Классика не умирает: почему заднеприводные машины все еще производятся и продаются

59088 10 19

Подавляющее большинство современных автомобилей – переднеприводные. Но почему-то в представительском и бизнес-классе до сих пор хорошим тоном считается классический задний привод. Разбираемся в деталях, почему так происходит.

Передний привод на серийных автомобилях зародился в 30-х, долго боролся за существование в 60-х и 70-х, переломил сопротивление заднеприводной компоновки в 80-х и практически полностью захватил рынок за последние 25 лет. Подробнее о том, как и почему это произошло, мы уже рассказали в нашей предыдущей публикации — чтобы в полной мере понять вот эту статью, стоит ознакомиться с той увлекательной историей.

Но не все так просто…

Казалось бы, при своих очевидных преимуществах переднеприводной компоновки задний привод был обречен на вымирание. Но, как видим, он все еще существует и даже применяется на очень престижных машинах. А это следствие того, что у всех решений есть как плюсы, так и минусы. Перечислим же недостатки переднеприводной компоновки.

Невозможность разместить под капотом переднеприводной машины большой мотор поперечно. Двигатели V8 можно было бы поставить продольно, что и делали на больших американских машинах и на европейских Audi, но тогда нагрузка на переднюю ось оказывалась слишком велика, а управляемость портилась. Да и массогабаритные преимущества такой схемы перед обычной классической компоновкой уже не очевидны, разве что багажник больше, да управляемость все же чуть-чуть получше.



Разгрузка передней оси в динамике. При резком разгоне автомобиль «приседал» на заднюю ось, ведущие колеса разгружались и пробуксовывали. Так что мощный мотор уже не мог проявить себя.

Более высокая нагрузка на руле. Крутить баранку за счет большего, в сравнении с задним приводом, веса на передней оси было труднее. Массовое внедрение гидроусилителей и усложнение конструкции подвесок и приводов сделали эту проблему неактуальной уже к 90-м годам.

Сложности и с шумовиброизоляцией. Ведь крутящий момент от приводов колес намного больше, чем момент двигателя, и если при классической компоновке он воспринимается креплением заднего редуктора, которое можно делать довольно жестким, то у переднеприводной машины все моменты передаются прямо на силовой агрегат. Жесткое крепление будет передавать на кузов машины шум и вибрации от мотора и навесных агрегатов, так что приходится использовать сложные системы крепления моторов и применять в них гидронаполненные опоры с виброгашением.

Подвесочные сложности с настройкой. Типичное распределение масс для пустого переднеприводного автомобиля — 60% на перед и 40% на зад. При полной загрузке, когда на задний диван, который расположен практически над осью, сядут люди внушительной комплекции, на переднюю может приходиться уже 45, а на заднюю – все 55%. Развесовка по мере загрузки, как видите, сильно изменяется, поэтому и подвеску нужно настраивать так, чтобы она хорошо отрабатывала как при малой, так и при большой нагрузке. Задний привод стабильнее в этом плане: обычно на пустой машине развесовка 55% на перед и 45% на зад, а на полной — 52% на 48%. Настраивать подвески при столь незначительном изменении развесовки гораздо проще.


Фото: DepositPhotos



Сложности с размещением автоматической коробки передач, которая обычно крупнее механической. Какая же большая и мощная машина без АКПП? Уже в конце 80-х годов большие автомобили в Европе массово оснащались «автоматами», а в США так и вовсе модели с ручной коробкой почти не продавались. Разместить большую коробку передач поперек машины оказалось довольно сложно, их приходилось делать очень короткими. Значит, у них было мало передач и работали они хуже, чем большие коробки на автомобилях с продольным расположением моторов.

В итоге получилось, что все малолитражные и дешевые авто быстро стали переднеприводными, в то время как дорогие машины с большими моторами и АКПП оставались «классическими». Так было в 90-е и отчасти в 2000-е. Но прогресс не стоял на месте.

Со временем научились делать маленькие и мощные моторы — во многом здесь сыграл свою роль турбонаддув, о котором мы подробно писали. Появились маленькие и «продвинутые» АКПП, в подвеску мотора для гашения вибраций внедрили гидроопоры, да и подвески авто стали лучше.

Таким образом, современные переднеприводные машинки по комфорту и мощности уже не уступают «классикам». Есть и очень большие машины м передним приводом, где под капотом стоит мотор V8 и АКПП, например, Volvo XC90 или «Кадиллак» STS. Впрочем, нужно признать, что особого распространения они не получили.




Как ни крути, а мощность и комфорт, которые остались у машин классической компоновки с 80-х годов, теперь подкреплены еще и различными системами стабилизации и многочисленными электронными помощниками, полным приводом и отменной управляемостью. Некоторые большие и изначально переднеприводные авто, например Audi A8, со временем «под шумок» получили обычную классическую компоновку (раздаточная коробка позади АКПП и отдельный приводной вал на передние колеса), но с полным приводом.

У заднего привода остается два непобедимых плюса:

  • Под капотом проще компоновать большие двигатели и коробки.
  • Распределение масс на перед и зад ближе к 50/50, а значит, и управляемость настраивать проще.

Прогресс, сделавший передний привод мейнстримом, убрал и некоторые недостатки заднего:

  • Сзади теперь у всех машин независимые подвески, а значит, топливный бак можно поставить перед задними колесами и объем багажника почти не страдает.
  • Масса моторов и трансмиссии стала играть значительно меньшую роль в массе машины, намного тяжелее стал кузов в связи с возросшими требованиями по безопасности и намного увеличилась масса дополнительного оборудования.
  • Классическая компоновка оказалась в выигрыше по пассивной безопасности. При фронтальном столкновении с перекрытием 25% или 40% у заднеприводных авто с продольным расположением мотора удар приходится мимо двигателя, а значит, зона деформации кузова увеличивается и ускорение при ударе уменьшается. На машинах с поперечным расположением двигателя сминаемая зона ограничена силовым агрегатом.

Фото: DepositPhotos



Так что же предпочесть?

До сих пор не утихают споры касательно управляемости на заднем и переднем приводе. Пожалуй, что эта тема заслуживает отдельной публикации или даже нескольких — мы предоставим слово инструкторам контраварийной подготовки. Но нужно учесть, что на современных авто управляемость уже не является одним лишь следствием компоновочного решения. Все определяется настройками подвесок, рулевого управления, а где нужно — еще и подстраховано электроникой.

Что можно сказать с уверенностью, так это то, что задний привод дарит радость управляемого скольжения (так называемого дрифта) и хорошей приемистости легкой машины на сухом покрытии, если вы еще не надумали перейти на полный привод.

А передний привод все так же лидирует в массовом сегменте, став значительно комфортнее и удобнее со временем. К тому же такие машины даже без всяких электронных помощников управляются безопаснее, а внутренний объем машины максимален при прочих равных.



Читайте также:





Теги: Практика
Поделиться: 0 7 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Victor Mikhailov

еще один недостаток ПП - torque steering (паразитный крутящий момент передаваемый на рулевое управление). особенно заметен на мощных машинах с ПП, например на Саабе 9-3 Viggen с 250 лс мотором. При разгоне с выкручиванием двигателя на полную мощность ты чувствуешь как руль слегка тянет в сторону - это оно и есть. Этот дефект проявлялся и на моей Мазде MX6 где было всего 165 лс.

Димка Ка

Про "...машины c передним приводом, где под капотом стоит мотор V8 и АКПП, например, Volvo XC90...." От себя хотелось бы добавить еще интересный момент: у Volvo S80 имеется комплектация с рядным 6-цилиндровым двигателем (Т6) расположенным поперечно, и для этого автомобиля была разработана специальная "маленькая" КПП.

Павел Платицын

а как же то, что гоночные автомобили всегда должны быть заднеприводными, т.к. на большой скорости передок автомобиля поднимается, доходя даже до отрыва колес от земли, и получается пробуксовка передних колес

Alexandr Elagin

запорожец с 60-х годов имел независимую подвеску, задний привод и заднее расположение силового агрегата

Серёга

У меня Тойота Креста 1993 года, автомобиль бизнес-класса. Так вот, автор или глуп, или пишет заказную статью. Уже в то время Тойоты имели заднюю независимую подвеску (да-да-да!) и бензобак, распологающийся позади пассажирского сидения. Багажник даже по современным меркам не настолько маленький (не мешки же с картошкой возить).Вот так-то!

Как я писал ранее:- Только задний привод- Только большой объем- Только ручка!ИМХО!

Дмитрий Аверкин

- Вы больше любите брюнеток или блондинок?

- Да!..

Так и здесь: покуда под капотом будет оставаться ДВС, будут ущербны и любые типы привода. Вопрос отвалится сам собой с переходом на идеальную тягу - электрическую.

Андрей Чепелев

Почему отвалится-то?

Дмитрий Аверкин

Потому что когда в распоряжении конструкторов будут стандартизированные мотор-колёса, не нуждающиеся в кинематической связи с движителем, будет уместна фраза "и на ответы нет вопросов".

Борис Игнашин

заказную для чего? 8))

независимые подвески были в конце 80х, рекомендую глянуть на бмв е30- е28, а на е34 была многорычажка

а вот в 70ее это еще были неразрезные мосты, многорычажки это конец 80хх, на задней диагональной управляемость была очень далека от идела

а вот бензобак позади сиденья-не самое лучшее решение, как и длинный задний свес

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Стационарный, но почти карманный. Обзор гаражного компрессора Беркут SAC-280

Мобильно-стационарный компрессор компакт-класса – весьма редкая разновидность, представленная на рынке моделями, которые можно сосчитать по пальцам одной руки. «Колеса» изучили характерного представителя этого сегмента…

3030 2 2
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

23432 1 8
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть Great Wall Hover

В истории молодой (ее первый автомобиль появился на свет в 1996 году) компании Great Wall Motors модель Hover занимает особое место. Именно эта модель под именами Hover, Hover CUV, Hover H3, Haval H3, Hafu и X240…

7735 0 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Primera P12 с пробегом: мотору — смазку, вариатору — ласку

Ещё в далёкой молодости Primera получила неоднозначную оценку за свой дизайн. Прошли годы, а дизайн выглядит всё так же интересно и даже почти современно. Но за это время этот автомобиль почему-то стали считать…

1361 4 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Primera P12 с пробегом: слишком умный климат-контроль и отваливающаяся задняя балка

Этот автомобиль многие считают прямо воплощением всех возможных недостатков. Не всем пришёлся по вкусу его необычный дизайн и расположение панели приборов, а главное - многие почему-то считают его дико “ломучим” и…

3880 7 0
Выбор авто / Подержанные авто
Infiniti FX S50 с пробегом: в коробке горит проводка, в моторах — катализаторы

Infiniti FX способна понравится многим. Кому-то - форматом кросс-купе, кому-то - мощными моторами или очень качественным салоном. А кто-то просто клюнет на огромные красивые “тапки”, которых нет и у более дорогих машин.…

3383 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

170997 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

66978 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

27640 22 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

24854 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

17603 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

12958 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

37226 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

11875 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

11204 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

396293 6 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

266253 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

79163 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?