Как рождается безопасность: репортаж с шинного завода Viatti

6569 5 11
До последнего времени о шинном бренде Viatti было известно крайне мало. Интригующее итальянское название, автоматизированная линия на территории ПО «Нижнекамскшина» и заявка на конкуренцию с продукцией мировых шинных гигантов. Но куда интереснее взглянуть на производство своими глазами, ради чего мы и отправились в Нижнекамск.

Местных таксистов не проведешь. Они каким-то десятым чувством определяют, что человек прибыл на один из многочисленных заводов, и откровенно радуются этому. «Вы приехали или что-то купить, или что-то предложить. В любом случае это хорошо… Чем больше у нас работы, тем лучше!» – широко улыбаясь, говорит один из них.

Нижнекамскому шинному заводу в этом году исполняется 45 лет. Предприятие, построенное во времена СССР и переживавшее нелегкие времена, в настоящее время является одним из подразделений шинного бизнеса ПАО «Татнефть». И если шины «KAMA» и KAMA EURO, выпускаемые в стенах огромного производственного объединения, в представлении не нуждаются, то Viatti — это отдельная история, уходящая в будущее.

В начале 2000-х годов в России начался массовый выпуск автомобилей иностранных марок в классах B и С. Осознавая то, что локализация производства потребует большого количества шин европейского уровня характеристик и качества, руководство «Татнефти» поставило перед ПО «Нижнекамскшина», казалось бы, немыслимую задачу: в кратчайшие сроки разработать и выпустить линейку шин среднего ценового сегмента, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.

Административное здание  ПАО «Нижнекамскшина»

Административное здание  ПАО «Нижнекамскшина»

Имевшиеся наработки несколько упростили задачу. С учетом того, что конструкция шины KAMA EURO строилась на основе технологий известного итальянского бренда, кое-что почерпнули и от него. Давнее сотрудничество с другой ведущей шинной компанией также принесло свои плоды: было закуплено аналогичное оборудование для новой линии или, по сути, отдельного завода.

Статьи
Шипы и елочки российского производства: репортаж с завода Bridgestone в Ульяновске

Вообще, Bridgestone – один из самых закрытых шинных брендов. С одной стороны, компания охотно рассыпается глобальными цифрами. С другой, когда речь заходит о конкретике – технологиях, планах развития, перспективных...

21043 0 0

Тем не менее, вся разработанная научно-техническим центром «KAMA» линейка в итоге вышла аутентичной, со своими, уникальными и не имеющими аналогов прочностными характеристиками, и способной на равной соперничать с иностранными конкурентами. В 2009 году одна из первых произведенных партий шин Viatti отправилась не только розничным потребителям, но и на автозавод Volkswagen в Калуге.

Уже один лишь этот факт свидетельствовал о том, что уровень Viatti был соответствующим поставленной задаче. Учитывая обезличенность при заводских испытаниях (автозаводы используют лишь индексную маркировку для подбора шин первичной комплектации), говорить о каком-то особом отношении к нижнекамской продукции не приходилось.

При сравнении с такими же «ноунейм» зарубежными аналогами выяснилось, что по ряду параметров Viatti показывает лучшие результаты, а по каким-то находится в среднем диапазоне оценок. Причем все они отвечают необходимым международным стандартам в отношении шин. В действительности столь неожиданные результаты имели под собой очень серьезную базу.

Как это работает

Масштабы завода впечатляют – десятки тысяч квадратных метров производственных площадей, и чтобы обойти все цеха, не хватит и дня. Но основа нижнекамского шинного производства – научно-технический центр, или НТЦ.

Если в советские времена все разработки шин велись в НИИШП, и готовая техдокументация рассылалась по заводам, то начиная с 90-х годов предприятиям самим пришлось осваивать всю предварительную цепочку: от проектирования до постановки изделия на конвейер. Сейчас НТЦ занимает отдельный корпус, и это самая режимная территория на предприятии.

Вход в административный корпус (со стороны производственной площадки)

Вход в административный корпус (со стороны производственной площадки)

Тем не менее, кое-что нам показывают, заодно посвящая и в тонкости «кухни» шинного производства. В настоящее время НТЦ, в переоснащение которого только за последнее время вложено порядка 400 миллионов рублей, состоит из двух основных подразделений: службы главного конструктора и испытательного центра.

Как уже говорилось, спроектировать модельный ряд Viatti помог опыт и компетенция специалистов, но куда большей сложностью оказался поиск поставщиков качественных компонентов. Далеко не всем известно, что шина состоит из нескольких десятков деталей, и ее конечные характеристики зависят от каждой из них.

Демонстрационный стенд Viatti

Демонстрационный стенд Viatti

Если для бюджетной продукции требования не столь велики, то для Viatti любая возможная составляющая конструкции проходит омологацию, или тест на соответствие конечному продукту. Это относится как к натуральному каучуку, импортируемому из стран Юго-Восточной Азии, так и к местному, синтетическому, а также техническому углероду, кордовой ткани, нитям, закупаемым в Турции, металлическому корду, поставляемому из Беларуси. Причем проверке подвергается каждая приходящая партия.

Нейлоновые нити

Нейлоновые нити

Наш экскурс по всей производственной цепочке шин Viatti начинается с цеха подготовки резиновой смеси: поражает обилие всевозможных котлов, трубопроводов, манометров, заслонок и транспортных лент. Идеальная чистота, пол из отполированных плит с разметкой для движения погрузчиков  и… почти полное отсутствие людей.

Производственное помещение нового подготовительного цеха

Производственное помещение нового подготовительного цеха

Огромный комплекс многоярусных металлических хитросплетений высотой почти с девятиэтажку и с шильдиками всемирно известных брендов управляется несколькими операторами, следящими за показаниями на мониторах. В случае надобности процесс варки резиновой смеси, чей состав зависит от модели изготавливаемых шин, корректируется нажатием нескольких клавиш.

Производственное помещение нового подготовительного цеха

Производственное помещение нового подготовительного цеха

В мае 2018 года планируется открытие еще одного автоматизированного цеха по производству резиновой смеси. С его запуском общий объем производства важнейшего шинного компонента составит 30 тысяч тонн в год.

Речь не только о конкретных моделях Viatti, но и о том, что любая шина — изделие многослойное. Каждый слой требует своей рецептуры и характеристик, как, например, в шипованной модели Viatti Brina Nordico, у которой тот, что под шипом, прочнее всех остальных. Кстати Brina Nordico сами заводчане считают одной из самых лучших моделей для зимы на российском рынке.

Резиновая смесь на поддонах

Резиновая смесь на поддонах

Партия готовой смеси экструдируется в листы, складывается в стопки и маркируется специальным образом. Далее они перемещаются на полностью автоматизированную сборочную линию – единственный процесс, требующий вмешательства человека на погрузчике. Все остальные производственные ступени практически сведены к контролю за автоматикой.

1 / 2
Склад хранения готовых резиновых смесей в новом подготовительном цехе
2 / 2
Транспортер для подачи резиновой смеси на охлаждение в УФТ новом подготовительном цехе

Раскрой будущих шин Viatti заложен в программе управления линией. На каждый типоразмер и модель – свой алгоритм в соответствии с размерами. За соблюдение точности отвечают многочисленные лазеры. Здесь же неподалеку автоматы изготавливают боковины, каркасы, брекеры.

Картридж для катушки с гермослоем сборочного комплекса Протектор в катушке
Картридж для катушки с гермослоем Протектор  в катушке

Специальная линия обрезинивает металлическую проволоку, необходимую для производства бортов – самых прочных деталей шины, еще одна соединяет тканевый корд с резиновой лентой. При этом какого-то особого шума в цехах нет – мы беседуем с сопровождающим нас начальником производства вполголоса. Нет и присущей старым шинным заводам копоти и удушливого запаха резины. Полноценное производство XXI века, без каких-либо скидок.

Раскроенная полоса слоя брекера

Раскроенная полоса слоя брекера

Система контроля качества на линии многоступенчатая – параметры будущей шины отслеживаются на каждом этапе. При соблюдении всех линейных размеров детали отправляются на сборочные барабанные автоматы, наблюдать за которыми не менее интересно, чем за людьми, выполняющими какую-нибудь ювелирную работу.

1 / 2
Брекерно-протекторный барабан сборочного комплекса
2 / 2
Транспортировочный конвейер

Кордовая ткань и стальная анодированная проволока, интегрированные между слоями резиновой смеси – основные компоненты, отвечающие за безопасность шин Viatti и их устойчивость к нагрузкам.

Шпулярник линии безуточной навивки бортовых колец для легковых и легкогрузовых шин

Шпулярник линии безуточной навивки бортовых колец для легковых и легкогрузовых шин

Собранная заготовка первоначально совершенно не похожа на привычную всем шину: по сути, это многослойный цилиндр с приваренными бортами.  В день изготавливается около 30 тысяч штук, и все они перемещаются по этапам сборки на специальном подвесном конвейере, отдаленно напоминающем бугельный подъемник горнолыжного курорта.

Сырая шина на подвесном конвейере

Сырая шина на подвесном конвейере

Еще несколько манипуляций на опять же барабанном станке со знакомыми уже многочисленными разметочными лазерами, приварка протекторной ленты — и заготовка за пару десятков секунд приобретает форму, близкую к знакомому всем колесу. До выхода привычной нам шины остается совсем немного.

Вид спереди сборочного комплекса

Вид спереди сборочного комплекса

Один из последних этапов производства – вулканизация. Выполняется она при помощи особых матриц, опрессовывающих заготовку в специальных печах. Весь процесс, так же как и остальные, автоматизирован и занимает несколько минут. Поднятый корпус нагревателя, легкий дымок — и на свет появляется свежеиспеченная шина.

 Загрузка сырой шины в вулканизационный пресс производства ЗАО «Ярполимермаш» Свулканизованная шина размера 185/75 R16 C 104/102 RV-525
Загрузка сырой шины в вулканизационный пресс производства ЗАО «Ярполимермаш» Свулканизованная шина размера 185/75 R16 C 104/102 RV-525

По словам специалистов, ресурс шин Viatti — порядка 50 тысяч километров, но есть и нюансы. Любая шина подвержена старению, особенно в наших климатических условиях. Перепады температур и прямые солнечные лучи приводят к высыханию резиновой смеси и, как следствие, к расслоению всей структуры. Для летних моделей срок жизни составляет 5-6 лет, зимние шины рекомендовано менять раз в три-четыре сезона. Впрочем, из каждого правила есть и исключения.

Но прежде чем попасть на склад, шине предстоит пройти комплекс испытаний на геометрию и баланс. Следующая проверка — в рентгеновской камере. На операторском мониторе видна каждая нить корда, любое инородное включение. Если дефект не подлежит исправлению, такая шина отправляется в утилизацию.

1 / 3
Узел автоматической загрузки/выгрузки шин установки для рентгеноскопии легковых и легкогрузовых шин
2 / 3
Изображение, полученное методом рентгеноскопии
3 / 3
Установка для рентгеноскопии легковых и легкогрузовых шин

Отдельный контроль проходят шины, поставляемые на автозаводы. Он, как ни странно, визуальный. Требования Ford и Volkswagen учитывают и эстетическую составляющую. Царапины, едва заметные наплывы по боковинам или нечеткие штампы служат поводом для отбраковки. Вообще, если следовать европейской градации характеристик шин, то летние Viatti Strada Asimmetrico котируются на уровне среднего ценового сегмента, что очень неплохо.

Маркировка шины по протектору размера 215/55 R17 94V V-130 Маркировка шины размера 215/55 R17 94V V-130
Маркировка шины размера 215/55 R17 94V V-130 по протектору Маркировка шины  размера 215/55 R17 94V V-130

Шины Viatti экспортируются как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье. Например, в 2017 году 30 тысяч штук закупила бельгийская компания Deldo и успешно реализовала их в странах Европы. После национальной сертификации к импорту нижнекамских шин готов и североамериканский рынок.

Выставочная экспозиция шинной продукции ПАО «Нижнекамскшина»

Выставочная экспозиция шинной продукции ПАО «Нижнекамскшина»

В планах развития бренда — обновление к 2020 году модельного ряда, который сейчас включает в себя восемь линеек с учетом шин для легких грузовиков  – всего 180 SKU (товарных позиций). Суммарный же выпуск изделий под брендом Viatti к 2025 году должен вырасти до 6 миллионов шин в год.

Поделиться: 0 11 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Спасибо за рассказ про то, где делают эту шину: теперь знаю, что её покупать нельзя, как и Каму!))

id276825667

Не говорите ерунды, никто и раньше не скрывал где их производят. Все об этом знают и везде об этом написано, в том числе в талоне на расширенную гарантию. Нормальные шины, во всяком случае липучка.

lordhouse21

Резина хорошая за свои деньги. Покупал и зимнюю и летнюю. Протектор стойкий к повреждениям, управляемость в дождь нормальная, машину не кидает. Так же за сезон даже и не видно что протектор износился, хотя иногда применяю агрессивную манеру езды с резкими стартами. По балансировке тоже без проблем.

id107353465

Резина г.вно!!! Покупал зимнюю не шипованную.Год еще как то держала дорогу, а вот на 2 сезон стала полностью пластмассовой.

id276825667

А на чём ездишь, может дело в автомобиле, например, схождение проверить надо заехать. Так же два сезона на их липе, никаких проблем, держит также.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели

В детстве каждый из нас наверняка любил играть в машинки. Многие делают это и во взрослом возрасте, только игра приобретает характер коллекционирования. И если вы еще не стали профессиональным собирателем масштабных…

2924 0 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

1788 1 0
Статьи / История
Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика "на гужевом ходу" возникла почти сразу после…

3548 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

1393 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

2034 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

12332 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20666 18 0
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12419 7 7
Редкие авто
И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде…

11820 6 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71894 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13269 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9159 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52281 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9279 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7488 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

367689 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247481 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113583 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?