Грязная игра: самые наглые попытки механиков обойти регламент автогонок

Объективность любого спортивного соревнования обусловлена грамотно составленным регламентом. Только в этом случае можно говорить об адекватной конкуренции и гарантировать то, что состязание тупо не превратится в гонку бюджетов. Именно поэтому в боксе есть весовые категории, а футболисты не являются на соревнования со своим мячиком. Автоспорт — не исключение. И как только появились первые гонки со своими правилами и ограничениями касательно техники, у многих персонажей сразу же оформилось стойкое желание эти требования обойти, чтобы сильно облегчить себе путь к победе.

Построить инновационный мотор или провести масштабные аэродинамические испытания всегда более затратно по средствам и времени, нежели найти брешь в своде правил или попросту попытаться пролезть на «авось не заметят». В этом материале мы начинаем рассказ о самых громких и изобретательных случаях «грязной игры» в ведущих сериях мирового автоспорта.

autowp.ru_ferrari_126c2_2.jpg

На фото: Ferrari 126 C2, Формула-1 1982г, гонщики: Марио Андретти, Дидье Пирони, Патрик Тамбэ, Жиль Вильнёв,


Тормоза и лужи на трассе

В начале 1982 года в Формуле-1 всем английским командам стало ясно, что им просто нечего противопоставить турбодвигателям Renault и Ferrari. Будущее явно было за турбиной, но многие конюшни уверовали в это слишком поздно, готовить новый двигатель было некогда, а сезон надо было как-то откатывать. Конструкторам необходимо было искать другие пути для достижения конкурентоспособности. И они их нашли.

Уже на первом этапе в болидах Williams, Brabham и Arrows появилась система водяного охлаждения тормозов. Состояла она из пластикового бака объемом 25-30 литров и патрубков, разведенных по одному к каждому тормозному механизму. Система была столь бесхитростной, что как-то невольно возникают мысли о ее эффективности и истинном назначении. Она, безусловно, была эффективной, только фактически служила для других целей.

Под сухой массой согласно регламенту подразумевается масса болида без топлива и гонщика, все остальные жидкости в сухую массу были включены. А это значит, что можно построить болид легче допустимого минимального значения ровно на столько, сколько воды помещается в бак системы охлаждения тормозов. Сразу же после старта на трассе появлялись лужи, гонщики оперативно избавлялись от балласта, и на протяжении всей гонки получали преимущество в каждом круге за счет более низкой массы своего аппарата. Перед самым финишем, механики в боксах доливали необходимое количество воды, и болид благополучно проходил взвешивание.


arrows_a5_1.jpg

На фото: Марк Зурер на Arrows A5, Формула-1 1982г



На Гран-При Бразилии Нельсон Пике на Brabham и Кеке Росберг на Williams заняли два первых места, что вызвало вполне обоснованный протест со стороны Renault и Ferrari. После недолгого разбирательства победителей дисквалифицировали, а тормоза с тех пор охлаждаются только воздухом. Лужи на асфальте перестали растекаться, однако сама идея возможности варьировать вес болида в течение гонки по-прежнему не давала конструкторам покоя.

Свинцом по конкурентам

В 1984 году в Монако Ален Прост, выступающий за McLaren, установил новый рекорд трассы и без особых сложностей взобрался на высшую ступеньку пьедестала. Огромная мощность турбомоторов с лихвой компенсировала отсутствие попавшего годом раньше под запрет граунд-эффекта, преимущество француза было очевидным, и его победа ни для кого не стала откровением. Всех удивило третье место Стефана Белофа на Tyrrel-012 — единственном болиде, оснащенном атмосферным двигателем. Разница в мощности McLaren и Tyrell была 165 л.с., причины усомниться в том, что все чисто, прямо скажем, были. Не пойман – не вор, но к команде начали присматриваться с особым тщанием.


tyrrell_012_2.jpg

На фото: Стефан Белоф на Tyrrel-012, Формула-1 1984г



И не напрасно. В Детройте после массовой аварии на трассе остались 9 болидов из 24 стартовавших. В сложившейся ситуации победил Нельсон Пике, а следом за ним финишировал Мартин Брандл на том же Tyrell-012 с отставанием на 0,83 секунды. Не будем ставить под сомнение профессиональные навыки Брандла, однако подавляющее преимущество наддувных двигателей было настолько очевидно, что о борьбе на равных не могло быть и речи, даже если за рулем сидел бы сам дьявол.

Судьи заметили, что незадолго до финиша Брандл заезжал в боксы для дозаправки водой системы охлаждения двигателя, правда этот процесс занял в три, а то и в четыре раза больше времени, чем обычно. Процедуру взвешивания болид успешно прошел, однако дотошный инспектор совал свой нос в каждую щель и в итоге наткнулся на 35 кг свинцовых шариков в том самом баке, предназначенном для защиты двигателя от перегрева. На фоне того, что дозаправки тогда были запрещены, а Брандл неоднократно заезжал на пит-стоп якобы с целью восполнения запасов воды, манипуляции с балластом были налицо, и Tyrell дисквалифицировали до конца сезона. Впервые за всю историю Королевских автогонок.

Великий махинатор NASCAR

Генри Smokey Юник по праву считается одним из самых талантливых инженеров в американской серии NASCAR. Впрочем, конструкторский гений самоучки Юника неоднократно работал и по ту сторону закона. Его технические ухищрения были радикально просты, а внедрялись нагло и со вкусом. Благодаря нелегальным и, так скажем, не вполне легальным инженерным решениям Генри регламент NASCAR переписывался неоднократно.


large-ctrs_1003_09_smokey_yunick.jpg

На фото: Генри Smokey Юник



В 1968 году после гонки на Daytona Speedway у комиссии возникли вопросы касательно объема топливного бака на его Chevrolet Chevelle, на что Генри беспрекословно снял бак, отдал его на экспертизу и… уехал на этой машине в свой гараж на глазах у ошарашенных инспекторов. Все дело в том, что объем бака был строго ограничен правилами, а вот о допустимых размерах топливной линии в рулбуках (сводах правил, — прим.ред.) не было ни слова. 3,4-метровая топливная магистраль в автомобиле Юника вмещала в себя порядка 23 литров высокооктанового бензина. Наказывать находчивого пилота было определенно не за что, а в регламенте сразу же появился новый пункт.

В другой раз Генри воспользовался тем, что болиды взвешивали за день до гонки. А за ночь мокрый песок в специальных вентилируемых емкостях благополучно высыхал, облегчая его Chevelle на несколько десятков килограмм, что в контексте 500-мильной гонки существенно повышало шансы на победу.

Но самой наглой выходкой Юника стал и вовсе беспрецедентный случай. Он попросил у маршала шаблон для измерения допустимых параметров автомобиля и под шумок, при помощи подручных средств, изменил его размеры. К великому сожалению для нашего героя, шаблон впоследствии попал в руки обладателя идентичного автомобиля, и обман тут же всплыл на поверхность, что закончилось для Генри денежным штрафом и дисквалификацией.


d30875a57b0361feda8749eb1e2d7c59.jpg

На фото: Генри Smokey Юник



Впрочем, такой ушлый подход Юника сыграл в свое время злую шутку и с другими любителями поэкспериментировать с объемом топливного бака. Несмотря на то, что победители гонки Firecracker 4000 предлагали Генри суммы с тремя нулями, он не поддался на уговоры и напомнил комиссии о необходимости проверки топливных баков. Кончилась эта история массовыми дисквалификациями.

В оправдание Генри Юника хочется сказать, что его авторству принадлежит ряд абсолютно законных технических решений, которые в прямом смысле изменили NASCAR. Он является обладателем 9 патентов США, а большинство его выходок носили скорее хулиганский характер, и не были результатом стремления победить любой ценой. Во всяком случае, лично мне так кажется.

Продолжение следует…



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings