Gräf und Stift эрцгерцога Фердинанда: автомобиль, с которого началась Первая мировая

3078 1 1
Какая разная у автомобилей бывает судьба! Чуть более ста лет назад ею было суждено сделать так, чтобы один австрийский вельможа в один злополучный день сел в дорогой автомобиль Gräf und Stift Double Phaeton и отправился в короткое путешествие по южному боснийскому городу Сараево. А результатом этого простейшего и неприметного поступка стало известное историческое событие — знаменитое Сараевское убийство, послужившее поводом к началу жестокой и продолжительной бойни — Первой мировой войны. С тех пор о знатном пассажире этой машины давно забыли, но тот самый «Грэф», прозванный «автомобилем смерти», приобрел громкую и печальную славу, возглавив длинную череду машин, в которых насильственно закончили жизнь видные политические деятели разных стран.
 

Кстати, машина сохранилась до наших дней, и любой желающий может посмотреть на нее в музее в Вене.

Смертельный исход приятной поездки за границу

А всё начиналось так хорошо: солнечным утром 28 июня 1914 года в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной могущественной Австро-Венгерской империей, прибыл с инспекцией австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург с женой, которую звали София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг. Далекие от народа, они вообще не задумывались о том, что там существует немало подпольных молодежных организаций, боровшихся за независимость. Одной из них была «Молодая Босния», члены которой не придумали ничего лучше, как убить знатного гостя — наследника австро-венгерского престола.

Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек

Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек

На железнодорожной станции Сараево эрцгерцога встретили губернатор и сразу шесть автомобилей сопровождения. Для Франца Фердинанда с женой подполковник граф Франц Мария Альфред фон Харрах предложил свой автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, в который сел также губернатор. После осмотра казармы по городской набережной они отправились в ратушу. Ее со всех сторон блокировали полицейские, но молодые патриоты-террористы выбрали тихую улочку, где постов было меньше. При прохождении кортежа один из них наобум бросил гранату в его сторону, повредив одну из машин и ранив 20 человек. Эрцгерцог приказал остановить свой автомобиль и распорядился, чтобы раненым оказали первую помощь.

Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки

Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки

После приема в ратуше Франц Фердинанд и София отказались от соблюдения намеченной программы и решили навестить в больнице людей, пострадавших при неудачном покушении. В 10 часов 47 минут эрцгерцог с супругой вновь сели в свой роковой «Грэф». А зря!..

original-sarajevo-graf-stift_html_m52ee36df original-sarajevo-graf-stift_html_5480130d

Церемония посадки Франца Фердинанда с женой в автомобиль Gräf und Stift 28/32PS

Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах

Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах

Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения

Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения

Тем временем 19-летний босниец Гаврило Принцип, православный серб, твердо решивший убить «угнетателя и тирана» на обратном пути, поджидал его недалеко от Латинского моста. Когда автомобиль поравнялся с ним, он шагнул вперед и два раза выстрелил из пистолета. Первая пуля ранила Франца Фердинанда в шею, вторая досталась Софии. Принципа тут же арестовали и избили, а высокопоставленные жертвы скончались по пути в резиденцию губернатора.

Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии

Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии

Итоги приятного путешествия на юг

Статьи / История
Секреты императорского гаража: личный транспорт Николая ІІ

Вместо предисловия стоит упомянуть о том, что правильный пример Николаю подала его мать, императрица Мария Федоровна. Уже в 1902 году она приобрела свой собственный автомобиль, который прослужил ей целых...

8324 0 11

Главный итог известен всем со школьной скамьи: Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска. В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек. А поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.

Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году. Второй виновник — роковой «Грэф», развязавший войну, навсегда остался бы незамеченным, если бы не это трагическое событие. Машина успела сменить еще несколько владельцев (в сумме их оказалось 15 за довольно короткий срок), но затем ее вывели из обращения.

Учитывая военные заслуги, в 1920-е годы его отремонтировали и решили сохранить для потомков как свидетеля важных событий в истории планеты и одного из самых ценных «живых» экспонатов, доказавших высокий статус молодого австрийского автопрома.

Сегодня Gräf und Stift 28/32PS является одним из самых ценных экспонатов Венского военно-исторического музея, который разместился за высокими стенами арсенала, основанного в середине XIX века. Вся имперская мощь Австро-Венгрии воплотилась в архитектуре этого грандиозного сооружения, построенного в стиле старинной крепости с мощными башнями, гулкими внутренними дворами и молчаливыми каменными изваяниями.

Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный «Грэф»

Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный «Грэф»

Автомобиль и все связанные с Францом Фердинандом и Сараевской трагедией экспонаты представлены в просторном музейном зале с коротким названием «Сараево». Изначальный вариант его оформления был выполнен в багровых тонах. К 100-летию покушения зал отреставрировали, и легендарный автомобиль предстал перед посетителями на фоне улиц старого городка Сараево и огромной фотографии выхода супружеской четы из ратуши.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала «Сараево»

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала «Сараево»

В этом зале всё настоящее — от многочисленных картин с изображениями Франца Фердинанда, портретов членов его семьи и их личных вещей до реликтового автомобиля Gräf und Stift с флагом Австро-Венгерской монархии и подлинным регистрационным номерным знаком AIII-118 одного из районов Вены более чем 100-летней давности. Тут же – окровавленный светло-голубой мундир Франца Фердинанда, его роскошный головной убор и кушетка, на которой в резиденции губернатора лежал убитый Франц Фердинанд, а врачи пытались оказать ему помощь. В стороне от них — пистолет малолетнего убийцы.

Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога

Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога

Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда

Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда

Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года

Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года

Что же это за «Грэф» такой?

Статьи / История
Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

НАМИ-1 – Tatra 11 НАМИ-1, или иногда называвшийся в профильной литературе современниками НАМИ-І (первый), представлял из себя двухдверный четырехместный фаэтон максимально упрощенной конструкции....

8251 1 17

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, непосредственный участник покушения в Сараево, вовсе не был случайным выбором Франца Фердинанда. В 1910 году его собрала престижная венская компания Gräf und Stift, основанная четырьмя годами ранее тремя братьями Грэф и изобретателем Вильгельмом Штифтом. С первых же лет существования она прославилась своими прочными и комфортными автомобилями.

К моменту описываемых событий фирма предлагала целую гамму дорогих и роскошных легковых машин с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом от 4,2 до 10 л мощностью 18–65 л. с. Все они имели классическое расположение агрегатов с традиционным для Австро-Венгрии правым расположением руля и оснащались кузовами, отделанными с особой тщательностью и роскошью.

Здесь были мягкие диваны из натуральной кожи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду… Эти приятные мелочи позволили автомобилям Gräf und Stift быстро завоевать популярность среди австро-венгерской знати. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближенные.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год

Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма

Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма

Кайзер Франц Йозеф I ездил на скромном 32-сильном автомобиле образца 1910 года, зато принц Георг Вильгельм позволил себе иметь более мощный и роскошный Gräf und Stift 40/45PS с высоким закрытым кузовом. Интересно, что один из лимузинов, состоявших при дворе императора, снабжался редким даже по нынешним временам полностью алюминиевым кузовом. Во время войны простыми открытыми штабными машинами пользовался новый кайзер Карл I.

Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте

Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте

Авторитет фирмы неизменно рос с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль приобрел кто-либо из высокопоставленных персон страны. Недаром, уже в начале ХХ века «Грэфы» стали называть автомобилями королей или «австрийскими Роллс-Ройсами». В эту рекламную кампанию удачно вписался и «автомобиль смерти», подстегнувший спрос на машины этой марки.

Тихая музейная старость проказника «Грэфа»

Статьи / История
Феномен Генри Форда: как в 40 лет начать с гаража и вырастить империю

Трудно сказать, любил ли он автомобили на самом деле – достоверно известно лишь, что он видел в них объект для получения прибыли. Но при этом до своих последних дней стоял на том, что бизнесмен должен...

5173 0 7

Если бы не трагическое покушение, автомобиль Gräf und Stift 28/32PS не оставил бы заметного следа в истории, да и вообще вряд ли сохранился. Теперь же, волею судьбы, это национальная гордость Австрии и ценнейший автомобильный раритет, которому, наверное, и сегодня снятся его былые смертельные проказы. Кстати, не только в Сараево.

Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. По тем временам это был достаточно модный, солидный и комфортный автомобиль для отнюдь не бедных людей. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй.

Австрийский генерал, новый владелец «Грэфа», потерпев разгром в одном из сражений, вышел в отставку и сошел с ума. Затем машину вручили штабному офицеру, который через месяц вместе с тремя сослуживцами закончил свою карьеру под колесами встречного грузовика. С окончанием войны череда смертей продолжалась. Сначала, перевернувшись на повороте, «Грэф» отправил на тот свет шофера очередного знатного господина, затем повторил тот же трюк с врачом, ехавшим к больному, и сразу с пятью гостями, возвращавшимися со свадьбы. К ним можно добавить богатого ювелира, которого по неизвестной причине автомобиль вынудил покончить с собой. По разным источникам его жертвами стали от 13 до 22 человек. Тут сделаем пометку, что часть смертей автомобилю могли приписать журналисты для более складной картины.

1 / 3
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS в наиболее известном оформлении зала «Сараево»
2 / 3
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS в наиболее известном оформлении зала «Сараево»
3 / 3
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS в наиболее известном оформлении зала «Сараево»

Что же это был за автомобиль? Модель 28/32PS имела вполне традиционную для своего времени конструкцию с рядным четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 32 л. с. Каждые два цилиндра у него объединялись в отдельные блоки. Сцепление было многодисковым «мокрым» в масляном картере (не совсем такое же, как в современных преселективных роботах, но сходства имеются), коробка передач — обычная механическая четырехступенчатая.

Под капотом легендарной машины простой 6-литровый мотор в 32 силы

Под капотом легендарной машины простой шестилитровый мотор в 32 «силы»

Самой оригинальной и необычной деталью машины являлись две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая — для резкого экстренного воздействия на задние барабанные тормоза. При собственной массе 1 600 кг автомобиль достигал максимальной скорости 85 км/ч.

original-sarajevo-graf-stift_html_m4d567b0b original-sarajevo-graf-stift_html_349386c5

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в обновленном зале на фоне улиц Сараево

На машине Франца Фердинанда был установлен открытый семиместный кузов оливкового цвета, так называемый двойной фаэтон, со всеми сиденьями и обивкой из натуральной кожи. Из двух передних место шофера сделали немного шире, чем соседнее. За ними на специальных рычагах крепились два одноместных откидных сиденья для охраны и прислуги. Сзади стоял массивный трехместный диван с боковыми подлокотниками.

original-sarajevo-graf-stift_html_1e1645fc original-sarajevo-graf-stift_html_m3b83ba22

Трансформируемый салон машины со средними откидными сиденьями

Незаметным напоминанием о давным-давно произошедшей трагедии стало сквозное отверстие от пули, предназначенной Софии Хотек, оставшееся на правой задней части кузова под подлокотником сиденья. Несмотря на ремонты, реставрацию и пристальные взгляды посетителей, за долгую жизнь автомобиля оно отлично сохранилось. Что же касается «автомобиля смерти», то на момент помещения в музей его счетчик показывал пробег всего лишь в 8 596 км.

Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы

Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы

После Сараевской трагедии фирме Gräf und Stift было отпущено еще добрых 25 лет более или менее благополучного существования, в течение которых создание буквально каждого роскошного легкового автомобиля этой марки становилось знаменательным событием в жизни Австрии. К ним стоит добавить грузовики, остававшиеся в программе до конца 1970-х.

В статье использованы материалы Венского военно-исторического музея и Центра стратегических оценок и прогнозов, книги Österreichische Kraftfahrzeuge, 1982 и Das Auto von Sarajevo, 2014.

Автор выражает благодарность историку Татьяне Климкиной за советы при работе над статьей.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Николай

...но в любом случае, эрцгерцогу в поездке досталась сильно «бывалая» машина...

согласно "Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй",
4 года машиной пользовался фон Харрах, потом в ней убили эрцгерцога, а уже потом началась череда странных смертей из за авто ...
а по последней фразе можно подумать что Фердинанд в ней поехал уже после всех несчастных случаев.
Так кому не повезло? Эрцгерцогу, что ему досталась странная машина? или автомобилю, что в нем убили наследника?)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

795 0 0
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

1887 2 0
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

19137 7 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

2347 3 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3164 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2751 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

36766 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29695 15 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

29091 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31450 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18543 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14880 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42607 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35488 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

25700 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57890 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48199 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45705 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?