Интеллигентная дама за рулем Жигулей шестой модели немного самонадеянно маневрировала в пробке, пока на траектории ее перестроения не попались угол моего заднего бампера и крыло. Так я впервые познакомился с системой ОСАГО с точки зрения пострадавшего.
Отличия от каско — разительные. С клиентом, пришедшим за возмещением по ОСАГО, тут, в компании из Топ-14 по рейтингу "Эксперт РА" (имен называть не будем, но это первый эшелон), не церемонятся.

Как будто тебя сразу морально готовят к тому, что за причитающиеся деньги еще придется побороться. Разговор на тему "презумпции виновности" начался сразу, как только оценщик, сотрудничающий со страховщиком, взглянул на мою машину.
Его опытный взгляд мгновенно нашел в другой части крыла едва заметную царапину толщиной с человеческий волос.
— А это как получилось?
— Не знаю точно, может, камешек на дороге летел, — отвечаю я, уже чувствуя подвох.
— Значит, крыло нуждалось в покраске еще до ДТП, вычеркиваем, — отрезал эксперт.
Всякий слышал, что выплаты по ОСАГО часто занижают, но такой наглости я совсем не ожидал. Кстати, с декабря 2014 года все российские страховщики обязаны пользоваться единой методикой расчета убытков, и стоимость тех или иных работ и услуг берется из единых справочников. Казалось бы, это должно обезопасить клиента от заведомо некорректно посчитанного страхового возмещения. Но если оценщик вычеркивает из списка повреждений отдельные детали, как их и не было, то тут ничего не попишешь.

Скажи спасибо, что вовсе не отказали в выплате, сославшись на какие-то спорные обстоятельства ДТП. По статистике Банка России, в "Росгосстрахе" на 100 урегулированных случаев приходится 6,87 отказа, в "Согласии" — 5,99. А вот такие страховщики, как "Ингосстрах" и "Ренессанс Страхование" отказывают вдвое реже, "Согаз" — лишь двоим из ста, "Альфа Страхование" — 0,94 из ста.
Дальше был долгий разговор в офисе страховщика, где этот "независимый эксперт" по-хозяйски занимает полкабинета и в глаза клиентам говорит примерно следующее: если пойдете к руководству жаловаться, что я мало насчитал, то потом меня руководство только похвалит. Короче, если не согласен, ищи другую организацию по проведению экспертизы, а потом отстаивай свою правоту в суде. Расчет на то, что клиент не захочет связываться. Так оно чаще всего и получается. Я записал имя этого оценщика, а потом плюнул и выкинул листок блокнота.
ОСАГО действует в нашей стране с 2003 года, и всё это время в соответствующий закон вносятся те или иные поправки. Но до сих пор страховщикам и властям так и не удалось отладить эту систему таким образом, чтобы интересы клиента тут соблюдались хотя бы так же, как в случае с каско (хотя к каско тоже много претензий). С большим скрипом внедрялась возможность обращаться в свою страховую, а не к страховщику виновника, а также право оформлять мелкие аварии без участия инспектора ГИБДД. Лишь в прошлом году лимит выплат за нанесенный ущерб вырос с 160 000 руб. на всех участников ДТП до 400 000 руб. на каждого.
Но главную проблему это не решало: фактическая оценка ущерба чаще всего оказывалась заниженной. Отчасти это компенсировалось сравнительно низкими тарифами на само страхование — не такая уж мелочь, но и не дорого. Как в 2003 году ввели базовую ставку в 1 980 рублей, так она и действовала вплоть до 2014 года (повышались отдельные добавочные коэффициенты, но не очень значительно). Прошлой осенью произошло первое повышение на 23-30%, ну а с 1 апреля 2015 года расчетная ставка начинает действовать в коридоре 3 432 – 4 118 руб.

Эти базовые ставки не выглядят устрашающими, пока не начинаешь считать стоимость ОСАГО для конкретного автомобиля. Так, например, водитель-новичок возрастом старше 22 лет, купивший первый в жизни автомобиль уровня Hyundai Solaris или Kia Rio будет платить от 14 до 16,8 тыс. рублей в год в зависимости от страховой. И это при условии, что он довольствуется младшим 107-сильным мотором. Если же у него 123-сильный мотор, то придется платить уже от 16,3 до 19,6 тыс. рублей. Я привожу расчет для Москвы, но в большинстве других регионов цифры сопоставимы (скажем, в Саратове аналогичный расчет выдает 13-16 тыс. руб.). Отмечу, что в провинции за такую сумму можно снимать очень приличную квартиру.
Под каблуком у "автогражданки"
С момента злополучной встречи с "шестеркой" пронеслись месяцы, причитающиеся мне 6 тыс. (!) рублей на покраску бампера давно легли на счет, и пришло время оформлять новый полис. На этот раз я пошел в другую страховую компанию, тоже входящую в десятку крупнейших и самых надежных в России. Уж новых-то клиентов в любой страховой принимают как дорогих гостей, думал я. Мне поначалу даже пошли навстречу: агент, к которому я обратился, уже страховал моего брата, поэтому согласился записать мои данные по телефону, а мне оставалось только в конце дня заехать в офис и забрать готовый полис. На месте все пошло наперекосяк.

Стоило мне вежливо заметить, что коэффициент "бонус-малус" посчитан неверно (ну обращаю я внимание на такие мелочи), как в офисе началось странное оживление. Атмосфера мгновенно стала напоминать ЖЭК. В наш спокойный и корректный разговор с агентом сразу стали вмешиваться окружающие сотрудницы, наперебой объясняющие, что полис мне уже выписан, бланков больше нет и вообще рабочий день кончается через 10 минут.
— Видите ли, у меня восьмилетний стаж безаварийной езды, и я хотел бы получить соответствующую скидку. Кстати, каков ее максимальный размер сейчас?
— А вам какая разница? — бесцеремонно ответила начальница "ЖЭКа".
— Простите, но я ваш новый клиент… Почему вы так разговариваете?
— А нам не нужны такие клиенты. У нас и так нормальные цены. Идите в "Росгосстрах" — пусть там с вас еще денег сдерут за допуслуги.
Я почувствовал, как к горлу подкатывает депрессия и необходимость смириться с неизбежным. О навязанных дополнительных услугах я, к сожалению, наслышан. В 2013 году Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении "Росгосстраха" по подобному поводу. Автовладельцы не один год жаловались, что сотрудники компании всеми правдами и неправдами стараются продать клиенту полис с расширенным покрытием, который на несколько сот (а иногда и на несколько тысяч) рублей дороже обычного.

Но тут речь шла о более серьезном нарушении: в распоряжении ФАС оказался приказ, согласно которому в нагрузку к ОСАГО в 100% случаев должна осуществляться продажа полиса страхования имущества физлица (дом, квартира) со страховой премией от 550 рублей и более, а также полиса "Фортуна Авто" со страховой премией от 550 рублей и более или "Помощь на дороге", при этом доля договоров "Фортуна Авто" должна составлять не менее 45%. Классический пример навязанных услуг, введенных прямым приказом руководства.
В 2014 году прокуратура Башкирии выявила, что страховщики массово отказывают в оформлении так называемого чистого ОСАГО и в большинстве случаев "навязывают" другие виды страхования. Это нарушение было зафиксировано в филиалах всех пяти проверяемых компаний — "Росгосстраха", СК "Уралсиб", БАСК, "Военно-страховой компании" и "Энергогаранта".
На фоне этих случаев ЦБ выступил с особыми разъяснениями о том, что страховщики не в праве отказывать в оформлении страховки тем, кто не платит за дополнительные услуги. Но многие ли обычные автомобилисты читают пресс-релизы Центрального Банка?

Депутаты отменят штраф за езду без страховки?
Каких только инициатив по реформированию "автогражданки" мы не видели в последние годы. То речь шла о том, чтобы снизить тарифы для представительниц прекрасного пола. Потом говорилось, что стоимость полиса должна вырасти для владельцев "пожилого" автотранспорта…
В прошлом году законодатели, наконец, внесли поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие возмещение ущерба не только в виде денежных выплат, но и в форме направления на бесплатный ремонт. Так должен уменьшиться процент разногласий между клиентом и страховщиком по поводу стоимости работ. Правда, страховщики по-прежнему не обязаны давать направление на бесплатный ремонт, но могут. Теоретическая возможность его получить есть.
Но самая долгожданная новость появилась неделю назад: в Госдуме готовится новый законопроект, отменяющий штраф за езду без ОСАГО. На первый раз подобное правонарушение обойдется в 0 руб. (сейчас 500 руб.), если вы забыли дома полис или он просрочен. А штраф по части 2 статьи 12.37 КоАП ("Заведомое отсутствие страховки") предлагается снизить с 800 до 500 руб. На фоне новых тарифов это выглядит подарком. Как всегда, остается уповать на то, что строгость закона будет компенсирована необязательностью его исполнения.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ну лишили госстрах осаго, так они этого и добивались. Других тоже будут лишать? Они только спасибо скажут. А где мы будем страховаться?
Ну лишили госстрах осаго, так они этого и добивались. Других тоже будут лишать? Они только спасибо скажут. А где мы будем страховаться?