж очень покладистые.
Конечно, есть у такого характера и недостатки: например, в субъективном сравнении с главным конкурентом Polaris мощности ротаксовской 800-ки и 600-ки «американца» кажутся идентичными, хотя объективно 800 кубов заметно мощнее 600-ки. Но вот характер выдачи всего «арсенала» и реакция на курок газа у моторов настолько разная, что менее мощный Polaris кажется по крайней мере «таким же».
Но вернемся к главному вопросу. Зачем он вообще нужен, этот сверхдлинный снегоход? Конечно же, в первую очередь это действительно «гонка вооружений». Быть самым-самым – весьма серьезный аргумент в борьбе за покупателя. Вот только останется ли сам покупатель довольным такой «самостью»?
Практика показала, что не всегда и далеко не каждый. Чтобы 174-й Саммит раскрыл все свои «таланты» и потенциал, заложенный в его четырех-с-лишним-метровую гусеницу, ему нужно много снега. Очень-очень-очень много снега. Так много, что даже у нас в стране, большая часть которой расположена за полярным кругом, столько можно найти лишь в нескольких местах. Да и в целом мире не так много территорий, где этот «крокодил» будет чувствовать себя в своей тарелке. Отдельные долины Камчатки, кое-какие места в Хакасии вроде поселка Приисковый или Ергаки и, возможно, отдельные точки на Северном Урале.
В Хибинах, Лаго-Наки, Красноярске и прочих «Алтаях» этому аппарату будет делать нечего. Вернее, было бы справедливее сказать, что там с тем количеством и качеством снега «за глаза» хватит и более коротких собратьев нашего героя. «Крокодил» будет обузой.
Как бы ни изгалялись конструкторы, какие бы ни придумывали ухищрения, чтобы сделать снегоход более валким и послушным, длина все равно остается длиной. И пока гусеницу не научат изгибаться в сторону поворота, длинный снегоход будет управляться хуже, чем короткий. Надо сказать, что инженеры Ski-Doo сделали, кажется, уже все возможное, чтобы облегчить поворачиваемость и опрокидываемость Summit. Тут и «гнущаяся» в продольном направлении подвеска T-Motion, и сгибающаяся по краям узкая гусеница Flex Edge, и максимально уменьшенная ширина лыж (907 мм)… Но общая длина диктует свое.

Если в пухлом глубоком снегу (в данном случае это такой пухлый и глубокий, что когда слезаешь со снегохода, сразу уходишь в снег с головой) 174-й действительно король, царь и бог, то стоит ему попасть на более плотный или менее толстый слой снега, как он превращается в слона в посудной лавке.
На твердом снегу свернуть его с выбранного курса – задача не из легких. Он упрямо стремится сохранить прямолинейное движение, но при этом норовит ковырнуться набок. А уж если попасть на нем в мокрый тяжелый снег, то лучше пожелать тому «счастливчику», чтобы у того за плечами оказался опыт в тяжелой атлетике. Со снегоходом приходится действительно воевать. И вроде бы разница с ближайшим «родственником» – аппаратом с гусеницей 163 мм – всего в 11 дюймов, или 27 см, а насколько отличается характер! Что уж говорить о классическом 154-м траке… По сравнению с этим мастодонтом, последний кажется балериной – легкой, как перышко, и послушной, как теплый пластилин.

Но уж зато если найти настоящий пухляк, то можно получить действительно ни с чем не сравнимые эмоции! Вопрос только в том, много ли у нас такого снега. Как я уже прикинул, от силы пять-семь точек. Вы живете в Абакане и каждые выходные гоняете за свежим паудером в При? Окей. 174-й ждет не дождется именно вас.
Пару раз в год выбираетесь в Хибины или что там к вам ближе? Оставьте эту затею. Все равно хочется «самый» длинный? Дедушка Фрейд был прав, да? Или кажется, что с таким-то траком вы точно не будете застревать? Не стоит обольщаться. Врывается этот монстр ничуть не хуже, чем более короткие собратья. А вот намучиться с ним в условиях нехватки снега у вас получится изрядно. Будет так же сложно и обидно, как стоять на Ferrari в пробке. Ей нужен только трек, чтобы раскрыть себя полностью. А Summit 174 нужно феноменально много снега. Скорее всего, вы столько даже никогда не видели.

Да, кстати, помимо всего прочего, при дефиците снега он адски греется. Ну не рассчитан он на снега «как обычно». И на роль удовлетворителя собственного эго – тоже.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться