Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов

8291 1 17

20-е годы ХХ века – время возрождения разрушенной Гражданской и Первой мировой войнами отечественной промышленности. Но несмотря ни на что, автомобилестроители уже тогда могли похвастать оригинальными решениями и достойно проявить себя в первом конкурентом бою с иномарками.

 

НАМИ-1 – Tatra 11

НАМИ-1, или иногда называвшийся в профильной литературе современниками НАМИ-І (первый), представлял из себя двухдверный четырехместный фаэтон максимально упрощенной конструкции. Основой при разработке машины послужила дипломная работа студента Московского Механико-электротехнического института Андрея Шарапова. Опытный образец, созданный по доработанному с участием лучших отечественных инженеров проекту, появился в 1927 году, и до 1931 года было собрано 369 машин (по другим данным, 512 авто). Двумя годами ранее в соседней Чехословакии конструктором Гансом Ледвинкой была создана Tatra T11, конструктивно и стилистически схожая с отечественным авто.

На первые опытные образцы НАМИ устанавливались различные открытые двух- и четырехместные кузовы, которых объединяла простота конструкции: прямые и вручную гнутые кузовные панели, широкое применение дерева, примитивный тент и отсутствие намеков на боковые окна. Интересно, что оба ряда сидений имели только по одной двери: передний – слева, а задний – справа. Для «Татры» базовым также был открытый кузов типа фаэтон, но под заказ можно было получить и полностью закрытый вариант, и даже коммерческий фургончик. Внешне иномарка выглядела более аккуратной благодаря покатой передней части – примитивная решетка радиатора нашего «первого» даже тогда казалась слишком уж простой.

НАМИ-1


Салоны обеих машин рассчитывались на четырех взрослых пассажиров. Простые, похожие на домашние стулья, сиденья обеспечивали дополнительную амортизацию на неровностях. Схожие четырехспицевые деревянные рули не перекрывали приборы, расположенные по центру торпедо. У НАМИ из приборов присутствовали только спидометр да указатель топлива, а у «Татры» были еще и часы. Стоит отметить, что оба фаэтона хоть и были созданы в странах с правосторонним движением, имели руль справа.

Автомобили объединяет необычная конструкция шасси. В основе машины лежит хребтовая рама в виде мощной трубы, к которой спереди крепился мотор, а сзади – картер ведущего моста; в самой же трубе проходил кардан. И НАМИ, и Tatra оснащались двухцилиндровыми бензиновыми моторами воздушного охлаждения и трехступенчатыми механическими трансмиссиями, но на концепции подобие силовых установок заканчивается. На отечественном авто работал 1,2-литровый V-образный агрегат мощностью 22 л. с., более удобный для обслуживания, чем слабенький 1,1-литровый 12-сильный «татровский» мотор с оппозитными цилиндрами, спрятанными глубоко под капотом.


Tatra 11



Задняя подвеска сравниваемых авто была схожей, на единственной поперечной полуэллиптической рессоре. Конструкция передней отличалась: если у «Татры» в основу «передка» положили все ту же единственную поперечную полуэллиптическую рессору, то у НАМИ-1 подвеска была более продвинутой – на двух продольных рессорах.

Руссо-Балт С 24/40 – Benz 10/30 PS

В 1921 году был собран первый советский автомобиль «Руссо-Балт» С24/40 – машина устаревшей, еще довоенной конструкции. Случилось это на Первом Бронетанковом заводе в Филях (он же эвакуированный РБВЗ), который входил в промышленное объединение «Промбронь». Вопреки расхожему мнению, машина, собранная уже в советскую эпоху, не носила вышеупомянутого имени группы предприятий, а жила под «царским» брендом «Руссо-Балт».

Германия, как и Россия, вышла к началу 1920-х годов с большими проблемами в экономике (хотя и по разным причинам), поэтому у немецкого одноклассника «Руссо-Балта» Benz 10/30 PS была схожая судьба – его тоже выпускали и до, и после Первой мировой. Кстати, в дореволюционный (т. е. довоенный) период автомобили Benz был одними из самых продаваемых на российском авторынке.


Руссо-Балт С 24/40


Сравнивать внешность этих современников будет немного некорректно, потому что в те времена большинство кузовов для машин среднего и высокого класса заказывались у специализированных ателье, которые наделяли их множеством собственных особенностей. Но в нашем случае этот факт касается только иномарки: все советские «Руссо-Балты» имели одинаковый кузов – открытый четырехдверный пятиместный типа фаэтон со складным мягким тентом. «Бенц» имел характерную для марки заостренную форму высокого прямого радиатора, в отличие от плоской решетки с овальным контуром у отечественного авто.


Benz 10/30 PS



Рабочее место водителя в обеих машинах отличалось простотой, если не сказать аскетичностью. Здесь было только то, что касается движения: большой деревянный руль, пара рычажков да спидометр. «Руссо-Балт» имел два ряда сидений с простой практичной обивкой, а салоны иномарки, выполненные по индивидуальному заказу, часто отличались кожаной отделкой, отделенным от водителя пассажирским «отсеком» и прочими «излишествами».

Наш С24/40 оснащался 4,5-литровым бензиновым мотором мощностью 40 л. с. (по другим данным, 45 л. с.) в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач. Под капотом «Бенца» прописался бензиновый двигатель объемом помельче – 2,6-литровый с 35 «лошадками», которым также полагалась четырехступенчатая «механика». В ходовой части оба авто оснащались продольными полуэллиптическими рессорами, по паре на каждую ось. Тормоза у теоретических конкурентов были механическими.

АМО Ф-15 – FIAT 505F

АМО Ф-15 – это, по сути, первый советский грузовик. Его производство стартовало в 1924 году и продолжалось до 1931-го. Но называть эту машину самостоятельной разработкой будет некорректно, поскольку это сильно модернизированный грузовой автомобиль FIAT 15 Ter, который в оригинальном виде производился на АМО в 1917-1919 годах. Ко времени начала изготовления его советской копии итальянский автопроизводитель освоил выпуск уже следующей, более современной модели – FIAT 505F, с которым мы и сравним АМО.


АМО Ф-15



Интересно, что они являются не просто виртуальными конкурентами, сведенными нами в один обзор. Как известно, в 1920-е годы в СССР действовал НЭП – новая экономическая политика, несущая в себе элементы рыночной экономики. Поэтому на внутреннем рынке СССР напрямую конкурировали советский АМО-Ф15 и FIAT 505F. Московскому автомобилю приходилось нелегко – поначалу он был дороже всех иномарок, да и качество страдало. Однако время расставило все по своим местам: цену оптимизировали, а качество подтянули.


АМО Ф-15


Внешне «Фиат» выглядит современнее – закругленный радиатор, сложной формы боковины капота, увеличенная площадь лобового стекла… Ф-15 явно проигрывал конкуренту во внешности, но от рабочей лошадки в СССР больших дизайнерских изысков никто и не требовал.

В 20-е годы интерьеры кабин грузовых автомобилей не блистали комфортом, и у этих двух моделей они были довольно примитивны – плоская двухместная лавка, деревянная «баранка» да спидометр на панели. Правда, за дополнительную плату итальянский автомобиль мог оснащаться полностью закрытой кабиной с боковыми стеклами. Предприятия, колхозы и фабрики в СССР получали одинаковые машины. В Италии же, как и положено рыночной экономике, заказчик мог выбрать из нескольких вариантов кузовов и фургонов, которые отличались длиной, высотой бортов и возможностями их трансформации.


FIAT 505F



И АМО, и FIAT рассчитывались конструкторами на перевозку 1 500 кг грузов по дорогам с твердым покрытием. Под капотом отечественного грузовика скрывался 4,4-литровый бензиновый мотор мощностью 35 л. с., трудившийся вместе с четырехступенчатой коробкой передач. В отличие от старого итальянского прообраза, АМО получил радиатор увеличенного объема, подача топлива осуществлялась с помощью вакуум-аппарата, а не самотеком, а шины были обуты на крепкие диски, отштампованные из стали (взамен фиатовских с деревянными спицами). Иномарка оснащалась уже более продвинутым 2,3-литровым двигателем мощностью 33 л. с., работающим также в паре с четырехдиапазонной «механикой». В отличие от АМО Ф-15, на Fiat 505F в базе было электрооборудование в виде фар, стартера и генератора.


АМО Ф-15


За борьбу с неровностями дорог в Ф-15 отвечали четыре продольные полуэллиптические рессоры – по две на каждую ось. В «Фиате» схема была подобной, но спереди устанавливались старомодные на то время эллиптические рессоры. Тормоза на обоих грузовиках имели механический привод, а ручной тормоз был ленточным и действовал на карданную передачу.

Это было лишь начало

Понятно, что все отечественные автомобили этого обзора не претендуют на техническую продвинутость и оригинальность конструкции. В большой мере они – лишь осовремененные или адаптированные к местным условиям чужие или устаревшие модели. Но надо отдать должное конструкторам, которые в тот период уже начали впитывать себя все лучшее от мировых школ автомобилестроения. И уже в следующие десятилетия и вплоть до 70-х годов их молодые последователи, да и они сами (к примеру, один из конструкторов НАМИ-1 Андрей Липгарт трудился над Уралами, Камазами и пр.) создавали опережающие мировые тенденции конструкции.



Читайте также:



Поделиться: 10 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
aleks mirnyy

У Fiat грузовые авто весьма неплохи. Всегда считал, что больше женская марка, а сейчас начитался тест-драйвов и очень приятно удивлен качеством. И не знал, что у них новый Fullback вышел, может записаться в салоне на тест-драйв из интереса...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

Основой легких армейских автомобилей по праву считается та самая известная «эмка» — легендарный 50-сильный заднеприводный седан ГАЗ М-1 и его производные версии, о которых мы уже рассказывали. Теперь перед вами статья об…

1382 0 0
Статьи / Тесты
Шестерни и синхроны: тест на знание автомобильных трансмиссий

Если вы уже успели проверить свои знания о двигателях внутреннего сгорания в целом  и дизелях в частности , то сегодня мы предлагаем вам окунуться в дебри шестерёнок, синхронизаторов и фрикционов. На этот раз наш тест…

1817 0 0
Статьи / Практика
Как завести автомобиль, если села батарейка в брелоке сигнализации?

Как быть, если вдали от цивилизации у вас «умерла» батарейка в брелоке сигнализации? Магазинов поблизости нет, запасной батарейки тоже, а пользоваться аварийной разблокировкой сигнализации через кнопку «valet» вы не…

37713 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

1861 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1365 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS-Class II c пробегом: новый V6 со старыми проблемами ГРМ и V8 c шансами на задиры

CLS второго поколения, отличающийся куда большим разнообразием версий в сравнении с первым (тут и полный привод, и даже универсалы), на поверку оказался машиной в целом не очень ломучей, однако требующей внимательного и…

2860 8 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

75445 19 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49478 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38549 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

33658 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24198 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6703 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60399 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16495 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15241 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

85336 1 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

76882 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63400 4 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?