Читайте также

Легендарный Studebaker: в преддверии великого броска

31403 0 0
У наших дедушек и прадедушек марка Studebaker до сих пор вызывает ностальгические воспоминания об американских грузовиках времен Великой Отечественной войны, которые Советский Союз получал из США по договору ленд-лиза. По наследству эти добрые чувства достались нынешним любителям старинных армейских автомобилей, но в их распоряжении оказались чаще всего устаревшие и ошибочные сведения, навеянные былым негласным запретом в СССР на восхваление Запада и банальной безграмотностью как военных шоферов, так и недалеко ушедших от них журналистов и ученых мужей.
 

В этой и двух последующих статьях предлагаем читателям краткий экскурс в историю выпускавшей эти машины компании, написанный на основе солидных и достоверных зарубежных и российских источников. Попробуем оценить вклад этой фирмы в мировую автомобильную историю и технический уровень грузовиков Studebaker US6, их место и роль в Великой Отечественной войне и разберемся, наконец, в их труднопроизносимом наименовании.

Американская картинка «Studebaker в борьбе за мир» из серии плакатов к 75-летию фирмы

Американская картинка «Studebaker в борьбе за мир» из серии плакатов к 75-летию фирмы

Studebaker начинался так

История этой фирмы занимательна и разнообразна, насыщена крупными успехами, серьезными неудачами и шедеврами автомобильного дизайна, но во все времена выпуск военной техники всегда был для нее второстепенной повинностью.

Своим рождением компания Studebaker обязана немецкому роду Штауденбеккеров, в 1736 году приехавшего в Новый Свет из городка Золинген. В Штатах их фамилию постепенно переделывали, доведя ее до наиболее понятного американцам — Стьюдебейкер (Studebaker). В конце XVIII века родился основатель нового поколения Джон Клемент, давший миру 10 детей, в том числе пятерых сыновей. В 1868-м старшие братья Генри и Клемент основали экипажную мастерскую в городке Саут Бенд в штате Индиана, в 145 километрах от Чикаго. Затем к ним присоединились младшие Джон Моллер, Питер и Якоб. Это были как на подбор солидные бородатые мужчины, делавшие всё основательно и неспешно со свойственной им смекалкой и сноровкой. И потому успех им сопутствовал постоянно.

Пятеро братьев Стьюдебейкер в полном составе. Фото конца XIX века

Пятеро братьев Стьюдебейкер в полном составе. Фото конца XIX века

Поначалу братья владели небольшой кузницей, где в течение многих десятилетий строили конные телеги и фургоны, которыми пользовались переселенцы на дикий Запад. Постепенно мастерская выбилась в ранг крупнейших в Америке поставщиков гужевых повозок, но на грани веков появился серьезный и неумолимый конкурент — самодвижущийся безлошадный экипаж.

Высокие гужевые повозки Studebaker в американской армии. 1898 год

Высокие гужевые повозки Studebaker в американской армии. 1898 год

Братья сразу смекнули, что за ним будущее, и неспешно принялись перестраиваться на самоходные повозки. Опыты с ними начались еще в 1897 году, а в 1902-м в автомобильный мир вошла компания Studebaker Corporation. С тех пор прошло еще 40 лет, прежде чем она вплотную занялась массовым производством военных грузовиков.

Лицом к войне: предшественники

Когда в Западной Европе уже вовсю полыхала Вторая мировая, Studebaker получил первый крупный военный контракт на поставку во Францию, Бельгию и Нидерланды 2 000 коммерческих пятитонных машин К25 с 86-сильным бензиновым двигателем Hercules JXK. От серийной продукции они отличались лишь защитной решеткой перед радиатором.

Коммерческий грузовик Studebaker K25 для армий стран Западной Европы

Коммерческий грузовик Studebaker K25 для армий стран Западной Европы

Быстро развивавшийся в Европе военный конфликт заставил руководство компании вплотную взяться за разработку полноприводных армейских грузовиков. В феврале 1940 года в программе появился двухосный 1,5-тонный грузовик K15F с ведущими мостами фирмы Timken.

Первый полноприводный армейский грузовик Studebaker K15F. 1940 год

Первый полноприводный армейский грузовик Studebaker K15F. 1940 год

Видимо, он не сыграл бы существенной роли в истории компании Studebaker, если бы идея добавления к нему второго заднего ведущего моста не привела к созданию 2,5-тонного трехосного варианта K25S с задними двускатными колесами. Неожиданно он произвел сильное впечатление на военное ведомство, с которым в начале 1941-го был подписан контракт на поставку 4 724 машин. Одновременно фирме предложили организовать сборку нового 2,5-тонного армейского автомобиля CCKW-353 корпорации General Motors (GMC).

Первый трехосный 2,5-тонный военный автомобиль Studebaker K25S. 1941 год

Первый трехосный 2,5-тонный военный автомобиль Studebaker K25S. 1941 год

Бросок на войну: грузовик Studebaker US6

В компании Studebaker с обидой восприняли это вызывающее предложение и за короткий срок создали опытные образцы собственного трехосного армейского варианта US6 в четырех базовых исполнениях. Они представляли собой доработанный грузовик K25S с типовой двухместной цельнометаллической кабиной, плоской военизированной облицовкой радиатора и передними прямоугольными Г-образными крыльями.

1 / 3
Прототип полноприводного грузовика Studebaker US6-U4. Конец 1941 года
2 / 3
Испытания первой партии машин Studebaker US6 на полигоне Сухопутных сил США
3 / 3
Скромный интерьер цельнометаллической кабины автомобилей US6

Испытав их в конце 1941 года, управление Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США приняло решение об организации на фирме Studebaker серийного производства упрощенного семейства US6 для поставок по ленд-лизу в государства со слабо развитой дорожной сетью, подразумевая под ними Советский Союз, Китай, Австралию и другие страны. Серийный выпуск автомобилей US6 начался в январе 1942-го, и к концу года Studebaker ежемесячно изготовлял по 4 тыс. машин.

Сборка армейских автомобилей Studebaker US6 на заводе в Саут Бенде. 1942 год

Сборка армейских автомобилей Studebaker US6 на заводе в Саут Бенде. 1942 год

Грузовик US6, относившийся к альтернативной гамме ленд-лиза, считался более скромным дублером машин GMC серии CCKW, а в техническом отношении — их упрощенным вариантом, менее требовательным к дорожным условиям, качеству горюче-смазочных материалов, уровню эксплуатации и обслуживания. С американской точки зрения это был типовой и абсолютно рядовой автомобиль, оказавшийся практически неизвестным в США и странах Западной Европы, так и оставшийся во втором эшелоне автотехники Второй мировой.

Первыми в середине 1941 года появились пробные бортовой грузовик и шасси для надстроек US6-U1 с короткой колесной базой (3 759 мм). Вариант с передней 4,5-тонной механической лебедкой получил индекс US6-U2. Под эгидой Квартирмейстерского корпуса обе машины удачно прошли цикл испытаний и в небольших количествах поступили по ленд-лизу в британские вооруженные силы.

1 / 2
Предсерийный образец Studebaker US6-U1. Середина 1941 года
2 / 2
Короткобазный грузовик Studebaker US6-U2 с передней лебедкой. 1941 год

В массовое производство пошел удлиненный многоцелевой вариант US6-U3 с колесной базой 4 115 мм. При установке лебедки он носил обозначение US6-U4. В зависимости от конкретных условий применения эти машины в разное время комплектовали двумя или только одной фарой, стандартной цельнометаллической грузовой платформой с тентом и двумя–тремя продольными или поперечными откидными скамьями для доставки 24 солдат или многоцелевыми деревометаллическими кузовами с надставными решетчатыми бортами. Их высота находилась в пределах от 350 до 930 мм. Грузоподъемность автомобилей на местности составляла 2,5 т, на шоссе — 5,0 т.

1 / 2
Массовый многоцелевой автомобиль US6-U3 с удлиненной базой. 1942 год
2 / 2
Серийный грузовик Studebaker US6-U4 с передней 4,5-тонной лебедкой

С 1943 года для поставок в жаркие страны эти машины снабжались открытыми кабинами с мягким верхом, полукруглыми выемками вместо дверей, боковыми загородками или брезентовыми фартуками. Над местом командира экипажа можно было смонтировать турельную установку для крупнокалиберного пулемета. Все эти версии параллельно выпускали на заводах компании Studebaker в Саут-Бенде и фирмы REO в Лансинге.

Грузовик US6-U3 с открытой кабиной и пулеметной установкой. 1943 год

Грузовик US6-U3 с открытой кабиной и пулеметной установкой. 1943 год

В 1942–1944 годах компания Studebaker выпускала также пятитонную дорожно-транспортную серию с колесной формулой 6х4, оборудованную типовыми двухместными цельнометаллическими кабинами или открытыми вариантами. В нее входили тентованные бортовые модели US6-U7 без лебедки и US6-U8 с лебедкой, конструктивно идентичные полноприводным версиям за исключением переднего неведущего моста.

1 / 2
Транспортный заднеприводный Studebaker US6-U7 с открытой кабиной. 1942 год
2 / 2
Тропический вариант US6-U7 с брезентовыми фартуками вместо дверей. 1943 год

Главным концептуальным отличием автомобилей US6 от грузовиков GMC CCKW-353 являлся шестицилиндровый двигатель Hercules JXD с низкой степенью сжатия, способный работать на низкосортном топливе и оказавшийся простым, неприхотливым и практичным в эксплуатации. По американской системе SAE его мощность составляла 93 л. с., по европейским нормам — 87 л. с.

Простой и неприхотливый бензиновый мотор Hercules JXD

Простой и неприхотливый бензиновый мотор Hercules JXD

В состав трансмиссии входили пятиступенчатая коробка Warner с последней повышающей передачей, двухступенчатая раздаточная и индивидуальный карданный привод задних мостов Timken с разъемными картерами. На переднем управляемом мосту стояли шариковые шарниры равных угловых скоростей Bendix-Weiss. На автомобиле использовались упрощенная тормозная система, вакуумный усилитель гидропривода барабанных тормозов, задняя рессорно-балансирная подвеска и шестивольтовое электрооборудование.

1 / 2
Мощная монтажная рама с тремя жесткими ведущими мостами Timken
2 / 2
Задняя подвеска на продольных балансирных рессорах

По американским данным, разные исполнения автомобилей US6 развивали максимальную скорость 72 км/ч и расходовали в среднем 38 л бензина на 100 км.

С началом Второй мировой войны небольшая компания REO предприняла слабую попытку получить контракт на поставку 2,5-тонных армейских грузовиков и собрала несколько бортовых машин 23BHRS с 106-сильным двигателем Waukesha, но к тому времени все заказы уже были распределены.

Опытный 2,5-тонный полноприводный грузовик 23BHRS компании REO

Опытный 2,5-тонный полноприводный грузовик 23BHRS компании REO

Единственной возможностью участвовать в исполнении крупных военных заказов оказался контракт на параллельную сборку грузовиков US6 в стандартном или упрощенных вариантах. Это были самые ходовые бортовые версии US6-U3 без лебедки с закрытой или открытой кабиной, чаще всего с одной левой фарой, упрощенными деревянными или деревометаллическими кузовами с низкими бортами. Особых внешних отличий машин REO от продукции Studebaker не было, только на заводской табличке имелась надпись «REO US6». В 1943–1944 годах их собрали 22 204 экземпляра. Эти машины отправляли по ленд-лизу в СССР, Австралию, страны Южной Америки и в Новую Зеландию.

Серийный автомобиль US6-U3, собранный на заводе компании REO

Серийный автомобиль US6-U3, собранный на заводе компании REO

Набор штатных кузовов и надстроек на шасси US6 был менее обширным и более утилитарным, чем на грузовиках CCKW. К ним относились прежде всего закрытые деревометаллические кузова-фургоны ST6 компании Wayne с обрешеченными окнами, которые монтировали на специальные шасси US6-U9 (6х6) с коробкой отбора мощности для привода рабочих органов надстройки. В них размещались механические, сварочные, электромеханические и прочие мастерские, центры ремонта вооружения, мобильные склады запасных частей, радиостанции, полевые кухни и т. д. Использование собственной генераторной станции позволяло широко эксплуатировать электрические инструменты и приспособления.

1 / 2
Специальное шасси Studebaker US6-U9 с закрытым обитаемым кузовом ST6
2 / 2
Механическая мастерская М16А в кузове ST6 с автономным электрогенератором

На головном заводе изготовляли также многоцелевой топливозаправщик US6-U5 со стальной цистерной вместимостью 2 850 л и задним отсеком для насосно-раздаточного оборудования фирмы Heil. В ходе войны для снабжения бензином ленд-лизовских конвоев на магистральных трассах использовалась упрощенная заправочная машина без насосной системы с цистерной эллиптической формы вместимостью 4,5–5,0 тыс. л.

1 / 2
Армейские топливозаправщики US6-U5 с цистернами емкостью 2 850 л
2 / 2
Упрощенная автоцистерна вместимостью до 5 000 л на шасси US6-U3

Серия короткобазных самосвалов с цельнометаллическими грузовыми платформами с задней разгрузкой включала две модели — базовую US6-U10 с лебедкой и упрощенную US6-U11 без лебедки. Им соответствовали два типа самосвалов U12 и U13 с боковой разгрузкой.

1 / 2
Инженерный самосвал US6-U10 с задней разгрузкой и передней лебедкой
2 / 2
Армейский самосвал US6-U12 с боковой разгрузкой и лебедкой

Большую известность приобрел короткобазный седельный тягач US6-U6 (6х4), обычно работавший на дальних транспортных операциях в сцепе с одноосными семитонными полуприцепами с высокими деревянными бортами и двускатными колесами, которые одновременно собирали шесть небольших американских фирм. В опытном порядке был создан двухосный вариант безбортового полуприцепа для перевозки длинномерных грузов.

1 / 3
Седельный тягач Studebaker US6-U6 c одноосным семитонным полуприцепом
2 / 3
Автомобиль US6-U6 с полуприцепом Edwadrs на службе британских ВВС
3 / 3
Дорожный седельный тягач US6-U6 с опытным двухосным полуприцепом

В общей сложности до весны 1945 года фирмы Studebaker и REO собрали 218 863 автомобиля серии US6. Из них на Studebaker пришлось 197 678 машин, в том числе 82 104 единиц с колесной формулой 6х4. Из них подавляющее количество (около 86%) было отправлено по ленд-лизу в Советский Союз.

Живописная сценка, посвященная работе автомобилей Studebaker на Аляске

Живописная сценка, посвященная работе автомобилей Studebaker на Аляске

Небольшая часть грузовиков и тягачей Studebaker осталась в США и служила на Аляске для транспортного обеспечения восточного потока ленд-лиза. Кроме них, порядка 10–15 тыс. готовых машин напрямую из США прибыли в Австралию и потом использовались в сражениях в Малайе и на тихоокеанских островах. Еще 3 462 грузовика поступили в Китай, куда их перегоняли своим ходом через Индию и Бирму.

Эта картинка, видимо, посвящена машинам Studebaker, поступавшим в Китай

Эта картинка, видимо, посвящена машинам Studebaker, поступавшим в Китай

После войны основное внимание компания Studebaker уделяла легковым автомобилям. В области армейской автотехники ее скромными достижениями стали военизированные грузовики серии 3R и опытные образцы машин стандартизованного семейства М35. Ряд последующих неудачных организационных решений и конструкций легковых автомобилей привели ее к банкротству в середине 1960-х.

Несмотря на поставки военных автомобилей Studebaker во многие страны мира, до сих пор сохранилось не так уже много грузовиков US6. Их крайне редко можно встретить в музеях или на зарубежных съездах старинной техники, но и там посетители не обращают особого внимания на эти упрощенные и малоизвестные машины, воевавшие на стороне Советской России.

1 / 3
Заморский Studebaker и наш ГАЗ-АА в музее Белого орла в Кошалине (Польша). Фото автора
2 / 3
Серийный Studebaker US6 на фестивале старинных автомобилей во Франции. Фото автора
3 / 3
Автопоезд с тягачом Studebaker US6-U6 на смотре военной техники в Англии. Фото автора

Автор выражает благодарность за предоставление материалов г-ну Johan van Loon (Нидерланды). Фотографии, не отмеченные особо, — из архива автора.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Дмитрий Кудинов, Mazda: «Производство моторов запустим к июню»

Во время тест-драйва обновлённой Mazda6, проходившего две недели назад во Владивостоке, мы не упустили случая побеседовать с генеральным директором дальневосточного завода Mazda Sollers. Дмитрий Кудинов рассказал нам,…

6 0 0
Статьи / История
Пилот, труженик и Гренадёр: советские внедорожники, не дошедшие до конвейера

Перед вами третья статья из серии об отечественных легковушках единичного изготовления. На этот раз она посвящена неизвестным опытным образцам полноприводных машин, о серийном выпуске которых и тем более продаже в…

7149 0 10
Статьи / Тесты
Стоп, снято: угадываем автомобили из советских кинофильмов

Машины в кино снимаются давно – настолько, что в иных кассовых фильмах они играют главные роли. В популярных советских кинокартинах автомобилей тоже было немало – новых и старых, отечественных и зарубежных, серийных и…

3727 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Golf V с пробегом: вредный термостат АКП и лишь один хороший мотор

Несмотря на солидный возраст, пятый Golf до сих пор выглядит вполне современно. Причём не только внешне, но и с технической точки зрения, и в отношении комфорта. Как это получается у этого Гольфа? Во многом – благодаря…

3728 8 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Golf V с пробегом: злая шутка оцинковки и тот самый Вася

Golf не только стал самой популярной моделью в своём классе, но и даже дал этому классу своё имя. Ну а Golf пятого поколения и вовсе совершил маленькую революцию, будучи настолько лучше предшественника, что европейцы…

12484 13 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Outlander l с пробегом: автоматы для пенсионеров и моторы для стритрейсеров

Было время, когда за эту машину с довольно аскетичным салоном и небогатой комплектации просили достаточно много денег. Правда, тогда она была новой. Сейчас просят намного меньше. Стоит ли покупка своих денег? Всё-таки…

3315 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

46901 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

44639 39 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

32783 17 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

33011 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

20211 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

17255 43 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

37725 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

52980 2 8
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15177 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

64694 25 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

50494 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

49711 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?