Как рождается безопасность: репортаж с шинного завода Viatti

9697 7 11
До последнего времени о шинном бренде Viatti было известно крайне мало. Интригующее итальянское название, автоматизированная линия на территории ПО «Нижнекамскшина» и заявка на конкуренцию с продукцией мировых шинных гигантов. Но куда интереснее взглянуть на производство своими глазами, ради чего мы и отправились в Нижнекамск.
 

Местных таксистов не проведешь. Они каким-то десятым чувством определяют, что человек прибыл на один из многочисленных заводов, и откровенно радуются этому. «Вы приехали или что-то купить, или что-то предложить. В любом случае это хорошо… Чем больше у нас работы, тем лучше!» – широко улыбаясь, говорит один из них.

Нижнекамскому шинному заводу в этом году исполняется 45 лет. Предприятие, построенное во времена СССР и переживавшее нелегкие времена, в настоящее время является одним из подразделений шинного бизнеса ПАО «Татнефть». И если шины «KAMA» и KAMA EURO, выпускаемые в стенах огромного производственного объединения, в представлении не нуждаются, то Viatti — это отдельная история, уходящая в будущее.

В начале 2000-х годов в России начался массовый выпуск автомобилей иностранных марок в классах B и С. Осознавая то, что локализация производства потребует большого количества шин европейского уровня характеристик и качества, руководство «Татнефти» поставило перед ПО «Нижнекамскшина», казалось бы, немыслимую задачу: в кратчайшие сроки разработать и выпустить линейку шин среднего ценового сегмента, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.

Административное здание  ПАО «Нижнекамскшина»

Административное здание  ПАО «Нижнекамскшина»

Имевшиеся наработки несколько упростили задачу. С учетом того, что конструкция шины KAMA EURO строилась на основе технологий известного итальянского бренда, кое-что почерпнули и от него. Давнее сотрудничество с другой ведущей шинной компанией также принесло свои плоды: было закуплено аналогичное оборудование для новой линии или, по сути, отдельного завода.

Статьи
Шипы и елочки российского производства: репортаж с завода Bridgestone в Ульяновске

Вообще, Bridgestone – один из самых закрытых шинных брендов. С одной стороны, компания охотно рассыпается глобальными цифрами. С другой, когда речь заходит о конкретике – технологиях, планах развития, перспективных...

23077 0 0

Тем не менее, вся разработанная научно-техническим центром «KAMA» линейка в итоге вышла аутентичной, со своими, уникальными и не имеющими аналогов прочностными характеристиками, и способной на равной соперничать с иностранными конкурентами. В 2009 году одна из первых произведенных партий шин Viatti отправилась не только розничным потребителям, но и на автозавод Volkswagen в Калуге.

Уже один лишь этот факт свидетельствовал о том, что уровень Viatti был соответствующим поставленной задаче. Учитывая обезличенность при заводских испытаниях (автозаводы используют лишь индексную маркировку для подбора шин первичной комплектации), говорить о каком-то особом отношении к нижнекамской продукции не приходилось.

При сравнении с такими же «ноунейм» зарубежными аналогами выяснилось, что по ряду параметров Viatti показывает лучшие результаты, а по каким-то находится в среднем диапазоне оценок. Причем все они отвечают необходимым международным стандартам в отношении шин. В действительности столь неожиданные результаты имели под собой очень серьезную базу.

Как это работает

Масштабы завода впечатляют – десятки тысяч квадратных метров производственных площадей, и чтобы обойти все цеха, не хватит и дня. Но основа нижнекамского шинного производства – научно-технический центр, или НТЦ.

Если в советские времена все разработки шин велись в НИИШП, и готовая техдокументация рассылалась по заводам, то начиная с 90-х годов предприятиям самим пришлось осваивать всю предварительную цепочку: от проектирования до постановки изделия на конвейер. Сейчас НТЦ занимает отдельный корпус, и это самая режимная территория на предприятии.

Вход в административный корпус (со стороны производственной площадки)

Вход в административный корпус (со стороны производственной площадки)

Тем не менее, кое-что нам показывают, заодно посвящая и в тонкости «кухни» шинного производства. В настоящее время НТЦ, в переоснащение которого только за последнее время вложено порядка 400 миллионов рублей, состоит из двух основных подразделений: службы главного конструктора и испытательного центра.

Как уже говорилось, спроектировать модельный ряд Viatti помог опыт и компетенция специалистов, но куда большей сложностью оказался поиск поставщиков качественных компонентов. Далеко не всем известно, что шина состоит из нескольких десятков деталей, и ее конечные характеристики зависят от каждой из них.

Демонстрационный стенд Viatti

Демонстрационный стенд Viatti

Если для бюджетной продукции требования не столь велики, то для Viatti любая возможная составляющая конструкции проходит омологацию, или тест на соответствие конечному продукту. Это относится как к натуральному каучуку, импортируемому из стран Юго-Восточной Азии, так и к местному, синтетическому, а также техническому углероду, кордовой ткани, нитям, закупаемым в Турции, металлическому корду, поставляемому из Беларуси. Причем проверке подвергается каждая приходящая партия.

Нейлоновые нити

Нейлоновые нити

Наш экскурс по всей производственной цепочке шин Viatti начинается с цеха подготовки резиновой смеси: поражает обилие всевозможных котлов, трубопроводов, манометров, заслонок и транспортных лент. Идеальная чистота, пол из отполированных плит с разметкой для движения погрузчиков  и… почти полное отсутствие людей.

Производственное помещение нового подготовительного цеха

Производственное помещение нового подготовительного цеха

Огромный комплекс многоярусных металлических хитросплетений высотой почти с девятиэтажку и с шильдиками всемирно известных брендов управляется несколькими операторами, следящими за показаниями на мониторах. В случае надобности процесс варки резиновой смеси, чей состав зависит от модели изготавливаемых шин, корректируется нажатием нескольких клавиш.

Производственное помещение нового подготовительного цеха

Производственное помещение нового подготовительного цеха

В мае 2018 года планируется открытие еще одного автоматизированного цеха по производству резиновой смеси. С его запуском общий объем производства важнейшего шинного компонента составит 30 тысяч тонн в год.

Речь не только о конкретных моделях Viatti, но и о том, что любая шина — изделие многослойное. Каждый слой требует своей рецептуры и характеристик, как, например, в шипованной модели Viatti Brina Nordico, у которой тот, что под шипом, прочнее всех остальных. Кстати Brina Nordico сами заводчане считают одной из самых лучших моделей для зимы на российском рынке.

Резиновая смесь на поддонах

Резиновая смесь на поддонах

Партия готовой смеси экструдируется в листы, складывается в стопки и маркируется специальным образом. Далее они перемещаются на полностью автоматизированную сборочную линию – единственный процесс, требующий вмешательства человека на погрузчике. Все остальные производственные ступени практически сведены к контролю за автоматикой.

1 / 2
Склад хранения готовых резиновых смесей в новом подготовительном цехе
2 / 2
Транспортер для подачи резиновой смеси на охлаждение в УФТ новом подготовительном цехе

Раскрой будущих шин Viatti заложен в программе управления линией. На каждый типоразмер и модель – свой алгоритм в соответствии с размерами. За соблюдение точности отвечают многочисленные лазеры. Здесь же неподалеку автоматы изготавливают боковины, каркасы, брекеры.

Картридж для катушки с гермослоем сборочного комплекса Протектор в катушке
Картридж для катушки с гермослоем Протектор  в катушке

Специальная линия обрезинивает металлическую проволоку, необходимую для производства бортов – самых прочных деталей шины, еще одна соединяет тканевый корд с резиновой лентой. При этом какого-то особого шума в цехах нет – мы беседуем с сопровождающим нас начальником производства вполголоса. Нет и присущей старым шинным заводам копоти и удушливого запаха резины. Полноценное производство XXI века, без каких-либо скидок.

Раскроенная полоса слоя брекера

Раскроенная полоса слоя брекера

Система контроля качества на линии многоступенчатая – параметры будущей шины отслеживаются на каждом этапе. При соблюдении всех линейных размеров детали отправляются на сборочные барабанные автоматы, наблюдать за которыми не менее интересно, чем за людьми, выполняющими какую-нибудь ювелирную работу.

1 / 2
Брекерно-протекторный барабан сборочного комплекса
2 / 2
Транспортировочный конвейер

Кордовая ткань и стальная анодированная проволока, интегрированные между слоями резиновой смеси – основные компоненты, отвечающие за безопасность шин Viatti и их устойчивость к нагрузкам.

Шпулярник линии безуточной навивки бортовых колец для легковых и легкогрузовых шин

Шпулярник линии безуточной навивки бортовых колец для легковых и легкогрузовых шин

Собранная заготовка первоначально совершенно не похожа на привычную всем шину: по сути, это многослойный цилиндр с приваренными бортами.  В день изготавливается около 30 тысяч штук, и все они перемещаются по этапам сборки на специальном подвесном конвейере, отдаленно напоминающем бугельный подъемник горнолыжного курорта.

Сырая шина на подвесном конвейере

Сырая шина на подвесном конвейере

Еще несколько манипуляций на опять же барабанном станке со знакомыми уже многочисленными разметочными лазерами, приварка протекторной ленты — и заготовка за пару десятков секунд приобретает форму, близкую к знакомому всем колесу. До выхода привычной нам шины остается совсем немного.

Вид спереди сборочного комплекса

Вид спереди сборочного комплекса

Один из последних этапов производства – вулканизация. Выполняется она при помощи особых матриц, опрессовывающих заготовку в специальных печах. Весь процесс, так же как и остальные, автоматизирован и занимает несколько минут. Поднятый корпус нагревателя, легкий дымок — и на свет появляется свежеиспеченная шина.

 Загрузка сырой шины в вулканизационный пресс производства ЗАО «Ярполимермаш» Свулканизованная шина размера 185/75 R16 C 104/102 RV-525
Загрузка сырой шины в вулканизационный пресс производства ЗАО «Ярполимермаш» Свулканизованная шина размера 185/75 R16 C 104/102 RV-525

По словам специалистов, ресурс шин Viatti — порядка 50 тысяч километров, но есть и нюансы. Любая шина подвержена старению, особенно в наших климатических условиях. Перепады температур и прямые солнечные лучи приводят к высыханию резиновой смеси и, как следствие, к расслоению всей структуры. Для летних моделей срок жизни составляет 5-6 лет, зимние шины рекомендовано менять раз в три-четыре сезона. Впрочем, из каждого правила есть и исключения.

Но прежде чем попасть на склад, шине предстоит пройти комплекс испытаний на геометрию и баланс. Следующая проверка — в рентгеновской камере. На операторском мониторе видна каждая нить корда, любое инородное включение. Если дефект не подлежит исправлению, такая шина отправляется в утилизацию.

1 / 3
Узел автоматической загрузки/выгрузки шин установки для рентгеноскопии легковых и легкогрузовых шин
2 / 3
Изображение, полученное методом рентгеноскопии
3 / 3
Установка для рентгеноскопии легковых и легкогрузовых шин

Отдельный контроль проходят шины, поставляемые на автозаводы. Он, как ни странно, визуальный. Требования Ford и Volkswagen учитывают и эстетическую составляющую. Царапины, едва заметные наплывы по боковинам или нечеткие штампы служат поводом для отбраковки. Вообще, если следовать европейской градации характеристик шин, то летние Viatti Strada Asimmetrico котируются на уровне среднего ценового сегмента, что очень неплохо.

Маркировка шины по протектору размера 215/55 R17 94V V-130 Маркировка шины размера 215/55 R17 94V V-130
Маркировка шины размера 215/55 R17 94V V-130 по протектору Маркировка шины  размера 215/55 R17 94V V-130

Шины Viatti экспортируются как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье. Например, в 2017 году 30 тысяч штук закупила бельгийская компания Deldo и успешно реализовала их в странах Европы. После национальной сертификации к импорту нижнекамских шин готов и североамериканский рынок.

Выставочная экспозиция шинной продукции ПАО «Нижнекамскшина»

Выставочная экспозиция шинной продукции ПАО «Нижнекамскшина»

В планах развития бренда — обновление к 2020 году модельного ряда, который сейчас включает в себя восемь линеек с учетом шин для легких грузовиков  – всего 180 SKU (товарных позиций). Суммарный же выпуск изделий под брендом Viatti к 2025 году должен вырасти до 6 миллионов шин в год.

Поделиться: 0 11 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Спасибо за рассказ про то, где делают эту шину: теперь знаю, что её покупать нельзя, как и Каму!))

id276825667

Не говорите ерунды, никто и раньше не скрывал где их производят. Все об этом знают и везде об этом написано, в том числе в талоне на расширенную гарантию. Нормальные шины, во всяком случае липучка.

lordhouse21

Резина хорошая за свои деньги. Покупал и зимнюю и летнюю. Протектор стойкий к повреждениям, управляемость в дождь нормальная, машину не кидает. Так же за сезон даже и не видно что протектор износился, хотя иногда применяю агрессивную манеру езды с резкими стартами. По балансировке тоже без проблем.

xynatupige61

Не идеально, конечно, не мишлены, но и не сказать, что качество никакое. Сужу по зимним Брине. Нормально дорогу держат, и по асфальту и по накату. По колее, которая часто не чищена, катаюсь за город, выходные себе не портил, в полпути не встрявал, добирался без приключений. По износу тоже очень прилично, резина прочная. По комфорту тоже нравятся, не шумные. Но выбор сейчас, конечно, большой, так что каждый может выбрать шины под свой кошелек, только от безбашенного стиля вождения не спасут никакие шины.

id454343377

Не знаю как для любителей погонять, я зимой езжу принципиально неторопливо, и на всех шинах, что брал, особых проблем с управляемостью не было. При этом Виатти по цене одни из самых дешёвых. Отбалансировались отлично, идут прямо. Резина мягкая, не шумит. В гололед шины дорогу держат хорошо, но опять может стиль вождения сказывается. За два сезона износ невысокий, меньше половины толщины протектора.

id107353465

Резина г.вно!!! Покупал зимнюю не шипованную.Год еще как то держала дорогу, а вот на 2 сезон стала полностью пластмассовой.

id276825667

А на чём ездишь, может дело в автомобиле, например, схождение проверить надо заехать. Так же два сезона на их липе, никаких проблем, держит также.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

401 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

2754 0 0
Статьи / Финвопрос
Простое решение: как каждый год ездить на новом кроссовере Nissan

Большинство покупателей новых автомобилей до сих пор действуют «по старинке», приобретая машину в кредит, а выплатив его, через три года продают авто, чтобы оформить новый. Однако есть и те, кто уже распробовал…

12093 4 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1278 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2286 0 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

36200 9 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38331 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22767 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19143 37 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19645 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7245 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3057 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55452 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39703 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15918 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

68353 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52948 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52883 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?