Испытание временем: репортаж с 24 часов Ле-Мана 2015

Напряженная схватка Audi и Porsche, не слишком удачное выступление Марка Шульжицкого, не в меру оригинальный Nissan, подиум российской команды G-Drive Racing, триумф китайцев из KCMG… Все это было в самой старой и самой знаменитой гонке на выносливость в мире.
 

Почему Ле-Ман – это круто

Ле-Ман – это маленькая жизнь длиной в сутки. Гонка, которую мечтают выиграть десятки пилотов. Одно из трёх автоспортивных событий, входящих в Тройную корону автоспорта наравне с Гран – При Монако (Формула-1) и 500 миль Индиаполиса (Индикар). Марафон, ставший местом самой страшной аварии в истории автоспорта. Ле-Ман 2015: 168 пилотов, 56 экипажей. Испытание для техники и людей, гонка на выживание.

Ле-Ман — старейшая из существующих гонок в мире автоспорта. Несмотря на то, что гонка является одним из этапов чемпионата мира по гонкам на выносливость под эгидой FIA, марафон на кольце Сартэ всегда стоит особняком. Гонка, в которой нет победителей и проигравших. Да, вы не ослышались: несмотря на то, что на первой ступеньке пьедестала всегда будет победитель, каждый участник, увидевший клетчатый флаг через сутки – уже победитель в схватке с временем и дорогой.

11392932_10153096720407912_667381051254870480_o.jpg

Фото: fia.com


За несколько дней до марафона Motorsport.com спросил у трёхкратного победителя 24 часов Ле-Мана Андре Лоттерера, чего он больше хочет — четвёртую победу в марафоне или чемпионский титул по окончании сезона, на что именитый немец ответил: «Я бы выбрал Ле-Ман. Это легендарная гонка, где пишется история. В первую очередь меня запомнят по количеству побед в марафоне, а уже потом вспомнят титулы. WEC – молодой чемпионат, которому необходимо еще время, чтобы титул в нём получил особое значение».

В словах Лоттерера есть два краеугольных камня популярности легендарного марафона среди пилотов: гонка, которая проводится на протяжении более чем восьмидесяти лет (в этом году Ле-Ман прошёл в 83-й раз) и старейшее действующее автоспортивное мероприятие, победа в этом марафоне является одной из самых значимых в мире автоспорта.


1399725_10153097337477912_6198451831028434105_o.jpg


За свою долгую историю Ле-Ман становился местом не только триумфа, но и массовых трагедий. 11 июня 1955 года кольцо Сартэ стало местом крупнейшей аварии в истории автоспорта. На 35 круге дистанции Пьер Левег столкнулся с Austin Healey 100S Ланса Маклина, и на скорости более 200 км/ч Mercedes Левега взмыл вверх и приземлился на вершину земляной насыпи, служащей барьером между зрителями и трассой. Повреждённые части Mercedes Benz (капот и передний мост) полетели в зрителей. 83 человека погибли, более 120 было ранено. Пьер Левег погиб на месте в результате черепно-мозговой травмы. Авария стала очередным толчком для развития безопасности в автоспорте, на билетах появилась надпись «автоспорт опасен», а Mercedes покинул автоспорт на 40 лет.

Несмотря на страшные аварии, Ле-Ман из года в год притягивает к себе автопроизводителей, пилотов и зрителей с десятикратной силой. 2015 год не стал исключением: на марафон было заявлено 168 пилотов и 56 экипажей, но некоторые выбыли на этапе квалификации.


10428208_10153097337937912_994394363763469411_o.jpg


Квалификация

В спринтерских гонках поул-позиция — один из факторов победы, но на марафонских дистанциях всё по-другому. Безусловно, быть лучшим в квалификации — приятный бонус, но гонка не выигрывается в первом повороте, а поул не даёт гарантию безотказной работы техники и не спасает от ошибок пилотирования. Несмотря на это, квалификация восемьдесят третьего марафона Ле-Ман преподнесла несколько сюрпризов, которые заставили задуматься всех участников.

Впервые за двадцать семь лет поул в категории LMP1 достался представителям Porsche. Самой титулованной марке в истории Ле-Мана (а Porsche 16 раз выигрывали марафон) в прошлом году почти удалось сотворить сенсацию, сходу выиграв 24 часа Ле-Мана после возвращения в чемпионат мира гонок на выносливость, но подвела техника.

Спустя год три экипажа Porsche смогли не просто приблизиться к Audi, которую в шутку называют ингольштадтским экспрессом, но и превзойти «четыре кольца» уже в квалификации. Рекорд круга на кольце Сартэ (после появления на прямой Мюльсан шикан) в первой части квалификации установил Нил Джани, пилот экипажа № 18 – его время: 3.16,887. Второе и третье место так же досталась штутгартским экипажам — №17 (Бернхард, Уэббер, Хартли) и № 19 (Хюлкенберг, Бамбер, Тэнди).


11393459_10153096719532912_971026686557014138_o.jpg


Победителям прошлогоднего Ле-Мана в квалификации не повезло. Ингольштадтский экспресс не смог противостоять слаженному коллективу Porsche, лучшим из трёх Audi стал экипаж № 8 (Дюваль, ди Грасси, Джарвис). Трёхкратный победитель Ле-Мана Андре Лоттерер добрался лишь до пятой позиции.

Чемпионской команде по результатам прошлого сезона Toyota повезло чуть больше, чем новичкам марафона из Nissan. Шестое стартовое место.

К слову, о приключениях нового Nissan в гонках на выносливость. На Ле-Мане японский производитель выставил три автомобиля, в состав экипажа одного из которых был впервые в истории включен российский пилот Марк Шульжицкий. Несмотря на амбициозный проект переднеприводного автомобиля, противостоять соперникам Nissan не смог, проигрывая на круге не только частной команде Rebellion, но и некоторым прототипам LMP2.


11412020_10153097338032912_8183715101576898552_o.jpg


В LMP2 равных в квалификации не было пилотам китайской команды KCMG. Несмотря на то, что почти весь четверг команда разбиралась с поломкой амортизатора на прямой Мюльсан, а не улучшала время, соперники не смогли ничего противопоставить времени, поставленным Ричардом Брэдли (3.38,03). Российская команда G-Drive Racing на протяжении трёх раундов квалификации пыталась подобраться вплотную к китайским соперникам, но немного не хватило. От KCMG G-Drive Racing отделили 907 тысячных секунды. Третье место в квалификации 83-го марафона Ле-Мана в категории LMP2 завоевала команда Greaves Motorsport.

Квалификационные заезды в двух классах прототипов уступили «зрелищности» LM GTE Pro. В классе, где выступают только профессионалы, произошла авария с участием Яна Магнуссена. За сорок шесть минут до окончания третьей части квалификации Chevrolet Corvette C7R дважды врезался в рельсы ограждения, получив серьезные повреждения: машину словно пожевали и выплюнули, а передняя и задняя часть сложились в оригами. Руководители команды приняли решение снять автомобиль с гонки. Вдвойне обидно, что именно 63 Corvette стал вторым на прошлогоднем Ле-Мане. Причиной неконтролируемого заноса в связке «эсок» стал заклинивший дроссель. Сам Ян Магнуссен, к счастью, не пострадал.


11402453_10153098109077912_813717407111406352_o.jpg


Лучшими среди профессионалов стали пилоты Aston Martin под номером 99 – Рис, Макдауэлл, Стэнэвэй. Среди пилотов-любителей (LM GTE Am) экипаж под предводительством экс-пилота Формулы-1 Педро Лами на Aston Martin привёз соперникам 3,5 секунды с круга. Экипаж SMP Racing уйдёт с третьей позиции.

Гонка

По сложившейся традиции старт гонки даётся французским триколором. Кстати, восемьдесят третий Ле-Ман примечателен не только списком участников и приходом новых марок, но появлением на гонке, впервые за последние 43 года проведения марафона, президента Франции. Всего за историю Ле-Мана глава Пятой республики посещал гонку трижды.

Три, два, один… и машины уходят на первый круг суточного марафона. Audi № 8 выигрывает старт и обходит Porsche № 19, спустя несколько минут Нико Хюлькенберг пропускает ещё две Audi и откатывается на пятую позицию. Два непримиримых соперника начинают прессинговать друг друга… До клетчатого флага остается еще больше двадцати трёх часов.



Nissan, проигрывающие в квалификации всем, в том числе прототипам LMP2, начинают прорываться, но бодрый старт прерывается первым же происшествием. После пит-стопа на Nissan № 21, в экипаж которого входит Марк Шульжицкий, внезапно открывается дверь, и пилоту приходиться совершать второй подряд пит-стоп. К слову, это не первое происшествие с маленьким, но очень гордым Nissan. В прошлом году японский производитель поставил конструкторам задачу построить машину, которая не будет похожа на автомобили соперников, и конструкторы справились с этим на все 100%.

Машина смогла привлечь внимание не только своей необычной формой, но и многочисленными приключениями. На протяжении всей гонки автомобиль напоминал человека, переживающего клиническую смерть. Сердце перестаёт биться, механики выбегают толпой из боксов навстречу умирающему, «хватают его под руки», реанимируют, буквально вытаскивая с того света, и выпускают на трассу.


10915016_10153096720642912_8215598376651942986_o.jpg


Часы отсчитывают первый час, и на кольце Сартэ в мгновение ока вспыхивает Porsche 92 Патрика Пиле после контакта с прототипом LMP1 Rebellion № 13. На кольцо Сартэ выезжает машина безопасности. У «маленькой» Porsche загорается мотор, и пилот выпрыгивает из автомобиля на ходу, автомобиль швейцарского частника покидает место аварии, в которой успел также поучаствовать LMP2 Strakka Racing № 42, и направляется в боксы на ремонт своим ходом. Спустя несколько кругов механики выпускают Rebellion на трассу.

Не проходит и трёх часов с начала марафона, как Люк Дюваль за рулём Audi № 8 повторяет аварию Яна Магнуссена и дважды влетает в рельс безопасности. Носовой обтекатель разбит, но машина на ходу, и директор гонки Эдуардо Фрейташа принимает решение закрыть пит-лейн и выпустить машину безопасности на время ремонта гардрейла. В то время как машина безопасности возглавляла пелетон, как спичка вспыхивает очередная Porsche. В этому году «маленькие» Porsche горят на раз – два – три.



Машины постепенно разменивают час за часом, пилоты меняют друг друга, механики проводят плановые и не очень пит-стопы. Toyota с единичкой на борту повредила носовой обтекатель и заехала в боксы. На кольцо Сартэ начинают спускаться сумерки, зрителей на трибунах становится меньше, а знаменитое колесо обозрения превращается в рождественскую ёлку на фоне пролетающих по трассе автомобилей.

В главном классе WEC – LMP1 Audi, выигравшие старт, после различных передряг теряют круг за кругом драгоценное время, Porsche наращивает своё преимущество перед ночным отрезком марафона до четырёх минут, пелетон возглавляет автомобиль № 17 под управлением Марка Уэббера. В младших братьях (LMP2) лидерство сохраняет китайская команда KCMG, российская команда G-Drive Racing продолжает попытки нагнать соперников перед наступлением глубокой ночи, располагаясь к концу дня на пятой позиции. Среди любителей на лидирующую позицию выбирается один из экипажей SMP Racing под номером 72.


10688305_10153096720727912_2299413746766145033_o.jpg


Ле-Ман погружается во тьму. Зрители у экранов замирают в предвкушении ночного отрезка марафона, который славится самыми опасными приключениями пилотов на кольце Сартэ. На Nissan № 22 срывает носовой обтекатель, а № 21 получает повреждения передней подвески. Но механики японского производителя не сдаются, они спасли и вновь отправили в схватку со временем свои экипажи. Около трёх часов ночи по местному времени руководители Nissan снимают экипаж № 21. Увы, Марку Шульжицкому не суждено увидеть клетчатый флаг в дебютной гонке.

Марафон пересекает экватор, автомобили уходят на вторую сотню кругов. Из борьбы в первой половине гонки выбыл один прототип Nissan и два Porsche. Дебютант Нико Хюлькенберг выводит свой Porsche № 19 на первое место, на хвосте у него два автомобиля Audi, один из которых пилотирует трёхкратный победитель марафона Андре Лоттерер. В LMP2 G-Drive Racing откатилась на третье место, пропустив на второе место Thiriet By Tds Racing.

В ближайшие двенадцать часов может произойти что угодно. С промежутком около часа вспыхивают две Ferrari — одна принадлежит команде JMW MOTORSPORT, другая AF Corse. Экипажу команды Krohn судьи присуждают 75-секундный штраф за превышение скорости на пит-лейне. На рассвете еще один автомобиль швейцарского частника Rebellion встречается с рельсом безопасности в повороте Индианаполис.


11537169_10153096720927912_6476930261459425648_o.jpg



Ле-Ман начинает оживать, солнце всходит над трассой. Машины продолжают попадать в аварии: OAK Racing №35 дважды разворачивает, Aston Martin категории GT Am попадает в аварию, едва избежав контакта с одним из прототипов высшего класса. Организаторы в очередной раз выводят на трассу машину безопасности, борьба постепенно перемещается в боксы. Porsche продолжает накатывать на финиш, утирая нос своим вечным соперникам по WEC Audi. Иногольштадский экспресс теряет уверенность в собственных силах. У прототипа SMP Racing медленный прокол заднего левого колеса, Михаил Алёшин добирается до боксов, драгоценные секунды теряются на очередном пит-стопе.

До конца гонки остаётся всё меньше времени. Около полудня на кольцо Сартэ падают первые капли дождя, гоночные инженеры замерли в ожидании – пойдёт дождь за четыре часа до клетчатого флага или нет, вот в чём вопрос. Штутгартцы продолжают отбивать атаки Audi, занимая два первых места: лидирует Porsche № 19, на втором месте экипаж №17. Китайский экипаж в LMP2 KCMG продолжает сохранять лидерство, российская команда G- Drive Racing предпринимает очередную попытку догнать лидеров, но время тает, а результат не улучшается, главной задачей становится сохранение второго места.




За полтора часа до окончания гонки Jota Sport в очной борьбе проходит российский болид № 26. В то время как Audi пытается догнать Porsche, пилот Nissan № 23 изучает окрестности трассы. Заезжая в лес, болид начинает дымиться, пилот по какой-то неизвестной причине остаётся внутри, автомобиль берут на буксир, в это время из-под капота вырывается открытое пламя. Очередная неудача у Nissan…

В беде внезапно для соперников оказывается лидирующий в категории LM GT Am на протяжении почти всей гонки Aston Martin № 98 — он встречается с рельсом безопасности, маршалы показывают жёлтые флаги. В лидеры за сорок минут до окончания гонки выходит российский экипаж во главе с Виктором Шайтаром. Porsche № 19, за рулём которого находится дебютант Ле-Мана Нико Хюлькенберг, мчится к своей первой победе, следом за ним – коллеги по концерну, экипаж № 17. Экипаж № 7 на Audi делает две кратковременных остановки в боксах, но сохраняет третью позицию.


11425889_10153098743892912_3473082534020861878_o.jpg



Часы отсчитывают последние секунды. Клетчатый флаг! Нико Хюлькенберг становится первым за двадцать четыре года действующим пилотом Формулы 1, (а также первым с 1998 года дебютантом), выигравшим свой дебютный Ле-Ман.

«Честно говоря, сейчас у меня просто нет слов! Выиграть Ле-Ман с первой попытки – это невероятно, и пока я не могу передать свои чувства словами. Я чувствую радость и облегчение. Я рад за команду, рад за Porsche, рад за всех, кто стоит за этой победой. Porsche вернулся в Ле-Ман и со второй попытки одержал победу – я хочу поздравить всех, кто внёс свой вклад.
Честно говоря, я и подумать не мог, что смогу победить здесь в дебютной гонке. Машины Audi были очень конкурентоспособны, нам пришлось максимально выложиться, чтобы их опередить. Мы всё сделали верно, не допустили ни одной ошибки, а машина работала идеально, без малейших проблем – всё это и стало ключом к успеху», — рассказал Нико после финиша. Вторым до финиша добрался экипаж № 17 в составе Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли, третьими стали представители Audi – Фасслер, Лоттерер, Трелюйе.




В классе LMP2 победу одержали лидеры марафона – китайский экипаж KCMG, G-Drive Racing поднялись на третью ступень пьедестала. В классе GT Pro не было равных экипажу под номером 64: Гэвину, Милнеру и Тэйлору. А среди любителей победу одержали представители SMP Racing № 72– Виктор Шайтар, Алексей Басов, Андреа Бертолини, на подиум также поднялся экипаж № 77 , в состав которого вошел голливудский актёр Патрик Демпси.

Porsche празднуют победу, Audi анализируют ситуацию, а зрители постепенно покидают окрестности Ле-Мана, чтобы ровно через год вернуться и стать свидетелями противостояния людей и времени. Ле-Ман – это маленькая жизнь длиной в сутки.

Ле-Ман 2015, результаты гонки

LMP1

  1. Porsche № 19 – Нико Хюлькенберг, Эрл Бамбер, Ник Тэнди
  2. Porsche № 17 – Тимо Бернхард, Марк Уэббер, Брендон Хартли
  3. Audi № 7 — Марсель Фесслер, Андре Лоттерер, Бенуа Трелюйе

LMP2

  1. KCMG №47 — Мэттью Хаусон, Ричард Брэдли, Николя Лапьер
  2. Jota Sport № 38 — Саймон Долан, Митч Эванс,Оливер Тёрви
  3. G-Drive Racing № 26 — Роман Русинов, Жюльен Каналь,Сэм Бёрд

LM GTE Pro

  1. Corvette Racing № 64 — Оливер Гэвин,Томми Милнер,Джордан Тейлор
  2. AF Corse № 71 — Девид Ригон, Джеймс Каладо, Оливер Беретта
  3. AF Corse № 51 — Джанмария Бруни, Тони Виландер, Джанкарло Физикелла

GTE Am

  1. SMP RACING № 72 — Виктори Шайтар, Андреа Бертолини, Алексей Басов
  2. DEMPSEY-PROTON RACING № 77 — Патрик Демпси, Патрик Лонг, Марко Зеeфрид
  3. SCUDERIA CORSE № 62 — Уильям Свидлер, Таунсенд Белл, Джефри Сегал

11425111_10153099356307912_9176330541840441005_o.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings