Gräf und Stift эрцгерцога Фердинанда: автомобиль, с которого началась Первая мировая

3285 1 1
Какая разная у автомобилей бывает судьба! Чуть более ста лет назад ею было суждено сделать так, чтобы один австрийский вельможа в один злополучный день сел в дорогой автомобиль Gräf und Stift Double Phaeton и отправился в короткое путешествие по южному боснийскому городу Сараево. А результатом этого простейшего и неприметного поступка стало известное историческое событие — знаменитое Сараевское убийство, послужившее поводом к началу жестокой и продолжительной бойни — Первой мировой войны. С тех пор о знатном пассажире этой машины давно забыли, но тот самый «Грэф», прозванный «автомобилем смерти», приобрел громкую и печальную славу, возглавив длинную череду машин, в которых насильственно закончили жизнь видные политические деятели разных стран.
 

Кстати, машина сохранилась до наших дней, и любой желающий может посмотреть на нее в музее в Вене.

Смертельный исход приятной поездки за границу

А всё начиналось так хорошо: солнечным утром 28 июня 1914 года в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной могущественной Австро-Венгерской империей, прибыл с инспекцией австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург с женой, которую звали София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг. Далекие от народа, они вообще не задумывались о том, что там существует немало подпольных молодежных организаций, боровшихся за независимость. Одной из них была «Молодая Босния», члены которой не придумали ничего лучше, как убить знатного гостя — наследника австро-венгерского престола.

Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек

Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек

На железнодорожной станции Сараево эрцгерцога встретили губернатор и сразу шесть автомобилей сопровождения. Для Франца Фердинанда с женой подполковник граф Франц Мария Альфред фон Харрах предложил свой автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, в который сел также губернатор. После осмотра казармы по городской набережной они отправились в ратушу. Ее со всех сторон блокировали полицейские, но молодые патриоты-террористы выбрали тихую улочку, где постов было меньше. При прохождении кортежа один из них наобум бросил гранату в его сторону, повредив одну из машин и ранив 20 человек. Эрцгерцог приказал остановить свой автомобиль и распорядился, чтобы раненым оказали первую помощь.

Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки

Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки

После приема в ратуше Франц Фердинанд и София отказались от соблюдения намеченной программы и решили навестить в больнице людей, пострадавших при неудачном покушении. В 10 часов 47 минут эрцгерцог с супругой вновь сели в свой роковой «Грэф». А зря!..

original-sarajevo-graf-stift_html_m52ee36df original-sarajevo-graf-stift_html_5480130d

Церемония посадки Франца Фердинанда с женой в автомобиль Gräf und Stift 28/32PS

Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах

Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах

Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения

Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения

Тем временем 19-летний босниец Гаврило Принцип, православный серб, твердо решивший убить «угнетателя и тирана» на обратном пути, поджидал его недалеко от Латинского моста. Когда автомобиль поравнялся с ним, он шагнул вперед и два раза выстрелил из пистолета. Первая пуля ранила Франца Фердинанда в шею, вторая досталась Софии. Принципа тут же арестовали и избили, а высокопоставленные жертвы скончались по пути в резиденцию губернатора.

Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии

Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии

Итоги приятного путешествия на юг

Статьи / История
Секреты императорского гаража: личный транспорт Николая ІІ

Вместо предисловия стоит упомянуть о том, что правильный пример Николаю подала его мать, императрица Мария Федоровна. Уже в 1902 году она приобрела свой собственный автомобиль, который прослужил ей целых...

8615 0 11

Главный итог известен всем со школьной скамьи: Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска. В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек. А поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.

Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году. Второй виновник — роковой «Грэф», развязавший войну, навсегда остался бы незамеченным, если бы не это трагическое событие. Машина успела сменить еще несколько владельцев (в сумме их оказалось 15 за довольно короткий срок), но затем ее вывели из обращения.

Учитывая военные заслуги, в 1920-е годы его отремонтировали и решили сохранить для потомков как свидетеля важных событий в истории планеты и одного из самых ценных «живых» экспонатов, доказавших высокий статус молодого австрийского автопрома.

Сегодня Gräf und Stift 28/32PS является одним из самых ценных экспонатов Венского военно-исторического музея, который разместился за высокими стенами арсенала, основанного в середине XIX века. Вся имперская мощь Австро-Венгрии воплотилась в архитектуре этого грандиозного сооружения, построенного в стиле старинной крепости с мощными башнями, гулкими внутренними дворами и молчаливыми каменными изваяниями.

Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный «Грэф»

Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный «Грэф»

Автомобиль и все связанные с Францом Фердинандом и Сараевской трагедией экспонаты представлены в просторном музейном зале с коротким названием «Сараево». Изначальный вариант его оформления был выполнен в багровых тонах. К 100-летию покушения зал отреставрировали, и легендарный автомобиль предстал перед посетителями на фоне улиц старого городка Сараево и огромной фотографии выхода супружеской четы из ратуши.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала «Сараево»

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала «Сараево»

В этом зале всё настоящее — от многочисленных картин с изображениями Франца Фердинанда, портретов членов его семьи и их личных вещей до реликтового автомобиля Gräf und Stift с флагом Австро-Венгерской монархии и подлинным регистрационным номерным знаком AIII-118 одного из районов Вены более чем 100-летней давности. Тут же – окровавленный светло-голубой мундир Франца Фердинанда, его роскошный головной убор и кушетка, на которой в резиденции губернатора лежал убитый Франц Фердинанд, а врачи пытались оказать ему помощь. В стороне от них — пистолет малолетнего убийцы.

Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога

Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога

Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда

Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда

Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года

Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года

Что же это за «Грэф» такой?

Статьи / История
Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

НАМИ-1 – Tatra 11 НАМИ-1, или иногда называвшийся в профильной литературе современниками НАМИ-І (первый), представлял из себя двухдверный четырехместный фаэтон максимально упрощенной конструкции....

8286 1 17

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, непосредственный участник покушения в Сараево, вовсе не был случайным выбором Франца Фердинанда. В 1910 году его собрала престижная венская компания Gräf und Stift, основанная четырьмя годами ранее тремя братьями Грэф и изобретателем Вильгельмом Штифтом. С первых же лет существования она прославилась своими прочными и комфортными автомобилями.

К моменту описываемых событий фирма предлагала целую гамму дорогих и роскошных легковых машин с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом от 4,2 до 10 л мощностью 18–65 л. с. Все они имели классическое расположение агрегатов с традиционным для Австро-Венгрии правым расположением руля и оснащались кузовами, отделанными с особой тщательностью и роскошью.

Здесь были мягкие диваны из натуральной кожи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду… Эти приятные мелочи позволили автомобилям Gräf und Stift быстро завоевать популярность среди австро-венгерской знати. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближенные.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год

Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма

Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма

Кайзер Франц Йозеф I ездил на скромном 32-сильном автомобиле образца 1910 года, зато принц Георг Вильгельм позволил себе иметь более мощный и роскошный Gräf und Stift 40/45PS с высоким закрытым кузовом. Интересно, что один из лимузинов, состоявших при дворе императора, снабжался редким даже по нынешним временам полностью алюминиевым кузовом. Во время войны простыми открытыми штабными машинами пользовался новый кайзер Карл I.

Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте

Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте

Авторитет фирмы неизменно рос с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль приобрел кто-либо из высокопоставленных персон страны. Недаром, уже в начале ХХ века «Грэфы» стали называть автомобилями королей или «австрийскими Роллс-Ройсами». В эту рекламную кампанию удачно вписался и «автомобиль смерти», подстегнувший спрос на машины этой марки.

Тихая музейная старость проказника «Грэфа»

Статьи / История
Феномен Генри Форда: как в 40 лет начать с гаража и вырастить империю

Трудно сказать, любил ли он автомобили на самом деле – достоверно известно лишь, что он видел в них объект для получения прибыли. Но при этом до своих последних дней стоял на том, что бизнесмен должен...

5324 0 7

Если бы не трагическое покушение, автомобиль Gräf und Stift 28/32PS не оставил бы заметного следа в истории, да и вообще вряд ли сохранился. Теперь же, волею судьбы, это национальная гордость Австрии и ценнейший автомобильный раритет, которому, наверное, и сегодня снятся его былые смертельные проказы. Кстати, не только в Сараево.

Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. По тем временам это был достаточно модный, солидный и комфортный автомобиль для отнюдь не бедных людей. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй.

Австрийский генерал, новый владелец «Грэфа», потерпев разгром в одном из сражений, вышел в отставку и сошел с ума. Затем машину вручили штабному офицеру, который через месяц вместе с тремя сослуживцами закончил свою карьеру под колесами встречного грузовика. С окончанием войны череда смертей продолжалась. Сначала, перевернувшись на повороте, «Грэф» отправил на тот свет шофера очередного знатного господина, затем повторил тот же трюк с врачом, ехавшим к больному, и сразу с пятью гостями, возвращавшимися со свадьбы. К ним можно добавить богатого ювелира, которого по неизвестной причине автомобиль вынудил покончить с собой. По разным источникам его жертвами стали от 13 до 22 человек. Тут сделаем пометку, что часть смертей автомобилю могли приписать журналисты для более складной картины.

1 / 3
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS в наиболее известном оформлении зала «Сараево»
2 / 3
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS в наиболее известном оформлении зала «Сараево»
3 / 3
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS в наиболее известном оформлении зала «Сараево»

Что же это был за автомобиль? Модель 28/32PS имела вполне традиционную для своего времени конструкцию с рядным четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 32 л. с. Каждые два цилиндра у него объединялись в отдельные блоки. Сцепление было многодисковым «мокрым» в масляном картере (не совсем такое же, как в современных преселективных роботах, но сходства имеются), коробка передач — обычная механическая четырехступенчатая.

Под капотом легендарной машины простой 6-литровый мотор в 32 силы

Под капотом легендарной машины простой шестилитровый мотор в 32 «силы»

Самой оригинальной и необычной деталью машины являлись две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая — для резкого экстренного воздействия на задние барабанные тормоза. При собственной массе 1 600 кг автомобиль достигал максимальной скорости 85 км/ч.

original-sarajevo-graf-stift_html_m4d567b0b original-sarajevo-graf-stift_html_349386c5

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в обновленном зале на фоне улиц Сараево

На машине Франца Фердинанда был установлен открытый семиместный кузов оливкового цвета, так называемый двойной фаэтон, со всеми сиденьями и обивкой из натуральной кожи. Из двух передних место шофера сделали немного шире, чем соседнее. За ними на специальных рычагах крепились два одноместных откидных сиденья для охраны и прислуги. Сзади стоял массивный трехместный диван с боковыми подлокотниками.

original-sarajevo-graf-stift_html_1e1645fc original-sarajevo-graf-stift_html_m3b83ba22

Трансформируемый салон машины со средними откидными сиденьями

Незаметным напоминанием о давным-давно произошедшей трагедии стало сквозное отверстие от пули, предназначенной Софии Хотек, оставшееся на правой задней части кузова под подлокотником сиденья. Несмотря на ремонты, реставрацию и пристальные взгляды посетителей, за долгую жизнь автомобиля оно отлично сохранилось. Что же касается «автомобиля смерти», то на момент помещения в музей его счетчик показывал пробег всего лишь в 8 596 км.

Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы

Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы

После Сараевской трагедии фирме Gräf und Stift было отпущено еще добрых 25 лет более или менее благополучного существования, в течение которых создание буквально каждого роскошного легкового автомобиля этой марки становилось знаменательным событием в жизни Австрии. К ним стоит добавить грузовики, остававшиеся в программе до конца 1970-х.

В статье использованы материалы Венского военно-исторического музея и Центра стратегических оценок и прогнозов, книги Österreichische Kraftfahrzeuge, 1982 и Das Auto von Sarajevo, 2014.

Автор выражает благодарность историку Татьяне Климкиной за советы при работе над статьей.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Николай

...но в любом случае, эрцгерцогу в поездке досталась сильно «бывалая» машина...

согласно "Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй",
4 года машиной пользовался фон Харрах, потом в ней убили эрцгерцога, а уже потом началась череда странных смертей из за авто ...
а по последней фразе можно подумать что Фердинанд в ней поехал уже после всех несчастных случаев.
Так кому не повезло? Эрцгерцогу, что ему досталась странная машина? или автомобилю, что в нем убили наследника?)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Какой автомобиль купить за 250 тысяч рублей: D-класс, минивэн и внедорожник

В прошлый раз мы обозначили бюджет покупки в 200 тысяч рублей и пошли логичным путем: выбрали за эти деньги машины посвежее, но поменьше, попроще и подешевле – не крупнее С-класса. Сегодня же мы попробуем выбрать что-то…

4997 2 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

3809 2 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

2729 6 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

754 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7588 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

6107 0 4
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47051 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35570 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17891 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30298 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23144 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5937 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59164 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43377 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15978 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74708 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56504 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52939 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?