Колеса для космоса: советские поисково-эвакуационные машины

Мы продолжаем серию публикаций о советских вездеходах двойного назначения. В прошлых материалах мы познакомились с разработками Горьковского автозавода, с плавающими Уралами и уникальными КрАЗами, а затем вспомнили самые смелые экспериментальные творения советских конструкторов, которые так и не нашли применения в серийном производстве. Сегодня же речь пойдет о машинах, которые не только выпускались мелкими партиями, но и остаются на ходу по сей день.

Самые передовые вездеходы в Советском Союзе строили отнюдь не для сухопутной армии, как можно было бы предположить, а для Военно-Воздушных Сил страны. С середины 1960-х и до начала 90-х конструкторское бюро Виталия Грачева разработало два поколения и еще несколько уникальных опытных образцов необычных трехосных плавающих машин для поиска и эвакуации экипажей космических модулей.

С развитием космической отрасли появилась острая потребность в надежных транспортных средствах, которые могли бы оперативно обнаруживать космонавтов, приземлявшихся практически в любом уголке необъятной Родины, чтобы затем доставить их в район базирования с оказанием медицинской помощи в пути. Известно, что разработку такой техники инициировал и поддерживал главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Петрович Королев.

original-07-_-_-ok-new_html_53d744e9.jpg

Революционная для своего времени трехосная плавающая машина ПЭУ-1


С конструктивной точки зрения все эти машины были выполнены по классической схеме Грачева с равномерным расположением ведущих мостов, бортовой трансмиссией с гидромеханической или механической коробкой передач, независимой торсионной подвеской крайних колес и водоизмещающим стеклопластиковым корпусом на алюминиевой раме.

Первым таким автомобилем стала поисково-эвакуационная машина ПЭУ, по соображениям секретности не имевшая заводской маркировки. Первое шасси собрали весной 1966 года, партия из пяти машин, принятых на снабжение ВВС в 1969-м, стала основой наземных поисковых частей космической службы. Потом появились две производные модели ЗИЛ-49042 и ЗИЛ-5901, на смену которым затем пришла более совершенная гамма «Синяя птица».

ПЭУ (1966 – 1981 гг.)

В центральной части алюминиевой рамы установки ПЭУ (позднее — ПЭУ-1) размещался 180-сильный двигатель ЗИЛ-375 с гидромеханической трансмиссией, передававшей крутящий момент на бортовые передачи, водометный движитель, гидронасос и лебедку. Передние и задние ведущие и управляемые колеса имели независимую торсионную подвеску. Стеклопластиковый корпус представ­лял собой водоизмещающую оболочку с передней кабиной и задней платформой для крепления и перевозки спускаемого аппарата. Его погрузку и выгрузку обеспечивал трехтонный кран с решетчатой стрелой.


original-07-_-_-ok-new_html_m59e3eb50.jpg

Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1 со штатным краном. 1966 год


original-07-_-_-ok-new_html_m5bca4a0a.jpg

Испытания грузовой поисковой машины с трехтонным поворотным краном


original-07-_-_-ok-new_html_m20fe421.jpg

Испытаний крановой амфибии со стеклопластиковым корпусом на плаву


В 1972 году установку ПЭУ-1 переделали в вариант ПЭУ-1М, оборудованный пассажирским салоном на шесть–восемь человек для эвакуации экипажей многоместных спускаемых аппаратов. Через два года появилась машина ПЭУ-1Б с удлиненной крановой стрелой и ложементом для доставки более крупных спускаемых космических аппаратов.


original-07-_-_-ok-new_html_m35a36566.jpg

Машина ПЭУ-1М для эвакуации экипажей космических аппаратов. 1972 год


original-07-_-_-ok-new_html_m63aa3f65.jpg

ПЭУ-1М с раздельными кабиной и восьмиместным пассажирским салоном


original-07-_-_-ok-new_html_4203272d.jpg

Грузовая поисковая установка ПЭУ-1Б с 5,5-метровым краном. 1974 год



Для повышения проходимости в 1981-м на шасси ПЭУ-1 был собран оригинальный вездеход ПЭУ-1Р с турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ от самолета Ан-25, создававшим дополнительную реактивную силу тяги при движении по труднопроходимой местности и облегчения выхода из воды на влажную илистую береговую линию. В помощь ему сзади на кузове крепили кассеты с пороховыми зарядами. Машина «ошеломляюще легко» преодолевала препятствия, на снегу развивала скорость 44,3 км/ч, на воде — 14 км/ч.


original-07-_-_-ok-new_html_m17142d23.jpg

Амфибия ПЭУ-1Р с реактивным двигателем и 16 пороховыми зарядами


original-07-_-_-ok-new_html_m7103fdae.jpg

На плаву турбореактивная установка ПЭУ-1Р достигала скорости 14 км/ч


original-07-_-_-ok-new_html_5569aa75.jpg

Пробный заезд машины ПЭУ-1Р с опорными лыжами на всех колесах


ЗИЛ-49042 (1972 – 1973 гг.)

В 1972 году СКБ приступило к разработке поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для спасательных служб ВВС. Его возглавил эвакуационный автомобиль ЗИЛ-49042, через несколько лет послуживший конструктивной основой семейства «Синяя птица». Он являлся удлиненной версией модели ПЭУ-1М и снабжался 150-сильным бензиновым двигателем от грузовика ЗИЛ-130 и комфортным салоном для космонавтов с предоставлением им медицинской помощи и достойного отдыха в пути.


original-07-_-_-ok-new_html_m419e23cf.jpg

Опытный образец пассажирской поисковой машины ЗИЛ-49042. 1972 год


original-07-_-_-ok-new_html_43d3662.jpg

Комфортная и вместительная эвакуационная машина с восьмиместным салоном


original-07-_-_-ok-new_html_m9008812.jpg

Подготовка поисковой машины ЗИЛ-49042 к сложным зимним испытаниям


original-07-_-_-ok-new_html_4afa9eb1.jpg

Зимний заплыв на безымянном озере в морозном мареве после снегопада


ЗИЛ-5901 (1970 г.)

Весной 1970 года появилась самая крупная комбинированная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2) с двумя задними двигателями ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. На ней также имелись салон для экипажа и платформа для спускаемого аппарата, который перегружала боковая крановая система. При двукратном повышении мощности проходимость и скорость амфибии увеличились, но одновременно возросли весовые и габаритные параметры, не позволявшие доставлять ее воздушным транспортом.


original-07-_-_-ok-new_html_92891d3.jpg

Самая крупная 360-сильная поисковая машина ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2). 1970 год


original-07-_-_-ok-new_html_m3cd66f6b.jpg

Испытания эвакуационной машины ПЭУ-2 в водоеме полигона 21 НИИИ


original-07-_-_-ok-new_html_20a72d74.jpg

Погрузка спускаемого аппарата при помощи двухбалочного бокового крана



ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1975 – 1991 гг.)

В середине 1970-х СКБ ЗИЛ приступило к созданию комплекса ПЭК-490 для наземных подразделений космических спасательных служб ВВС. Первоначально в него входили два базовых автомобиля разного назначения — грузовой ЗИЛ-4906 с боковой перегрузочной системой и пассажирский ЗИЛ-49061 с 10-местным салоном. Их оборудовали 150-сильным мотором, более простой механической трансмиссией, торсионной подвеской, стеклопластиковыми корпусами и двумя гребными винтами.


original-07-_-_-ok-new_html_m5c4eed68.jpg

Первая версия плавающей грузовой установки ЗИЛ-4906. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)


original-07-_-_-ok-new_html_m488d138a.jpg

Прототип плавающей пассажирской машины ЗИЛ-49061. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)



original-07-_-_-ok-new_html_m311e643a.jpg

Окончательный вариант грузовой машины ЗИЛ-4906 середины 1990-х годов


В 1980 году обе версии автомобилей начали поступать в поисково-спасательные подразделения ВВС, где в процессе эксплуатации за специфическую яркую бело-голубую окраску им присвоили имя «Синяя птица», ставшее официальной маркировкой этой техники.


original-07-_-_-ok-new_html_m284b8dd8.jpg

Испытания грузового эвакуатора ЗИЛ-4906 с макетной нагрузкой


original-07-_-_-ok-new_html_m3a97b10f.jpg

Серийный образец поисково-эвакуационной установки ЗИЛ-4906


original-07-_-_-ok-new_html_m4e460179.jpg

Полностью укомплектованная спасательная машина ЗИЛ-49061. 1995 год


original-07-_-_-ok-new_html_2621cff0.jpg

Окончательный пассажирский вариант с уютным салоном для космонавтов


original-07-_-_-ok-new_html_579e938d.jpg

Демонстрация амфибии ЗИЛ-49061 на полигоне 21 НИИИ (фото автора)



В начале 2000-х годов развитием плавающей серии «Синяя птица» стала сухопутная эвакуационная машина ЗИЛ-49061ГОТ с пассажирским салоном. Ее разработка проводилась с 2001 года под руководством ведущего инженера Евгения Ивановича Прочко. Через два года был собран и испытан единственный образец, получивший имя «Гидроход». Оно указывало на главную особенность машины — редчайшее экспериментальное применение на тяжелом автомобиле гидрообъемной трансмиссии для привода всех колес через бортовые и колесные редукторы. На ней использовались силовые агрегаты ЗИЛ и Detroit Diesel, а также немецкая гидравлика. На машине осталось смонтировать электронную следящую систему, но все работы были прекращены в связи уходом из жизни ее создателя.


original-07-_-_-ok-new_html_29fa2d27.jpg

Уникальный автомобиль ЗИЛ-49061ГОТ с гидрообъемной трансмиссией


original-07-_-_-ok-new_html_m1bdcca52.jpg

Вездеход «Гидроход» на испытаниях в 21 НИИИ. 2003 год (фото автора)


Тем временем в гамму машин «Синяя птица» были введены доработанные версии ЗИЛ-49062 с гидроманипулятором и ЗИЛ-49065 с навигационной системой для оперативного обнаружения места посадки космических аппаратов.


original-07-_-_-ok-new_html_m33a87929.jpg

Первая пассажирская машина ЗИЛ-49065 с навигационной системой. 2006 год



До сих пор все эти машины остаются на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. В общей сложности за 25 лет их собрали порядка 40 экземпляров. Правда, вопрос, кто будет встречать космонавтов после того, как последние «Синие птицы» уйдут на покой, пока остается открытым.

Автор выражает благодарность за предоставление материалов сотрудникам ОГК по спецтехнике АМО ЗИЛ В. П. Соловьеву и к.т.н. Р. Г. Данилову


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
22.04.2016 09:42
Игорь

Могли же когда то...

1

22.04.2016 21:12
Илья Зяблицев

Начали говорить про синюю птицу, но не сказали ни слова про шнекоход? Как так?


25.04.2016 09:09
Миша Квакин

Шнекоходы - хорошая вещь. Особенно если на их основе соорудить речной ледорез...Бомбёжкой чревато заторы пробивать при ледоходе....


23.04.2016 09:43
Игорь Гонцов

Вообще-то не Сергей Петрович Королев, а Сергей Павлович Королев! Только за это нажал "минус". Вас же не называют Евгений Коченев, вместо правильного Евгений Кочнев. Интересно, читаете ли вы комментарии? Потому что на этом сайте нет обратной связи, кроме как писать в комментариях. А статья интересная, мне понравилась.

1

24.04.2016 07:32
Андрей Дьячковский

Совершенно согласен с Игорем Гонцовым, досадная ошибка или опечатка, можно было и без отчества написать о Королеве, и так все его знают по имени и фамилии. Статья понравилась, хочется чтобы разработки таких уникальных машин продолжались


25.04.2016 18:06
tako

Авторы каменты, по ходу, не читают. Королев так и остается Петровичем.Редакторы и корректоры курят бамбук, косяки в статьях появляются регулярно.Давайте попробуем так: Эй, одмин!!!! Одмин, ты меня слышишь?! Вразуми этих пейсальщегов! На тебя вся надежда!Попутно:продам гараж.Продам мопед (не мой)все бабы питера здесь: всебабыпитера-рф

2

25.04.2016 19:41
Артём Соколов

Отличная статья!


03.05.2016 20:23
Данил Андреев

Неплохой агрегат!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings