Красивое близко: техногенное наследие Союза

В наследство от СССР нам достались воспоминания о былой славе, осколки командной экономики, "заточенной" под военные нужды и… тысячи ставших никому не нужными полусекретных объектов. Сегодня изучаем несколько особенно любопытных сооружений под Москвой.

Автор фото: Михаил Гризли

Научно исследовательский комплекс сверх- и ультравысоких напряжений ГНЦ ВЭИ

К северо-западу от Москвы, неподалеку от г. Истра, находится исследовательский комплекс высоковольтных установок Государственного Научного Центра "Всероссийского электротехнического института". Создание этого комплекса началось после войны в 1950-х, а институт был основан в 1921 году.

Установки, стоящие неподалеку от Истры, — это лаборатория научного центра, где генерируются ультравысокие напряжения, проще говоря, молнии. Далее этими молниями "бьют" в различные объекты и изучают, что же получается. Помимо этого, тут есть установка, называемая "генератор грозовых туч". Естественно, настоящую тучу сгенерировать очень сложно (вес тучи составляет несколько сотен тонн). Тут создаются тучки миниатюрные, и электрический заряд в них меньше — все соразмерно. Но зрелище великолепное.


.

скачанные файлы (11).jpg


В комплекс входят несколько установок. Каскад генераторов на 3 МВ (мегавольта), генератор импульсных напряжений (молний) 9 МВ, установка постоянного напряжения 2.25 МВ, универсальный комплекс для испытаний объектов на устойчивость к импульсным электромагнитным полям и комплекс для испытания высоковольтных электровакуумных приборов.


скачанные файлы (10).jpg


В 80-х тут построили здание с куполом, в котором хотели разместить лабораторию по изучению электромагнитных полей, образующихся после ядерного взрыва. Но довести дело до конца не успели — СССР развалился, как, собственно, и купол. Сейчас испытания здесь проводят намного реже, однако объект не является заброшенным.


скачанные файлы (9).jpg


И тут есть на что посмотреть! Особенно интересно, если застать проведение каких-нибудь испытаний. Но это только летом. Установки запускают в сухую и теплую погоду, иначе велик шанс выхода их из строя. Увидев однажды настоящую молнию на расстоянии нескольких десятков метров или рождение грозового облака, с бегающими внутри него электрическими разрядами, можно получить впечатления на всю оставшуюся жизнь. Впрочем, шансов стать зрителем на этом электрошоу немного, так как испытания проходят редко, и в Интернете их расписания никто не выкладывает.


скачанные файлы (8).jpg


Добраться до научно-исследовательского комплекса можно, двигаясь по Новорижскому шоссе до развязки в Давыдовское. Далее сворачиваем направо в поселок, оттуда до Волоколамского шоссе, на котором поворачиваем в сторону Москвы. Едем до поселка Красная Горка, где уходим налево на Почтовую улицу, в конце которой и находится весь комплекс. Вход на территорию, естественно, охраняется, однако охранники зачастую пускают туристов посмотреть на установки.

Координаты 55°55'26", 36°49'10".



Затопленный космопорт

К западу от Москвы в поселке Хлюпино находится недостроенный объект, предназначение которого доподлинно не известно. Большинство считает, что "недострой" является неким военным складом для ракет и прочего военного оборудования, некоторые говорят о нем как о котловане под фундамент какого-то строения, другие — как о бункере, четвертые насмешливо называют его инопланетным космопортом. Последняя версия мне нравится больше всего, так что буду называть объект именно так.


скачанные файлы (1).jpg


Как бы то ни было, строительство космопорта было остановлено в начале 90-х, а так как дренажную систему закончить не успели, то один из двух подземных этажей был полностью затоплен, а второй затонул наполовину.

Вода в строении проточная и довольно чистая — купаться летом можно, но осторожно: кое-где торчит арматура, которую, впрочем, видно, так как вода прозрачная. В некоторых местах встречается и застойная вода, которая, соответственно, сезонами начинает цвести. В этом искусственном водоеме водится всевозможная живность.


скачанные файлы.jpg


Зимой тут можно покататься на коньках — водоем защищен от ветра бетонными стенами строения и окружающим лесом, из-за чего поверхность льда получается довольно гладкой. А если кататься внутри строения, куда снег попасть никак не может, то подо льдом можно увидеть даже мирно плавающих рыб.

Помимо водоема/катка, интересно и просто полазать по "недострою". Главное быть осторожным: некоторые бетонные плиты на надземном этаже сильно качаются, так что каждый шаг должен быть выверенным, а поверхность под ногой предварительно проверена на устойчивость. Для осмотра внутренностей космопорта лучше взять с собой фонарик. Вся постройка навивает жутковатые ощущения, будто попадаешь в постапокалиптический мир или фильм-катастрофу.


скачанные файлы (3).jpg



Добраться сюда можно, двигаясь по Можайскому шоссе до поселка Большие Вяземы, где нужно свернуть на Звенигород по А-107. По этой дороге необходимо проехать поселок Хлюпино, а затем, после ж/д переезда, свернуть направо и сразу еще раз направо. Далее прямо, по главной дороге налево, 170 метров прямо и направо. Дальше едем прямо. Сразу за поселком начнется грунтовка и будет развилка — тут правее — затем встретится еще одна отворотка, на которой снова нужно держаться правой стороны. Грунтовая дорога в этом месте становится еще хуже. По ней останется проехать примерно 200 метров, которые можно пройти и пешком, если не хочется рисковать машиной.

Координаты 55.670559, 36.971581.


скачанные файлы (2).jpg



Последний абзетцер Лопатинского рудника

К юго-востоку от Москвы, в районе поселка Новочеркасское, что под Воскресенском, находится Лопатинский рудник по добыче фосфоритов. Начиная с 1960-х годов тут работали три экскаватора, конструкцию которых не назовешь обычной. Это горные экскаваторы — абзетцеры. Ранее из карьера добывали фосфоритный песок, который затем отправлялся на местный химкомбинат.

С начала 90-х годов выработка практически полностью остановилась, а в 2003 году два абзетцера были распилены. По какой причине третий (самый маленький) остался целым, неизвестно. Возможно, не хватило денег, чтобы распилить и его, однако сейчас он иногда даже запускается. Кстати, питается он электричеством, напряжением в 6 000 В.


скачанные файлы (4).jpg


Этот абзетцер называется Takraf Ers 710, был произведен в ГДР в 1984 году, как и еще два, стоявших тут вместе с ним. Посмотреть на последнего исполина действительно стоит. Агрегат установлен на восьми гусеницах, каждая — в человеческий рост. Выше — кабина, моторные отсеки и поддерживающая стрела.

Высота этой машины — приблизительно 20-30 метров. Длина стрелы-основания, на которой установлен цепной конвейер с ковшами, составляет около 60-70 метров. На стреле располагаются 38 ковшей объемом по 710 литров.


скачанные файлы (6).jpg



Разгрузка ковшей происходит за экскаватором, где песок по конвейеру отправляется в ж/д вагоны. Обычно за абзетцером прокладываются рельсы, по которым эти вагоны и перегоняют. А рядом всегда стоит рельсоукладчик. Также неподалеку есть еще одна интересная штуковина производства уже советского — шагающий экскаватор НКМЗ ЭШ–1170, который срезает верхний, твердый слой почвы и грунта. Передвигается агрегат при помощи двух "ног", расположенных по бокам.

Застать работу этих огромных машин практически не реально. Но даже в стационарном состоянии эти монстры впечатляют. Плюс, если попросить, то охранники проведут внутрь этого чудовища. Кроме горной техники, полюбоваться можно и самим карьером, местом весьма и весьма живописным. Дно карьера затоплено, а берега представляют собой исполинские ступеньки, оставленные ковшами абзетцера.


скачанные файлы (7).jpg



Доехать до рудника можно по Новорязанскому шоссе. На перекрестке уходим налево в сторону Воскресенска по А-108. В самом Воскресенске, после моста через Москву нужно свернуть направо на улицу Горького, по ней прямо до упора — до Советской улицы. Далее прямо, на круговом движении нужен 3-й съезд, откуда едем прямо до поселка Хорлово. В Хорлово сворачиваем направо, через Ёлкино к Новочеркасскому. Оттуда к карьеру ведет грунтовка, которую обычно "не видят" навигаторы, но можно сориентироваться по спутниковым картам.

Координаты 55.269043, 38.845596.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
06.03.2015 19:19
Александр Дергачев

Про все остальные не скажу, а абзецер в летний период работает .фото на страничке вк


06.03.2015 19:19
Александр Дергачев

Про все остальные не скажу, а абзецер в летний период работает .фото на страничке вк


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings